Защита неба Кексгольма. 1939-1944

МиГ-3
МиГ-3
А.Лашков
Алексей Лашков,
кандидат исторических наук, доцент
На северо-востоке Карельского перешейка на месте древнего карельского поселения в устье реки Вуокса новгородцы построили крепость (c посадом) – Корела. В конце XIII в. она получила статус города и на протяжении нескольких веков выступала военным форпостом Великого Новгорода на северо-западных его рубежах. В XVII – начале XVIII в. город (швед. название – Кексгольм) находился под властью шведской короны, осенью 1710 г. русские войска, после непродолжительной осады, заставили капитулировать неприятельский гарнизон. Специальным указом императора Александра I Кексгольмский уезд в 1811 г. был передан ранее образованному в составе Российской империи Великому Финляндскому княжеству.
Признание Российской Республикой 18(31) декабря 1917 г. независимости Финляндии и последующий Тартуский мирный договор (1920 г.) фактически закрепил право последней на г.Кексгольм. Начавшаяся осенью 1939 г. Вторая мировая война открыла новую страницу в борьбе за город между СССР и Финляндией, перенеся ее, в том числе, в воздушную сферу.

За период нахождения Кексгольма (фин. название — Кякисалми) в составе Финляндии (1918–1940 гг.) он превратился из провинциального города в культурно-промышленный центр Северо-Западного Приладожья. В 1929–1931 гг. на его территории немецкой целлюлозной фирмой Вальдгоф (Waldhof) был построен крупный завод. В декабре 1930 г. в центре города было воздвигнуто величественное здание лютеранской кирхи.

С целью организации защиты Кякисалми от возможной военной угрозы со стороны РСФСР (позднее — СССР) она была включена в общую систему береговой обороны Финляндии (в районе Ладожского озера). На побережье между городом и с. Яаккима (г. Лахденпохья) началось развертывание второй линии фортов (береговых артиллерийских огневых точек). К концу октября 1921 г. в районе Кякисалми (южная оконечность Мурикко — м. Ладожский) была оборудована артиллерийская позиция в составе двух (по другим данным — трех) 75-мм зенитных орудий.
До конца 1930-х, вследствие значительной удаленности города от государственной границы, развертывание новых укрепленных позиций не предусматривалось, а имевшиеся — включены в т. н. «Линию Маннергейма». Положение изменилось лишь с началом Зимней (Советско-финляндской) войны 1939–1940 гг. К этому времени г. Кякисалми уже являлся одним из ведущих индустриальных финских городов, что в условиях явного превосходства советской авиации в воздухе требовало создания надежной противовоздушной обороны. По данным командования Ленинградского военного округа, финская сторона для воздушного прикрытия города задействовала авиационную группу (от 6 до 18 истребителей)1. Для ее базирования на северо-восточной окраине Кякисалми (вблизи городского кладбища) был оборудован полевой аэродром. Иногда истребители задействовались в качестве воздушного охранения своей бомбардировочной авиации. Так, 29 января 1940 г. последние участвовали в качестве прикрытия группы пикирующих бомбардировщиков в налете на советские суда (транспорт и ледокол) в северо-западном районе Ладожского озера.

С началом военных действий в конце ноября 1939 г. Кякисалмское направление на Карельском перешейке стало определяющим для общего наступления частей 7-й и 13-й советских армий. Перед нашими летчиками была поставлена задача — подавить неприятельскую авиацию, дислоцированную на побережье Ладожского озера, включая г. Кякисалми (Кексгольм)2.

21 декабря городской железнодорожный узел (наряду с транспортными узлами Элисенваара и Хийтола) подвергся авианалету с участием дальних бомбардировщиков ДБ-3 1-й авиационной армии особого назначения (АОН). На следующий день бомбардировка узла продолжилась.

Первый массированный налет на город был совершен на католическое Рождество (25 декабря), уже вечером почти все гражданское население в срочном порядке эвакуировали — в городе остались в основном одни лишь военные. Тем не менее, воздушные налеты продолжались. 29 декабря в результате бомбометания «погибли несколько мирных жителей, и многие дома были сильно повреждены»3.

16 января 1940 г., согласно принятому новому плану операции, прорыв советскими войсками «Линии Маннергейма» на Карельском перешейке был перенесен с Кякисалмского (Кексгольмского) на Выборгское направление. Это обстоятельство привело к снижению активности нашей авиации в районе города.

В феврале, учитывая возможность переброски свежих резервов финских войск через транспортный узел Кякисалми, командование ВВС Северо-Западного фронта (образованного 7 января 1940 г.)4 приняло решение нанести по нему мощный воздушный удар. 19 февраля силами скоростной бомбардировочной авиации (68-й авиаполк ВВС 13-й армии)5 на городской железнодорожный узел и прилегающие к нему районы было сброшено большое количество фугасных (ФАБ) и 30 зажигательных авиабомб по 50 килограмм (ЗАБ-50) и 288 АО-86.

По официальным данным, всего погибло 12 человек. Малое число людских жертв объяснялось в первую очередь бомбометанием с больших высот из-за опасности быть атакованными финскими истребителями. Последующий выход Финляндии из войны исключил активные боевые действия в районе города, и последний был сдан без боя.

С окончанием войны г. Кякисалми (Кексгольм) официально включен в состав СССР (15 марта 1940 г.). В нем практически не осталось местного населения, промышленные предприятия оказались разрушенными, жилой фонд требовал восстановления, что нашло отражение в протоколе принятия города у финской стороны.

В соответствии с Законом (принятым III-й сессией Верховного Совета Карельской АССР)7 от 31 марта 1940 г. (о преобразовании Карельской АССР в союзную Карело-Финскую ССР) г. Кексгольм на правах районного центра был включен в состав Карело-Финской ССР, в котором он находился до начала Великой Отечественной войны.

В структуре ПВО ЛенВО
(июль 1940 г. — июнь 1941 г.)

В соответствии с приказом командующего войсками Ленинградского военного округа от 18 июля 1940 г. № 00102, существовавший ранее район прикрытия № 3 разделялся на два самостоятельных района (№№ 3 и 7). Начальником вновь образованного района прикрытия стал командир 19-го стрелкового корпуса генерал-лейтенант М. Н. Герасимов. В состав корпуса входили: 142-я и 115-я стрелковые дивизии, 28-й и 43-й корпусные артиллерийские полки. Последние дислоцировались в районе населенных пунктов: Элисенваара, Хийтола и Кексгольма (в 15–60 км от государственной границы с Финляндией).

В своем приказе (от 11 сентября 1940 г. № 00114) командир корпуса определил задачи и границы ответственности прикрываемого района.8 В его состав входили: 27-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион (озад, г. Кексгольм) и 302-й зенитно-артиллерийский дивизион (зад) 142-й стрелковой дивизии (район Хийтола). В самом городе располагался штаб корпуса и командный пункт района прикрытия.

Непосредственное прикрытие г. Кексгольма и важнейших его объектов (штаба корпуса, железнодорожной станции, аэродрома и целлюлозного завода) от нападения с воздуха возлагалось на командование 27-го озад. Одновременно в качестве руководящих документов (в виде приложений к приказу № 00114) командиром корпуса утверждались: Инструкция о порядке оповещения средств ПВО (приложение № 1), номера постов ВНОС района прикрытия № 7 (приложение № 2) и Плановая таблица взаимодействия средств ПВО (приложение № 3).

Весной 1941 г. 19-й стрелковый корпус подчинен полевому управлению 23-й армии, сформированному согласно постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 1113–460сс от 23 апреля того же года.

На основании директивы НКО СССР от 14 мая 1941 г. № 503913/ов/сс командующим войсками Ленинградского военного округа генерал-лейтенантом М. М. Поповым в адрес начальника Генерального штаба РККА была подготовлена соответствующая «Записка по прикрытию государственной границы на территории Ленинградского военного округа». В ней обосновывалась необходимость создания (наряду с Выборгским и Сортавальским укрепленными районами) Кексгольмского УР (№ 27)9 в составе 23-й армии, с целью не допустить прорыва противником фронта обороны на Кексгольмском направлении.

Для организации воздушного прикрытия укрепрайона в апреле — июне 1941 г. из состава 55-й смешанной авиационной дивизии (сад, штаб — г. Петрозаводск) в Кексгольм из Сортавалы был перебазирован (первоначально на учебные маневры) 153-й истребительный авиационный полк10 (иап, командир — капитан М. Ф. Черных). На его вооружении имелись: 61 самолет типа И-153 («чайка», в том числе 7 неисправных) и 12 истребителей И-16 (3 исправных). С последующим перевооружением полка на новые типы самолетов (МиГ-3), все И-153 были законсервированы и находились на аэродроме Кексгольма. В составе дежурных сил имелось всего два авиазвена (6 самолетов). Штаб полка размещался в здании Андреевской (Всехсвятской) церкви недалеко от аэродрома.

Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война стала серьезной проверкой вновь созданной системы ПВО города и одноименного укрепленного района.

В боях на Карельском перешейке (22 июня — 21 августа 1941 г.)

Оперативной директивой № 01/оп от 23 июня 1941 г. на 23-ю армию была возложена задача: обороняя укрепления вдоль государственной границы, Кексгольмский и Выборгский укрепрайоны, прочно удерживать их и не допустить вторжения противника на нашу территорию. В случае прорыва противника на Кексгольмском и Выборгском направлениях разгром и ликвидацию его осуществить совместными действиями стрелковых войск, мехкорпуса и авиации. На следующий день 23-я армия (в т. ч. Кексгольмский УР) вошла в состав вновь образованного Северного фронта.11

Ожидая воздушных налетов неприятельской авиации на объекты укрепрайона, все его подразделения ПВО были приведены в полную боевую готовность. Еще в 3 часа ночи 22 июня в 153-м истребительном авиационном полку объявили боевую тревогу с поднятием в воздух дежурного звена. В 4 часа утра самолеты были рассредоточены и заряжены боекомплектами.

23 июня зенитные расчеты г. Кексгольма ошибочно обстреляли свои самолеты. Под обстрел попали девять новых истребителей МиГ-3, которые перегонялись летным составом 3-й эскадрильи с аэродрома Горелово. Последние были приняты нашими зенитчиками за неприятельские «мессершмитты».12 Несколько самолетов получили пробоины, а летчик М. Иванов — ранение в ногу. Подобная ситуация сложилась и 16 июля. Вновь истребители МиГ-3, пилотируемые командиром полка (капитаном М. Ф. Черных), командиром эскадрильи (Героем Советского Союза капитаном Г. П. Ларионовым) и лейтенантом И. Т. Трубицыным, были обстреляны в районе аэродрома пушечно-пулеметным огнем. Поднятое по тревоге звено истребителей быстро установило истинное положение дел, что исключило неприятные последствия для наших летчиков. При осмотре обнаружена была лишь одна пулевая пробоина в фюзеляже (метр позади кабины) самолета капитана Г. П. Ларионова.13

Создавшаяся ситуация сложилась в результате неудовлетворительной работы постов воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), расположенных в районе Кексгольма. После посадки командир полка провел тщательное расследование случившегося. Виновные в этом инциденте были наказаны. Получил «выговор» один из летчиков дежурного звена А. С. Хлобыстов (будущий Герой Советского Союза, в спешке не взявший с собой парашют).

Иногда подобный «дружеский огонь» приводил к трагедии. По докладу комиссара группы обороны г. Кексгольма старшего политрука А. Н. Малоивана, 27 июня нашими расчетами был сбит советский самолет (тип машины не указан). На следующий день в лесу поисковой группой обнаружены его останки и тело стрелка-радиста младшего сержанта А. П. Верещагина. Судьбу остальных членов экипажа установить не удалось.

Продолжение следует…

1 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 20.

2 Приказ командующего Ладожской военной флотилии о боевых задачах частей от 24.11.1939 г. № 004 (п. 2).

3 Оперативная сводка Главнокомандующего финскими вооружёнными силами от 30 декабря 1939 г.

4 Северо-Западный фронт был образован на основании директивы НКО СССР № 0977/оп от 7 января 1940 г. в целях объединения боевых действий 7-й и 13-й армий. Управление фронта развернуто на базе Управления ЛВО (г. Ленинград).

5 РГВА. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 257.

6 Там же. Ф. 34980. Оп. 11. Д. 510. Л. 37, 39.

7 Постановление Верховного Совета СССР от 31 марта 1940 г.

8 РГВА. Ф. 25888. Оп. 6. Д. 387. Л. 162 – 163.

9 Кексгольмский укрепрайон окончательно создан 7 июня 1941 года. Командир – полковник П.А. Артюшенко (приказ НКО СССР № 00106 от 26.04.1941 г.).

10 153-й истребительный авиационный полк (в составе четырех эскадрилий) сформирован на аэродроме Кубинка (Московская обл.) к 26.01.1940 г. из частей 2-й авиабригады (11-й и 24-й иап). Принял участие в Советско-финляндской войне (1939 – 1940 гг.) в составе ВВС 15-й армии Северо-Западного фронта. После войны полк передан в состав 8-й, позднее – 23-й армии. В начале Великой Отечественной войны участвовал в боевых действиях на Карельском перешейке.

11 Северный фронт – оперативно-стратегическое объединение советских войск в Великой Отечественной войне на северо-западном стратегическом направлении. Образован 24 июня 1941 г. на базе управления и войск Ленинградского военного округа. В дальнейшем для удобства управления войсками директивой Ставки ВГК от 23 августа 1941 г. фронт был разделен на Ленинградский и Карельский фронты.

12 В первые месяцы Великой Отечественной войны советские истребители МиГ-3 часто путали с немецкими самолетами Ме-109, имевшие некоторую конструктивную схожесть.

13 Судаков В.П. Поле неуставшей памяти. Петрозаводск, 2008. С. 52.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика