«Электронный летчик»: «точка невозврата» пройдена не будет

Б.Федунов

Бортовые оперативно советующие экспертные системы тактического уровня для пилотируемых летательных аппаратов

Борис Федунов Бортовые интеллектуальные системы тактического уровня поддерживают процесс решения экипажем задач оперативного целеполагания и конструирования способа достижения оперативно поставленной/назначенной цели. В статье руководителя сектора фундаментальных научных исследований в ФГУП ГосНИИ авиационных систем (ГосНИИАС), профессора кафедры «Системное проектирование авиационных комплексов» факультета 7 Московского Авиационного института, члена Научного
совета Российской ассоциации искусственного интеллекта (РАИИ), члена редколлегии журналов «Известия РАН. Теория и системы управления» (ТиСУ) и «Онтология проектирования», доктора технических наук, профессора Бориса Евгеньевича ФЕДУНОВА приводится классификация, облик интеллектуальных систем и процедуры пополнения их баз знаний в процессе эксплуатации летательных аппаратов.

Т-50 и МиГ-29М Фото из архива ГЛИЦ имени В.П.Чкалова

При подготовке полета летательного аппарата (ЛА: самолета, вертолета) или группы ЛА всегда ставится генеральная задача вылета (ГЗВ) и назначаются роли (ранги) ЛА в группе. В процессе выполнения полета в каждый текущий момент времени на любом ЛА группы с помощью алгоритмов деятельности экипажа (АДЭ) и алгоритмов, реализованных в бортовых цифровых вычислительных машинах (БЦВМ-алгоритмов), решаются задачи трех глобальных уровней управления (ГлУУ):
— задачи оперативного целеполагания (I-ГлУУ – первый глобальный уровень управления),
— задачи определения рационального способа достижения оперативно поставленной цели (II-ГлУУ– второй глобальный уровень управления),
— задачи реализации принятого способа достижения оперативно поставленной цели (III-ГлУУ – третий глобальный уровень управления).
Задачи I-ГлУУ и II-ГлУУ, которые называют тактическими, всегда решаются экипажем. В 2010 г. Главкомом ВВС РФ утверждена «Концепция интеллектуальной поддержки тактических решений экипажей (командиров групп) авиационных комплексов при выполнении боевых задач», в которой поставлена задача разработки бортовых интеллектуальных систем тактического уровня/тактических задач (БИС-Т/З). Эти компьютерные системы должны вырабатывать и предъявлять экипажу (на информационном управляющем поле кабины (ИУП)) рекомендации по способу оперативного решения возникающих в процессе полета тактических задач.
При возникновении возможности реализовать алгоритмическую поддержку процесса принятия тактических решений экипажем ЛА перед инженерами, разрабатывающими бортовое алгоритмическое и индикационное обеспечение (АиИО), возникла необходимость перехода от концептуальной модели летательного аппарата «Эпизод», которой они пользовались до настоящего времени, к новой концептуальной модели «Этап» (рис.1).
Модель «Этап», используемая в разработке БЦВМ-алгоритмов и алгоритмов деятельности экипажа (АДЭ), которые решают тактические задачи, включает в себя (верхняя часть рис. 1): заданный Заказчиком набор генеральных задач вылета (ГЗВ), представление каждой ГЗВ через семантическую сеть типовых ситуаций/этапов полета (ТС) и представление каждой ТС через семантическую сеть ее проблемных субситуаций (ПрС/С). В модели «Этап» на борту ЛА выделяются глобальные уровни управления (нижняя часть рис. 1). В ней задача I-ГлУУ интерпретируется (левая «обратная связь» на рис.1) как задача назначения текущей ТС полета, а задача II-ГлУУ – как задача построения семантической сети ПрС/С для этой активизированной ТС (правая «обратная связь» на рис.1).
Решение задач I-ГлУУ и II-ГлУУ на самолетах 4-го поколения осуществляется экипажем без какой-либо поддержки его БЦВМ-алгоритмами. Для самолетов этого поколения разрабатывались БЦВМ-алгоритмы главным образом для решения задач III-ГлУУ. При этом использовалась концептуальная модель «Эпизод». Модель содержит набор проблемных субситуаций (Пр/СС), выделенных для каждого этапа полета (ТС полета). По каждой такой ПрС/С, безотносительно к другим ПрС/С этой ТС, разрабатывается свое АиИО = АДЭ + БЦВМ-алгоритмы. При этом общую оперативную «системную увязку» такого бортового АиИО инженеры возлагают на экипаж.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика