Кадровое обеспечение космонавтики требует системных мероприятий

Татьяна Нестерович Обсуждение проблем подготовки кадров для предприятий и организаций авиакосмической отрасли и популяризация космонавтики стали одним из направлений работы Международной конференции «Пилотируемое освоение космоса». Темой дискуссии на секции «Молодежь настоящего и будущего пилотируемой космонавтики. Образовательные программы» Конференции стали проблемы профессиональной ориентации школьников и привлечения их к участию в исследованиях и работах космической направленности. Обсуждались методы и способы повышения качества подготовки специалистов в аэрокосмических университетах. Поднимались вопросы о необходимости совершенствования системы повышения квалификации и дополнительного профессионального образования специалистов. Рассматривались возможности по обеспечению профессионального развития специалистов в процессе трудовой деятельности и продлению их профессионального долголетия. Обо всем этом читателям журнала «Авиапанорама» рассказывает старший преподаватель Московского авиационного института (национального исследовательского университета) Татьяна Нестерович*.

В г. Королеве Московской области 24-26 мая 2016 г. прошла Международная конференция «Пилотируемое освоение космоса» (http://aviapanorama.ru/wp-content/uploads/2016/06/15.pdf ). Конференция проводилась в связи с 55-й годовщиной космического полета Ю.А. Гагарина. Ученые и специалисты в области космонавтики со всего мира обсуждали актуальные проблемы пилотируемой космонавтики, планы и программы подготовки и осуществления межпланетных экспедиций. Понимая, что будущее космонавтики во многом связано с привлечением к решению новых задач освоения космического пространства молодых, талантливых и высокомотивированных специалистов, на конференции работала специальная секция по обсуждению актуальных проблем подготовки кадров, космического образования и популяризации пилотируемой космонавтики.
Руководители секции О.М. Алифанов и А.И. Лазуткин включили в повестку дня заседания доклады и сообщения по вопросам профессиональной ориентации школьников, повышения качества университетского образования и использования средств массовой информации для популяризации космической деятельности.
Повышенный интерес у участников конференции вызвал опыт Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина по профессиональной ориентации школьников и формированию интереса к космонавтике у студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования. Е.А. Черняк, Е.А. Квасова и Т.В. Марченкова отметили важность использования средств массовой информации для формирования интересов личности и ее профессиональной ориентации и обратили внимание на необходимость обращения к истории и представлению перспектив космических исследований. В связи с этим, по их мнению, нуждаются в освещении средствами массовой информации работа Международных аэрокосмических школ, кружков и всероссийских олимпиад и молодежных конференций. Заслуживает большего внимания и работа Центра подготовки космонавтов по организации и проведению занятий со студентами и школьниками, организации экскурсионных программ, сеансов радиосвязи с экипажами Международной космической станции. На основании анализа мероприятий по популяризации космической деятельности предложено разработать государственную программу пропаганды космонавтики и проведения занятий, курсов и факультативов по формированию у школьников и студентов интереса к космическим исследованиям.
В связи со снижением интереса у школьников к получению высшего технического образования А.С. Сотникова, Ю.А. Иванова и Е.А. Берник поделились опытом работы по формированию у школьников г. Королева желания работать на предприятиях ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва». С этой целью выявляются ученики, склонные к техническим наукам, с ними проводятся тематические занятия в школах, организуются встречи с космонавтами и специалистами корпорации. Их активно привлекают к участию в Международной космической олимпиаде школьников и к обучению в образовательных учреждениях технической направленности.
Опытом создания и функционирования научно-образовательного, технологического и просветительского центра на базе Астрономической обсерватории им. В.П. Энгельгардта с участниками конференции поделился Ю.А. Нефедьев. Центр создан при Казанском федеральном университете для подготовки и переподготовки специалистов, проведения учебной, учебно-производственной и научной стажировки студентов и аспирантов по направлениям космической геодезии и дистанционного зондирования, астрономии и радиоастрономии. В образовательно-научный центр входят действующая астрономическая обсерватория и современный планетарий. Возможность наблюдения за небесными телами и астрономическими явлениями повышает интерес учащихся и посетителей к познанию Вселенной.

Эффективная стратегия привлечения и подготовки квалифицированных специалистов в области ракетостроения и космонавтики реализуется в ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва. В докладе М.В. Комарова, Е.А. Микрина, И.В. Дунаевой, Ю.А. Ивановой и Н.С. Банных была представлена программа подготовки инженерных кадров для работы в корпорации. Программа включает мероприятия по ориентации школьников и подготовке специалистов на основе принципа интеграции образовательного, научного и производственного процессов. Важнейшей составляющей этих мероприятий можно рассматривать проект запуска корпорацией «Роскосмос» научно-образовательных спутников. Подробно о проекте говорилось в выступлении Д.В. Лыскова, который считает его перспективным направлением привлечения студентов и молодых специалистов к космическим исследованиям. Доставка на орбиту созданных ими спутников позволит студентам активно участвовать не только в создании, но и в эксплуатации космических аппаратов для получения данных из космоса. Согласно сообщению С.В. Лешкевич, Е.С. Алейниковой, М.А. Горбунова, П.И. Илбуть и В.А. Саечникова, в Центре аэрокосмического образования Белорусского государственного университета разрабатывается комплекс управления студенческими спутниками, предназначенный одновременно и для использования в процессе обучения студентов. Интерес у студентов вызывают проблемы геодезии и картографии в интересах обеспечения высадки экспедиций на Луну и Марс. Е.С. Брусникин сообщил о возможностях использования в этих целях данных дистанционного зондирования поверхности и необходимости проведения исследований по координатному и картографическому обеспечению будущих экспедиций.

Н.С. Банных, М.В. Комаров и Н.Р. Мальков изучали возможности повышения эффективности труда путем внедрения инновационных технологий управления персоналом. В частности, они полагают необходимым целенаправленно формировать у работников чувство ответственности за выполнение профессиональных обязанностей и повышение производительности и качества труда. Для этого необходимо использовать новые технологии управления персоналом, обеспечивающие повышение квалификации и профессиональное развитие специалистов.

В части дополнительного профессионального образования Е.В. Барыбина и Т.Б. Нестерович представили сообщение, в котором показали его важную роль в системе непрерывного профессионального образования специалистов авиакосмической отрасли и эффективного использования их интеллектуального потенциала. В качестве основы функционирования такой системы они видят современные методы, способы и технологии развития и повышения уровня образования и контроля его качества. При этом система дополнительного образования должна быть направлена на приобретение, расширение и углубление знаний специалистов и развитие у них профессионально важных качеств, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в интересах инновационного развития отрасли. Для этого необходимо использовать программы повышения квалификации и профессионального развития иерархической и модульной структуры, а также стажировки на должностях более высокого уровня ответственности и функциональных обязанностей. Ведущая роль в обеспечении такого развития принадлежит разработке требований не только к профессиональной компетенции специалистов, но и к их профессионально важным качествам. Вместе с тем система подготовки таких специалистов должна предусматривать не только приобретение знаний, но и умений, и навыков их использования в процессе трудовой деятельности. В этой связи И.А. Милюков и В.П. Соколов представили доклад о направлениях совершенствования космического образования в современных условиях. В интересах подготовки квалифицированных специалистов для предприятий и организаций ракетно-космической промышленности они выступают за создание многоуровневой системы повышения квалификации и переподготовки специалистов на основе интеграции образования, науки и производства. К образовательному процессу предлагается привлекать преподавателей образовательных учреждений и специалистов предприятий ракетно-космической отрасли. Для этого считается целесообразным формировать пятилетний государственный заказ на подготовку кадров и развитие научно-промышленного потенциала предприятий ракетно-космической отрасли. При этом Ю.Ю. Логинов, П.В. Зеленков и И.В. Ковалев предложили готовить кадры в аэрокосмических университетах на базе научно-образовательных центров, обеспечивающих как практико-ориентированную подготовку, так и научно-исследовательскую работу студентов. По их мнению, такие центры целесообразно создавать на базе научно-исследовательских организаций Российской академии наук и промышленных предприятий. При этом образовательная деятельность должна осуществляться с использованием новых методов и форм проектно-ориентированной технологии обучения и специализаций подготовки кадров для предприятий аэрокосмической отрасли.

Это относится и к учету психофизиологических характеристик и возможностей человека для создания надежной, эффективной и конкурентоспособной авиакосмической техники. А.А. Меденков и Т.Б. Нестерович представили доклад, посвященный проблемам эргономической подготовки инженеров в образовательных учреждениях аэрокосмической направленности. Подготовка студентов по вопросам эргономики и инженерной психологии должна быть нацелена на решение задач оценки и проектирования трудовой деятельности. Технологии учета человеческого фактора, закономерностей и психофизиологических характеристик и возможностей человека при проектировании и создании авиакосмической техники вызывают интерес у студентов и способствуют появлению у них интереса к самостоятельному использованию методов и способов в процессе обучения и повышению его качества.

В связи с этим следует активнее проводить исследования по разработке и внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий. В.А. Логинов и Е.Ю. Бычкова сообщили об опыте использования художественной литературы для формирования медицинских представлений о диагностике и оказании медицинской самои взаимопомощи, в том числе в космических экспедициях. При этом особое внимание они обратили на отражение вопросов медицинской деонтологии в художественной литературе и, в частности, психологических аспектов взаимоотношений врача и пациента. Разработанная ими технология основана на примерах классической литературы, способных помочь врачам лучше понимать пациентов, устанавливать с ними психологический контакт и, тем самым, в доверительных условиях выявлять признаки и симптомы заболеваний, необходимые для постановки диагноза и назначения адекватного лечения.

Е.Б. Чарушина, В.В. Шалай, В.Н. Блинов и А.И. Лукьянчик поделились опытом использования в учебном процессе визуальных 3-D моделей ракетно-космической техники и ее элементов, позволяющих анализировать и выбирать их проектные параметры на стадиях эскизно-технического проектирования. М.Н. Охочинский в своем сообщении отметил, что качество подготовки специалистов зависит от многих факторов, и в немалой степени от методологии и традиций обучения и успешности реализации системного подхода к определению объекта и предмета обучения и организации подготовки специалистов. При этом важная роль принадлежит участию преподавателей и студентов в научно-исследовательской работе и использованию получаемых результатов в образовательном процессе.

Об опыте привлечения учеников старших классов к научным исследованиям биологической направленности говорилось в сообщении Л.В. Залипаевой, А.В. Спасского, В.М. Лебедева, Н.Г. Платовой и К.А. Труханова. Ими реализуется программа привлечения учеников старших классов к исследованиям влияния гипомагнитного поля на биологические объекты и на прорастание семян, в том числе экспонированных на биоспутнике. Результаты своих исследований школьники с успехом докладывали на научно-практических конференциях. Опытом сотрудничества со школами в интересах профессиональной ориентации школьников поделились С.А. Красоткин и В.В. Радченко. Ученики старших классов знакомятся с космическими исследованиями посредством лекций, семинаров и лабораторных работ. Учителя в школах проводят мастер-классы по использованию спутников в интересах решения земных проблем.

А.М. Садовский и Н.С. Бирюкова сообщили о возможностях использования в образовательном процессе инновационных идей и технологий управления мини-роботами на борту Международной космической станции. Под эгидой НАСА проводится турнир по программированию роботизированных устройств, способных к ориентации и занятию определенных координатных позиций внутри Международной космической станции. В турнирах по разработке программ управления этими устройствами участвуют команды старшеклассников и студентов из разных стран. Они программируют передвижение устройств и получение от них данных для анализа и усовершенствования системой управления ими. В турнире участвуют российские команды, одна из которых добралась до финала.
В этой связи Д.А. Калинкин и М.В. Комаров остановились на проблемах подготовки иностранных специалистов для работы в области проектирования и эксплуатации космических аппаратов, отметив, что это может способствовать повышению эффективности международного сотрудничества в области создания, испытаний и эксплуатации космической техники. На отечественных предприятиях, имеющих опыт разработки, создания и эксплуатации космических аппаратов, можно обучать иностранных специалистов применению современных технологий создания новой космической техники. Программа их подготовки должна учитывать постоянно повышающиеся требования к уровню и содержанию теоретической и практической подготовки специалистов к проектированию космической техники.

Важную роль в формировании интереса к космической тематике играют карты, атласы и глобусы. Об этом говорилось в сообщении Ж.Ф. Родионовой и В.В. Шевченко. В свое время обзорные карты и глобусы Луны с отображением участков обратной стороны пользовались повышенным спросом. Сегодня космическое картографирование также сохраняет культурно-историческое значение. Результаты исследований поверхностей Луны, Марса, Венеры и Меркурия используются для автоматизированной обработки и создания карт и планирования космических миссий, а названия объектов на поверхности планет и спутников навечно сохраняют в памяти поколений имена покорителей космоса.

Л.Н. Тарарин и А.В. Благов привлекли внимание к важности знания истории отечественной космонавтики и напомнили о работах по созданию ракетно-космического комплекса «Алмаз» в 1960-1980-е гг. под руководством В.Н. Челомея. Это был трехместный многоразовый аппарат, обеспечивающий возвращение на Землю членов экипажа в скафандрах. После отделения от орбитальной станции его экипаж в двухвитковом автономном полете мог выбирать места посадки и осуществлять управляемый спуск и приземление с помощью парашютно-реактивной системы. Летные испытания аппарата в совместном полете с орбитальными станциями «Салют-6» и «Салют-7» подтвердили обоснованность конструкторских и технологических решений.
Р. Либерман в своем сообщении также обратил внимание на важность учета исторического опыта для привлечения интереса к космической деятельности. Он напомнил о публикациях в американском еженедельнике «Кольерс» статей и рисунков о космосе, которые побудили подготовить экспозицию «Страна будущего» в Диснейленде и подготовить в рекламных целях телевизионные программы об этой экспозиции. Консультантом подготовки программ стал Вернер фон Браун, который сделал эскизы конструкций космических кораблей и спутников и модели космических аппаратов для телепрограмм «Человек в космосе»,
«Человек и Луна» и несколько позже «Марс и другие». Показанная 9 марта 1955 года программа «Человек в космосе» собрала многомиллионную аудиторию и возбудила в обществе огромный интерес к космосу и его тайнам. Десятки миллионов телезрителей поверили в возможность освоения космического пространства. Внимание общества к проблемам освоения космического пространства способствовало появлению бесчисленного количества книг, сотен газетных и журнальных статей на эту тему. И сегодня имеются все возможности для привлечения внимания человечества к решению научно-технических проблем познания Вселенной.

О.В. Волошин, Д.В. Комиссарова и М.С. Белаковский сообщили о возможностях целенаправленного привлечения молодежи к научным проектам в области космической биологии и медицины. В качестве молодежных аудиторий для этого они привлекают студентов медико-биологического профиля Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российского государственного медицинского университета, Московского авиационного института и Московского инженерно-физического института. Студентов привлекают к изучению влияния факторов космических полетов на организм человека при моделировании их условий. Молодые специалисты принимали активное участие к подготовке и проведению эксперимента «Марс-500», а также в различных научно-образовательных и просветительских мероприятиях. Это способствовало повышению самооценки и убежденности молодых специалистов в правильном выборе профессии и участию в медико-биологическом обеспечении межпланетных полетов.

В докладах и сообщениях участников конференции ощущалась озабоченность качеством подготовки выпускников образовательных учреждений аэрокосмических специальностей и высказывалась необходимость их дополнительной подготовки к работе на предприятиях с учетом современных потребностей и задач космической деятельности. В связи с этим необходимы кардинальные и системные меры по повышению качества подготовки студентов, уточнению и обновлению программ подготовки специалистов для обеспечения их соответствия современным требованиям и задачам инновационного развития авиации и космонавтики. Их реализация предполагает согласованную работу образовательных учреждений и предприятий авиакосмической отрасли по обоснованию новых повышенных требований к квалификации специалистов и программам их подготовки. При этом наряду с воспитанием и подготовкой студентов к работе по специальности необходимо формировать у них мотивацию к повышению квалификации и профессиональному развитию.
В целом следует отметить: проблема кадрового обеспечения предприятий и организаций авиакосмической отрасли продолжает обостряться и для своего решения требует системных мероприятий по направлениям:

  • формирования интереса у школьников к космическим исследованиям и истории отечественной космонавтики;
  • разработки и использования образовательными учреждениями аэрокосмической направленности форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих качественную подготовку студентов, их готовность и желание работать на предприятиях авиакосмической отрасли;
  • совершенствования нормативно-правовой базы функционирования и финансирования центров коллективного пользования, ресурсных и научно-образовательных центров, студенческих конструкторских бюро с использованием современного оборудования и новых информационных образовательных технологий;
  • создания молодым специалистам на авиакосмических предприятиях необходимых условий для реализации способностей и возможностей профессионального становления и развития в процессе трудовой деятельности.

Отечественная стратегия космической деятельности может быть реализована только при обеспечении авиакосмической отрасли высококвалифицированными кадрами и создании условий для их профессионального развития в процессе трудовой деятельности и продления профессионального долголетия. Решение этой задачи предполагает формирование и функционирование целостной системы дополнительного профессионального образования специалистов аэрокосмических предприятий, сохранения традиций отечественной космонавтики и проведения научно-технических разработок и исследований в интересах инновационного развития и осуществления космической деятельности.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика