Новые поколения авиационно-космической техники возведут эргономические исследования в абсолют

Татьяна Нестерович История отечественной авиационной эргономики изобилует фактами, событиями и решениями, до сих пор требующими анализа, обобщения и оценки. В полной мере это относится и к изучению, систематизации и анализу периода становления и проведения исследований по учёту человеческого фактора в авиации и космонавтике. О конференции, посвящённой зарождению и развитию в стране инженерно-психологических и эргономических исследований авиакосмической направленности, на которой была дана оценка состоянию эргономических исследований в авиации и космонавтике, определены актуальные направления исследований, рассказывается в статье старшего преподавателя кафедры социологии, психологии и социального менеджмента факультета социального инжиниринга Московского авиационного института (национального исследовательского университета) Татьяны НЕСТЕРОВИЧ.

Важным направлением подготовки студентов в Московском авиационном институте по вопросам учёта человеческого фактора в авиации и космонавтике является изучение истории зарождения в авиации и космонавтике исследований психофизиологических характеристик и возможностей человека решать те или иные задачи с требуемым качеством и в определённых условиях.
В этой связи знаменательным событием для отечественной авиационной психологии труда, инженерной психологии и эргономики стала научно-практическая конференция, состоявшаяся в Москве 3 марта 2017 г. под эгидой Научно-исследовательского испытательного центра (авиационно-космической медицины и военной эргономики) Центрального научно-исследовательского института Военно-воздушных сил.
В конференции участвовали представители Московского авиационного института (национального исследовательского университета), Межрегиональной эргономической ассоциации России, Московского вертолётного завода им. М.Л. Миля, Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, Института психологии Российской академии наук, Научно-исследовательского испытательного центра (авиационно-космической медицины и военной эргономики), Первого Московского медицинского университета им. И.М. Сеченова и других организаций и учреждений.
Перед началом конференции её участники посетили музей Государственного научно-исследовательского испытательного института авиационной и космической медицины и ознакомились с его экспонатами периода подготовки Ю.А. Гагарина к космическому полёту. Особый интерес у молодых участников экскурсии вызвал стенд, подготовленный к 90-летию со дня рождения основоположника отечественной авиационной эргономики профессора Г.М. Зараковского (http://aviapanorama.ru/2010/02/innovacionnoe-razvitie-otechestvennoj-aviacii-vse-li-laditsya-u-aviacionnoj-mediciny/, http://aviapanorama.ru/2013/10/dlya-ucheta-chelovecheskogo-faktora-trebuetsya-fcp/, http://aviapanorama.ru/2014/11/g-m-zarakovskij-osnovopolozhnik-otechestvennoj-aviacionnoj-ergonomiki/. – Прим. ред.)
На пленарном заседании, посвящённом становлению системных инженерно-психологических и эргономических исследований в авиации и космонавтике, с докладом выступил руководитель конференции доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, профессор А.А. Меденков ( http://aviapanorama.ru/2015/10/zhizn-ustremlennayav-nebesa/, http://aviapanorama.ru/wp-content/uploads/2015/12/44.pdf. –Прим. ред.)

В своем докладе он напомнил, что 3 марта 1967 года в Государственном научно-исследовательском испытательном институте авиационной и космической медицины была утверждена штатная структура научных отделов, ориентированная на проведение системных психофизиологических и инженерно-психологических исследований в авиации и космонавтике. Проведение этих исследований в институте возлагалось на отдел, начальником которого был назначен Г.М. Зараковский.
Основой исследований стало изучение психофизиологической структуры деятельности лётчиков, космонавтов и специалистов управления полётами и оценка их возможностей принимать решения. По результатам исследований обосновывались рекомендации по учету закономерностей переработки информации человеком и влияния факторов полёта и условий труда на работоспособность лётчика и космонавта.
В интересах анализа деятельности лётного состава проводились экспериментальные исследования психофизиологических особенностей и структуры информационной подготовки и принятия решений и пространственной ориентировки лётчика в полёте. Материалы исследований использовались для обоснования вида отображения информации на тактических бортовых индикаторах, способов визуализации полёта на индикаторе пространственного положения, вида отображения информации на авиагоризонте и разработки рекомендаций по обучению лётного состава и авиационных специалистов и научно-методических основ инженерно-психологического проектирования лётной деятельности.
Разработанные методы формирования и поддержания работоспособности человека-оператора апробировались по отношению к лётно-подъёмному составу и авиационным специалистам, в том числе к лицам группы управления полётами, оперативному составу командных пунктов управления авиацией и специалистам по управлению воздушным движением. В исследованиях определялась взаимосвязь показателей, характеризующих изменения физиологических и психических процессов при утомлении и переутомлении лётного состава.
Проведение комплексных экспериментов считалось необходимым условием изучения и оценки влияния различных факторов и выбора рациональных методов профилактики их неблагоприятного действия и формирования системы эргономического обеспечения разработки и эксплуатации авиационной и космической техники. Формированию системной методологии инженерно-психологических и эргономических исследований в авиации и космонавтике способствовало участие сотрудников отдела в выполнении научно-исследовательских работ «Дедукция» и «Авангард» в качестве головного подразделения института.

В докладах на пленарном заседании отмечалось, что профессиональная надёжность лётного состава во многом определяется эффективностью учёта психофизиологических закономерностей, характеристик и возможностей человека и влияния факторов полёта на функциональное состояние и психофизиологическую надёжность лётчика. При этом подчёркивалось, что условием повышения психофизиологической надёжности лётчика в осложненных условиях полёта является обеспечение его ситуационной осведомлённости и пространственной ориентировки в полёте. В связи с этим необходимо разрабатывать современные тренажёры для выработки навыков пространственной ориентировки и оценки обстановки и принятия решения о действиях при возникновении нештатных ситуаций. Для повышения профессиональной надёжности лётного состава манёвренной авиации необходимы регулярные тренировочные вращения на центрифуге, «подъёмы» в барокамере, обучение распознаванию гипоксического состояния и полноценное медико-психологическое и социальное обеспечение лётного состава, восстановление функционального состояния после полётов и оценка индивидуальной готовности к выполнению полётов различной сложности и воздействию факторов полёта. Реализация этих предложений способствует существенному повышению психофизиологической надёжности лётчика в полёте и эффективному использованию его индивидуальных ресурсов и резервов в интересах выполнения полётного задания и обеспечения безопасности полётов.
Одна из секций конференции посвящалась оценке вклада отечественных ученых и специалистов в создание системы эргономического обеспечения разработки и эксплуатации авиационной техники. Показано, что в результате разработок Г.М. Зараковского и его сотрудников в 1980-х гг. была обоснована методология системного учёта ресурсов, характеристик и возможностей человека при проектировании профессиональной деятельности в авиации и космонавтике.

Отмечалось, что значительный вклад в разработку теории и в практику учёта психофизиологических характеристик и возможностей человека в авиации и космонавтике внесли В.А. Бодров, Н.Д. Завалова, Н.И. Фролов, Л.С. Хачатурьянц, их сотрудники и коллеги. Составной частью применяемой методологии стали анализ и оценка проектируемой деятельности с позиций соответствия ресурсов, характеристик и возможностей человека требованиям к её качеству, своевременности и продолжительности выполнения.
Реализация этой методологии сделала возможным обобщение материалов инженерно-психологических и эргономических исследований и подготовку ведомственного руководства по инженерной психологии Военно-воздушных сил и руководства по эргономическому обеспечению создания и эксплуатации авиационной техники. Эти документы стали организационной и методологической основой системы комплексного учёта ресурсов, психофизиологических характеристик и возможностей лётного состава и космонавтов в интересах повышения эффективности и надёжности их профессиональной деятельности.
На секции говорилось и о вкладе других учёных и специалистов института, участвовавших в проведении исследований инженерно-психологической и эргономической тематики, результаты которых стали основой подготовки руководства по инженерной психологии ВВС и руководства по эргономическому обеспечению создания и испытаний авиационной и космической техники.

В качестве таковых назывались А.А. Поспелов, В.И. Савченко, И.Е. Дорошенко, А.Ю. Бакулов, А.В. Евдокимов, В.М. Звоников, А.А. Малофеев, Ю.Н. Коробков, А.А. Обознов, Н.В.Третьяков, А.В.Чунтул, А.В. Шакула, Е.А. Бурцева, О.А. Мнациканьян, А.Я. Фролов и другие.
Намного опередили время исследования А.А. Поспелова по изучению особенностей работы операторов со сменными клавиатурами и обоснованию принципов и методов инженерно-психологической оптимизации такой клавиатуры, а также требований к её разработке применительно к содержанию лётной деятельности. Многофакторные исследования В.И. Савченко психофизиологических механизмов регуляции мотивации в последующем стали основой концепции формирования и поддержания работоспособности лётного состава и космонавтов. И.Е. Дорошенко являлся одним из исполнителей масштабных антропометрических обследований тысяч военных лётчиков, в том числе из государств – участников Варшавского договора, в интересах проектирования кабины истребителя, и разработки государственных и отраслевых стандартов, регулирующих проектирование и унификацию оборудования кабины и размещение его элементов в оптимальной зоне досягаемости, а также определение характеристик органов управления и компоновки приборной панели с учётом обеспечения наилучших параметров внекабинного обзора и восприятия полётной информации. О.А. Мнациканьян проводила уникальные эксперименты по оптимизации системы отображения информации о воздушной обстановке для специалистов военного сектора управления воздушным движением. Обоснованные в результате экспериментов предложения и рекомендации были учтены разработчиком, что позволило существенно повысить психофизиологическую надёжность специалистов и безопасность при управлении воздушным движением.
А.А. Меденков возглавлял лабораторию, сотрудники которой занимались системными инженерно-психологическими и эргономическими исследованиями в интересах оптимизации средств, алгоритмов работы и условий труда расчётов командных пунктов, органов управления воздушным движением и лиц группы управления полетами. М.В. Дворников вот уже свыше 40 лет занимается обеспечением работоспособности лётного состава в экстремальных условиях деятельности при выполнении высотных, манёвренных и длительных полётов, разработкой бортовых систем обеспечения жизнедеятельности и индивидуального снаряжения. Он является ведущим в стране специалистом в области эргономического обеспечения создания, испытаний и использования средств защиты лётчика и космонавта от действия неблагоприятных факторов полёта. Его концептуальный подход к разработке систем жизнеобеспечения и снаряжения лётчика как к важнейшим средствам его деятельности лежит в основе многих технических решений, обеспечивающих работоспособность лётчика в условиях снижения его возможностей вследствие воздействия факторов полёта. Благодаря его исследованиям система жизнеобеспечения и снаряжение лётчика обеспечивают выполнение им профессиональной деятельности при внезапном усложнении её условий.
А.А. Обознов является известным в стране специалистом в области психической регуляции деятельности и психофизиологической надёжности человека-оператора. Основу разработанной им концепции составили результаты экспериментальных исследований регуляции профессиональной деятельности и функционального состояния лётчика в экстремальных условиях полёта. Его концептуальные взгляды и подходы и сегодня определяют перспективные направления исследований в интересах обеспечения психофизиологической надежности операторской деятельности.
Н.В.Третьяков стоял у истоков развёртывания в стране системных исследований в области оценки и прогнозирования психологической совместимости членов экипажей многоместных самолётов. Разработанная им концепция стала основой разработки мероприятий по обеспечению эффективной деятельности экипажей и расчётов командных пунктов на основе учёта индивидуальных особенностей личности и формирования психологической совместимости при решении задач учебно-боевой подготовки. По результатам исследований им были разработаны практические рекомендации для комплектования экипажей с учётом их психологических качеств и совместимости.
В.М. Звоников активно участвовал и руководил исследованиями в интересах разработки методологии управления функциональным состоянием с помощью методов аутогенной тренировки в интересах ускоренного восстановления состояния и поддержания психофизиологической надежности в условиях нервно-психической напряженности, большой и продолжительной нагрузки.
А.В. Чунтул является одним из активно действующих и ведущих специалистов в области эргономики и авиационной медицины. Под его руководством ведутся комплексные исследования в интересах обеспечения работоспособности и надёжности профессиональной деятельности экипажей вертолётов новых поколений на основе учёта эргономических требований и психофизиологических возможностей человека-оператора.
А.В. Шакула вместе с С.Г. Мельником стояли у истоков формирования системы мероприятий по сохранению профессионального здоровья лётчиков в условиях строевых частей, специальных центров и санаториев. Благодаря его исследованиям создавались  основы психофизиологической реабилитации лётного состава и восстановления его функциональной надёжности после полётов, в том числе большой продолжительности и с высоким уровнем нервно-психической напряжённости.
Эргономические исследования и разработки проводились с использованием экспериментальной и стендовой базы и научного оборудования, позволяющих моделировать условия деятельности лётного состава и других специалистов, в том числе с воздействием факторов среды и экстремальных ситуаций, и изучать их влияние на функциональное состояние человека. А.А. Малофеев, Ю.Н. Коробков, В.А. Ершов и другие специалисты много делали для того, чтобы экспериментальные исследования проводились с расширенными возможностями по варьированию технических характеристик разрабатываемых средств и обеспечению психологической адекватности деятельности, подлежащей изучению, оценке и оптимизации по результатам исследования психофизиологических характеристик и возможностей человека.

На секции поднимались вопросы подготовки биобиблиографического издания для более полного и объёмного представления вклада отечественных учёных и специалистов в развитие авиационно-космической медицины, инженерной психологии и эргономики. Положительный отклик у участников конференции вызвало предложение поддержать всероссийскую инициативу и подготовить материалы для включения в «Бессмертный полк» Государственного научно-исследовательского испытательного института авиационной и космической медицины всех сотрудников, участвовавших в Великой Отечественной войне. Признано целесообразным привлекать к этой работе не только ветеранов, но и молодых сотрудников института, а также учащихся школ и студентов, чьи деды и прадеды принимали участие в войне и работали в институте.

На отдельной секции конференции обсуждались направления и содержание учёта психофизиологических возможностей человека при разработке и эксплуатации авиационно-космической техники. В представленных докладах рассматривались актуальные и сегодня психофизиологические, инженерно-психологические и эргономические исследования в авиации. Одним из таких исследований является использование априорных методов оценки алгоритмов, средств и условий деятельности лётчика и членов экипажа на этапах эскизно-технического проектирования образцов авиакосмической техники. Эти методы показали свою эффективность в процессе инженерно-психологического проектирования системы отображения информации перспективных вертолётов. Наибольшей точностью и практической значимостью обладали методы, основанные на психофизиологическом анализе информационной подготовки и принятия решений лётчиком. Они не только позволяли определить возможность решения им задачи в отведённое время, но и обосновать предложения по оптимизации средств отображения информации и органов управления.
Интерес у участников конференции вызвали и обобщенные данные об эффективности практического учёта психофизиологических возможностей лётчика при создании и эксплуатации авиационной и космической техники. Показано, что учёт человеческого фактора при разработке и эксплуатации авиационной техники повышает надежность действий лётчика в сложной обстановке на 10-40% и защиту от неблагоприятных воздействий на 10-30%. Число выявляемых при испытаниях техники эргономических недостатков сокращается на 80%. Ошибочные и несвоевременные действия отмечаются в 2-3 раза реже. Комплексный учёт человеческого фактора в авиации сокращает аварийность в 1,5-2 раза, повышает боевую эффективность на 20-40% и продлевает лётное долголетие на 2-3 года. Представленные данные свидетельствуют о целесообразности организации учёта психофизиологических характеристик и возможностей человека на основе межведомственных планов и программ использования потенциала и ресурсов человека в авиации и космонавтике. Подготовка и реализация таких планов и программ является условием обеспечения конкурентоспособности отечественной авиакосмической техники и повышения безопасности полётов.
Выступления участников конференции показали, что создание авиационной техники пятого поколения невозможно без проведения эргономических исследований в интересах обеспечения психофизиологической надёжности лётного состава и авиационных специалистов. Но для этого необходимо формировать методологию учёта психофизиологических характеристик и возможностей человека в авиации, основанную на современных реалиях экономики. В качестве направлений разработки такой методологии рассматривались систематизация психофизиологических данных о деятельности лётного и инженерно-технического состава, анализ причин ошибочных и несвоевременных действий и оценка функционального лётного состава и авиационных специалистов и организации социального, медицинского и психофизиологического обеспечения лётного труда и продления профессионального долголетия.
Как необходимое условие развития новой методологии эргономического обеспечения создания и эксплуатации техники рассматривалась разработка методов, средств и технологий учёта человеческого фактора при проектировании авиационной техники, обоснование требований к средствам и условиям лётного труда и оценка их выполнения в процессе создания, испытаний и эксплуатации авиационной техники. Кроме того, представлялся важным анализ психофизиологических характеристик и возможностей человека, в том числе в интересах создания технических средств и методов обучения лётного состава, а также разработка требований к техническим средствам обучения, программам подготовки и оценки готовности лётного состава к полётам и к экстремальным ситуациям.
В докладах показана актуальность повышения мастерства лётчика на основе технологий учёта индивидуальных особенностей его организма, переносимости перегрузки и воздействия других факторов полёта. Эти данные должны стать основой разработки рекомендаций по освоению лётчиком новых тактических приёмов и способов ведения ближнего и дальнего воздушного боя и выполнения противоракетных манёвров с сохранением пространственной ориентировки и боеспособности.
Оценка готовности лётчика к полётам предполагает учёт его психофизиологической подготовки к действиям в экстремальных ситуациях, которые могут возникнуть при определенных условиях и обстоятельствах. Отказы и экстремальные ситуации возникают внезапно. И важно, чтобы лётчик как можно скорее распознал ситуацию и, сохраняя самообладание, грамотно оценил обстановку и тенденции её развития и немедленно приступил к выполнению действий, необходимых для парирования угрозы безопасности полёта. Подготовить лётчика к работе в экстремальных ситуациях можно только на специальном тренажёре. Без него лётчик набирает опыт по мере возникновения экстремальных ситуаций в полёте, что достаточно рискованно и вряд ли оправданно.
Данные обследования и оценки психофизиологического состояния лётчика перед полётом, между полётами и по окончании лётной смены являются основой для принятия решения о необходимости проведения специальных реабилитационных мероприятий по восстановлению психофизиологической надёжности лётчика перед следующими полётами. В методологии системного формирования и поддержания работоспособности лётчика задачей коррекции функциональных нарушений становится не только восстановление психофизиологических ресурсов и резервов организма, но и формирование механизмов экстренной мобилизации функциональных систем для обеспечения профессиональной надёжности деятельности. Это означает необходимость восстановления надёжного функционирования в процессе реабилитации лётчика механизмов регуляции нервно-психической и мотивационно-волевой активности и адаптации организма к изменениям условий деятельности и внезапным воздействиям неблагоприятных факторов полёта. В результате исследований по отмеченным выше направлениям появилась возможность подготовки межведомственного руководства по психофизиологической подготовке лётного состава и оценке его профессиональной надёжности на этапах испытаний и в процессе эксплуатации авиационной техники.
Конференция предусматривала проведение круглого стола «Актуальные проблемы развития эргономики в современных условиях», модераторами которого являлись А.А. Меденков, М.В. Дворников. Активное участие в обсуждении проблем развития авиационной эргономики приняли Е.А. Бурцева, Ю.А. Гольцев, И.Е. Дорошенко, А.В. Евдокимов, В.А. Ершов, Н.Н. Зацарный, В.М. Звоников, Р.К. Киселев, Ю.Н. Коробков, Э.А. Козловский, В.В. Козлов, И.Е. Крюкова, А.А. Обознов, А.А. Поспелов, О.Н. Рыбников, Н.В. Третьяков, А.В. Чунтул и А.В. Шакула.
При обсуждении проблем авиационной эргономики отмечалась важность более полного изучения истории становления и развития отечественной истории инженерной психологии и эргономики в авиации и космонавтике. Поддержано предложение М.В. Дворникова о включении в тематику научных форумов по проблемам психологии труда, инженерной психологии и эргономики вопросов, связанных с историей становления и развития этих исследований, и вклада в их разработку отечественных учёных и специалистов.
Участники круглого стола одобрили предложения по подготовке издания «Бессмертный полк Института авиационной и космической медицины» и сбора данных об участниках Великой Отечественной войны, являвшихся членами Межрегиональной эргономической ассоциации России.
В принятом на конференции решении дана оценка состоянию эргономических исследований в авиации и космонавтике, определены актуальные направления исследований и сформулированы предложения по организации эргономического обеспечения создания, испытаний и эксплуатации авиационной и космической техники с учётом реалий экономических отношений между хозяйствующими субъектами.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика