«Снова и снова космическая наука будет приносить плоды в интересах всех жителей Земли»

С.Филипенков
Сергей Филипенков,
редактор журнала «Авиапанорама»,
кандидат медицинских наук, доцент
В Центре подготовки космонавтов (ЦПК) 6 апреля состоялся «Космический форум», посвященный 55-летию первого полета человека в космос. В рамках программы форума обсуждено историческое значение первого полета человека в космос, а также рассмотрено современное состояние и перспективы развития пилотируемых космических аппаратов, освещено текущее состояние процессов отбора, подготовки и послеполетной реабилитации космонавтов. На мероприятие приехало более 50 делегаций. Присутствовало свыше 300 участников и почетных гостей, среди которых дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Алексей Леонов, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Борис Волынов, Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Валентина Терешкова, председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, глава Госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров. Мероприятие проводилось при поддержке Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Президиум пленарного заседания форума. Слева направо: спикер Госдумы Сергей Нарышкин; начальник ЦПК Юрий Лончаков; глава «Роскосмоса» Игорь Комаров; летчик-космонавт, депутат Госдумы Валентина Терешкова

Открыл форум начальник ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина», Герой Российской Федерации, летчик-космонавт Юрий Лончаков следующими словами: «Сегодня мы проводим одно из наиболее значимых для нас мероприятий, посвященных 55-летию первого полета человека в космос. Мы гордимся быть правопреемниками выдающихся ученых, мужественных испытателей, первопроходцев космоса, которые исполнили заветную мечту человечества — достичь земной орбиты…В России ежегодно отмечают день первого полета человека в космос, когда Советский Союз вывел на орбиту Земли первый в мире космический корабль-спутник, который пилотировал 27-летний летчик-космонавт Юрий Гагарин. Пять лет назад, когда праздновалось 50-летие этого события, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 12 апреля Международным днем полета человека в космос. Эта дата теперь ежегодно отмечается в ознаменование начала космической эры для человечества. Это праздник каждого из нас, и вместе с нами радуется весь мир. Первый пилотируемый космический полет стал символом мужества, прорыва человеческого гения к дальним рубежам, завоевания новых высот. Этот полет стал событием планетарного масштаба и вошел в мировую историю как одна из самых ярких страниц. За 55 лет, которые прошли с полета «Востока», было сделано множество открытий, достигнуты впечатляющие результаты в изучении и освоении космоса. Огромный вклад был сделан сотрудниками ЦПК. Это праздник тех, кто устремлен в мечтах к высотам космоса, кто сегодня прокладывает дорогу на орбиту и дальше, к другим планетам. Снова и снова будут стартовать экипажи, снова и снова космическая наука будет приносить плоды в интересах всех жителей Земли».

В видеообращении, записанном российскими членами экипажа МКС с орбиты, космонавт Роскосмоса Юрий Маленченко сказал: «Это историческое событие положило начало освоению космического пространства человеком с использованием пилотируемых средств». Другие российские участники экипажа МКС — Алексей Овчинин и Олег Скрипочка — также присоединились к поздравлению.

С приветственным словом выступил председатель Госдумы Сергей Нарышкин. В своем приветственном слове Сергей Нарышкин заявил, что «страна, которая отстояла мир после Второй мировой войны, не только открыла всему человечеству путь в новые межпланетные и межзвездные пространства, но и показала, что научно-технический прогресс можно и нужно направлять не на цели разрушения, а мира и созидания». Он поздравил также с юбилейным для российской Государственной Думы днем 12 апреля 1907 года, когда в Таврическом дворце Петербурга собралась, благодаря манифесту последнего монарха, первая российская Государственная Дума. Эта веха в истории становления российской демократии совпала с Днем космонавтики, памятным для всех россиян и особо депутатов ГД — в прошлом летчиков-космонавтов. «Пять с половиной десятилетий наша страна уверенно сохраняет за собой статус великой космической державы. Давайте поздравим всех россиян с этим праздником и особым образом поздравим моих коллег депутатов, летчиков-космонавтов Валентину Терешкову, Светлану Савицкую, Романа Романенко», — заключил Сергей Нарышкин.

Генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров рассказал об утверждении федеральной космической программы (ФКП) и связанных с ней этапах реформирования ракетно-космической промышленности (РКП).

«Для нас этот год и этот месяц апрель — особенные с точки зрения значимости события, которое состоялось 55 лет назад — 12 апреля 1961 года, когда космический полет совершил первый человек Земли — Юрий Гагарин. Но также этот год важен для нас тем, что мы активно готовимся к первому запуску с космодрома «Восточный», — заявил гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров. По заявлению главы «Роскосмоса», госкорпорация в рамках ФКП планирует до 2025 года вывести на орбиту 155 космических аппаратов, как пилотируемых, так и автоматических. «На ближайшие десять лет нам предстоит по Федеральной космической программе вывести на орбиту 155 аппаратов — грузовых и пилотируемых», — уточнил Комаров. Кроме того, по его словам, в прошлом году корпорация заключила рекордное количество контрактов по запускам зарубежных спутников. «Мы ведем серьезные работы по созданию новых источников энергии для межорбитальных буксиров и средств выведения… Пока преждевременно, но скоро нам будет что сказать о космической ядерной энергодвигательной установке (ЯЭРДУ)», — сказал Комаров. Он отметил, что Россия одновременно планирует разработать новое поколение жидкостных ракетных двигателей РД-180, несмотря на то, что они отличаются своей уникальной надежностью и соотношением цена-качество. По мнению Комарова, РД-180 еще несколько лет будут пользоваться большим спросом на мировом рынке и оставаться конкурентоспособными с аналогичными двигателями, разрабатываемыми сейчас США и Европой. Необходимо отметить, что Центром им. М.В. Келдыша в кооперации с государственной корпорацией по атомной энергии («Росатом») уже шесть лет выполняется не имеющий аналогов в мире проект создания транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки (ЯЭРДУ) мегаваттного класса. Цель проекта — обеспечить лидирующие позиции России в разработке высокоэффективных энергетических комплексов космического назначения, качественно повышающих их функциональные возможности. В состав реакторной установки входят ядерный реактор и системы, необходимые для выработки тепловой энергии, а также для управления реактором и его защиты. Технические решения, заложенные в концепцию транспортно-энергетического модуля, позволят решать широкий спектр космических задач, включая программы исследования Луны и исследовательские миссии к дальним планетам, создание на них автоматических баз. -Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» уже произвела первые тепловыделяющие элементы ядерного реактора силовой установки для модуля космического буксира. Показ экспериментального прототипа силового агрегата «Росатом» запланирован на 2018 год. Специалисты в области изучения космоса говорят о том, что разработанный модуль ЯЭРДУ позволит путешествовать в космическом пространстве, совершать межпланетные перелеты и выполнять орбитальные миссии вокруг других планет. Ядерный реактор совершает нагревание газа, посредствам которого турбина начинает вращаться и производить электрический ток для электромоторов с тягой в 20 раз мощнее химической.  Ядерный реактор, который будет использоваться на автоматических космических аппаратах, более чем в 30 раз увеличит их энерговооруженность и значительно снизит объемы использования двигательного топлива.

На пленарном заседании с воспоминаниями о первом отряде космонавтов выступили дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Борис Волынов и дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Алексей Леонов. Затем на пленарном заседании были заслушаны следующие доклады: «Отбор и подготовка первого отряда космонавтов» начальника ЦПК Юрия Лончакова; «Перспективы пилотируемой космонавтики» президента ОАО «РКК «Энергия» Владимира Солнцева; «Вопросы медицинского обеспечения текущих и перспективных космических полетов» директора ГНЦ РФ — ИМБП РАН Олега Орлова; «Эксперименты с пылевой плазмой в условиях микрогравитации на МКС: результаты и перспективы» заместителя директора Объединенного института высоких температур РАН по научной работе, члена-кор-респондента РАН Олега Петрова.

В рамках Программы форума было проведено два круглых стола: «Пилотируемые полеты в космос» и «Молодежь — настоящее и будущее пилотируемой космонавтики».

1. «Пилотируемые полеты в космос»

Тематическими направлениями первого круглого стола стали следующие проблемы: историческое значение первого полета человека в космос; перспективы развития пилотируемой космонавтики; деятельность экипажей в полете; отбор, подготовка, реабилитация космонавтов. Модератором дискуссии был главный научный сотрудник научного управления ЦПК, доктор технических наук Борис Крючков при участии заместителя командира отряда ЦПК по научной работе, летчика-космонавта, Героя России Олега Кононенко; летчика-космонавта, Героя России Антона Шкаплерова и космонавта-испытателя Мухтара Аймаханова.

Ученые и инженерно-технические специалисты космической отрасли, студенты и аспиранты в рамках круглого стола обсудили историческое значение первого полета человека в космос и открывающиеся перспективы применения новых пилотируемых космических аппаратов для полетов к Луне и планетам Солнечной системы. Все запуски -перспективных российских космических кораблей нового поколения, получивших название «Федерация», в рамках испытаний и реализации лунной программы будут проходить с помощью ракеты носителя «Ангара-А5П» с нового космодрома. Использование Байконура в экспедиции на окололунную орбиту и при создании международного обитаемого комплекса в точке Лагранжа вблизи спутника Земли не предполагается. Возможно, после достижения договоренности с США и европейскими партнерами по МКС, российские модули будут составлять основную часть этого комплекса в 2030-х. На окололунную орбитальную станцию первым сможет полететь американский пилотируемый корабль «Орион», стартующий с экипажем из четырех астронавтов уже в 2021 г. Экспериментальные работы по реализации отечественной лунной программы, включая облет Луны и высадку на Луну, будут проведены в России только при наличии финансирования ФКП на 2025-2035 гг. По плану ФКП на 2015-2025 гг., первый запуск беспилотного корабля «Федерация» намечен на 2021 г., а пилотируемый полет к МКС планируется в 2023-2024 гг. Все перечисленные запуски будут проводиться с космодрома «Восточный».

С воспоминаниями о сложных медико-биологических проблемах подготовки первого отряда космонавтов и их реабилитации после полетов выступили главный специалист ГНЦ РФ ИМБП РАН, д.м.н. Адиля Ровгатовна Котовская (провожавшая первого космонавта в космический полет) и главный специалист, к.м.н. Константин Иванович Мураховский, участвовавший в тренировках отряда космонавтов на динамическом центрифужном стенде ЦФ-8, моделировавшем перегрузки старта и спуска с орбиты в капсуле корабля «Восток», кабине лунного корабля «Союз 7К» программы «Л1» и лунной кабины «ЛК» программы «Н1-Л3», а позднее сопровождавший межведомственные исследования по программе модификации кораблей «Союз» в ИМБП на ЦФ-7.

Крым вполне может стать местом, где космонавты в будущем будут тренироваться, как это было в СССР, и затем проходить в его санаториях послеполетную реабилитацию, заключил дискуссию о перспективах уроженец Севастополя, летчик-космонавт Антон Шкаплеров. «Раньше космонавты, когда возвращались после длительных космических полетов, проходили реабилитацию в наших крымских санаториях. Это прекрасные места, поэтому в этом вопросе ведется работа. Я думаю, что с этого года мы начнем тренировки в акватории Севастопольской бухты на случай аварийной посадки на воду», — заявил А.Шкаплеров редактору журнала «Авиапанорама». Крым имеет богатую космическую историю и построенную в советское время космическую инфраструктуру. Так, к примеру, из Центра дальней космической связи в Евпатории производилось в свое время управление «Луноходом-1» и «Луноходом-2», а на военном аэродроме -Багерово под Керчью была построена запасная взлетно-посадочная полоса для приземления орбитального корабля-космического самолета «Буран» в случае нештатных ситуаций при заходе на посадку на основной аэродром «Юбилейный», находившийся на космодроме Байконур.

Эта позиция нашла подтверждение у летчика-космонавта, Героя России Павла Виноградова, отвечающего за подготовку космонавтов в РКК «Энергия» и также принимавшего делегацию Государственной Думы на тренажере «Выход-2». Он сообщил, что в настоящее время уже заканчиваются переговоры «Роскосмоса» и Правительства Крыма о возобновлении тренировок космонавтов в акватории Севастопольской бухты и на полигоне под Феодосией.

1. Круглый стол «Молодежь — настоящее и будущее пилотируемой космонавтики»

Модератор — начальник Космоцентра, летчик-космонавт, Герой России СалижанШарипов, участвовали: летчик-космонавт, Герой РФ Михаил Тюрин, космонавты-испытатели Петр Дубров и Дмитрий Петелин.

Молодые специалисты космической отрасли, студенты и аспиранты обсудили следующие темы:

роль молодежи в развитии пилотируемой космонавтики и проблемы, стоящие перед молодыми исследователями космоса в XXI веке;

пути, методы и средства профессиональной ориентации молодежи на работу в космической отрасли;

историческое значение космического полета Юрия Гагарина для прогресса человечества.