Проекты борьбы с воздушным противником в начале ХХ века

А.Лашков
Алексей Лашков
ведущий раздела «Хронограф» журнала «Авиапанорама» кандидат исторических наук, доцент
Наряду с традиционными методами борьбы с неприятельскими воздушными судами в начале ХХ столетия отечественная и зарубежная научная мысль выдвинула ряд уникальных для своего времени проектов, оказавших существенное влияние на развитие системы противовоздушной обороны в будущем.*

Электромагнитные волны

В 1910 г. с необычной идеей уничтожения воздухоплавательных аппаратов выступил американский электротехник Антони (Anthony), предложивший использовать для этой цели электромагнитные волны. Проведенные опыты вблизи г. Нью-Йорка (США) по управлению малого дирижабля (6,4 м в длину) с земли дали положительные результаты. Последний приводился в движение с помощью передающего устройства, излучавшего электромагнитные волны радиально во всех направлениях (из помещения центральной станции). Дирижабль в течение двух часов маневрировал в воздухе, затем достиг «указанного пункта, сбросил там груз, изображавший разрывной снаряд, и возвратился обратно». Позднее аналогичный эксперимент был проведен с дирижаблем большего размера. Идеями и практическими изысканиями Антони живо заинтересовались в Старом Свете. В следующем году нечто похожее продемонстрировал в Лондоне инженер Филипс (Philips), а французские специалисты осуществили успешные опыты с воздушной миной Габэ. Сущность рассматриваемого проекта заключалась в размещении на борту воздушного судна приемного устройства, благодаря действию которого запускались (выключались) электродвигатели дирижабля, а также работали другие его электроприборы. Одновременно ученые пришли к выводу о возможности использования электромагнитных волн в борьбе с самими воздушными судами, используя при этом следующие методы: «Направление электрической энергии на порчу магнето в моторах дирижаблей; осуществление взрыва находящихся там взрывчатых веществ; наэлектризовывание самих дирижаблей тем или другим видом электричества, что может послужить к сильному разряду при прохождении подобного дирижабля через слой атмосферы противоположного заряда и т.п.». Но этот заманчивый проект оказался довольно сложным в реализации и накануне Первой мировой войны от него пришлось отказаться.

Стрельба зенитными ракетами

Начавшаяся война значительно расширила функции воздушных сил, способных одновременно действовать в ближнем и глубоком тылу противника. Для борьбы с ними в России и во Франции вновь вернулись к идее создания зенитных ракет. Вскоре в состав воздушной обороны (ВО) гг. Петрограда и Минска вошли артиллерийские команды, вооруженные ракетными установками. Используемые 76,2-мм осветительные (светящиеся) ракеты были способны уничтожать воздушные цели на высоте до 1,1 км. Попадавший в зону огня неприятельский дирижабль поражался воспламеняемыми звездочками (80 шт.), рассыпаемыми на значительном расстоянии при подрыве головной части ракеты. В качестве цели могли выступать и тихоходные самолеты, летевшие на высотах ниже 1 – 1,1 км. Именно такая задача была поставлена частям воздушной обороны российской столицы в специальной «Инструкции по воздухоплаванию в районе VI-й армии», введенной в действие 17(30) ноября 1914 г. Но проверить качество стрельбы зенитными ракетами в годы войны не удалось вследствие отсутствия воздушных налетов противника на российскую столицу. В районе г. Минска немецкие летчики и аэронавты предпочитали летать вне зоны поражения русских ракет и зенитной артиллерии.
Определенные надежды командование действующей армии возлагало на разработки генерал-майора М.М. Поморцева, занимавшегося конструированием ракетного оружия (противокорабельного и противосамолетного) еще в предвоенные годы. В октябре 1915 г. он предложил на суд общественности своей проект боевой пневматической ракеты, приводимой в движение за счет сжатого воздуха. С одной стороны, это существенно ограничивало ее дальность, с другой – делало ее практически бесшумной. Боеголовка ракеты снаряжалась тротилом. Двигатель оснащался соплом Лаваля, позволявшим потоку газов из пороховой камеры втекать в него с дозвуковой скоростью, а вытекать со сверхзвуковой. Этим в значительной мере увеличивалась тяга двигателя. Корпус ракеты имел кольцевой стабилизатор. Но после тщательного изучения ее боевых возможностей, морское и военное ведомства вынуждены были отправить этот проект на доработку.
По оценке специалистов, результативность стрельбы по воздушным целям мог достигаться лишь ведением залпового огня. Именно с таким предложением накануне войны выступил бывший вице-директор Путиловского завода Н.В. Воловский, спроектировавший автомобильную многозарядную пусковую установку (АМПУ). В апреле 1912 г. она поступила на экспертизу в Главное артиллерийское управление (ГАУ). В частности, конструктор предлагал использовать пусковые установки как наземного (ракетная батарея), так и воздушного (ракетная митральеза) базирования. В своих взглядах Воловский значительно опередил французских коллег, запустивших в серийное производство ракету класса «воздух-воздух» (системы Ла-Приера) лишь в 1916 г. Однако Артиллерийский комитет ГАУ довольно прохладно встретил проект АМПУ. Тем не менее, конструктору было выделено 1000 рублей для проведения дальнейших опытов и заказа 20 штук ракет для испытания их на Главном артиллерийском полигоне. Но положительного результата добиться так и не удалось. Значительно дальше пошли французские специалисты, создав реактивную систему залпового огня (РСЗО). Она поступила на вооружение подразделений объектовой воздушной обороны страны. При обстреле воздушной цели система могла одновременно запускать до несколько десятков ракет на высоту не менее трех километров. По сравнению с обычным артиллерийским снарядом зенитные ракеты обладали большей мощностью заряда и дальностью полета. При этом низкая точность попадания полностью компенсировалась одновременным пуском большого количества ракет. Именно это ощутили на себе большинство экипажей немецких дирижаблей, совершавших полеты в тылу французских войск. Для одного из цеппелинов встреча с неприятельской РСЗО закончилась настоящей трагедией.
Утром 21 февраля 1916 г. воздушная группа в составе четырех германских дирижаблей («SL-8», «LZ-77», «LZ-88» и «LZ-95») вылетела на бомбардировку крупного железнодорожного узла Ревния (Франция). При подлете к станции они попали под плотный зенитный огонь. Армейский цеппелин «LZ-77» был атакован зенитными ракетами, одна из которых поразила его на высоте двух километров. Воздушный корабль быстро воспламенился и рухнул вниз, похоронив под своими обломками 12 человек экипажа во главе с одним из старейших и выдающихся командиров в германском воздухоплавании капитаном Горном (Hornom). По сути, это был единственный случай уничтожения летательного аппарата зенитными ракетами (наземного базирования) в годы крупномасштабной войны начала ХХ столетия.
Несмотря на имевшийся отечественный и зарубежный опыт в нашей стране концепция установления заградительного заслона путем пусков зенитных ракет получила развитие лишь в начале 1950-х годов.

Воздушные сетки-ловушки

Первая мировая война оказала существенное влияние на техническое развитие армий воюющих государств, в том числе и в области объектовой воздушной обороны. В 1916 г. на вооружение подразделений ВО стали поступать аэростаты заграждения (АЗ). Позднее на воздухоопасных направлениях начали использоваться специальные сети, которые протягивались между аэростатами.
Этот способ борьбы с неприятельской авиацией подвиг японского инженера Токео Такаш на разработку так называемой сети-ловушки, направленной против низколетящих самолетов. Суть изобретения заключалась в следующем – при приближении вражеского аппарата к обороняемому объекту специальными установками с земли в воздух на определенную высоту выстреливались две ракеты с прикрепленной к ним металлической сеткой. При спуске ракет на парашютах последняя принимала вертикальное положение и захватывала в «свои объятия» летящий самолет. Но предложенный проект требовал значительных технических новаций и больших денежных средств. Поэтому вплоть до окончания Второй мировой войны в большинстве ведущих стран мира для прикрытия объектов продолжали использоваться наиболее дешевые аэростаты воздушного заграждения, оказавшиеся довольно надежными в системе противовоздушной обороны.

Невидимые лучи Г. Метьюза

В начале 1920-х гг. английский изобретатель Гриндель Метьюз (Grindell Matthews) разработал специальный прибор, способный передавать энергию на определенное расстояние. Для популяризации своего «детища» конструктор продемонстрировал его необычные возможности для представителей средств массовой информации. Вскоре журнал «The Illustrated London New» опубликовал результаты этого эксперимента: «В одном конце большой комнаты был установлен прибор в виде маленького прожектора, а на другом – небольшой работающий мотор. Прожектор наводился на мотор, который под действием невидимых лучей прожектора мгновенно начинал давать перебои, а затем и совершенно останавливался, ввиду происходившего в магнето короткого замыкания тока». Также с помощью прибора удавалось воспламенить небольшое количество пороха, находившегося в данной комнате. Полученные результаты настолько окрылили изобретателя, что он незамедлительно взялся за более грандиозный проект – создание прожектора с мощным лучом, способным проникать на большие расстояния. Предполагалось затем опробовать его в интересах противовоздушной обороны страны. По мнению Г. Метьюза, неприятельский самолет, попадая в зону действия луча прожектора, получал сильный электрический разряд, равный эквивалентному заряду молнии. В этом случае шансы выжить у экипажа самолета практически равнялись нулю. Таким же способом можно было останавливать в воздухе работающий двигатель аппарата, что лишало его движения.
Благодаря действиям «смертоносных лучей» вокруг охраняемого объекта образовывалась бы специальная защитная зона. Однако только по приблизительным подсчетам для создания такой противовоздушной обороны г. Лондона и 50-мильного района вокруг него, английскому правительству пришлось бы раскошелиться на огромную по тем временам сумму (около 30 млн руб. в переводе на советскую валюту). При этом опыт Первой мировой войны убедительно показывал, что эти деньги целесообразнее было вкладывать в традиционные средства воздушной (противовоздушной) обороны, с помощью которых в период 1915-1918 гг. над территорией Англии и вблизи нее было уничтожено 19 дирижаблей (сухопутного и морского типа) и 20 самолетов противника. Не последнюю роль в приостановлении работ с «лучами Метьюза» сыграли французские ученые, создавшие в интересах ВВС Франции специальный авиационный двигатель, на работу которого «не могли повлиять никакие электрические явления, даже происходящие в непосредственной близости от него».

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика