О том, что превращает палубу в ВПП. Взлётно-посадочные системы авианосцев

Истребитель Lockheed F‑80 на опытной электромагнитной катапульте.
Евгений Шолков
кандидат технических наук,
Виктор Друшляков
Авианосцы, возникшие в годы Первой мировой войны как вспомогательные корабли, призванные осуществлять авиационную поддержку флотов, уже к началу Второй мировой превратились в основную ударную силу в битвах на море. И в наши дни корабли этого класса являются основой надводной составляющей флотов ведущих морских держав. С момента зарождения авианосцев шел непрерывный поиск в создании и совершенствовании взлетно-посадочных систем этих кораблей, без которых, применение авиации с палуб авианосцев было бы невозможным или крайне затруднительным.
Военно-политическая обстановка в мире остается весьма сложной и напряженной. Россия, обладающая огромной территорией и запасами природных ресурсов, в том числе и в шельфовой зоне морей и океанов, ведет широкомасштабные работы по разведке этих ресурсов и их освоению.
Сегодня во всей остроте стал вопрос возвращения российских Вооруженных Сил и Флота в районы крайнего севера и Арктики, для защиты от потенциальных угроз и поддержания стабильности в этих регионах. Не менее актуальной является задача присутствия российского ВМФ и в других районах мира. О возобновлении и развертывании программы строительства авианосцев в России было объявлено в 2003 году, на первом международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. За прошедшие годы было разработано обоснование необходимости наличия таких кораблей в составе сбалансированного отечественного ВМФ, их оптимального количества, системы базирования и обеспечения.
Программа строительства авианосцев была доложена Президенту РФ и утверждена. Что касается начала реализации программы, то заявлено, что она может стартовать не ранее 2018 года. В настоящее время ведется детальная проработка облика будущих авианосцев и состава их авиакрыла. Само по себе возрождение российского флота и особенно проектирование и строительство таких высокотехнологичных кораблей как авианосцы, является огромной школой для российской военной и инженерной мысли. Чтобы быть эффективным инструментом сдерживания и военно-политической экспансии, авианосец должен обладать реальными боевыми возможностями и качествами.
В предлагаемой читателям журнала «Авиапанорама» серии статей, по истории и развитию взлетно-посадочных систем авианосцев, будет наглядно показан трудный и тернистый путь научно-технического прогресса в этой области. Будет рассказано об успешной титанической работе советских инженеров и конструкторов, вынужденных с нуля создавать в 1980-х годах взлетно-посадочные системы — паровые катапульты и аэрофинишеры, для первых советских полноценных авианосцев.

Продолжение, начало в №3-2014

К концу Второй мировой войны (WWII) Великобритания окончательно утратила титул
«владычицы морей», чему способствовали не только потеря основных колониальных владений,
но и обветшалый состав ее Королевского военно-морского флота. Командованию ВМФ стало ясно, что восстанавливать былое могущество авианесущего флота стране не под силу экономически и неоправданно стратегически — изменилась военная доктрина: пришлось ограничиться достройкой двух авианосцев тяжелого класса — «Игл» и «Арк Ройял» и нескольких лёгких — класса «Гермес». Спустя 15 лет в составе ВМФ остались лишь четыре авианосца: «Игл», «Арк Ройял», «Гермес» и «Викториес», а решением пришедшего к власти лейбористского правительства в 1965 году была аннулирована программа строительства авианосца нового проекта CVA-01.

Несмотря на потерю приоритета авианесущей составляющей в планах командования ВМФ, достижения британских учёных и конструкторов-корабелов в послевоенные годы продолжали сохранять мировое первенство в этой области, а целый ряд идей и конструкторских решений носили истинно революционный характер. Такие пионерские находки, как внедрение угловой палубы, оптической системы посадки, изобретение Колином Митчеллом паровой катапульты, изменили облик авианосца на следующие полстолетия, вплоть до ХХI века. Британский новаторский вклад в послевоенную модернизацию авианесущего флота США спас экономику страны от гигантских неоправданных расходов и на несколько лет ускорил техническое обновление американских авианосцев, число которых в строю превышало два десятка.

1. «Второе дыхание» британских авианосцев

Активное участие авианосцев проявилось в ряде послевоенных региональных конфликтов (война за Фолклендский архипелаг — «Мальвинский конфликт», боевые действия НАТО против Югославии, вооруженные операции объединенных сил НАТО на Ближнем Востоке). Эти конфликты, различные по характеру и размаху использования авиации палубного базирования, существенно повлияли на трансформацию военной доктрины использования авианосцев. В рамках атлантической солидарности Британия не собиралась довольствоваться местом аутсайдера в этом сообществе, свидетельством чего стал правительственный «Обзор стратегической обороны», опубликованный в июле 1998 г. Его основные выводы свидетельствовали в пользу строительства авианосцев, отмечалось, что авианосцы способны:

  • поддержать наступательные воздушные операции в любых регионах при отказе в наземном базировании на иностранной территории;
  • обеспечить необходимые площади и инфраструктуру, когда иностранные базы недоступны на начальной стадии конфликта или их возможности ограничены;
  • проявить сдерживающий эффект в «горячих» точках операций типа «принуждения к миру».

Полностью содержание статьи доступно для подписчиков.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика