О том, что превращает палубу в ВПП. Взлётно-посадочные системы авианосцев.

Евгений Шолков
кандидат технических наук,
Виктор Друшляков
Авианосцы, возникшие в годы Первой мировой войны как вспомогательные корабли, призванные осуществлять авиационную поддержку флотов, уже к началу Второй мировой превратились в основную ударную силу в битвах на море. И в наши дни корабли этого класса являются основой надводной составляющей флотов ведущих морских держав. С момента зарождения авианосцев шел непрерывный поиск в создании и совершенствовании взлетно-посадочных систем этих кораблей, без которых применение авиации с палуб авианосцев было бы невозможным или крайне затруднительным.
Военно-политическая обстановка в мире остается весьма сложной и напряженной. Россия, обладающая огромной территорией и запасами природных ресурсов, в том числе и в шельфовой зоне морей и океанов, ведет широкомасштабные работы по разведке этих ресурсов и их освоению.
Сегодня во всей остроте стал вопрос возвращения российских Вооруженных Сил и Флота в районы Kрайнего Cевера и Арктики, для защиты от потенциальных угроз и поддержания стабильности в этих регионах. Не менее актуальной является задача присутствия российского ВМФ и в других районах мира. О возобновлении и развертывании программы строительства авианосцев в России было объявлено в 2003 году на первом международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. За прошедшие годы было разработано обоснование необходимости наличия таких кораблей в составе сбалансированного отечественного ВМФ, их оптимального количества, системы базирования и обеспечения.
Программа строительства авианосцев была доложена Президенту РФ и утверждена. Что касается начала реализации программы, то заявлено, что она может стартовать не ранее 2018 года. В настоящее время ведется детальная проработка облика будущих авианосцев и состава их авиакрыла. Само по себе возрождение российского флота и особенно проектирование и строительство таких высокотехнологичных кораблей, как авианосцы, является огромной школой для российской военной и инженерной мысли. Чтобы быть эффективным инструментом сдерживания и военно-политической экспансии, авианосец должен обладать реальными боевыми возможностями и качествами.
В предлагаемой читателям журнала «Авиапанорама» серии статей по истории и развитию взлетно-посадочных систем авианосцев, будет наглядно показан трудный и тернистый путь научно-технического прогресса в этой области. Будет рассказано об успешной титанической работе советских инженеров и конструкторов, вынужденных с нуля создавать в 1980-х годах взлетно-посадочные системы – паровые катапульты и аэрофинишеры для первых советских полноценных авианосцев.

Продолжение, начало в № 3-2014

Офицер LSO демонстрирует свое искусство, февраль 1946г., HMS Ravager

От кривых зеркал – к линзам Френеля

Формирование облика современного авианосца более 60 лет определяют три выдающихся достижения британской инженерной мысли: угловая полётная палуба, паровая катапульта и оптическая система посадки. Они образовали единую концепцию с основными критериями архитектуры авианосца, которые высказал более ста лет назад французский конструктор Clement Ader. С окончанием Второй мировой войны эта концепция позволила вполне безболезненно обеспечить смену поколений летательных аппаратов палубного базирования: от поршневых двигателей – к реактивным. Именно британские новаторские инженерные решения оказали революционное воздействие на всё послевоенное строительство авианосного флота США – без этих достижений не было бы современного американского авианосца.

1. Вечно вторые

Представляет интерес история продвижения передовых британских разработок в период послевоенного системного кризиса модернизации и строительства авианосцев США. Вопрос: «Почему Королевский флот (Royal Navy, RN) предложил паровую катапульту, угловую палубу и оптическую систему посадки раньше, чем это сделали ВМС США?» спустя полвека после начала этой истории продолжал волновать умы чиновников в кабинетах МО США. В 2006 г. по заказу министерства на подобные вопросы попытались ответить ведущие специалисты в этой области, профессор военно-морского колледжа T.C.Hone и известный писатель-историк авианосного флота N.Friedman (США).

Полностью глава публикуется в №6-2015 журнала «Авиапанорама»

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика