HeliRussia 2017. «Эхо сердца»

HeliRussia 2017
Е.Матвеев
Евгений Матвеев,
кандидат технических наук, старший научный сотрудник
Есть у меня традиция. Накануне очередной нашей вертолетной выставки приходить к бюсту М. Л. Миля, что на Жулебинском бульваре в Москве. Посидеть. Помолчать. Подумать. По стечению обстоятельств, в этом году наши «диалоги с Милем» пришлось заменить «ультразвуковым исследованием сердца». В ходе «процедуры» пришла мысль, что выставка — это не только зеркальное отражение, но еще и «эхо сердца». Здесь каждый из пристрастных к ее тематике может найти в своем сердце отклик отражениям нашего вертолетного хозяйства.

25 мая 2017 года в Москве, в «Крокус Экспо», открылась 10-я по счету Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia. Открытие юбилейной выставки совпало с двумя знаковыми событиями. Первое — на Дальнем Востоке, в славном городе-вертолетостроителе Арсеньеве состоялся первый полет нового среднего вертолета Ка-62 (возраст долгожданной программы более 25 лет). Второе — в Орловской области произошла авария старого винтокрылого труженика ООО «Газпромавиа» Ка-26 RA-19552 (дата изготовления 26.12.1974 года, срок службы вертолета более 40 лет). Рождение — в 25, авария — после 40! Самая красноречивая характеристика нашего вертолетного хозяйства.

Что можно было увидеть на юбилейной?

На выставке были представлены 23 вертолета (14 типов, см. таблицу). На традиционный вопрос, который мне задают, «что нового?», не находил ответа.

Рассматривая старые фотографии предыдущих выставок, ловил себя на мысли, что эти вертолеты уже были на прежних HeliRussia (Ми-38–2 ОП3, Ми-171А2, «Ансат», AS350B2/B3, EC145, AW139 R44/R66…). Ничего нового, те же вертушки, те же экспонаты, те же организаторы, те же участники. В подавляющем своем большинстве — это бывшие в употреблении вертолеты, «выставленные на продажу». Изменилось лишь расположение. Содержание осталось прежним. Повторение не только «мать учения», но и двигатель рекламы. Пока накручивал круги по залам, рассматривая вертолеты, в поисках эха, казалось, что со всех сторон доносилось: «Купите, купите — вертолет, инвестируйте в прототип, спонсируйте идею»… Словно на ярмарке! Выставка превратилась в торговую площадку. Площадку для привлечения средств и продажи, в основном, зарубежных машин. Сроки выхода на рынок отечественных программ затягиваются. Поэтому закономерно, что бывшие в эксплуатации вертолеты соседствовали с долгоиграющим проектами и неожиданными идеями. Будущее прорывалось на торговую площадку невероятными концептами, которые появляются из ниоткуда и исчезают в никуда. Если это будущее, то у вертолетов нет будущего.

Эпоху «золотых» вертолетов сменила бесконечная модернизация, громкие катастрофы новых вертолетов (Airbus H225, Leonardo AW609, Bell525) и падение спроса на средние/тяжелые вертолеты… По словам ведущего специалиста мирового вертолетного рынка Ричарда Абулафия: «Это не только риски, связанные с новыми машинами и сложностями их разработки. Это трудности гражданского рынка, особенно в секторе тяжелых, дорогих машин. Рынок рухнул и не показывает никаких признаков восстановления. Все это охлаждает желание производителей инвестировать в новые концепции и продукты. Возможно, благодаря военным программам (Future Vertical Lift), у нас есть шансы увидеть новые вертолетные технологии, но есть большие сомнения, что эти технологии ретранслируются на гражданский сектор отрасли»…

Что можно было услышать на юбилейной?

В Москву не приехали первые лица мирового вертолетостроения. Лидеры «про-санкционировали» юбилейную выставку. Что касается деловой программы, конференция «Рынок вертолетов: реалии и перспективы» представила собственный срез информации по состоянию отечественного рынка вертолетной техники. Круглый стол «Эксплуатация и послепродажное обслуживание вертолетов российского производства: состояние, проблемы и пути решения» попытался поднять проблемы эксплуатации вертолетов, особенно не погружаясь, предлагал, в основном, электронные решения. Межведомственная научно-практическая конференция «Санитарная авиация и медицинская эвакуация» в очередной раз обсудила достижения, перспективы и возможности развития санитарной авиации в России. Интерес вызвал семинар «Безопасность полетов легких вертолетов» и конференция «Организация, оборудование и эксплуатация вертолетных площадок». В целом, деловая программа подтвердила увиденное. Рынок рухнул. Инвестиции исчезли. В погоне за инвестициями рынок захлестнули предложения бывших (в эксплуатации) вертолетов. Новые концепции (медицинская программа) нацелились на бюджетные средства. Основная борьба развернулась вокруг бюджета.

Ожидания не оправдались

Они и не могли оправдаться. Нужно реально смотреть на вещи. А реальность такова. Несмотря на солидный возраст и перекос в сторону тяжелых вертолетов, численность и структура парка РФ после 2014 года практически не меняются. Число летающих вертолетов, как отечественных, так и зарубежных, в течение двух последних лет сокращается. Вместе с численностью сокращается налет и интенсивность использования вертолетов. В то же время Ми-8Т остается основной «рабочей лошадкой» — в 2016 году это не менее 581 летающих из 938 вертолетов отечественного производства. А налет Ми-8Т по-прежнему составляет основу — 264 481 час (это более 70%). Семейство Ми-8, словно «лакмусовая бумажка», отражает состояние нашего вертолетного хозяйства.

Начиная с 2010 года, налет семейства Ми-8 увеличивался хорошими темпами: в 2011 году + 6,1%, в 2012 году + 2,4%. В 2013 году появились первые признаки падения — (– 1,5%). В 2014 году налет упал (– 8,9%). В следующем, 2015 году, наметился повод для оптимизма (+5,2%), однако уже в 2016 году рост затормозился.

На этом фоне сохранилась позитивная тенденция — постепенное увеличение вклада вертолетов Ми-8АМТ/МТВ (с 25,2% в 2010 году до 32,3% в 2016%). К сожалению, сертифицированные Ми-171 так и остались «вне игры». Интенсивность использования «старых» Ми-8Т, напротив, осталась на высоком уровне. «Тэшка» по-прежнему уверенно занимает первое место (455 часов на вертолет в 2016 году). Это высокий показатель и для многих других типов вертолетов, в том числе и для зарубежных моделей, на сегодня он не достижим. Вклад иностранных вертолетов в общее дело не увеличивается и остается на уровне 9% налета. При этом Ми-8Т демонстрируют достаточно высокий уровень безопасности полетов. По материалам доклада Осипова Н. Д., в период 2007–2016 гг. налет Ми-8Т на смертельное ранение составил 270 270, для сравнения, у Ми-8АТВ/МТВ за аналогичный период вдвое меньше — 117 650. Нельзя пройти мимо невысокой загруженности вертолетов: у Ми-8Т в среднем 11,3 человек против 9,57 у Ми-8АМТ/МТВ при выживаемости — 73,2% против 56%.

В целом, состав и структура парка не меняются, использование вертолетов сокращается, вместе с падением цен на нефть падает рынок вертолетов без признаков скорого восстановления…

Если одним словом описать это состояние — «отлив». HeliRussia 2017 стала отражением «отлива». Игроки замерли в ожидании «прилива» заказов, налета, вертолетных услуг и услуг сервиса, ремонта, обучения… Юбилей не стал поворотной точкой для изменения курса. Правда, нужно оговориться, что российский рынок вертолетов рухнул вместе с мировым. Западные производители, сделавшие упор на усложнение техники, не сумели добиться успеха. Внешние факторы заставили вертолетостроителей пойти на опережение. В результате, предложение новых моделей захлестнуло спрос.

Нас ожидают сложные времена

И десятилетие восстановления. Единственная надежда «остаться на плаву» — государственная поддержка и крупные инвесторы. В этих условиях государство должно вкладывать средства стратегически выверено, максимально эффективно, с учетом не отдельных элементов, а всей системы реализации жизненного цикла изделий от разработки до утилизации. Для повышения эффективности использования средств необходимо возвращать науку. Выставка показала — «ручное» управление не справляется. «Отлив» порождает непроработанные проекты и сиюминутные решения. В нашей истории не раз принимались решения, «ставившие крест» на той или иной программе, а спустя годы мы «кусали локти». Необходимо включать мозги. Заставлять себя думать. Выставка показала отсутствие цельной, продуманной вертолетной стратегии. Есть лишь фрагменты, идеи, которые раскручиваются в интересах отдельных групп лиц. Идеи устраивают, как бизнес-проекты, но не отвечают интересам вертолетной державы. Сегодня вертолетостроение оказалось перед необходимостью решения серьезных проблем.

Финал

Во время разлета вертолетов после завершения выставки HeliRussia 2017 произошел инцидент с вертолетом «Ансат» RA-20005. В ходе запуска (в окружении вертолетов и зрителей) появился посторонний шум и возникла тряска. Причина тряски — банальна, после выкатки из выставочного зала установили одну из лопастей несущего винта «задом наперед» (развернули лопасть на 180 градусов). Несмотря на юбилейный статус выставки и особое местоположение площадки взлета — рядом со столичным МКАДом, профессиональный уровень и ответственность исполнителей и контролирующих лиц оказался на «нулевом» уровне…

Вот такое от юбилейной HeliRussia «эхо сердца» получилось.

Фото с сайта:
http://www.helirussia.ru

ВЕРТОЛЕТ

ВЛАДЕЛЕЦ

ПРИМЕЧАНИЕ

Ми-38-2 ОП3 38013

ВР

Опытный прототип

Ми-171 А2

ВР

Опытный прототип

«Афалина»

Опытный прототип

«Ансат» RA-20001 транспортный

РВС

б/у

«Ансат» многоцелевой

ВР

«Ансат» медицинский

ВР

«Ансат» с оборудованием АО «РПБК»

Bell407 GXP

Собран УЗГА

AW139 RA-1996

Ростех

б/у

AW109

б/у

AW119 RA-01910

б/у

AS350B2 RA-04099

Heliatica

б/у

AS355NP RA-07253

Heliatica

б/у

AW119 MK II Koala RA-01999

Heliatica

б/у

R44 RA 04236 Raven I

Heliatica

б/у

R66 RA-06394

Heliatica

б/у

R44 Raven II RA-04294

Heliatica

б/у

R66 RA-05802

Частный владелец

б/у

AS355NP RA-04053

Частный владелец

б/у (внешняя подвеска,
складывающиеся
лопасти НВ)

ЕС145 RA-01887

МАЦ

б/у

Safari 400

Частный владелец

б/у

R66 RA-07352

Heliports

б/у

AS350 B3 RA-07272

Heliport

б/у

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика