-Стратегической авиации России – 75 лет! 

          Постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) № 1392 от 5 марта 1942 года была создана авиация дальнего действия (АДД) при Ставке ВГК.  Командующим был назначен командир 3-й авиационной дивизии дальнего действия  генерал-майор Александр Евгеньевич Голованов, вошедший в историю как командующий АДД и как организатор школы стратегической авиации.  

 Первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне экипажи дальней бомбардировочной авиации выполнили 22 июня 1941 года. Бомбили скопления войск противника в районах Сувалок и Перемышля. На второй день войны дальние бомбардировщики совместно с морской авиацией бомбили  Данциг, Кенигсберг, Варшаву, Краков, Бухарест. В ночь с 10 на 11 августа 1941 года  советские бомбардировщики морской авиации Краснознаменного Балтийского флота и 81-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии нанесли удар по фашистскому логову- Берлин. В это время Голованову поручают сформировать полк и в кратчайшие сроки подготовить его к боевым действиям. Безжалостным «инспектором» для полка стала Великая Отечественная. 212-й отдельный дальнебомбардировочный авиационный полк, которым командовал подполковник Голованов,  дольше  других оставался боеспособным после первых месяцев боев. Тогда потери были чудовищными, в том числе и из-за просчетов штабов и выбора неверной тактики. В конце 1941 года Голованов становится командиром авиационной дивизии дальнего действия, объединив по поручению Ставки изрядно потрепанные бомбардировочные части.  Дивизия действовала и в глубоком тылу  и по переднему краю противника. Объем задач возрастал и тогда было принято решение о создании авиации дальнего действия (АДД), то есть авиации стратегического назначения, чтобы Ставка Верховного главнокомандования имела в руках мощную ударную группировку, способную решать задачи, выходящие далеко за пределы тактических задач.

 Авиация дальнего действия – это и  налеты на Кенигсберг, Данциг, Берлин в 1941-1942 годах,  и неожиданные и массированные авиационные удары по переправам и железнодорожным узлам,  и участие во всех наступательных операциях фронтов, особенно при нанесении первого удара, а также перевозка раненых партизан с поля боя, помощь героям Народно-освободительной армии Югославии и многие другие  специальные операции. Особняком в истории АДД  стоит секретная операция по перелету Вячеслава Молотова на переговоры в Англию и США над территорией воюющей Европы и далее через Атлантический океан.                                                                                           В годы войны боевые действия приобрели характер массированных ударов, как правило, ночью и в ряде случаев эти удары планировались  и проводились как самостоятельная воздушная операция. В 1944 году после воздушной разведки военно-промышленных объектов в Финляндии каждому объекту был создан специальный «формуляр цели». Авиация в течение трех ночей нанесла  три массированных  авиационных удар по этим объектам,  не затронув жилые кварталы. В итоге усилилось движение демократических сил Финляндии за выход страны из гитлеровской коалиции. Результативность этого бомбометания не превзойдена до сих пор.

К концу 1944 года в составе АДД было уже 9 авиационных корпусов (22 дивизии, 66 полков). Самолетный парк составлял 2017 бомбардировщиков. В состав также входила часть сил Гражданского воздушного флота (ГВФ) и Воздушно-десантные войска. В общей сложности АДД имела 2608 самолетов.

Постановлением ГКО от 6 декабря 1944 года АДД была реорганизована в 18-ю воздушную армию (ВА)  с передачей управлений некоторых корпусов и полков в другие воздушные армии фронтов.         О мощи 18-й ВА свидетельствует дневной массированный удар по укреплениям Кенигсберга в апреле 1945 года, нанесенный по решению Генерального штаба 514 дальними бомбардировщиками. На опорные пункты и форты в течение 60 минут обрушились авиабомбы общим весом 550 тонн. В результате укрепления города-крепости были разрушены и войска 3-го Белорусского фронта вошли в город. Еще более мощный и плотный, но уже ночной массированный удар авиация 18 ВА нанесла в день начала Берлинской операции – 18 апреля 1945 года. В нем приняли участие 750 дальних бомбардировщиков.

За годы войны ДА произвела около 220 тысяч боевых вылетов, сбросив на врага более двух миллионов 266 тысяч бомб общим весом 202 тысячи 128 тонн (почти 1/3 всех бомб, сброшенных на врага всей советской авиацией). Ее действия, вклад личного состава в разгром фашистского агрессора получили всеобщее признание: стали гвардейскими пять авиационных корпусов  из девяти, 12 авиадивизий из 22, 43 авиаполка из 66, многие части и соединения получили почетные наименования. Орденами награждены семь авиадивизий  и 31 авиационный полк. Более 20 тысяч авиаторов отмечены орденами и медалями, 269 удостоены звания Героя Советского Союза, а шестерым авиаторам оно было присвоено дважды. Среди  этих Героев Советского Союза и ныне здравствующий генерал-полковник авиации Василий Васильевич Решетников. Заслуженный военный летчик СССР, внедривший в боевую подготовку Дальней авиации свой боевой опыт – полеты на полный радиус действия самолетов с выполнением учебно-боевых задач.             Главный маршал авиации Голованов А. Е. был единственным военным руководителем в годы войны, который подчинялся  непосредственно Верховному Главнокомандующему  И. В. Сталину, строгому, жесткому, педантичному, мудрому и справедливому руководителю огромной страны, взвалившему на себя бремя ответственности в тяжелейший момент истории. Аналитики люфтваффе в первые послевоенные годы писали: «АДД особенно обязана личности Голованова тем, что к сегодняшнему дню является предпочтительным видом авиации СССР, стала любимицей русского народа. Необычайно большое количество гвардейских соединений в АДД – высшее выражение этого».

Вплоть до середины 50-годов  по объективным причинам ДА уступала  Стратегическому авиационному командованию США. Качественный скачок в развитии ДА СССР связан с принятием на вооружение реактивной авиации — дальних бомбардировщиков Ту-16, стратегических  Ту-95 и  3М. Экипажи приступили к освоению Арктики. Начались знаменитые полеты в Атлантику по маршруту  из глубинных районов Советского Союза  вокруг Скандинавии. В 1970-1980-е годы Дальняя авиация пополнилась авиационными комплексами Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160. Вооруженные крылатыми ракетами большой дальности и высокой точности, воздушные корабли способны наносить удары по заданным целям в любой точке земного шара, не входя непосредственно в зону боевых действий.

Опыт руководства Дальней авиацией в годы войны, применяется и в настоящее время. Она остается средством Верховного Главнокомандующего, компонентом стратегических ядерных сил, составной  частью и главной ударной силой  ВВС, способна демонстрировать намерение политического руководства страны к применению ядерного оружия на любом региональном или континентальном ТВД и возможностью, после взлета, определять приоритетные стратегические цели для нанесения неотвратимого удара.

Рафкат Садыков, заслуженный штурман-испытатель РФ, заместитель председателя Совета ветеранов Дальней авиации, член Совета Клуба заслуженных военных летчиков, летчиков-испытателей и штурманов, полковник. Имеет большой опыт полетов  в нейтральных водах Мирового океана.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика