Испытательный центр (морской): преемственность и развитие

Евгений ПУШКАРСКИЙ,
заместитель начальника ГЛИЦ имени В.П.Чкалова по научной работе, кандидат технических наук, профессор Академии военных наук РФ

Виктор СОКОЛЕНКО,
начальник ИЦ (морского) ГЛИЦ имени В.П.Чкалова,  кандидат  педагогических  наук, заслуженный военный летчик РФ

Олег ДМИТРИЕВ,
кандидат технических наук, старший научный сотрудник, ГЛИЦ имени В.П.Чкалова

Ка-27

Download PDFСкачать статью в формате PDF

Эта статья представлена на сайте в виде отдельно-скачиваемого файла в формате PDF. Нажмите на эту ссылку чтобы скачать файл на свой компьютер.

Идея применения летательного аппарата с воды, как и замыслы относительно вариантов его практического использования на акваториях, родились практически одновременно с появлением авиации и обрели свое реальное воплощение уже в 30-х годах прошлого столетия.

Прогнозируя и принимая во внимание геополитическую обстановку, складывающуюся вокруг России, можно с полной уверенностью утверждать, что роль авиации в решении комплекса задач на морских и океанских театрах военных действий будет неизменно возрастать, а сам перечень задач будет расширяться. Соответственно, это должно сопровождаться своевременной разработкой образцов авиационной техники и вооружения (АТ и В), способных эффективно решать задачи на акваториях в заданных условиях боевого применения. Разумеется, это невозможно без создания специализированных организационных структур, производственно-технологической и экспериментальной базы, а также методологического аппарата, позволяющих в совокупности качественно провести весь цикл испытаний и отработки образцов в реальных условиях.

И потому закономерно, что одним из обязательных направлений деятельности ГЛИЦ Минобороны России им. В.П.Чкалова на протяжении всей его истории (см., например, «Главный испытательный аэродром. Взгляд сквозь годы» — Прим. ред), вне зависимости от меняющихся организационных форматов его существования и функционирования, является проблематика, связанная с организацией и проведением летно-морских испытаний образцов авиационной техники и вооружения, предназначенных для действий на морских и океанских акваториях в интересах Военно-Морского Флота и Воздушно-космических сил.

Биография специализированного авиационного центра, ориентированного на проведение испытаний летательных аппаратов в морских условиях, ведет свой временной отсчет с 4 марта 1932 года — дня, когда приказом по Управлению ВВС №1 в Научно-испытательном институте ВВС РККА была сформирована морская испытательная станция с базированием в г. Севастополе. Вновь созданная станция предназначалась для проведения испытаний гидросамолетов и амфибий, объектов вооружения и предметов снаряжения гидросамолетов в условиях моря, отработки вопросов их эксплуатации и тактики взаимодействия с флотом, а также для оказания помощи боевым частям морской авиации в вопросах освоения и тактики боевого применения гидросамолетов.

Пройдя через ряд исторических перипетий, связанных, в первую очередь, с Великой Отечественной войной, поменяв пять мест дислокации и приобретя опыт испытаний более 40 типов летательных аппаратов, центр в 1952 году вновь возвращается в Крым с базированием в г. Феодосия.

В 1961 году центр был включен в состав 8 ГК НИИ ВВС в качестве 3-го управления с возложением на него задач проведения летных, летно-морских испытаний и оценки эффективности авиационных противолодочных комплексов, авиационного вооружения кораблей ВМФ и спускаемых аппаратов космических кораблей.

За период функционирования в формате 3 Управления с 1961 по 1992 год проведены государственные, специальные, контрольные испытания:

  • авиационных комплексов Бе-12, Ил-38, Ту-142 с РТС «Коршун» и «Заречье», Ан-12ПС, Ил-76МДПС, Ан-72П, Су-24М с изделием 77А, Як-38, Ка-27, Ка-27ПС, Ка-29, Ми-14, Ми-14ПС, Ми-14БТ;
  • авиационного вооружения практически всех кораблей, которые стояли на вооружении ВМФ, в том числе авианесущих кораблей группового базирования типа «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку», «Москва», «Ленинград»;
  • первых корабельных самолетов Су-27К, МиГ-29К, Су-25УТГ на наземном испытательном и учебно-тренировочном комплексе «Нитка» и ТАКР «Адмирал флота Кузнецов»;
  • всех образцов авиационного противолодочного оружия, в том числе, авиационных противолодочных торпед (АТ-1М, АТ-2М, ВТТ-1 «Стриж», УМГТ-1 «Орлан», «Дукат-2», «Пилон», «Безмолвие»), авиационных противолодочных ракет («Кондор», «Ястреб», «Орел-М», «Ястреб-2М», «Черноморец»); авиационных противолодочных бомб и взрывателей к ним (ПЛАБ-50, ПЛАБ-250-120, корректируемая авиационная бомба «Загон-1»).

Отдельным направлением испытательной деятельности Управления была так называемая космическая тематика. Именно на полигонах 3 Управления были проведены первые сбросы с самолета спускаемых аппаратов космических кораблей и межпланетных станций типа «Восток», «Союз», «Зенит» и др. для оценки и отработки систем спасения. На морских полигонах управления проводились практические тренажи космонавтов по отработке навыков проведения спасательных операций в случае приводнения спускаемых аппаратов. Проведены испытания по оценке возможности буксировки спускаемых аппаратов на внешней подвеске вертолетами, эвакуации их из воды, болот и других труднодоступных мест, в том числе в предельных гидрометеоусловиях.

С распадом Советского Союза на базе управления был создан Государственный научно-испытательный центр Вооруженных сил Украины, на который были возложены задачи по проведению испытаний образцов вооружения и военной техники на протяжении их жизненного цикла. Таким образом, основная организационная единица и экспериментально-испытательная база, предназначенные для проведения испытаний в морских условиях, перешли под юрисдикцию Украины. Задачи по организации таких типов испытаний были вынужденно перераспределены между различными подразделениями ГЛИЦ Минобороны России им. В.П. Чкалова.

При этом в силу сложившихся в этот период в России военно-политических реалий и крайне тяжелого состояния военно-промышленного комплекса, перечень новых образцов АТ и В резко сократился, испытания в морских условиях проводились эпизодически на базе полигонов боевой подготовки ВМФ, в ограниченных объемах и в недопустимо растянутые сроки.

С принятием руководством страны курса на модернизацию Вооруженных Сил Российской Федерации вновь остро встал вопрос о необходимости создания в структуре ГЛИЦ Минобороны России им. В.П. Чкалова специализированного центра по испытаниям АТ и В в морских условиях.

В Минобороны России была начата работа по созданию такого подразделения. При этом, к месту дислокации центра морских испытаний АТ и В был выдвинут целый ряд специфических требований:

  • наличие стационарного аэродрома;
  • незамерзающая морская акватория с малыми (менее 100 м) и большими (до 1500 м) глубинами;
  • климатические условия, обеспечивающие минимальное влияние на сроки проведения испытаний;
  • развитая инфраструктура в местах расположения подразделений;
  • наличие сухопутного полигона для отработки задач по наземным объектам;
  • наличие морского полигона с протяженностью трассы для пуска авиационных средств поражения (АСП) не менее 300…350 км;
  • наличие квалифицированного летного, испытательного и инженерно-технического персонала для проведения испытаний.

Ни один из рассматриваемых вариантов размещения испытательного центра (в районе Каспийского моря, на боевых полях Северного флота, на Дальнем Востоке) указанным требованиям в полной мере не отвечал.

Поэтому, после введения в действие Федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым, наиболее обоснованным и целесообразным представлялся вариант воссоздания на базе Феодосийского испытательного центра соответствующего структурного подразделения ГЛИЦ Минобороны России им. В.П. Чкалова как наиболее полно удовлетворяющего перечисленным требованиям. В этом направлении в кратчайшие сроки была организована работа командованием ВВС и ГЛИЦ Минобороны России им. В.П. Чкалова.

Итогом этой работы явилось то, что на переходный период был создан Государственный научно-испытательный центр Минобороны России, а с 31 декабря 2014 года центр был преобразован в испытательный центр (морской) ГЛИЦ Минобороны России им. В.П. Чкалова (далее по тексту – ИЦ(М) или Центр), в статусе которого он и функционирует в настоящее время. Испытательный центр (морской) предназначен для проведения испытаний самолетов-амфибий и экранопланов, авиационно-технических средств кораблей, авиационных средств спасения на море, авиационных средств поиска и уничтожения подводных лодок, средств полигонных измерений для обеспечения проведения испытаний АТ и В в морских условиях и др.

Успешное решение задач по предназначению Центра возможно, прежде всего, благодаря сохранившейся экспериментально-испытательной базе, основу которой составляют аэродром «Кировское», наземный и морской полигоны. Следует отметить, что именно имеющиеся в распоряжении ИЦ(М) ГЛИЦ Минобороны России им. В.П. Чкалова сухопутный полигон и глубоководный полигон, в сочетании с выделенной зоной испытательных полетов, предоставляют действительно уникальные возможности для испытаний практически полной номенклатуры существующего и перспективного авиационного вооружения, предназначенного для борьбы с морскими объектами, с обеспечением при этом заданного уровня безопасности летно-морских экспериментов. Особенностями морской акватории прибрежной зоны морского полигона являются большие глубины (более 2000 м на расстоянии 20…30 км от береговой черты), что создает исключительно благоприятные условия для испытаний и отработки комплексов авиационного противолодочного оружия.

Принципиально важна возможность создания в районе проведения испытаний измерительной трассы протяженностью свыше 300 км.

Разумеется, это не означает, что экспериментально-испытательная база ИЦ(М) не требует дальнейшего развития и совершенствования.

В целях подготовки экспериментально-испытательной базы Испытательного центра (морского) ГЛИЦ Минобороны России им. В.П. Чкалова к испытаниям перспективной АТ и В в настоящее время проводятся мероприятия по реализации Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы» в части реконструкции, модернизации и приобретения оборудования экспериментально-испытательной базы обеспечения испытаний перспективных образцов авиационной техники и вооружения в морских условиях.

К основным мероприятиям по модернизации экспериментально-испытательной базы можно отнести:

  • оснащение Центра современным телекоммуникационным комплексом средств связи и передачи данных автоматизированной информационно-управляющей системы обеспечения испытаний образцов АТ и В, позволяющим создать единую защищенную информационную систему обмена испытательной информацией, в том числе, в реальном масштабе времени;
  • поставку унифицированной многоканальной системы траекторных измерений на базе спутниковых навигационных систем с передачей данных измерений в реальном масштабе времени, для обеспечения высокоточных траекторных измерений;
  • поставку современных оптико-электронных станций с радиолокационным каналом, позволяющим создать зоны высокоточных оптических измерений на полигонах Центра;
  • поставку автоматических метеостанций;
  • поставку мобильного пункта полигонных измерений, сбора и передачи информации.

Модернизированная экспериментально-испытательная база обеспечит:

  • получение в летных экспериментах высокоточных траекторных измерений;
  • обмен различными видами измерительной и оперативно-командной информации между измерительными средствами, мобильными пунктами полигонных измерений, сбора и передачи информации, расположенными на постоянных и временных позициях, командными пунктами полигонов, пунктами управления экспериментом, центрами обработки информации;
  • мишенную обстановку для имитации информационных признаков реальных наземных, надводных и подводных объектов, в том числе и подвижных;
  • оперативное восстановление мишенной обстановки после боевого применения авиационных средств поражения;
  • составляющие воздушной, морской и наземной безопасности при проведении летных экспериментов.

Все это в совокупности позволит Центру проводить весь комплекс летно-морских экспериментов самостоятельно с задействованием сил флота только для решения задач закрытия районов акватории, их охраны и мишенного обеспечения испытаний (кораблями-мишенями) при выполнении экспериментов с боевым применением АСП.

Реализация планов по развитию и последующему использованию экспериментально-испытательной базы для проведения испытаний предполагает наличие подготовленных, высококвалифицированных испытательных кадров. Для оперативного решения этой задачи командованием ГЛИЦ Минобороны России им. В.П.Чкалова был отработан «План мероприятий («Дорожная карта») по переподготовке специалистов-испытателей Испытательного центра (морского) к проведению испытаний и исследований авиационной техники и вооружения в составе ГЛИЦ Минобороны России им. В.П. Чкалова», утвержденный главнокомандующим Военно-воздушными силами. В соответствии с этим планом был организован и проведен с летчиками (штурманами, инженерами) -испытателями и научными сотрудниками Испытательного центра (морского) цикл занятий по изучению нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок проведения испытаний и исследований в Минобороны России. Реализованы программы профессиональной переподготовки летчиков (штурманов, инженеров) -испытателей для выполнения нового вида профессиональной деятельности при испытаниях опытной, модернизированной, модифицированной авиационной и космической техники.

С целью ускорения процесса интеграции ИЦ(М) в систему НИУ Минобороны России, установления связей с заинтересованными субъектами военно-промышленного комплекса РФ и планирования совместных работ на перспективу в г. Феодосии на базе ИЦ(М) в период с 30.06 по 03.07.2015г. была проведена научно-техническая конференция на тему «Проблемные вопросы летно-морских испытаний авиационной техники и вооружения».

В работе конференции приняло участие 142 представителя 63 предприятий и организаций из 14 регионов Российской Федерации, из них 40 кандидатов и 10 докторов наук. В представленных 93 докладах, сообщениях и дискуссиях в рамках пленарного заседания и секционной работы обсуждены актуальные проблемы проведения испытаний авиационной техники и вооружения в морских условиях, включая:

  • текущее состояние и перспективы развития АТ и В для решения задач над морскими акваториями;
  • пути развития системы организации испытаний образцов АТ и В в морских условиях;
  • методическое обеспечение испытаний АТ и В в морских условиях;
  • состояние и перспективы развития экспериментально-испытательной базы для испытаний АТ и В в морских условиях на базе Испытательного центра (морского) ГЛИЦ Минобороны России им. В.П.Чкалова;
  • состояние и перспективы развития средств и методов измерений при испытаниях АТ и В в морских условиях;
  • порядок организации взаимодействия ВКС и ВМФ России при проведении испытаний АТ и В в морских условиях.

Участниками конференции единодушно отмечено, что Испытательный центр (морской) ГЛИЦ Минобороны России им. В.П. Чкалова с учетом своего географического положения и присущих региону климатических условий, наличия в составе глубоководного и сухопутного полигонов, аэродрома, специально назначенной зоны испытательных полетов, отработанной многолетней практики организации взаимодействия с органами военного управления Черноморского флота способен обеспечить практически круглогодичное проведение экспериментальных работ по испытаниям образцов АТ и В в морских условиях.

По результатам работы конференции рекомендовано:

  • продолжить работу по совершенствованию взаимодействия с органами военного управления ВМФ с разработкой проекта Положения, определяющего порядок планирования и проведения испытаний АТ и В в морских условиях, их материально-техническое и финансовое обеспечение;
  • с целью совершенствования организации проведения испытаний авиационного вооружения кораблей ВМФ отработать предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы проведения испытаний авиационных корабельных комплексов и обеспечению эффективного взаимодействия и координации задействованных в испытаниях авиационного вооружения кораблей организаций и предприятий;
  • подготовить предложения по включению в Государственную программу вооружения опытно-конструкторских работ по совершенствованию экспериментально-испытательной базы ИЦ(М) ГЛИЦ Минобороны России им. В.П. Чкалова.

Отдельное внимание в ходе работы конференции было уделено организации новой и восстановлению ранее действующей кооперации Центра с организациями Минобороны и Минпромторга России для формирования предложений в перспективный план совместных работ и развертывания элементов единой экспериментально-испытательной базы. В этой связи предприятиям промышленности — разработчикам вооружения, военной и специальной техники предложено представить в ГЛИЦ Минобороны России им. В.П. Чкалова предложения по созданию на территории Испытательного центра (морского) своих филиалов (структурных подразделений) и объектов экспериментально-испытательной базы. Констатирована целесообразность разработки системного проекта развития экспериментально-испытательной базы Испытательного центра (морского) ГЛИЦ Минобороны России им. В.П. Чкалова с учетом предложений предприятий промышленности.

Участники конференции выступили с предложением сделать научно-техническую конференцию «Проблемные вопросы летно-морских испытаний авиационной техники и вооружения» регулярной.

Таким образом, в настоящее время Испытательный центр (морской) в составе ГЛИЦ Минобороны России им. В.П. Чкалова приступил к выполнению задач по своему предназначению в полном объеме, определены первоочередные и перспективные направления развития экспериментально-испытательной базы и нормативно-методического обеспечения испытаний АТ и В в морских условиях, что позволит с необходимой эффективностью, минимальными затратами и требуемой достоверностью проводить испытания всей номенклатуры авиационной техники и вооружения, определенной Государственной программой вооружения Российской Федерации, в морских условиях.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика