Кадры для аэрокосмической отрасли: в контексте проблем и решений

Одним из важнейших направлений развития экономики страны является аэрокосмическая отрасль, ее кадровый потенциал, условия и факторы, обеспечивающие инновационный характер функционирования и подъема. В связи с этим высока значимость подготовки для нее специалистов, способных решать задачи создания летательных аппаратов, конкурентоспособных на мировом рынке аэрокосмических услуг. Проблемам подготовки кадров для аэрокосмической отрасли посвящена статья старшего преподавателя Московского авиационного института (национального исследовательского университета) Татьяны НЕСТЕРОВИЧ

снимок 5
Download PDFСкачать статью в формате PDF

Эта статья представлена на сайте в виде отдельно-скачиваемого файла в формате PDF. Нажмите на эту ссылку чтобы скачать файл на свой компьютер.
Московский авиационный институт считается ведущей в стране образовательной организацией, осуществляющей подготовку специалистов для аэрокосмической отрасли. Программа его развития нацелена на кадровое и научно-инновационное обеспечение авиационной, ракетной и космической отраслей, других высокотехнологичных секторов экономики страны. В качестве структурных подразделений функционируют центры коллективного пользования, ресурсные и научно-образовательные центры, студенческие конструкторские бюро, аэродром и другие подразделения, оснащенные современным оборудованием.  И, тем не менее, проблемы подготовки специалистов для аэрокосмической отрасли есть. Эффективность их решения во многом зависит от учета в процессе обучения и воспитания студентов их интересов, мотивации, отношения к учебе, к будущей профессии и к жизненным перспективам, возможностей и способностей достижения целей и реализации желаний в их трансформации и конкретизации.

Основу необходимых данных в этой области дает общение со студентами, в том числе при проведении практических занятий по психологии и социологии, при обучении их методам и способам выявлять и учитывать психологию и мнение людей, их отношение к жизни. За время преподавательской работы накопились материалы опросов студентов, позволяющие обобщать, анализировать и представлять, чем они живут, как выбирали университет и специальность и что собираются делать после получения образования. И хотя во многих случаях ответы были конкретными, есть основания для их рассмотрения в общем контексте проблемы подготовки кадров для авиакосмической отрасли.

Стремление и мотивация студента получить образование и работать по специальности – это основа успешности его обучения и эффективности преподавания. Когда видишь, ощущаешь и понимаешь, что студент готов, может и хочет приобрести знания, навыки и умения, процесс обучения превращается в совместную работу, приобретает творческую составляющую, становится взаимно полезным и результативным.  Почему таких студентов становится меньше?  Причины они называют сами: «не поступил, куда хотел», «диплом нужнее, чем знания», «работать по специальности не планирую», «получу знания по месту работы», «меня устроят работать куда надо» и другие. К профессии студенты относятся как к средству достижения высокого статуса. Преобладающими мотивами получения профессии являются ее материальный и престижный аспекты.

Можно все это ставить в вину нынешнему поколению студентов, ссылаясь на прошлый опыт. Но правильнее будет исходить из того, что нынешняя молодежь не лучше и не хуже. Она такая, какая сформировалась в обществе с сегодняшними отношениями и приоритетами, нравственными и материальными ценностями, стимулами и примерами.  Можно по-разному относиться к единому государственному экзамену, к образовательным стандартам, к материально-техническому обеспечению учебы, к уровню и целям преподавания, к системе поступления в высшие образовательные учреждения, но факт остается фактом: все больше тех выпускников, у которых специальность фигурирует только в дипломе. На это у студентов свои аргументы: «по специальности много не заработаешь», «семью не поднять», «перспектив не видно», «работа от и до», «труд недостаточно престижный», «возможные ограничения по выезду за рубеж» и другие. Исследованиями показано, что у 58,5% опрошенных профессионально-жизненные планы не сформированы, и они недостаточно готовы к самостоятельному и осознанному выбору направлений профессионального развития.

Какие же последствия все это имеет? Среди выпускников, по данным разных университетов и кафедр, по специальности устраиваются работать от 10 до 70 %.  Средние цифры здесь будут достаточно лукавыми. И даже лучшие показатели здесь не всегда впечатляют, если учитывать отчисленных в ходе обучения, и посчитать тех, кто останется после года работы. Вот и возникает проблема реальной, а не «среднестатистической» подготовки кадров для отрасли. Не случайно сегодня многие предприятия проявляют повышенный интерес к студентам и их трудоустройству после окончания учебы. Что и как делается в этом направлении и что необходимо внедрять и развивать, чтобы аэрокосмическая отрасль постоянно пополнялась кадрами, способными решать задачи освоения дальнего космоса, сохранить и преумножать отечественные достижения отечественной космической деятельности?

Эти вопросы регулярно обсуждаются в стране, в том числе на международных научных форумах. Так, программа научно-практических конференций «Пилотируемые полеты в космос» (http://aviapanorama.ru/wp-content/uploads/2015/12/04.pdf — Прим. ред.), проводимых Центром подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, включает  секцию «Молодежь настоящего и будущего пилотируемой космонавтики». На ней активно обсуждаются проблемы кадровой преемственности и формирования поколения исследователей, способных решать масштабные задачи реализации освоения дальнего космоса.  Организован обмен опытом ведения профессиональной ориентации школьников и студентов в интересах привлечения их к работе на предприятиях аэрокосмической отрасли.

Представители многих организаций выступают на секции с докладами о результатах и планах работы. На базе самого Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина функционирует научно-образовательный инновационный консорциум. В целях профессиональной ориентации школьников разработаны маршруты образовательного туризма в рамках проектной деятельности, направленной на повышение мотивации и всестороннее развитие учащихся. Маршруты «Один день в Космоцентре», «Основы выживания в сложных климатических условиях» и другие адаптированы к интересам разных категорий учащихся. В Донском филиале Центра тренажеростроения (http://aviapanorama.ru/wp-content/uploads/2015/07/12.pdf — Прим. ред.) разработана и реализуется программа «Полет к космическим станциям и на планеты», посвященная истории решения отечественными учеными, конструкторами, инженерами и техниками широкого круга проблем подготовки и осуществления пилотируемых космических полетов.

Конечно, кадровой проблемой занимаются не только аэрокосмические университеты. Например, в Российском государственном аграрном университете – Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева функционирует Центр технологической поддержки образования. Экспериментально-лабораторная база университета используется для формирования из школьников и студентов колледжей научно-исследовательских групп и их привлечения к проектной и научно-исследовательской деятельности.

Многими предприятиями аэрокосмической отрасли реализуется своя стратегия формирования кадрового потенциала и практика ранней профориентации школьников. Известен опыт формирования глобально-ориентированной образовательной среды на основе лаборатории космической биологии и медицины, «Военно-инженерной школы» и космических центров в школах, «Консультативного совета космического поколения», молодежного совета по решению проблем привлечения молодых специалистов к работе в исследовательских центрах, созданы и функционируют музеи с интерактивным взаимодействием с экспонатами и другие. Целенаправленная работа по профориентации школьников и студентов ведется в Воронежском государственном медицинском университете им. Н.Н. Бурденко. Здесь реализуется программа «Дорога в космос», проводится международный творческий конкурс «Космос глазами молодых», функционирует Центр  космического просвещения, ведутся историко-архивные исследования. В г. Гагарин растет активность деятельности сотрудников Музея первого космического полета в реализации образовательных программ космической направленности. Как правило, ведут такую работу энтузиасты авиации и космонавтики, понимая ее важность и государственный характер.

Свой опыт подготовки кадров для аэрокосмической отрасли страны имеет Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). Его основу составляет работа по формированию у школьников интереса к авиации и космонавтике, к их истории и перспективам развития. Такая работа ведется институтом как самостоятельно, так и во взаимодействии с органами исполнительной власти. Институт участвует в Московском дне профориентации, проводимом в Конгрессно-выставочном центре парка «Сокольники», организует мастер-классы и профильные тестирования для выбора направления обучения. В рамках проекта «Университетские субботы» школьникам рассказывается о студенческой жизни и образовательных программах института, а также о подготовительных курсах на факультете довузовской подготовки. При институте функционируют физико-математическая школа и школа-экстернат для подготовки к сдаче школьных экзаменов экстерном по математике, физике, информатике, русскому языку и литературе и одновременно – к сдаче единого государственного экзамена. В Московский авиационный институт на бюджетные места поступает до 90% учащихся подготовительных курсов.

Отмечая разнообразные формы и методы привлечения абитуриентов к обучению в аэрокосмических образовательных учреждениях, принципиально важными остаются проблемы сохранения мотивации у самих студентов завершить учебу и пойти работать по специальности. Здесь еще много нерешенных задач. И не всегда все сводится к низкой успеваемости и к неспособности студентов освоить образовательные предметы. Многое зависит от материальных, экономических и семейных проблем, которые вынуждают студентов совмещать учебу с подработкой, а затем и работать, чтобы иметь возможность помогать родителям, обеспечивать свою семью и т.д.

Все это требует поиска новых форм и методов помощи студентам и требует от предприятий более энергичного участия в экономической поддержке студентов, заинтересованных в работе по специальности. Основу для этого дает интеграция процесса обучения и научно-практических исследований студентов, выполняемых в интересах конкретного предприятия. Но для этого представляется необходимой актуализация программ и содержания подготовки специалистов для обеспечения их соответствия современным требованиям и задачам инновационного развития авиации и космонавтики. Большая роль в этом принадлежит учебно-методическим объединениям образовательных учреждений, занимающихся обновлением образовательных стандартов, программ и повышением качества образования в области авиации, космонавтики и ракетостроения. Расширение участия представителей предприятий в работе таких объединений может способствовать активизации разработки актуальных научно-практических проблем и практическому внедрению результатов исследований в интересах предприятий.

Казалось бы, отмечены все проблемные вопросы кадрового обеспечения авиакосмических предприятий высококвалифицированными специалистами. Между тем, и это опять показали материалы социологических исследований – все усилия могут оказаться напрасными, если на самих предприятиях не будет реализовываться система мероприятий по повышению квалификации молодых специалистов. Очень сложно начинающим специалистам самим планировать и определять возможности профессионального становления и повышения квалификации. В связи с этим на предприятиях должны разрабатываться и реализовываться, особенно по отношению к молодым специалистам, программы повышения их квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки как составной части индивидуальных планов профессионального развития.

Нет сомнения, что со временем все это будет оформлено необходимыми нормативными правовыми актами. Но и без этого разработка и реализация таких планов представляется чрезвычайно полезной и эффективной составляющей всего комплекса мероприятий по созданию условий для профессионального развития специалистов предприятий. Известно, что планирование профессионального роста специалиста повышает его мотивацию и более чем в два раза сокращает текучесть кадров на предприятии. Более того, такое планирование способствует целенаправленному развитию профессионально важных качеств, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей более высокого уровня ответственности. И такому развитию способствует не только принятая на предприятии система повышения квалификации, но и активация внутренних ресурсов и резервов человека для самообразования и развития.

В современных условиях профессиональное развитие специалистов становится важным условием решения и другой экономически значимой задачи. Она заключается в продлении профессионального долголетия высококвалифицированных специалистов, обладающих не только необходимым опытом работы, но и более высоким уровнем профессиональной надежности. Продление их профессионального долголетия имеет не только экономический, но и важный социальный аспект.  В основе возможности решения такой задачи лежат материалы фундаментальных исследований связи психосоматического состояния, умственной и физической работоспособности человека с удовлетворенностью содержанием и результатами трудовой деятельности. Иными словами, если человек занимается профессиональной деятельностью, которая ему интересна, соответствует его способностям и реализует его ожидания в оценке результатов работы, то он не только развивается, но и дольше сохраняет свою профессиональную надежность.

Изложенное позволяет сформулировать следующие положения и выводы.

Перспективы реализации отечественной стратегии космической деятельности во многом определяются кадровым потенциалом  авиакосмической отрасли, системой профессиональной ориентации молодежи,  подготовкой специалистов в образовательных организациях аэрокосмической направленности, сохранением мотивации и дополнительным профессиональным образованием специалистов предприятий и организацией их профессионального развития в процессе трудовой деятельности.

При обучении в аэрокосмических университетах необходимо обеспечить системную реализацию комплекса воспитательных и образовательных технологий не только подготовки студентов к работе по специальности, но и сохранения у них мотивации к участию в реализации отечественной стратегии космической деятельности и перспектив повышения квалификации и профессионального развития в процессе профессиональной деятельности.

Дополнительное профессиональное образование специалистов аэрокосмических предприятий и организаций следует считать важнейшим направлением кадрового обеспечения предприятий авиакосмической отрасли высококвалифицированными специалистами.

Обеспечение планов и программ отечественной стратегии освоения дальнего космоса предполагает  реализацию в образовательных организациях аэрокосмической направленности системы профессионального развития и продления профессионального долголетия специалистов, сохранение традиций и преемственности использования отечественных достижений и научно-технических разработок и исследований по обеспечению профессиональной надежности и эффективности деятельности летного состава, космонавтов и специалистов аэрокосмической отрасли.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика