-Встреча в ходе фестиваля «Эстафета поколений».

Накануне празднования дня Победы в московском Центральном офицерском клубе Воздушно-космических сил России прошло большое творческое мероприятие молодёжных патриотических объединений, ветеранов войны, труда и военной службы.

 Встреча-смотр проводилась в рамках фестиваля «Эстафета поколений», инициированного Общественным советом при Министерстве обороны Российской Федерации. Организаторами этого мероприятия были Центральный офицерский клуб ВКС,  Союз ветеранов войн и военной  службы  ВВС,   Содружество православных деятелей культуры, науки и образования, Региональное отделение ДОСААФ России города Москвы. Участниками  этой встречи стали представители кадетских классов, юнармейцы и учащиеся  более десяти школ города Москвы.

В холле клуба офицеров Региональным отделением ДОСААФ была развёрнута тематическая выставка учебных образцов боевого и спортивного оружия, моделей военно-технического творчества.

В работе форума приняли участие ветераны войны и труда, Герой России, космонавт-испытатель С.Нефедов, заслуженные военные лётчики Ю.Куликов и В.Попов, заслуженный тренер сборной команды России по парашютному спорту М.Потапов, по благословению председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова в работе форума принял участие ответственный секретарь этого отдела протоиерей Константин Алесенко и многие другие.

Во вступительном слове при открытии проводимого мероприятия молодёжных патриотических объединений председатель правления Содружества православных деятелей культуры, науки и образования Юрий Серов отметил, что отрадно видеть зрительный зал заполненный молодёжью, состоящей из представителей юнармейских отрядов, нескольких кадетских классов и кадетского корпуса «Герои космоса».

Поздравил собравшихся с праздником Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, остановился на ее историческом значении для народов бывшего Советского Союза.  Отметил всеохватывающий патриотизм того времени, монолитную сплочённость общества в грозные годы войны, беспредельный героизм советских воинов на полях сражений и упорный, самоотверженный труд людей, кующих победу в тылу, под единым лозунгом «Все для фронта – все для Победы!».

Напомнил присутствующим основные вехи героических битв на полях сражений с сильным, хорошо обученным и технически оснащённым врагом, который на момент коварного вторжения в нашу страну уже покорил Европу, успешно воевал в Северной Африке, угрожал  Великобритании… Но вот неожиданно столкнулся с ожесточённым сопротивлением гарнизона Брестской крепости, с оперативной линией обороны под Минском, с жестокими боями под старинным русским городом Смоленск и увяз в оборонительных боях под Вязьмой, Ржевом, Волоколамском. В упорных, кровопролитных боях под Москвой был наконец остановлен, измотан и вынужден был отступать. И так кратко прошёлся по основным «эпизодам» войны до победы в берлинской операции и капитуляции фашистской Германии.

А затем Юрий Алексеевич обратил внимание всех присутствующих на то, что было, по его мнению, не менее важным для нашей страны и народа – это восстановление разрушенного войной народного хозяйства. И снова патриотизм, энтузиазм, творческий подъем и вера в победу, но уже, повсеместно, на полях – за урожай, на заводах и фабриках – за производственные планы, на стройках – за своевременное и качественное представление объектов в эксплуатацию. И ведь выстояли, как в боях, проявив трудовой героизм. Далее он перевёл своё выступление в новое русло, связанное с освоением космического пространства. Объяснил это всем присутствующим просто, сказав, что сегодняшняя встреча и предполагала обязательное упоминание о таком значимом событии в жизни нашего общества, как Всемирный день авиации и космонавтики, который мы не так давно – 12 апреля отмечали.  Ведь недаром все мы собрались в историческом  месте – зале Центрального офицерского клуба ВВС или ВКС по современному представлению, с одобрения главнокомандующего Воздушно-космическими силами России генерал-полковника Бондарева Виктора Николаевича.

Далее Ю.Серов напомнил о том, как интенсивно работала, сформированная в конце войны группа инженеров и учёных, которым было поручено в кратчайшие сроки разобраться наработками, которые имелись в нашей стране в довоенный и военный периоды по созданию принципиально нового оружия и ракетной техники. Возглавить работы по созданию ракет, было поручено С.П. Королеву. Первая отечественная ракета имела название Р-1. Затем была создана ракета Р-2 – одна из первых управляемых баллистических ракет, которая отличалась от первого образца не только размерами, но и наличием отделяемой головной части и почти вдвое большей дальностью полёта в 576 км. На  въезде в город Королев Московской области в наше время установлен памятник этой легендарной ракете. Основываясь на опыте этих первых советских баллистических ракет, в дальнейшем был разработан и создан проект «Р-7» – двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты, с отделяющейся головной частью массой в три тонны и дальностью полёта 8 тыс. км.  Надёжность и мощность этой ракеты была настолько велики, что С.П. Королев решил использовать ее не только в военной, но и космической программе. На базе баллистической ракеты Р-7 были разработаны трёхступенчатые ракета-носители (РН) нескольких типов: «Спутник», «Восток», а затем ее глубокая модернизация, современная и экологически чистая «Союз».

Так, первый в мире искусственный спутник Земли, советский космический аппарат, был запущенный на орбиту 4 октября 1957 года. Запуск был осуществлён с 5-го Научно-исследовательского полигона Минобороны Тюра-Там, получившего впоследствии открытое наименование – космодром «Байконур», на РН «Спутник».  Затем совершили полет в космос всем известные легендарные собаки  Лайка, Белка и Стрелка.  

Американские специалисты также успешно развивали свои космические  программы. По открытым источникам нам стало известно, что назначен на 2 мая 1961 года запуск в космос американского астронавта. По поводу этого события в США была развёрнута большая рекламная компания.

Руководство нашей страны поставило перед Сергеем Павловичем и его конструкторским бюро стратегическую задачу – опередить американцев и первыми запустить в космос советского гражданина. Легко сказать, но не так просто было это сделать. Дело в том, что не все предыдущие пуски РН «Восток» были успешными. Решающим для Королева в принятии решения о запуске  Гагарина в космос стали два последних удачных пуска. Они  обнадёжили его, и он решился назначить следующий пуск «Востока» с человеком на борту.

12 апреля 1961 года военный лётчик, старший лейтенант Юрий Гагарин успешно совершил свой героический 108-минутный исторический полет вокруг  Земли на космическом корабле «Восток».          

Как стало известно, полет Гагарина оказался далеко не простым и сопровождался нештатными ситуациями, почти все из них могли привести к трагедии. Например, во время выведения корабля команда на выключение двигателя центрального блока ракеты не прошла с Земли. Выключение было осуществлено по запасному варианту с запозданием. В результате, когда закончила работу третья ступень, корабль оказался на нерасчётной орбитальной высоте полёта – на 85 км выше запланированной.  Во время спуска в результате нештатной работы тормозных двигателей была нарушена логика стабилизации корабля, и его «раскрутило» до значительной угловой скорости.

Разделение отсека спускаемого аппарата (СА) не было штатным и СА с космонавтом, входил в атмосферу в связке через кабельный жгут с приборно-агрегатным отсеком, что создавало угрозу нарастанию больших перегрузок, температурных не расчётных нагревов внешней обшивки. Лишь через 10 минут после начала торможения, на высоте около 110 км, в результате нагрева СА до 150 градусов  от трения об атмосферу сработали термодатчики резервной системы разделения, и была отброшен приборный отсек.  Спускаемый аппарат начал самостоятельный спуск. В этот момент, вспоминает Гагарин, он пережил максимальные перегрузки, видимо, более 12 единиц. Но Гагарин смог выдержать все эти испытания.

Полет Гагарина осуществлялся в прочном, герметичном скафандре. После раскрытия основного парашюта СА по той технологической схеме, космонавт катапультировался и приземлялся отдельно от СА на собственном парашюте.  Так он вернулся на родную землю, приземлившись в  Саратовской области.

Обращаясь к ребятам в зале, Юрий Серов сказал, что, когда Ю.Гагарин полетел в космос, он учился в одной из московских школ.  Это событие настолько потрясло и вдохновило его, что после окончания школы он поступил в Московский авиационный институт, затем многие годы проработал на фирме, которую возглавлял Генеральный конструктор Владимир Николаевич Челомей.

В ходе своего выступления Ю.Серов ещё приводил много интересных примеров, событий и подробно рассказывал о различных космических программах, в которых принимал участие, работая в авиационно-космической отрасли, вспоминал о своих встречах с прославленными космонавтами, конструкторами, учёными, инженерами и рабочими.

В конце своего выступления он пожелал молодёжи брать пример с людей, которые своими делами прославили нашу страну и помнить, что старшее поколение надеется на продолжение эстафеты славных дел,  прославляя наше Отечество.

Герой России космонавт-испытатель С.Нефедов поделился с присутствующими своим жизненным опытом.   Отметил важность духовного и нравственного начала в каждом человеке, каким бы делом он не занимался.    С добрыми напутствиями, обращёнными к молодому поколению, выступили другие ветераны и участники этой знаменательной для ребят, патриотически направленной встречи.

Закончилось мероприятие большим интересным, творческим музыкально-хореографическим концертом, в котором принимали участие профессиональные артисты, студенты театральных учебных заведений, учащиеся художественной самодеятельности школ, а также детских творческих коллективов, ансамблей, начиная с дошколят и заканчивая учениками старших классов.

После концерта молодые люди продолжили общение с прославленными ветеранами в неформальной обстановке, задавали вопросы по интересующим их темам: о службе в ВКС, о полётах и парашютных прыжках, о некоторых инженерно-технических проблемах. С большим удовольствием фотографировались на память с ветеранами и обращались с предложениями продолжить подобные встречи, возможно, и в другом формате, в их школах.

Владимир ПОПОВ,                                                                                                                                         заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама»,                                                   кандидат технических наук,                                                                                                                     заслуженный военный лётчик РФ, генерал-майор

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика