«Создаваемые в стране средства будут способны поражать космические цели в необходимых количествах»

Анатолий Соколов
редактор журнала «Авиапанорама», кандидат военных наук, доцент
Сегодня официально ни одна страна не имеет развернутых систем противоспутникового оружия. В начале 1990-х гг. по негласному соглашению все испытания по этим системам были приостановлены в России и в США. Однако создание противоспутникового оружия не ограничено ни одним из действующих договоров. Поэтому было бы глупо считать, что работы по этой тематике не ведутся.
Ведь именно космические средства разведки и связи лежат в основе современных концепций вооруженной борьбы.
Без спутниковых навигационных систем проблематично использование тех же крылатых ракет и другого высокоточного оружия, невозможно точное позиционирование подвижных наземных и воздушных объектов. Иначе говоря, вывод нужных спутников из строя резко отрицательно повлияет на возможности их владельца.

Коротко о главном.

Надо сказать, что первыми в стремлении создать противоспутниковое оружие были США.
Возможно потому, что не давала покоя пальма первенства советского искусственного спутника Земли. Однако первыми в создании противоспутникового оружия стали снова мы. 17 июня 1963 года было принято решение на его разработку. В том же 1963 году произведен запуск первого в мире маневрирующего спутника «Полет-1» – прототипа истребителя спутников – активного звена в космической системе противоспутниковой обороны. А в апреле 1968 г. космический аппарат (КА) «Космос-252» впервые в истории осуществил поражение спутника-мишени http://www.npomash.ru/activities/ru/integrkosm.htm. А еще через пять лет, в 1972 году, комплекс «ИС-М» (истребитель спутников) системы противокосмической обороны (ПКО) был принят в опытную эксплуатацию.
Только через 18 лет, 13 сентября 1985 года, истребитель F-15 с ракетой ASM-135 ASAT смог поразить неработоспособный американский научный астрофизический спутник-мишень Solwind P78-1!

История создания «истребителя спутников».

Уже в мае 1958 г. США запустили ракету Bold Orion с бомбардировщика B-47 Stratojet для проверки возможности поражения космических аппаратов (КА) ядерным оружием. Однако этот проект, как и целый ряд других, вплоть до 1985 г. были признаны неэффективными.
Советским «ответом» стало создание системы ПКО, финальным элементом которой стал комплекс под названием «ИС» (истребитель спутников). Его основные элементы: КА-перехватчик с зарядом взрывчатого вещества, ракета-носитель и командный пункт (КП). Всего в состав комплекса входили 8 радиолокационных узлов, 2 стартовых позиции и определенное количество КА-перехватчиков.
Систему ПКО и «ИС» разработал коллектив ЦНИИ «Комета» под непосредственным руководством академика АН СССР А.И. Савина и доктора технических наук К.А. Власко-Власова. Ответственным за весь проект был известный советский ученый и генеральный конструктор ракетно-космической техники В.Н. Челомей.
Первый полет КА-перехватчик «Полет-1» совершил в 1963 г., а летом следующего года был создан радиотехнический комплекс на КП системы ПКО. В 1965 г. началось создание ракетно-космического комплекса для вывода КА-перехватчика на орбиту. Одновременно с ним создавался и КА-мишень «Космос-394». Несмотря на музыкальное название «Лира», он был рассчитан на последовательный обстрел осколочными боевыми частями трех космических «киллеров». Всего был осуществлен запуск 19 КА-перехватчиков, 11 из которых признаны успешными.
В ходе опытной эксплуатации комплекс «ИС» был модернизирован, оснащен радиолокационной головкой самонаведения (ГСН) и в 1979 г. Войсками ракетно-космической обороны поставлен на боевое дежурство. По заявлению Власко-Власова, рассчитанный на перехват космических целей на высотах да 1000 км, комплекс реально мог поражать цели на высотах от 100 до 1350 км.
В основе комплекса «ИС» лежал двухвитковый метод наведения на цель. После вывода КА-перехватчика на орбиту ракетой-носителем радиотехнические узлы обнаружения спутников ОС-1 (г. Иркутск) и ОС-2 (Балхаш) на первом витке уточняли параметры его движения и цели, а затем передавали их на борт перехватчика. Он совершал маневр, на втором витке с помощью ГСН обнаруживал цель, сближался с ней и поражал боевым зарядом. Расчетную вероятность поражения цели 0,9-0,95 подтвердили практические испытания.
Последний, успешный перехват состоялся 18 июня 1982 г., когда ИСЗ-мишень «Космос-1375» поразил КА-перехватчик «Космос-1379». В 1993 г. комплекс «ИС-МУ» был снят с вооружения, в сентябре 1997 г. прекратил свое существование, а все материалы были переданы в архив.

Ответ США.

Понятно, что на создание «ИС» отреагировали США, которые первыми начали разработку противоспутникового оружия еще в конце 1950-х годов. Однако они были достаточно неадекватны и далеко не так успешны. Так, была закрыта программа использования противоспутниковой ракеты со сверхзвукового бомбардировщика В-58 Hustler. Не получила своего развития и программа противоспутниковых ракет с мощным ядерным боезарядом, которые США испытали в 1960-х гг. Высотные взрывы и в космосе привели к повреждению электромагнитным импульсом ряда собственных спутников и образовали искусственные радиационные пояса. В итоге от проекта отказались.
Не дал положительного результата и комплекс противоракетной обороны LIM-49 Nike Zeus с ядерными боевыми частями. В 1966 г. проект закрыли в пользу системы Program 437 ASAT на основе ракет Thor с ядерным зарядом в 1 мегатонну, которая также была прекращена в марте 1975 г. Не получил развития и проект ВМФ США по использованию противоспутниковых ракет с борта палубных самолетов. Плачевно завершился в конце 1970-х гг. проект ВМФ США по запуску противоспутникового оружия с модифицированной БРПЛ UGM-73 Poseidon C-3.
И лишь упомянутый выше проект с ракетой ASM-135 ASAT стал успешным. Но этот пуск в январе 1984 г. стал единственным и последним. Несмотря на очевидный успех, в 1988 г. программа была закрыта.
В настоящее время ведение работ в этом направлении, а также расширение клуба владеющих таким оружием подтверждают факты. Ранее глава космического командования ВВС США генерал Джон Хайтен в числе стран, ведущих такие работы, назвал Иран, Китай, Северную Корею и Россию.

Еще в 2005 и 2006 гг. Китай испытал такую систему без реального перехвата спутников. В 2007 г. Китай сбил свой метеоспутник «Фэнъюнь-1С» противоспутниковой ракетой. В эти же годы Пентагон сообщал о фактах облучения американских спутников наземными лазерами с территории Китая.

Ведут «противоспутниковые» работы и США. Сегодня на вооружении у них состоит система ПРО корабельного базирования Aegis с ракетой RIM-161 Standard Missile 3 (SM-3). Именно такой ракетой 21 февраля 2008 г. был сбит американский военный спутник USA-193, который не вышел на расчетную орбиту. По сообщениям американских СМИ, Пентагон уже создал противоспутниковые системы нового поколения на основе так называемых неразрушающих технологий, которые вынуждают спутник не выполнять рабочие или посылать «ложные» команды.

По другим сообщениям, в 1990-е гг. в США были разработаны и испытаны спутники-невидимки по программе MISTY. Их обнаружение на орбите существующими средствами почти невозможно. Наличие таких спутников-невидимок на орбите допускает глава международной сети астрономов-любителей канадец Тэд Молжан.

А что в России?

По понятным причинам информация об этом не для печати. Однако в мае этого года ряд зарубежных и отечественных СМИ сообщили об успешном испытании ракеты в рамках опытно-конструкторской работы «Нудоль». А в декабре 2015 г. автор американского издания The Washington Free Beacon Билл Гертц сообщил, что Россия испытала противоспутниковую ракету. В 2014 году российские СМИ сообщали об испытании «новой ракеты дальнего радиуса действия для систем ПВО», а информацию о том, что это оружие разрабатывается в рамках ОКР «Нудоль», еще в 2014 году подтверждал РИА «Новости» Концерн ПВО «Алмаз-Антей».

В настоящее время готовится к изданию книга воспоминаний создателей «истребителя спутников» и ветеранов военной службы. В предисловии к ней командующий Космическими войсками— заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами генерал-лейтенант А. В. Головко говорит: «… в настоящее время в нашей стране проводятся работы по созданию новых средств ведения борьбы с космическими аппаратами вероятного противника». Здесь же свое мнение высказал и генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «Корпорация «Комета», доктор технических наук, профессор В. П. Мисник. По его словам, «создаваемые в стране средства будут способны поражать космические цели в необходимых количествах».