ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ

А.Лашков

Июль 2016 года

1(14) июля 1916 года (100 лет) – при Московском высшем техническом училище организовано Авиационное расчетно-испытательное бюро. Организаторами и руководителями бюро были Н.Е. Жуковский и В.П. Ветчинкин.

1 июля 1941 года (75 лет) – завершение проведения первой в годы войны воздушной операции ВВС Красной армии с целью ослабления северную авиационную группировку противника и срыва планов по ее налетам на Ленинград. Всего для решения поставленной задачи советские летчики выполнили 992 самолетовылета и считали уничтоженными 76 самолетов (по результатам фотоконтроля – уничтоженных и поврежденных до 130 немецких и финских самолетов). Наши потери составили около 40 боевых машин.

2 июля 1941 года (75 лет) – СНК СССР издал постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». В нем предлагалось охватить обучением все население страны в возрасте от 16 до 60 лет (мужчины) и от 18 до 50 лет (женщины). Общее руководство этой подготовкой Советское правительство возлагало на ГУ МПВО НКВД СССР, которое обеспечило областные (краевые) исполкомы и СНК АССР практическими указаниями по организации МПВО на их территориях.

2 июля 1941 года (75 лет) – первым среди летчиков 6-го авиационного корпуса ПВО на дальних подступах к Москве совершил воздушный таран лейтенант С.С. Гошко. Таранным ударом своего Як-1 он уничтожил Не-111 (из отряда 5/KG53), который проводил воздушную разведку района г. Ржева. За этот подвиг награжден орденом Ленина.

4 июля 1941 года (75 лет) – в воздушном бою с превосходящими силами противника погиб командир 401-й истребительного авиационного полка особого назначения (23-я смешанная авиационная дивизия, Западный фронт) подполковник С.П. Супрун. 22 июля того же года он первым среди советских летчиков в годы войны стал дважды Героем Советского Союза (вторая медаль «Золотая Звезда» получена посмертно).

5 июля 1941 года (75 лет) – в соответствии с постановлением № ГКО-26 «О реорганизации местной противовоздушной обороны г. Москвы» серьезной структурной перестройке подверглась столичная МПВО.

6(18) июля 1886 года (130 лет) – во втором в истории отечественного воздухоплавания экспериментальном съемочном полете на воздушном шаре, принадлежавшем Императорскому Русскому техническому обществу, инженер Л.Н. Зверинцев осуществил съемку, используя специальную фотокамеру, сконструированную и изготовленную руководителем фотографического VII (Воздухоплавательного) отдела Русского технического общества В.И. Срезневским.

7(20) июля 1916 года (100 лет) – в соответствии с приказом Начальника штаба Верховного Главнокомандующего № 918 в русской армии начато переформирование всех корпусных авиационных отрядов с добавлением в их состав аэропланов истребителей (2-основных, 2-запасных), что положило начало созданию отечественной истребительной авиации.

8 июля 1941 года (75 лет) – в принятом постановлении ГКО-49сс «О пулеметах для ПВО г. Москвы» определялось выделение для противовоздушной обороны столицы 250 пулеметов БТ и БК, а также 500 пулеметов ШКАС.

8 июля 1941 года (75 лет) – Ставкой Главного Командования организован массированный удар силами ВВС четырех фронтов и ДБА ГК по 42 аэродромам противника почти на всем советско-германском фронте.

9 июля 1941 года (75 лет) – Государственный Комитет Обороны принял постановление № 77сс «О противовоздушной обороне Москвы». Определялись конкретные меры по увеличению численности войск, боевой техники и совершенствованию организационной структуры ПВО столицы. В том же документе предусматривалось создание городских аварийно-восстановительных формирований местной противовоздушной обороны.

10 июля 1941 года (75 лет) – создание командований ВВС при главных командованиях Северо-Западного, Западного и Юго-Западного направлений. Командующими ВВС этих направлений были назначены командующие ВВС соответствующих фронтов: Северо-Западного – генерал А.А. Новиков, Западного – полковник Н.Ф. Науменко, Юго-Западного – генерал Ф.Я. Фалалеев.

10 июля 1946 года (70 лет) – за подписью И.В. Сталина было издано постановление СМ СССР № 1538-685сс «Об учреждении Академии артиллерийских наук» в Москве при Министерстве Вооруженных Сил. Президентом ААН был избран академик генерал-лейтенант артиллерии А.А. Благонравов, вице-президентами – доцент генерал-лейтенант артиллерии А.Ф. Горохов и профессор генерал-майор артиллерии М.М. Струсельба.

10 – 11 (23 – 24) июля 1911 года (105 лет) – группа российских летчиков совершили перелет по маршруту Санкт-Петербург – Москва. Победителем стал авиатор А.А. Васильев пролетел указанное расстояние (752 км) за 24 часа 41 мин. 14 сек.

13 июля 1941 года (75 лет) – постановлением ГКО-№ 127 сс определялся порядок объявления воздушной тревоги в советской столице. Активным средствам ПВО воздушную тревогу имел право объявлять командир 1-го корпуса ПВО генерал-майор артиллерии Д.А. Журавлев, в его отсутствие – заместитель командира (начальник штаба) корпуса подполковник М.Г. Гиршович. Воздушная тревога населению и силам МПВО г. Москвы объявлялась лично председателем Московского Совета В.П. Прониным или его заместителем по МПВО комбригом С.Ф. Фроловым после получения распоряжения и пароля от командира 1-го корпуса ПВО или его заместителя.

14 июля 1931 года (85 лет) – с высоты 600 м прыжок с парашютом совершила первая советская парашютистка В. Кулешова, а 19 июля с такой же высоты прыжки с самолета повторены В. Федоровой и А. Чирковой.

16(29) июля 1916 года (100 лет) – личный состав 2-й отдельной легкой зенитной батареи под командованием капитана А.К. Герштенцвейга в течение одного боя сбил два самолета противника, что по меркам Первой мировой войны было большой редкостью на русско-германском фронте.

18 июля 1981 года (35 лет) – летчик 166-го истребительного авиаполка (34-я воздушная армия) гвардии капитан В.А. Куляпин на истребителе-перехватчике Су-15ТМ совершил (в условиях мирного времени) второй в истории отечественной авиации воздушный таран на реактивном самолете. Целью поражения стал нарушивший воздушное пространство СССР четырехмоторный транспортный самолет DC-6A «Дуглас» аргентинской авиакомпании «Transportes Aereo Rioplatense», совершавший тайный рейс (поставка оружия) по маршруту Тель-Авив – Тегеран в период ирано-иракской войны (1980 – 1988 гг.). За совершенный подвиг советский летчик был награжден орденом Красного Знамени.

20 – 22 июля 1936 года (80 лет) – проведен беспосадочный перелет по «Сталинскому маршруту» на самолете РД (АНТ-25) экипажем в составе: В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова. 24 июля того же года отважным летчикам присвоено звание Героя Советского Союза.

20 июля 1941 года (75 лет) – в ходе отражения вражеского воздушного налета на г. Ленинград летчик 19-го истребительного авиаполка лейтенант В.П. Клыков таранным ударом своего подбитого самолета сбил вражеский Bf-110 и успешно приземлился на парашюте. 6 октября того же года отважный летчик погиб в воздушном бою. Указом Президента Российской Федерации № 749 от 30 июня 1998 г. ему было посмертно присвоено звание Героя России.

21 июля 1911 года (105 лет) – осуществление первого полета российского самолета-амфибии «Канар», пилотируемого летчиком А. Фабром.

21 июля 1941 года (75 лет) – приказом наркома обороны СССР командующему ВВС Красной армии предписывалось сформировать шесть штатных резервных авиационных групп (РАГ) численностью от 60 до 100 боевых самолетов каждая. Они находились в подчинении Ставки ВГК и использовались для решения самостоятельных задач или для помощи ВВС фронта.

21 – 22 июля 1941 года (75 лет) – отражение первого массированного налета немецко-фашистской авиации (150 – 200 самолетов) на Москву силами и средствами ПВО (1-й корпус ПВО и 6-й авиационный корпус ПВО). Результаты действий столичной противовоздушной обороны были изложены в приказе наркома обороны СССР № 241 от 22 июля 1941 г. 81 защитник неба Москвы отмечен государственными наградами, в том числе пять из них награждены орденами Ленина.

22 июля 1941 года (75 лет) – в соответствии с постановлением ГКО-232 сс «О противовоздушной обороне г. Ленинграда» было определено значительное увеличение количества вооружения ПВО для обороны города (самолетов-истребителей, зенитных пушек, снарядов к ним, аэростатов заграждения, прожекторов).

25 июля 1951 года (65 лет) – военно-политическим руководством страны принято решение о начале развертывания элементов зенитной ракетной системы «Беркут» для противовоздушной обороны Москвы.

29 июля 1941 года (75 лет) – совершен один из первых в годы войны воздушных таранов в темное время суток авиацией ПВО. На подступах к Москве летчик 27-го истребительного авиаполка П.В. Еремеев на истребителе МиГ-3 таранным ударом сбил фашистский бомбардировщик Ju 88. Однако этот подвиг по достоинству был оценен лишь через полвека. Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1995 г. отважному летчику присвоено звание Героя России (посмертно).

31 июля (12 августа) 1891 года (125 лет) – Главным инженерным управлением рассмотрен проект «ковра-самолета» инженера В.А. Татаринова. Проект был отклонен ввиду того, что ГАУ считало самолеты «… неудобоприменимыми в технике военного воздухоплавания, как опасные при спуске и долженствующие иметь громадные скорости передвижения».

30 июля (11 августа) 1911 года (105 лет) – проведение первого в России воздушного парада с участием 11 аэропланов.

Июль 1911 года (105 лет) – Офицерской школой авиации Отдела Воздушного флота разработана первая отечественная инструкция по боевому применению авиации – «Краткие руководящие данные для начальников войск, летчиком и посредников, участвующих в маневрах 1911 г., при использовании самолетами».

Июль 1946 года (70 лет) – Высший Военный Совет принял решение об укреплении противовоздушной обороны страны. Для исполнения этого решения командующий Войсками ПВО страны разработал план усиления противовоздушной обороны важнейших промышленных объектов Поволжья, Урала, Сибири и Средней Азии, создание в этих районах условий для дальнейшего наращивания противовоздушной обороны на случай войны.

Составитель А. Лашков

 

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика