IX Вертолетный форум. Демонстрация отсутствия лидеров отрасли.

Е.Матвеев
Евгений Матвеев,
кандидат технических наук, старший научный сотрудник
Вертолетный форум, на мой взгляд, – мероприятие, предназначенное если не для решения, то для обозначения основной, наиболее острой проблемы отрасли. Для решения таких главных проблем необходим соответствующий уровень присутствия, уровень содержания и уровень реализации полученных результатов.
imag0410

Уровень присутствия. IX Форум прошел без главных игроков: Михеева С.В. (президент АВИ) – не было, Богинского А.И. (зам. министра Минпромторга РФ) – не было, Шнырева А.Г. (зам. директора Департамента Минтранспорта РФ) – не было… Руководители ведомств и организаций прислали своих заместителей, которые «разбежались» после своих выступлений, сославшись на занятость. Им не интересны ни другие доклады, ни встречи с участниками форума. Отчитали и до свидания. Здесь не было разработчиков, производителей, ремонтников, именно тех, кто закладывает совокупность свойств, определяющих использование вертолетов по назначению, таково качество присутствия.

Уровень содержания. Наша традиционная российская беда – это несоответствие громкого названия и содержания. На пленарном заседании: ни одной цифры, ни одного графика, ни одной диаграммы. Словом, «кривых Жуковского» мы не увидели. Увидели слайды с квадратиками и стрелками, алгоритмы с содержанием, повторяющим прописные истины (аванпроект, эскизный проект… ) и оторванным от реальной безопасности полетов. Здесь не было анализа насущных проблем. Оживление аудитории вызывали воспоминания, «когда я был в Германии» или «когда я был в Канаде», лишь усиливающие сомнения в содержательности доклада. Невысокий уровень сводился к повторению известных истин, представленных по единой схеме: «определения – основные принципы – нормативные документы», больше напоминающих вводную лекцию по менеджменту качества. Отсутствие статистики. Отсутствие аналитики. Отсутствие связи с практикой. Так и хотелось сказать, ближе к конкретике использования по назначению. Дискуссия о разнице между системой менеджмента, управления или контроля качества больше напоминала «танцы вокруг безопасности полетов». Анонсирование перехода на риск-ориентированное мышление (анализ факторов, глубокая коммуникация…), наводило на мысль, что где-то уже это слышал. В авиации всегда было и есть риск-ориентированное мышление (каждый вылет – это риск, о «глубине коммуникации» не понаслышке знают в каждой авиационной семье, дочь или сын с рождения понимают, что нельзя шуметь, когда отец отдыхает перед полетами, а жена не ложилась спать, пока не дождется мужа с полетов…). Важность безопасности полетов не подлежит обсуждению, однако нужны реальные предложения. Здесь не решаются проблемы, здесь встречаются старые друзья, партнеры, оппоненты… Но форум – это не только встреча, это умение выделить главное звено проблемы, предложить свое решение и обсудить предложения.

На мой взгляд, не было ни постановки задачи, ни поиска решения проблемы, в результате, растерялись даже «крупицы истины». Ни один из докладчиков не вспомнил про день рождения Михаила Леонтьевича Миля – 22 ноября (за гранью понимания разумного вертолетчика). Миль не позволил бы себе на форуме повторять «понятия-принципы-документы». На доклад Миля студенты сбегали с занятий, чтобы посмотреть на лидера отрасли, а конструкторы и производители, стоя прислушивались к каждому слову, чтобы запомнить на всю жизнь.

Причин отсутствия вертолетной аналитики немало. Главная причина, на мой взгляд, заключается в том, что аналитика – не разовое мероприятие, это постоянный процесс. Необходимо «не раз в год вспоминать про вертолеты». Это непрерывный мониторинг, профессиональный отбор, привлечение новых сил, соревнование докладов-конкурентов и выступлений. Но это и система эффективного финансирования всего процесса формирования знаний. А наши вертолетостроители финансируют футбольные клубы, вместо того чтобы вкладывать средства в вертолетные знания и их распространение (выпуск книг, журналов, видео материалов, ТВ-передач, сайтов…). И западные вертолетостроители ведут себя в России не лучше, под видом аналитики финансируют исключительно продвижение «неприкрытой» рекламы своей продукции. Мы столкнулись с проблемой формирования новых вертолетных знаний. Создавать и продвигать новые знания могут лидеры, способные заглянуть за горизонт, найти путь, увлечь за собой и достичь поставленной цели.

Уровень реализации. Не хочу никого обижать, но наша вертолетная информация давно «болеет» непрофессионализмом. Сегодня, во время всеобщего повышения скоростей, доклады с лекционными слайдами не вызывают профессионального интереса вертолетной общественности. Нужна динамика и охват как можно большего количества мнений. Необходимо активнее использовать видео интервью (не съемка зала, а мнения экспертов отрасли). Цель – услышать/увидеть как можно больше голосов, сравнить и сделать выводы. И последнее, вертолетная отрасль – не приложение и не продолжение самолетной. У вертолетов свое собственное место и особенности применения, они заслужили существенного повышения качества содержания информации и смещения формата к профессионализму и динамичности.

В целом, событие прошло без знака плюс. И, конечно, нет  вины организаторов Вертолетного форумы в том, что он в очередной раз продемонстрировал отсутствие лидеров, способных не только изменить направление вектора развития вертолетной отрасли, но и придать новый импульс. 

imag0402

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика