-Резолюция «Аэронет-2016» обозначила основные барьеры и решения для развития рынка беспилотных авиационных систем.

 aeronet2016

Завершена обработка материалов и подготовка итоговой Резолюции Научно-практической конференции Аэронет-2016, проходившей в Москве 15-17 сентября 2016 года.

Амир Валиев Аэронет

Мероприятие, организованное Ассоциацией ЭРБАС и Рабочей группой Аэронет АСИ, вызвало живой интерес в профессиональной среде беспилотчиков,  у представителей научных, образовательных учреждений и бизнес-структур, осуществляющих деятельность в сфере беспилотных авиационных систем (БАС). Деловую часть конференции посетили суммарно почти 250 человек человек, а за два дня полетной программы на аэродроме побывало в общей сложности более 300 человек.

Сергей Жуков Аэронет

Главной задачей деловой части, по итогам которой сформирована Резолюция, было обсуждение самых насущных вопросов развития сферы БАС и выработка общей с органами власти позиции по ключевым вопросам. Мероприятие поддержано Федеральными органами исполнительной власти, включая Минпромторг России, Минтранс России, Минтруд России, Минэкономразвития России, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиации), и, таким образом, консолидированное мнение экспертов и профессионалов сообщества сферы БАС будет услышано в регулирующих инстанциях.

Андрей Богинский Аэронет

Доклады Конференции Аэронет-2016 носили системный характер, обобщая наработанную практику, анализируя проблемы и предлагая решения со стороны бизнес-сообщества. В результате конструктивных обсуждений подтверждено в целом единство взглядов и обозначены существующие развилки в организационных и технологических концепциях, намечена траектория развития и направления предстоящего поиска решений в обсуждаемой сфере БАС.

Дмитрий Песков Аэронет

Конференция Аэронет-2016 рассмотрела основные вопросы, обеспечивающие развитие рынка БАС в Российской Федерации: регистрация и учет беспилотных воздушных судов (БВС), сертификация, допуск БВС к полетам; порядок подтверждения соответствия эксплуатантов БАС, создание инфраструктуры для проведения испытаний БАС; подготовка персонала; порядок использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами и выбор критически важных базовых технологий.

Технологии

Ряд вопросов вызвал особенно жаркие обсуждения Конференции: так, актуальным вопросом для развития рынка Аэронет является возможность организации и выполнения безопасных полетов БВС на высотах до 150 метров а так же перспектива интеграции БВС в общее воздушное пространство с пилотируемыми воздушными судами.

При выполнении полетов в неконтролируемом воздушном пространстве при отсутствии диспетчерского обслуживание целесообразно реализовать возможность пилотируемым и беспилотным воздушным судам автономно «видеть» друг друга, автоматически оповещать о своем присутствии и использовать алгоритмы уклонения при опасном сближении. В качестве базовой технологии для реализации указанных задач экспертами ИКАО и мировым беспилотным сообществом рассматривается технология автоматического зависимого наблюдения радиовещательного типа (АЗН-В), реализуемая в Российской Федерации в соответствии с утвержденной 19.05.2011 Минтрансом России Программой «Внедрение средств вещательного  автоматического зависимого наблюдения (2011-2020 годы)».

Юрий Чернышев ГоснииАС

Российская Федерация имеет серьезное технологическое преимущество в области технологии автоматического зависимого наблюдения-вещания (АЗН-В) – ключевой для интеграции БАС в общее воздушное пространство. Технология АЗН-А на основе линии передачи данных VDL-4, и в ее развитие разработанная в Российской Федерации концепция сетевого взаимодействия БВС обеспечивает реализацию определенных преимуществ, однако по сомнительным причинам Минтрансом России принято решение о пересмотре ранее принятых решений и выборе стандарта 1090 ES в качестве единственного стандарта дальнейшего внедрения АЗН-В в Российской Федерации. Реализация в интересах БАС технологии 1090ES и ее развития до функционала мультилатерационных систем наблюдения потребует установки огромного числа наземных станций, при этом функциональность и защищенность предлагаемой технологии вызывает опасения даже у международной организации ИКАО. Конференция выразила крайнюю обеспокоенность навязыванием стандарта для беспилотников, без учета положительных результатов исследований и экспериментов,  реальной практики и мнения рабочей группы Аэронет и Ассоциации ЭРБАС, являющихся сегодня наиболее компетентными в оценке применимости технологий и их влияния на развитие рынка.

Сертификация

Больше внимание было уделено вопросам сертификации в сфере БАС. Этот вопрос не имеет практики и утвержденных процедур не только в России, но и в большинстве зарубежных государств. Острота проблемы сертификации состоит в следующем: в Российском воздушном законодательстве обязательной сертификации подлежат БАС в составе с БВС максимальной взлетной массой более 30 кг и для этой категории процедуры сертификации разрабатываются и будут осуществляться государством. В то же время, большая часть авиационных работ выполняется БВС массой  30 кг и менее, не подлежащих обязательной сертификации, при этом очевидны проблемы при получении в Росавиации сертификата эксплуатанта на право выполнения авиационных работ/перевозок, что не позволит легально выполнять любые коммерческие работы с использованием БАС. Вторая острейшая проблема, возникающая в этой связи — отсутствие сертификата эксплуатанта делает любое коммерческое применение БАС незаконным, а значит ни один механизм страховой защиты третьих лиц от причинения вреда при полетах БВС, в том числе обычных граждан, не будет действовать.

Решение, предложенное Конференцией, заключается в признании результатов добровольной сертификации и добровольной аттестации пилотов/операторов БАС основанием для выдачи Сертификата эксплуатанта уполномоченным государственным органом в области гражданской авиации (Росавиация). Данная позиция нашла понимание у представителей Росавиации, тем более что Ассоциацией ЭРБАС начата и активно ведется разработка требований и процедур добровольной сертификации как компаний — разработчиков, производителей и эксплуатантов, так и сертификации типа БАС или ее элементов в составе с БВС массой менее 30 кг.

Регистрация и Учет БВС

Процедуры государственной регистрации и обязательного учета БВС стали еще одной темой пристального обсуждения.  Государственная регистрация предусмотрена Воздушным кодексом для БВС массой более 30 кг, и будет выполняться Росавиацией в порядке, установленном Минтрансом РФ. В отношении учета БВС массой 30 килограмм и менее ситуация иная: порядок учета будет утвержден Правительством РФ. По мнению участников Конференции в России, с учетом уровня правовой культуры, остро необходимо обеспечить неразрывную связь между регистрацией БВС, которым обладает владелец, и уровнем его информированности о правилах использования БВС соответствующего типа.

Прототип автоматизированной системы он-лайн учета БВС был разработан совместными усилиями Федерации авиамодельного спорта и Ассоциации ЭРБАС и успешно действует с 5 марта этого года, при этом в системе добровольно учтены уже более 3000 БВС от любительского до профессионального уровня. Участники конференции считают, что с учетом решения дополнительных аналитических задач, необходимых для актуализации Дорожной карты Аэронет и развития рынка, процедура учета малых БВС может быть поручена специальной отраслевой организации при взаимодействии с ФОИВ. Такое решение существенно снизит кадровую и финансовую нагрузку на Федеральное агентство воздушного транспорта, поскольку отраслевая организация примет на себя задачу обрабатывать информационный дождь из примерно двадцати тысяч регистрируемых БВС в год. Наглядным примером цены вопроса является сумма в 56 миллионов долларов, выделенная из бюджета США на поддержание системы регистрации БВС до 2020 года.

Порядок ИВП

Мировое сообщество идет по пути выделения безопасной высоты, выше которой полеты БВС не допускаются без специальных согласований.  При этом самые первые инициативы с таким подходом к повышению безопасности полетов звучали именно от Российских экспертов начиная с 2011 года при подготовке предложений в Воздушный кодекс РФ.

Андрей Ионин Глонасс

Сегодня решение вопроса о структуре воздушного пространства носит безотлагательный характер, при этом высоты в 50 метров, как предлагалось по аналогии с разрешенной высотой для фейерверков явно не достаточно, поскольку беспилотники выполняют полеты на многократно больших высотах, и обоснованным является выделение высоты в 150 метров, выше которой полеты возможны только по согласованию с центрами Единой системы организации воздушного движения. Эта точка зрения поддержана и представителями авиации общего назначения, минимальная разрешенная высота полета которой составляет как раз 150 метров.

Мы предлагаем Вам ознакомиться с текстом итоговой Резолюции Конференции «Аэронет-2016», организованной Рабочей группой Аэронет Национальной технологической инициативы, Некоммерческой организацией «Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем» при содействии Агентства стратегических инициатив, Московского авиационного института, Общероссийской общественной организации «Федерация авиамодельного спорта России», с участием Русского географического общества, Государственного НИИ авиационных систем, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере,  представителей научных, образовательных учреждений и бизнес-структур, осуществляющих деятельность в сфере беспилотных авиационных систем, специализированных СМИ и ряда заинтересованных Федеральных органов исполнительной власти.

Генеральным Партнером конференции стало АО «Российская Венчурная Компания» (АО РВК).

Ассоциация «ЭРБАС»

aerbas-logo11 

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика