Концептуальная модель выбора стратегии социально-экономического развития РФ

А.Андронов
Анатолий Андронов,
летчик-испытатель 1-го класса, кандидат технических наук, Герой Российской Федерации
Незадолго до единого дня голосования, прошедшего 18 сентября 2016 года в Российской Федерации, Институт статистических исследований и экономических связей (ИСИ-ЭЗ) НИУ ВШЭ обратил внимание общественности на публикацию так называемого «Глобального инновационного индекса — 2016» (GII). В рейтинге, охватывающем 128 стран по уровню развития связей между бизнесом, государством и наукой, верховенства закона и качества регуляционной деятельности государства, Россия прочно обосновалась в районе сотых номеров. Факт, мягко говоря, не вызывающий большого оптимизма, тем более на фоне столь ожидаемого гражданами нашей страны начала движения вперед к достойному образу будущей России.

Download PDFСкачать статью в формате PDF

Эта статья представлена на сайте в виде отдельно-скачиваемого файла в формате PDF. Нажмите на эту ссылку чтобы скачать файл на свой компьютер.

За последние несколько лет в недрах экспертных советов разного государственного уровня, отраслевых структурах и организациях, и даже политических партиях рождено большое количество программ и предложений социально-экономического развития Российской Федерации. В них предлагаются различные пути перевода экономики, пребывающей в затянувшемся кризисе, на рельсы её роста за счёт новейших достижений науки и техники. То есть, предлагается за счёт современных технологий добиться увеличения производства реальной продукции или внутреннего валового продукта (ВВП) и обеспечить неуклонный и стабильный рост общего благосостояния нашего населения: рост продолжительности жизни, качество медицинского обслуживания, уровень образования и т.д. Кризисные явления в экономике всегда порождают необходимость изменений в системе или модели управления. Однако успех перемен в деятельности управленческих и хозяйственных структур достигается, когда чётко ясны цели и задачи, которые нужно решать. Нет ясной стратегии экономического развития – нет понимания, в каких преобразованиях нуждается модель государственного управления или народнохозяйственного комплекса. Именно из-за отсутствия выверенной стратегии вложения средств в научные исследования, разработку новой техники и продвижение современных технологий, что явилось бы фундаментом устойчивого развития нашей страны, правительство по сегодняшний день не остановило свой выбор ни на одном из предлагаемых вариантов экономического развития. Призывы же необходимости диверсификации экономики и ухода от нефтегазовой зависимости, неоднократно звучавшие в адрес бизнес-сообщества из уст первых лиц государства, так и не повлекли за собой изменения сложившейся ситуации.

Бизнес как стоял, так и будет стоять в ожидании момента, когда, наконец, руководство государства принятием конкретных решений обозначит вектор развития народнохозяйственного комплекса страны и назовет те отрасли, которые стронут с мертвой точки попавшую в тупик экономику. Именно поэтому на многочисленных экономических форумах в адрес представителей государственных структур постоянно звучат вопросы про то, с чего мы начнем преобразовывать экономику, что и в каких объемах будем производить для того, чтобы заработал весь механизм экономического развития. При этом ожидается, что он должен быть веско аргументирован, теоретически и экономически обоснован.

Так возможен ли алгоритм выбора теоретически обоснованного пути стратегического развития страны? Современная наука рассматривает экономику как хозяйственную деятельность общества и совокупность отношений в системе производства и потребления. Очевидно, что если предложить алгоритм поиска вектора развития народно-хозяйственного комплекса, отвечающего современным вызовам, то он значительно упростит выбор необходимого перечня законодательных мер и решений из множества предлагаемых вариантов стратегического развития страны.  Только эти меры должны представлять собой взаимосвязанную систему государственных решений, касающихся всех сфер хозяйственной деятельности общества. Таким вариантом может стать алгоритм выбора из множества условий, рассмотренных в предлагаемых вариантах программ, некоторого ряда условий, выделенных экспертами в качестве ключевых и повторяющихся в основной массе этих программ. Выбранные таким образом условия, предопределят те законодательные меры и решения, принятие которых с необходимой степенью вероятности позволят запустить механизм экономического роста с охватом максимального числа отраслей народно-хозяйственного комплекса страны.

В результате, основным содержанием пакета документов, принимаемых органами государственного управления в целях эффективного развития экономики страны, должны стать решения, меры и шаги, способные гарантированно обеспечить:

— долгосрочный перечень, объем и востребованность продукции производственного сектора экономики, отвечающей техническим требованиям и потребностям как внутри страны, так и за рубежом;

— доступность и внедряемость современных технологий на базе тесного сотрудничества опытного производства с фундаментальной и отраслевой наукой;

— развернутую перспективу развития отечественной минерально-сырьевой базы в целях обеспеченности промышленного производства сырьем и материалами;

— логистически выстроенную и объединяющую все регионы страны транспортную инфраструктуру для перевозок сырья, материалов и производимой продукции;

— систему кредитования, финансово-денежных и налоговых отношений, стимулирующую развитие хозяйственной деятельности;

— согласованную политику подготовки и обеспечения квалифицированными кадрами потребностей организаций и предприятий народно-хозяйственного комплекса.

При всем многообразии задач, которые необходимо будет решать для создания перечисленных условий экономического роста, вопрос перечня, объема и гарантированной востребованности предлагаемой к выпуску промышленной продукции является важнейшим, так как задает конечные результаты успешной реализации цели под названием «стратегия развития». Другими словами, стратегия экономического развития страны – это план преобразования народно-хозяйственного комплекса страны, указывающий, реализация каких мер позволит в ближайшем будущем производить конкретную продукцию заданного качества, с привлечением каких ресурсов и средств это будет достигнуто. Нетрудно убедиться, что все прочие условия, выбранные с использованием данного алгоритма, так же тесно связаны между собой и представляют звенья производственной цепочки: сырье – материалы – производство – готовая продукция – потребитель, эффективно работающей лишь при налаженной транспортной инфраструктуре, при стимулирующей производственную сферу кредитно-денежной политике и кадровой обеспеченности.

Обосновать тот или иной вариант выбора стратегии развития можно, лишь опираясь на существующие и апробированные социально-экономические законы. Закон потому и называется законом, что описываемые им процессы протекают по строго очерченным правилам и приводят к известному или ожидаемому результату.  Человечество в процессе своей эволюции познало и наработало достаточное их количество как в области экономики, так и в социальной сфере.

С точки зрения теории графов любой из законов может быть представлен в виде замкнутого графа, в узлах которого отображены определяемые данным законом требования, зафиксированные в нём в виде абзаца, пункта, параграфа. Взаимосвязь же требований закона будет определяться направлениями стрелок между узлами графа. И поскольку любое развитие есть динамический процесс, то такой процесс и его изменения при движении к намеченному результату можно корректировать, используя для этого соответствующий математический аппарат. Последнее позволяет повысить достоверность и вероятность достижения поставленных целей.

Кроме того, важную роль в решении любой задачи и экономического развития в том числе, играют начальные условия или исходные данные, это – максимально точная оценка нынешнего состояния всех элементов экономики, таких как управление, сырьевое и материальное обеспечение, энергоемкость, производственные фонды и т.д. Чем точнее будет эта оценка, тем ближе к искомому будет получен результат и наоборот. Например, при описании некоторого динамического процесса с недостаточной достоверностью начальных условий, используя математический аппарат, построенный на основе теории нечётких или размытых множеств, можно получить так называемую «теорию хаоса», то есть разброс ожидаемых результатов исследования. Этим можно проиллюстрировать отдельные кризисные явления, происходящие в экономике при использовании лишь одного закона экономического развития – «рыночной экономики», очерчивающего свободу выбора сферы экономической деятельности и механизмы ценообразования с учетом спроса и предложения. Несмотря на то, что возрос общий международный уровень качества производимой продукции, потребитель стал все больше обращать внимание не только на марку, как это было совсем недавно, а на характеристики продукции и ее цену. Сочетание «цена-качество» производимой продукции, подчиняясь закону торговой конкуренции, все больше стало влиять на рынок сбыта, выводя его из устойчивого состояния. Какая же система взаимосвязанных преобразований необходима для создания выбранных по предложенному алгоритму условий для успешного развития экономики страны? Рассмотрим их в порядке предлагаемых мер.

Важна и неоспорима роль государства в реализации плана перевода экономики страны на рельсы эффективного развития за счет активизации процесса использования результатов фундаментальных и поисковых исследований для определения целей и задач развития. А также, для определения приоритетности отраслей и объемов их финансирования, осуществления структурных преобразований в экономике, формирования транспортной инфраструктуры, организации обеспеченности квалифицированными кадрами и других. Кроме того, попытка переложить ответственность за развитие производственного сектора экономики с государства на бизнес-сообщество, привела к существенному ухудшению межотраслевых и внутрихозяйственных связей, снижению объема ВВП и, как следствие, к значительному росту зависимости российского рубля от цен на углеводородное сырье. Степень участия бизнеса в социальной жизни страны также не в полной мере отвечает запросам и проблемам общества, приводя к его расслоению и росту социальной напряженности, к неудовлетворённости работой социальных институтов. Поэтому столь важна и ответственна регулирующая роль государства в деятельности всего хозяйственного комплекса страны, в построении взаимовыгодных, социально ориентированных отношений с бизнесом. Государство должно в этот сложный период стать главным регулятором происходящих в стране основных социально-экономических процессов, связанных с периодом экономических преобразований.

Для реализации стратегических задач, стоящих перед экономикой, вновь стал актуален вопрос создания институтов долгосрочного планирования, но с учетом современных экономических отношений, и поэтому в новых структурных формах. Отказ от необходимых элементов планирования в экономике исключил возможность гармоничного и взаимосвязанного развития отдельных отраслей и всего народно-хозяйственного комплекса страны.  Была размыта как целесообразность производства целого ряда образцов продукции промышленного сектора, так и ответственность за конечный результат, сроки и качество производственной и хозяйственной деятельности. Произошел перекос развития не в пользу производств перерабатывающих отраслей, по отношению к отраслям добывающим. Объем импорта продукции по отдельным отраслям промышленного сектора экономики страны в 2015 году достиг 50 – 90%. И, как следствие, возникновение темы импортозамещения. Поэтому для достижения поставленных целей экономического развития необходимы системные и структурные изменения в органах государственного управления и в модели функционирования промышленного комплекса страны с введением элементов планирования.

Разработка стратегии экономического развития в период рецессии или стагнации экономики должна непременно базироваться на достижениях фундаментальной и прикладной науки, поскольку только в этом случае возможен наибольший рост эффективности процессов промышленного производства, как и качества востребованной рынком продукции. Непременное условие достижения этой цели – соответствующее финансирование фундаментальной и прикладной научно-исследовательской деятельности, связанной с внедрением её результатов в опытное производство. Тогда, благодаря внедрению новейших технологий, станет возможным выпуск конкурентоспособной продукции, не уступающей или превосходящей по своим характеристикам, свойствам или качеству аналогичные отечественные или зарубежные образцы. Такая продукция позволит быстро начать перевод экономики в режим роста и обеспечить дальнейшее устойчивое ее развитие. Бурный экономический рост в послевоенные 50-60-е годы прошлого столетия был обусловлен этапом восстановления народно-хозяйственного комплекса страны и вводом в строй новых промышленных предприятий. Наглядным подтверждением тому было признание на международной арене наших успехов, достигнутых в сельском хозяйстве, автомобиле- и авиастроении. Однако в государственной стратегии тех лет, осуществляемой под лозунгом – «Догнать и перегнать Америку», не была прописана задача постоянного технологического обновления и регулярной модернизации промышленного производства, а значит, устойчивого роста качества выпускаемой продукции.  Как следствие, постепенно терялась покупательная привлекательность производимой продукции и её конкурентоспособность. Политическое руководство страны, само того не желая, обрекло экономику страны на системное технологическое отставание в большинстве отраслей промышленного производства, что и предопределило последовавший кризис 80-х годов. Поэтому необходима стратегия высокотехнологичного развития производственного сектора экономики страны, легко адаптируемого к стремительно меняющимся условиям рынка, научным и технологическим открытиям и разработкам.

 Как уже отмечалось выше, вопрос определения перечня приоритетной продукции, предлагаемой к выпуску, является одним из ключевых, так как задает конечные цели развития производственного сектора экономики страны. И каким бы ни был этот перечень, за каждым из образцов готовой продукции стоит конкретная отрасль или группа отраслей, связанных между собой производственным циклом. Отдавая приоритет конкретной продукции, стратегия развития тем самым определяет и приоритет отрасли ее производящей. Поэтому, предлагаемый алгоритм рассматривает вопрос выбора приоритетной отрасли по предъявляемым требованиям к приоритетной продукции, соответствие которым обеспечит технологическое переоснащение самой отрасли и вовлечет в этот процесс наибольшее количество смежных отраслей народнохозяйственного комплекса страны.

Поэтому, выбираемая в качестве приоритетной , эта продукция должна соответствовать следующим основным требованиям:

— эта продукция должна быть конкурентоспособной, обладать принципиально новыми свойствами, характеристиками или возможностями;

— эта продукция должна быть высокотехнологичной, легко адаптируемой к новейшим научным и технологическим открытиям и разработкам;

— она должна быть воспроизводимой продукцией со сроками жизненного цикла в течение длительного периода времени;

— она должна быть востребованной в интересах хозяйственной деятельности и развития  регионов, секторов и отраслей народно-хозяйственного комплекса страны;

— она должна обеспечивать производственную и межотраслевую кооперацию с максимальным количеством смежных отраслей при выпуске конечной продукции.

Последовательное переоснащение предприятий под очередную продукцию, следующую в перечне приоритетной, обеспечит полный охват отраслей всего производственного сектора экономики страны.

В качестве примера выбора пути стратегического развития страны можно привести следующий, опирающийся на мировую практику индустриально развитых стран, таких как Германия, Япония, Англия, США и некоторых других. В этих странах, как и во всем мире, к высокотехнологичным и наиболее наукоёмким отраслям относят: атомную, электронную, автомобиле- и авиастроительную, энергетику, космическую отрасль и некоторые другие.  При выборе приоритетной отрасли, которая может сыграть главную роль в выборе стратегии экономического развития, как об этом указывалось выше, должен учитываться и фактор степени участия самой производимой продукции этой отрасли в народнохозяйственной деятельности. Так, для Германии в свое время приоритетными были автодорожная инфраструктура и автомобилестроение. Для Японии – судостроение и автомобилестроение. Для США – то и другое, и авиастроение. То есть, во всех случаях отрасли, выступающие «локомотивами» стратегического развития, представляли транспортную отрасль или структуру, которая в свою очередь являлась неотъемлемой частью производственной цепочки: сырье – производство – продукция – потребитель, обеспечивая каждый из этапов этой цепи.

Россия не является исключением из этого правила, а скорее наоборот. Располагая огромным потенциалом народнохозяйственного комплекса, она, более чем кто — либо другой, зависима от встроенной в него транспортной инфраструктуры, которая в свою очередь так же способна стать локомотивом экономического развития каждого региона и страны в целом.

Протяженность страны с Запада на Восток и с Севера на Юг, географические и климатические особенности регионов наглядно демонстрируют ограниченные возможности использования автомобильного, железнодорожного и водного видов транспорта, а потому подчеркивают острую потребность в приоритетном развитии воздушного транспорта. Воздушное сообщение, подобно мостам, сократит расстояния между регионами и городами, предприятиями и отраслями, способствуя налаживанию ритмичной жизни населения и деятельности хозяйственного комплекса страны. При этом востребованность продукции авиастроительной отрасли в качестве приоритетной продукции, потребует участие государства в организации производства пассажирской и грузовой авиации различного тоннажа и вместимости для обслуживания пассажиров по 10-12 человек, по 30-40, по 150 человек и более, адаптированной к разнообразной аэродромной инфраструктуре, климатическим и географическим условиям. Это, в свою очередь, повлечет за собой необходимость восстановления, модернизации и развития   аэродромного хозяйства страны, без которого не имеет смысла развитие авиастроения, которое должно проводиться с участием каждого региона в строгом соответствии с долгосрочным планом его социально-экономического развития. Чтобы определить требуемый уровень развития аэродромной инфраструктуры, категорию классности, степень ее оснащенности и необходимого обеспечения.

В частности, по этому пути пошел Китай, более двух лет назад начав осуществление программы «500 аэродромов», – важный элемент плана долгосрочного экономического развития, принятого в связи с замедлением темпов экономического роста и для более эффективной интеграции регионов в хозяйственную деятельность страны.

Предлагаемый концептуально обоснованный алгоритм выбора стратегии экономического развития страны, опираясь на мировую практику производственной сферы, позволит создать «гибкое», легко адаптируемое высокотехнологичное промышленное производство, способное обеспечить устойчивый рост экономики и оперативно реагировать на любые вызовы и меняющиеся условия в мире.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика