Борьба за воздушное пространство на Севере России в годы Гражданской войны

Бой на Северной Двине. Картина
А.Лашков
Алексей ЛАШКОВ, кандидат исторических наук, доцент

Продолжение, начало в № 2-2017

К весне 1919 г. активность воздушного флота Северной области заметно возросла. В период с 23 по 30 марта на Северо-Двинском и Архангельском направлениях было отмечено появление пяти самолетов бело-союзной авиации, проведших одну бомбардировку и один пулеметный обстрел живой силы красных войск1. В двух случаях по ним открывался зенитный огонь. Ранее, в начале января, в состав 18-й стрелковой дивизии (Архангельский район) был включен Путиловский железнодорожный зенитный дивизион (4-батарейного состава)2. 1-я и 2-я батареи имели на вооружении 76,2-мм орудия обр. 1914 г. системы Путиловского завода, установленные на железнодорожные платформы3.
3-я зенитная особая железнодорожная батарея была вскоре возвращена в Петроград4. 4-я батарея была официально переименована в «3-ю противосамолетную легкую батарею», вооруженную 76,2-мм орудиями обр. 1902 г.5 Также было принято решение о переводе с фронта 2-го МИАО в состав воздушной обороны г. Петрограда. Но уже к началу марта 1919 г. по решению УМА он был расформирован6.
В качестве мобильных подразделений (в т. ч. решавших задачи зенитной артиллерии), в составе 6-й ОА в районе г. Архангельска было задействовано несколько бронепоездов: №№ 20, 37, «Зенитка» и «Красный моряк». Они активно использовались в боях до середины ноября 1919 года.
В том же месяце в командование бело-союзнического дивизиона, дислоцированного на аэродроме в Двинском Березнике, вступил полковник К. Ван дер Спай (Kenneth Reid van der Spuy)7. Вследствие его необдуманных действий в течение месяца произошло несколько аварий, приведших к смертельным случаям. 5 марта в результате плохих погодных условий погиб экипаж самолета «Сопвич» (военлет Кропинов и наблюдатель – мичман Смирнов)8.
Позднее, 24 апреля, во время группового полета вдоль р. Вага из-за остановки мотора аппарат Сопвич «Кэмел» К. Ван дер Спая был вынужден опуститься в расположении красных войск, сам полковник был взят в плен. В командование Двинского авиационного дивизиона вступил майор Карр. Новым начальником Славяно-Британского авиационного корпуса стал полковник Грей9. Заметно обновился и самолетный парк авиакорпуса. Весной 1919 г. в г. Архангельск поступила крупная партия новых английских самолетов, в том числе: 21 «Де Хэвилленд» DH. 9, 9а, 12; 15 истребителей «Сопвич Снайп»; несколько «Ариэйтов» и 6 учебно-тренировочных самолетов «Авро-504»10. Последние были распространены в английских авиационных школах и обладали «при небольшой скорости горизонтальной весьма солидной скоростью подъема …»11.
Это обстоятельство позволило сформировать три дивизиона двухотрядного состава (один русский и два английских). Заметно усилилась активность бело-союзнической авиации. Все чаще красным пилотам приходилось организовывать дежурство в воздухе или вылетать по тревоге на перехват вражеских самолетов. 23 мая военлет 18-го РАО С.Ф. Смирнов12, пилотируя «Ньюпор-23» (№ 4275), предпринял попытку атаковать неприятельский одноместный «Сопвич» в районе с. Усть-Важское. Но, вследствие отказа бортового пулемета, воздушный бой не состоялся13. 31 мая военный летчик Смирнов вновь поднялся на перехват воздушного противника и вступил с ним в бой на высоте более 3000 м. По белому двухместному «Сопвичу» было выпущено до 30 патронов (стрельба прекращена из-за отказа пулемета). Ответным огнем советский самолет получил незначительные повреждения: «Неприятельская пуля попала в цилиндр, пробив поршень, и помяла стенки соседнего цилиндра» 14. Позднее красный летчик С.Ф. Смирнов был награжден орденом Красного Знамени.
Заметно активизировала свою деятельность и воздушная оборона союзнических войск. В отличие от советской 6-й отдельной армии, в войсках Северной области отсутствовали штатные зенитные подразделения. Основная нагрузка ложилась на полевую артиллерию, пулеметные команды (сухопутные, морские и речные) и пехотные подразделения. В результате периодических обстрелов с земли красных летчиков, отдельные командиры авиаотрядов 6-й ОА выступали с предложением не совершать полеты во вражеский тыл далее 11 км (от передовой линии) и не опускаться ниже высоты 1,5 – 1 км (за исключением особо важных случаев)15.
6 мая 1919 г. самолеты «Фарсаль» (№ 2026, военлет Макаров и наблюдатель Корстнев) и Ньюпор-23» (№ 2689, военлет П.А. Пентко16) 2-го авиаотряда при перелете линии фронта были обстреляны артиллерийским огнем. В районе неприятельского аэродрома, подвергшегося бомбардировке, красное авиазвено атаковал дежурный белый истребитель (бимоноплан).
Пентко вступил с ним в воздушный бой и «после [пулеметного] обстрела неприятельский самолет быстро пошел вниз, и больше его не было видно ни в воздухе, ни на аэродроме»17. За этот «подвиг» (факт уничтожения вражеского аппарата так и не был установлен) красный пилот позднее был удостоен ордена Красного Знамени (приказ РВСР 1920 г. № 208).
Через день в ходе бомбардировки речных судов (два парохода) в устье р. Ваги «Ньюпор-23» военлета С.Ф. Смирнова был обстрелян из судовых орудий (выпущено три снаряда)18. 25 мая красный летчик вылетел на перехват неприятельского корректировщика артиллерийского огня. В районе Усть-Важского он встретил белый «Сопвич» (двухместный), который, не вступая в бой, поспешил скрыться. При возвращении на свой аэродром, Смирнов предпринял попытку атаковать другой вражеской аппарат. Последний также уклонился от боевого столкновения19.
При совершении вылетов в тыл противника в большинстве случаев красные пилоты сталкивались с активными действиями белой противовоздушной обороны. Так, в течение марта – октября 1919 г. летный состав 2-го и 18-го авиаотрядов 6-й советской ОА восемь раз подвергался артиллерийскому и ружейно-пулеметному обстрелу в прифронтовой зоне противника20.
К концу мая на «речном» фронте красные оборудовали два новых аэродрома (в районе рек Северная Двина и Вага), что позволило создать надежный воздушный заслон относительно тихоходным бело-союзным аппаратам типа «Сопвич полуторастоечный» и «Ариэйт» RE. 8. В одном из воздушных боев с советскими истребителями был серьезно поврежден самолет поручика П.Ф. Бабенко 21.
В это период советская авиация вновь перешла к активным действиям. В течение мая месяца (4, 7, 16, 18, 22 и 26 мая) красные летчики производили исключительно воздушную разведку, с 31 мая по 17 июня – преимущественно защитные полеты истребителей. В целом, в ходе кампании 1919 г. было выполнено 40 боевых вылетов (табл. 1).

Деятельность красной авиации на Северном фронте за кампанию 1919 г.22

Число летных дней Число полетов Число налетов Число сброшенных бомб Примечание
19 40 24 40 Противнику потерь нанесено не было

С целью завоевания оперативного господства в воздухе руководство Славяно-британского авиационного корпуса (по инициативе подполковника А.А. Козакова) приняло решение совершить групповой налет на красный гидроаэродром на станции Пучуга (Северная Двина) с высадкой десанта. Из 13 аппаратов в налете приняло участие 11.
Быстро снижаясь, самолеты сбрасывали бомбы на аэродром и обстреливали его из пулеметов. Ангары загорелись раньше, чем красные гидропланы успевали взлетать. Открытый с канонерской лодки и сторожевых катеров артиллерийско-пулеметный зенитный огонь оказался малоэффективным. По мнению авторов книги «Военлеты погибшей империи. Авиация Гражданской войны» (2008 г.), в результате налета было повреждено четыре самолета (2 сухопутных и 2 морских)23. Однако документы, касающиеся деятельности Онежской флотилии за 1919 г., указывают на тот факт, что в ходе налета бело-союзнической авиации частично были повреждены и уничтожены 11 красных гидросамолетов, а также сожжены все походные ангары24.
По признанию советских исследователей, весь наш воздушный флот (на Двинском фронте) был выведен из строя25. Английское командование придавало большое значение этой воздушной победе. Она была достигнута, по сути, за счет более совершенных типов самолетов, лучшего вооружения и большого запаса горючего (чистого бензина). Красная авиация явно уступала противнику. Аппараты, присылаемые на пополнение, требовали полной переборки и пригонки всех частей. Механики работали буквально дни и ночи и, несмотря на это, готовых к действию аппаратов редко бывало больше двух26.
Позднее четыре красные летающие лодки типа М-20 в сопровождении двух истребителей «Ньюпор» совершили групповой ночной налет на аэродром и корабли противника. На аэродроме приняли самолеты за свои. Красные пилоты без помех вышли на цель и отбомбились. От взрывов бомб на аэродроме возник пожар. Несмотря на запоздалый беспорядочный зенитный огонь, воздушная группа благополучно вернулась в распоряжение своих войск27. В ходе налета среди других отличился военлет 18-й РАО Н.С. Мельников. Ранее он неоднократно совершал боевые вылеты, часто с риском для жизни. 2 июля в ближнем тылу противника его самолет попал в плотную зенитную завесу, самолет получил серьезные повреждения. Красный летчик, получивший легкие ранения, сумел спланировать на свой аэродром и посадить разбитый аппарат. Уже на следующий день Н.С. Мельников вылетел на очередное задание в тыл врага. Приказом РВСР от 26 ноября 1919 г. № 326 он был награжден орденом Красного Знамени29.
Также были отмечены активные действия белых и английских летчиков и по судам красной Северо-Двинской речной флотилии. В одном из налетов с участием пяти самолетов (19 июня) прямым попаданием 250-фунтовой бомбы была серьезно повреждена «Плавбатарея № 5» (крупная речная баржа с двумя 152-мм морскими орудиями)30. В ходе ее буксировки в тыл она затонула у острова Селец. При отступлении из-за невозможности срочно снять орудия баржа была взорвана31.
На следующий день состоялся повторный воздушный налет, поддержанный артиллерией английских канонерок32. Самолеты в период с 16 до 22 часов совершали постоянные атаки, деморализующе действовавшие на команды советских речных судов. В результате авиаударов было повреждено 4 больших и 5 мелких буксиров33.
Всего в ходе кампании 1919 г. бело-союзная авиация выполнила 347 боевых вылетов (табл. 2).

Деятельность союзной авиации на Северном фронте в кампании 1919 года28

Число летных дней Число полётов Число налетов Число сброшенных бомб Нанесенные потери моряков Уничтожено

Повреждено

убито

ранено

Аэропланов

Судов

Плав. батарей

Катеров

Аэропланов

Судов

Плав. батарей

Катеров

100

347

265

1325

21

60

2

1

1

10

11

Помимо обновления своего самолетного парка, английское командование предприняло шаги по совершенствованию средств поражения. В мае 1919 г. из Англии в распоряжение командования британского экспедиционного корпуса на севере России поступило 50 тысяч дымовых шашек, снаряженных адамситом (соединением на основе мышьяка, которое в виде аэрозоля легко проникало через противогазы и раздражало носоглотку). Из-за секретности они носили кодовое название «М-девайс».
Учитывая их низкую эффективность при использовании в сухопутных боях, было принято решение переделать шашки в «ядовитые свечи» для сброса с аэропланов. В артиллерийской мастерской в г. Архангельске и на вспомогательном военном корабле «Циклоп» было налажено их производство и изготовлено 1,5 тысяч «М-бомб». 4 сентября химические новинки (с фосфорной начинкой) были опробованы в боевой обстановке при воздушной бомбардировке позиций 481-го советского стрелкового полка.
В налете участвовало шесть самолетов типа DH. 9 (по 50 бомб на каждом борту). В результате бомбардировки район д. Усть-Поча (на берегу оз. Свиное) был накрыт ядовитым облаком. Тем не менее, английская авиационная группа подверглась обстрелу с земли, по некоторым сведениям – причинив серьезные повреждения одному из «Де Хэвиллендов». 15 химических бомб было сброшено на д. Вихтово (восточнее Архангельска), вызвав панику гарнизона, разбежавшегося по лесу34.
Последствия воздушного налета нашло отражение в Журнале военных действий 6-й ОА: «… 4 сентября противник обстрелял расположение 481 стрелполка в районе д. Усть-Поча из 6 орудий, причем самолеты противника корректировали стрельбу. Один из самолетов, окутанный дымом, по невыясненной причине снизился в районе д. Прилуцкая. В течение дня 4 сентября самолетами противника сброшено на наше расположение до 100 бомб, из коих большая часть с удушливыми газами. У нас убит – 1, ранен – 1, отравлено газами несколько человек, убито 2 лошади и одна ранена…»35. Результаты химической атаки оказались малоэффективными. Всего за август-сентябрь было отмечено не менее десяти случаев их сброса из самолетов36.
Активно участвуя в боевых действиях, Славяно-Британский авиакорпус нес потери в личном составе и технике. Согласно оперативной сводке штаба 6-й советской отдельной армии (от 25 июня 1919 г.) «21 июня на Северо-Двинском направлении нами сбит английский самолет, упавший в нашем расположении… самолет сбит в районе д. Троицкой. Летчик убит»37. Погибшим оказался английский пилот-истребитель Найт. Через несколько дней красным в качестве трофея достался гидросамолет из состава белого Двинского гидроотряда, совершившего вынужденную посадку в тылу советских войск. Экипажу удалось скрыться.
14 июля зенитным огнем был сбит английский аппарат «Фэйри IIIC». Пилот не смог дотянуть до своих и приводнился на территории (водной поверхности), подконтрольной красным частям. Экипажу (лейтенант Маршалл (Marshall) и Лэнсдоун (Lansdown) удалось скрыться38, самолет стал трофеем РККА39.
10 августа в ходе очередного группового налета на красные речные суда, при потере ориентировки один из самолетов «Де Хэвилленд» DН 9 сел в неприятельском тылу. Английский пилот капитан Д’Арси Леви (D’Arey Levi) при оказании сопротивления был убит (по другой версии – застрелился), механик Бэгг (Begg) попал в плен.
Тем не менее, в своем докладе командующий Морскими силами [Советской] Республики Е.А. Беренс в рапорте от 19 августа 1919 г. на имя главкома (С.С. Каменева) признавал факт безраздельного господства в воздухе белой авиации на всем Архангельском участке фронта, что заметно осложняло деятельность красных авиаторов.
28 августа военлет 2-го РАО Макаров, совершавший на «Фармане» бомбардировку неприятельских объектов, был атакован вражеским истребителем. Летчику с трудом удалось оторваться от преследования.
5 сентября над станцией Емца на «Ньюпор-17» в схожую ситуацию попал другой летчик того же отряда – П.А. Пентко. В результате обстрела со стороны неприятельского «Снайпа» трассирующими пулями фюзеляж самолета в нескольких местах оказался пробит, одна из пуль угодила в шлем пилота. Летчик чудом остался в живых40. 11 сентября Пентко вылетел на перехват неприятельского самолета и вступил с ним в воздушный бой, в ходе которого в результате пулеметного обстрела аппарат красного пилота получил серьезные повреждения (пробиты плоскости, фюзеляж в нескольких местах и шасси)41. Однако летчику удалось успешно посадить самолет на свой аэродром.
В течение первой половины сентября 1919 г. летчики 2-го авиаотряда, приданные 18-й стрелковой дивизии, 7 раз осуществляли вылеты на перехват самолетов противника42.
При этом бело-союзная авиация продолжала периодически бомбить военные объекты красных частей. 11 августа она атаковала советские канонерки Северодвинской речной флотилии, сбросив на них около 60 бомб (без особого результата)443.
Для борьбы с неприятельской авиацией командование 6-й ОА активно использовало артиллерию (54 орудия) и пулеметы (371 единица)44. Также с целью защиты объектов Северодвинского района от нападения с воздуха из специальных средств на конец июня 1919 г. имелось: два легких 76,2-мм орудия, «установленных на берегу, и два зенитных орудия, установленных на пароходах»45. Аэродромная сеть преимущественно прикрывалась пулеметными расчетами. 17 июня бело-союзная авиация при пересечении линии фронта оказалась под сильным зенитным огнем красных войск, что затруднило ей решение поставленных задач. В то же время имевшиеся случаи снижения самолетов противника для проведения бомбоштурмовых ударов по объектам красных до высоты 20-50 м (19 и 20 июня) заставили главнокомандующего всеми вооруженными силами Республики назначить официальное расследование по данным фактам и привлечь «виновных к ответственности»46.

Продолжение следует


  1. РГВА. Ф. 188. Оп. 3. Д. 781. Л. 160.
  2. Северный фронт. Борьба советского народа против иностранной военной интервенции и белогвардейщины на советском Севере (1918-1920) / Документы. М. 1961. С. 277 – 278.
  3. Приказы по войскам VI армии 1919 г. №№ 44/сек. и 68/сек.
  4. РГВА. Ф. 190. Оп. 2. Д. 379. Л. 18.
  5. Приказ по войскам VI армии 1919 г. № 81/сек.
  6. РГВА. Ф. 190. Оп. 7. Д. 7. Л. 128..
  7. Кеннет ван дер Спай [1892 – 05.1991], английский военачальник, военный летчик, генерал-майор. Окончил Королевский аэроклуб (1914). Командир Двинского авиационного дивизиона (03 – 04.1919). С апреля 1919 г. по апрель 1920 г. находился в советском плену. По окончании Гражданской войны в России возвратился в Англию, позднее переехал в ЮАР.
  8. Куликов В. Славяно-британский авиакорпус на Севере России. С. 2.
  9. Там же.
  10. Хайрулин М.А., Кондратьев В.И. Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне. С. 126.
  11. Лейцингер А. Воздушный флот противника. Бело-английская авиация на Архангельском фронте // Вестник Воздушного Флота. 1921. №№ 1 – 2. С. 32.
  12. Смирнов Сергей Федорович [1892 – ?], советский военный летчик. Окончил авто-авиамоторные курсы, Гатчинскую военную авиационную школу (1917), школу высшего пилотажа (1918), Военно-воздушную инженерную академию им. проф. Н.Е. Жуковского. В годы Гражданской войны в России: летчик 18-го разведывательного авиаотряда (1919), авиаотрядов Южного и Юго-Западного фронтов (1919 – 1920). Участник Советско-финляндской и Великой Отечественной войн. В 1940-е гг. на преподавательской работе.
  13. РГВА. Ф. 188. Оп. 3. Д. 781. Л. 282.
  14. Там же. Л. 325.
  15. РГВА. Ф. 188. Оп. 3. Д. 781. Л. 354
  16. Пентко Петр Александрович [1(13).01.1889 – ?], российский (советский) военный летчик. Окончил Михайловское артиллерийское училище (1910), Севастопольскую военную авиационную школу (1917), Академию ВВФ РККА им. проф. Н.Е. Жуковского (1924). В 1-ю мировую войну в артиллерии (1914 – 1916), офицер-наблюдатель авиаотряда (1916 – 1917), штабс-капитан. В годы Гражданской войны в России и в послевоенный период (до 1927) на летной работе.
  17. РГВА. Ф. 188. Оп. 3. Д. 781. Л. 251.
  18. Там же. Л. 237.
  19. Там же. Л. 264.
  20. Там же. Л. 83 – 454.
  21. Бабенко Петр Федорович [1894 – 11.02.1961], русский военный морской летчик, поручик по Адмиралтейству. Окончил курсы, позднее – филиал Петроградской Офицерской школы морской авиации (ПШМА, 1917). В 1-ю мировую войну: охотник 2-го разряда, старший унтер-офицер Чудского гидроавиационного отряда (1917), член отрядного совета. Инструктор Ораниебаумского филиала ПШМА (с 10.1917). В годы Гражданской войны в России: командир Беломорского гидроавиаотряда (с 08.1918). Позднее в белых частях Северной области: летчик Славяно-Британского авиационного корпуса (1919); в ВСЮР: летчик 4-го, позднее – 7-го авиаотрядов; в Русской Армии: в авиационном отряде им. полковника В.П. Козакова (до 11.1920). В эмиграции (США).
  22. Годовой отчет деятельности Онежской флотилии за 1919 г. Дело II–го Отд. Центрального архива № 9. Общ. Инв. № 1690. С. 88.
  23. Кондратьев В., Хайрулин М. Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне. С. 131.
  24. Гражданская война в России: Война на Севере. М.- СПб. 2004. С. 507.
  25. Годовой отчет деятельности Онежской флотилии за 1919 г. С. 102.
  26. Там же.
  27. Иванов П.Н. Крылья над морем. М.: Воениздат. 1973. С. 25 – 26.
  28. Годовой отчет деятельности Онежской флотилии за 1919 г. С. 94
  29. Жизнь Красного Воздушного Флота // Вестник Воздушного Флота. 1921. №№ 1 – 2. С. 30.
  30. Куликов В. Славяно-британский авиакорпус на Севере России. С. 4.
  31. Северный фронт. Борьба советского народа против иностранной военной интервенции и белогвардейщины на советском Севере (1918 – 1920) / Документы. С. 195.
  32. Кондратьев В., Хайрулин М. Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне. С. 132.
  33. Северный фронт. Борьба советского народа против иностранной военной интервенции и белогвардейщины на советском Севере (1918 – 1920) / Документы. С. 196.
  34. Бобков А. Удушающие газы Гражданской войны. Северный фронт. Пинега. // Сайт «Скепсис»: http scepsis.net /library/id_3450html.
  35. РГВА Ф. 188. Оп. 3. Д. 197. Л. 131об.
  36. Заяц Н., Бобков А. Запах гнилых яблок и свежего сена. Химическое оружие в Гражданскую войну // Родина. 2013. № 5. С. 98.
  37. РГВА Ф. 188. Оп. 3. Д. 781. Л. 348.
  38. По одной из версий, британские авиаторы могли погибнуть, заблудившись в тайге и непроходимых болотах.
  39. Кондратьев В., Хайрулин М. Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне. С. 140.
  40. Там же. С. 136 – 137.
  41. РГВА. Ф. 188. Оп. 3. Д. 781. Л. 448.
  42. Там же.
  43. Северный фронт. Борьба советского народа против иностранной военной интервенции и белогвардейщины на советском Севере (1918 – 1920) / Документы. С. 209.
  44. РГВА. Ф. 6. Оп. 4. Д. 218. Л. 19.
  45. Там же. Л. 4.
  46. Там же. Л. 5.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика