80-летию беспосадочного перелёта Москва – Северный полюс – Ванкувер посвящается

 

Наталья КИСЕЛЁВА, член  Российского военно-исторического общества

20 июня 2012 г. Американский город Ванкувер. Ранним туманным утром на территории музея Air Pierson Museum прошла официальная церемония, посвященная 75-ой годовщине Первого Трансполярного Перелёта из Москвы в Ванкувер, шт. Вашингтон, совершённого российскими лётчиками на одномоторном  винтовом самолёте АНТ- 25 под управлением командира экипажа Валерия Чкалова, второго пилота Георгия Байдукова и штурмана Александра Белякова.

Многие занимались проблемой освоения Севера. Вспомним экспедиции наших соотечественников Брусилова, Русанова, Седова, шведа Андре, норвежского исследователя Амундсена, американца Ричарда Берда, итальянского воздухоплавателя Нобиле, канадского исследователя Вильямура Стефансона, героическую эпопею в 1934 году наших учёных на корабле «Челюскин» в Северном Ледовитом океане. Неудачей окончилось в 1935 году попытка советского экипажа, возглавляемого лётчиком С.А. Леваневским, совершить беспосадочный полёт через Арктику на самолёте АНТ-25. Потребовались опыт, авторитет, напористость Валерия Чкалова, чтобы такой полёт состоялся.

С развитием авиации в России встал вопрос о прокладке воздушных трасс, которые могли бы связать труднодоступные районы на Севере и Дальнем Востоке. Создание А.Н. Туполевым самолёта с высокими техническими характеристиками подтолкнуло энтузиастов к идее полёта через Северный полюс в Америку. Весной 1936 г. Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в Правительство с предложением организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс.

Сталин не согласился с данным маршрутом и предложил: «Вот вам мой маршрут: Москва – Петропавловск-на-Камчатке».

Правительственная комиссия, председателем которой был Серго Орджоникидзе, постановила: первый беспосадочный перелёт АНТ-25 считать пробным и совершить его в пределах СССР. Тогда же был утверждён состав экипажа: командир – Валерий Чкалов, знаменитый к тому времени лётчик-испытатель, которому исполнилось 32 года. Второй пилот – тоже лётчик-испытатель Георгий Байдуков. Он был на три года моложе. В его послужном списке – перелёты из Москвы в Варшаву и Париж. Штурману Александру Белякову шёл 40-й год. Это был крупнейший специалист аэронавигации, начальник кафедры в Военно-воздушной академии, флаг-штурман отряда Авиации особого назначения.

Валерий Чкалов и члены его экипажа переселились на подмосковный аэродром и целиком посвятили себя подготовке к сложному рейсу. На карте большую часть пути они проложили через Северный Ледовитый океан над совершенно неисследованными районами. В самолёте АНТ-25 были сконцентрированы новинки авиационной техники. Он был первой машиной, на которой поставили убирающиеся в полёте шасси с масляными амортизаторами и электрифицированным подъёмом, антиобледенительное устройство, приборы для ориентировки при отсутствии видимости. Был установлен мотор АМ-34Р талантливого конструктора А.А. Микулина. Воздушный потолок самолёта – 7 тыс. метров, максимальная скорость – 210 км в час.

Старт к полёту на Дальний Восток был дан 20 июля 1936 г. в 5 ч. 45 мин. В конце первых суток столкнулись с циклоном и при его обходе путь самолёта неоднократно менялся. Метеоусловия ухудшались. Лобовой ветер дул со скоростью 70 км в час! Вскоре машина стала покрываться коркой льда. Затрясло с такой силой, что, казалось, могли разрушиться крылья. Пришлось срочно снижаться до 900 метров. Но теперь обрушились потоки дождя. По расчёту внизу находилась Северная Земля. Экипаж очень устал, сказывалась нехватка кислорода. Чкалов и Байдуков попеременно вели самолёт. Над полётной картой и приборами бессменно нёс вахту штурман Александр Беляков. Путь самолёта при обходе циклона менялся 19 раз. Но трудности их не пугали. Чкалов оценивал эту ситуацию так: «В упорной, напряжённой борьбе с циклонами потеряно много времени, много горючего и ещё больше физических сил, но мы летим первыми. История нас не осудит».

22 июля самолёт был над Петропавловском. Небольшой городок на берегу бухты, вулканы и океан. Беляков вырвал из журнала лист бумаги и написал: «Вымпел. Самолёт АНТ-25. 22 июля 1936 года в 3.00 Гринв. времени прошёл Петропавловск-на-Камчатке. Привет жителям Петропавловска от экипажа самолёта. Надеемся, что наши окраины будут скоро такими же цветущими, как и наша столица. Беляков». Вложив в небольшую жестяную коробку и открыв люк в днище самолёта, сбросил вымпел. Сделав круг почёта над городом, самолёт лёг курсом на запад через самое бурное море на нашей планете – Охотское. Самолёт вышел к восточному берегу Сахалина. Густая облачность и сильный дождь заставили снизиться до 30 метров. Вверх подняться невозможно – самолёт начал обледеневать. В ответ на тревожную радиограмму с борта самолёта Орджоникидзе приказал: сесть при первой возможности. На всей территории Хабаровского края были приведены в готовность радиостанции, как гражданские, так и военные. Под самолётом бушевали волны Татарского пролива. Пилоты увидели несколько островков. На одном острове было небольшое количество домиков, он почему-то понравился Чкалову и он закричал: Шасси на выпуск!

22 июля самолёт приземлился на прибрежную полосу маленького острова Удд (ныне Чкалов), омываемого Охотским морем и заливом Счастья. Машина коснулась земли мягко, тремя точками – две пары колёс на правой и левой стойках шасси и хвостовой дутик. Затем невероятное торможение, сильный удар и АНТ-25 остановился, буквально вкопанный в грунт. При посадке в морском песке увязло шасси и отлетело колесо.

С борта ушла радиограмма с сообщением о благополучной посадке.

Постановлением ЦИК СССР от 24 июля 1936 г. Чкалову, Байдукову и Белякову присвоено звание Героя Советского Союза.

Экипажу предстояло подумать, как взлететь с грунтовой полосы. Необходимо  построить деревянную взлётную полосу длиной 500 метров и шириной метров 30-50.  Руководство Хабаровского края, Особой Дальневосточной армии и Нижне-Амурской областью отправили на остров десант строителей. Находясь в Охотском море, камчатский пограничный корабль «Дзержинский» получил радиограмму с просьбой об оказании помощи. Ранним утром 24 июля 1936 года ПСКР «Дзержинский» прибыл на остров Удд и доставил туда пиломатериалы, из которых была построена взлётная полоса. Механики и слесари корабля выточили ось для сломанного шасси моноплана. Матрос Алфимов сделал на фюзеляже самолёта надпись «Сталинский маршрут».

В этом беспосадочном перелёте было пройдено 9 374 километров за 56 часов 20 мнут, причем, более 10 часов слепого полёта. Самолёт с успехом выдержал сложнейший перелёт! В августе 1936 года на острове Удд моряками был поставлен памятный знак: простая металлическая труба, а наверху самолёт и надпись. В 1986 году на этом острове, носившее уже имя Чкалова, поставлена стела высотой 6 метров, а наверху макет легендарного краснокрылого самолёта.

   Полёт экипажа Чкалова на Камчатку и до острова Удд в Охотском море стал генеральной репетицией перед броском через Северный полюс.

Для полёта экипаж Чкалова выбрал тот же туполевский самолёт АНТ-25, оснащенный современной авиационной техникой. В машине установили автопилот и воздушно-вакуумные масляно-нагревательные помпы к нему, а также подогрев масла в главном баке и низа кабины.

18 июня 1937 года экипаж В.П. Чкалова впервые в истории авиации начал беспосадочный трансарктический перелёт из Москвы через Северный полюс в Америку.

Их маршрут проходил через следующие пункты: Москва – Кольский полуостров – Баренцово море – Земля Франца Иосифа – Северный полюс – остров Бенкса – острова Королевы Шарлотты – Ванкувер – Портленд. В эфир летели радиосигналы зимовщикам полярных станций, в том числе высадившимся на льдину папанинцам. Каждые три часа они передавали метеосводки по трассе полёта.

Данный полёт был большим испытанием для советских лётчиков и для советского мотора. Многочасовой слепой полёт сквозь облака. Над Кольским полуостровом началось «фарфоровое» обледенение, которое считается опасным, потому что лёд необыкновенно крепкий и держится в течение 16 часов. Тряска, циклоны, повреждение водяной трубы…

Вскоре полюс преподнёс пилотам сюрпризы. Стрелка компаса штурмана стала бешено вращаться почти по кругу. Пришлось перейти на солнечный указатель курса. У всех огромная физическая усталость, учащённый пульс. Лётчики чаще сменяют друг друга. У Чкалова носом течёт кровь. Кислород кончился, и самолёт вынужден снижаться.

Посадка была совершена 20 июня в Ванкувере шт. Вашингтон в 16.20 мин. по Гринвичу на военном аэродроме Пирсон Филд. Пройден путь 8 582 км за 63 часа 16 минут.

За этот перелёт члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени.

Америка встречала их восторженно и сердечно.

Президент США Франклин Рузвельт готовился к приёму в Белом Доме Чкалова, Байдукова и Белякова. Он попросил телохранителя поднять его (у него были парализованы ноги): «Русских героев я должен встретить стоя».

Английский маршал авиации Джон Салмонд сказал: «Перелёт Чкалова и его спутников поражает человеческое воображение своей грандиозностью. Чудесная сила авиационной техники, которая позволяет преодолеть без остановки такие колоссальные пространства, к тому же явно недоступные для другого вида транспорта. Перелёт был совершён советскими пилотами на советской машине с советским мотором. Это демонстрирует перед всем миром блестящую техническую оснащённость Советской страны».

На приёме экипажа АНТ-25, устроенном Клубом исследователей и Русско-Американским институтом 30 июня 1937 года в Нью-Йорке, советским лётчикам предложили расписаться на большом глобусе, на котором была отмечена трасса их полёта.

Полярный исследователь В. Стефансон сказал: «До них Земля по своим путям сообщения казалась цилиндрической. Они воистину превратили её в шар».

Восхищенные американцы в 1974 г. в Ванкувере создали Трансполярный Чкаловский комитет, который руководил сооружением памятника на месте посадки самолёта АНТ-25. Ежегодно 20 июня на аэродроме Пирсон Филд празднуют эту знаменитую дату.

8 часов 22 минуты. На аэродроме Пирсон Фильд начался митинг и церемония возложения цветов.  Открыл церемонию Laureano Mier, менеджер Музея им. В.П. Чкалова. Он кратко напомнил собравшимся об историческом полёте, сказал о важности этого события  для всего мирового сообщества и продемонстрировал небольшой макет  самолёта, на котором и был совершён перелёт. 

   Генеральный консул Консульства Российской Федерации в городе Сиэтл Юрий Герасин, также присутствовал на официальной церемонии. «Этот подвиг был,  как символ желания иметь добрые отношения» – сказал он о мужественном поступке экипажа и его значении для истории Российско-Американских отношений.

  Затем предоставили слово мне. Выразив сердечную благодарность за память о подвиге российских лётчиков, передала приветственные слова жителям Ванкувера от Правительства Камчатского края и администрации Петропавловска-Камчатского.

   Королева парада роз Кейт Синнот возложила к подножью монумента три розы, по одной в честь каждого пилота. Огромный букет тёмно-красных роз возложила и я.

   Пролетающие в это время в небе самолёты, делали круг над  полем в честь подвига Валерия Чкалова, Георгия Байдуков и Александра Белякова.

Имя Чкалова стало символам мужества, бесстрашия и горячей любви к Родине. Его мысли были неразрывно связаны с небом, с защитой Отчества.

Народная любовь к Валерию Чкалову выразилась в присвоении его имени улицам и паркам многих городов, в том числе в Петропавловске-Камчатском и Ванкувере (США). На одном из домов в Ванкувере по улице имени Чкалова висит огромное панно с изображением посадки самолёта АНТ-25 и прикреплены две таблички на русском и английском языках со словами Чкалова:

«Как воды рек Волги и Колумбии,

текущие мирно по этой планете

и впадающие в один мировой океан,

так и народы России и США

должны жить мирно на этой планете

и своим совместным трудом

украшать мировой океан человеческой жизни. 1937 г.».

Экипаж Чкалова выполнил ответственную задачу: совершил подвиг, который превзошёл все другие в истории авиации. Их триумф был триумфом России!

Петропавловск-Камчатский — Ванкувер, США

Справка об авторе.

Наталья Сергеевна Киселёва родилась в городе Чкалове, (ныне Оренбург) в семье военного лётчика. Мать и брат были пилотами. Будучи в Ванкувере, шт. Вашингтон, США, получила приглашение на торжественную церемонию в честь 75-летия трансарктического перелёта самолёта АНТ-25 в 1937 г. из Москвы через Северный полюс в Америку, где ей было предоставлено слово.

Н.С. Киселёва в данное время проживает в городе Петропавловск-Камчатский. В 2012 г. на Камчатке Н.С. Киселёва издала книгу о Герое Советского Союза Валерии Павловиче Чкалове под названием «Зов неба».

 

 

 

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика