О том, что превращает палубу в ВПП. Взлётно-посадочные системы авианосцев

Гак Су-33 в опущенном положении
Евгений Шолков
кандидат технических наук,
Виктор Друшляков
Авианосцы, возникшие в годы Первой мировой войны как вспомогательные корабли, призванные осуществлять авиационную поддержку флотов, уже к началу Второй мировой превратились в основную ударную силу в битвах на море. И в наши дни корабли этого класса являются основой надводной составляющей флотов ведущих морских держав. С момента зарождения авианосцев шел непрерывный поиск в создании и совершенствовании взлетно-посадочных систем этих кораблей, без которых, применение авиации с палуб авианосцев было бы невозможным или крайне затруднительным.
Военно-политическая обстановка в мире остается весьма сложной и напряженной. Россия, обладающая огромной территорией и запасами природных ресурсов, в том числе и в шельфовой зоне морей и океанов, ведет широкомасштабные работы по разведке этих ресурсов и их освоению.
Сегодня во всей остроте стал вопрос возвращения российских Вооруженных Сил и Флота в районы крайнего севера и Арктики, для защиты от потенциальных угроз и поддержания стабильности в этих регионах. Не менее актуальной является задача присутствия российского ВМФ и в других районах мира. О возобновлении и развертывании программы строительства авианосцев в России было объявлено в 2003 году, на первом международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. За прошедшие годы было разработано обоснование необходимости наличия таких кораблей в составе сбалансированного отечественного ВМФ, их оптимального количества, системы базирования и обеспечения.
Программа строительства авианосцев была доложена Президенту РФ и утверждена. Что касается начала реализации программы, то заявлено, что она может стартовать не ранее 2018 года. В настоящее время ведется детальная проработка облика будущих авианосцев и состава их авиакрыла. Само по себе возрождение российского флота и особенно проектирование и строительство таких высокотехнологичных кораблей как авианосцы, является огромной школой для российской военной и инженерной мысли. Чтобы быть эффективным инструментом сдерживания и военно-политической экспансии, авианосец должен обладать реальными боевыми возможностями и качествами.
В предлагаемой читателям журнала «Авиапанорама» серии статей, по истории и развитию взлетно-посадочных систем авианосцев, будет наглядно показан трудный и тернистый путь научно-технического прогресса в этой области. Будет рассказано об успешной титанической работе советских инженеров и конструкторов, вынужденных с нуля создавать в 1980-х годах взлетно-посадочные системы — паровые катапульты и аэрофинишеры, для первых советских полноценных авианосцев.

Продолжение, начало в №3-2014

И только в конце 2013 г. тот же F-35C (б/н CF-03), который был первым оборудован доработанным гаком, с 9 по 16 января 2014 на испытательной базе в Lakehurst выполнил 36 зацепов в режиме скоростных пробежек. Этому циклу испытаний предшествовали 3 зацепа с пробежек с меньшими скоростями на испытательной базе в Patuxent River, что позволило выполнить один зацеп при посадке. После зацепов со скоростных пробежек в Lakehurst самолёт вернулся в Patuxent River для проверки совместимости с палубой на макете авианосца, изображенного на ВПП этой базы и реальных зацепов с воздуха.
3 ноября 2014 г. истребитель пятого поколения F-35C (б/н CF-03), пилотируемый тест-пилотом Т. Уилсоном, успешно приземлился на палубу авианосца Nimitz. На устранение ошибок проектирования гака и механизма привода штанги ушло более трёх лет.
Поиски гака с новыми возможностями продолжаются, и если для двухдвигательных палубников эта проблема практически исчерпана, то однодвигательные истребители ещё ждут новых подходов к созданию универсального гака.
В процессе освоения навыков посадки на палубу авианосца российские пилоты творчески оценили возможности штанги гака как технологии двойного назначения: кроме основного применения, этот механизм приобрёл сакральное значение (рис. 51), став местом «крещения» молодых пилотов после встречи с гаком, выполнивших первую посадку на палубу.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика