Есть метеобезопасность полетов от Кызыла до Игарки!

Зифа Ланкина
главный специалист
Среднесибирского филиала
ФГБУ «Авиаметтелеком
Росгидромета»
по метеообеспечению
авиации
На территории трех субъектов Российской Федерации – Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва – расположены 13 подразделений Среднесибирского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» (далее – филиал), оснащенных метеорологическими приборами и современными программно-аппаратными комплексами, позволяющими обеспечивать метеорологической информацией полеты не только на 15 обслуживаемых аэродромах, но в любую точку земного шара. Подразделения филиала расположены на обширной территории площадью 2100 тыс. кв. км, протяженностью 2 тыс. км, а по ширине – более 1 тыс. км (от Кызыла на юге до Игарки на севере). Зона ответственности филиала включает районы с арктическим, субарктическим и умеренным климатом. Температурные контрасты между водой и сушей, наличие больших горных и лесных массивов накладывают свои особенности на погодные явления. Наибольшей экстремальностью, с точки зрения неустойчивости погоды, выделяются горные районы Тывы и Хакасии, северные территории Красноярского края, для которых характерны частые туманы, метели, низкая облачность, а морозы порой доходят до -55° С зимой и сохраняются длительное время.
Так что хлопот у метеорологов в этих местах всегда было немало, и особенно в метеообеспечении полетов воздушных судов, ибо воздушный транспорт – одна из наиболее зависимых от погоды отраслей экономики. В настоящее время над данной территорией осуществляются чартерные, туристические, международные воздушные рейсы; производятся полеты на авиахимработы, нефтеразведку, лесоохрану, санзадания, а также по обеспечению жизнедеятельности поселков, оленеводческих бригад (с учетом требований и специфики выполняемых авиационных работ).

Окончание. Начало в № 4-2015

Let L 410UVP E20 Turbolet RA 67017 KrasAvia

Интересна, многообразна и во многом уникальна история создания и развития авиационных метеорологических станций филиала. Проведем небольшой экскурс по истории некоторых станций.

После сентября 1937 г. стали производиться 4-срочные наблюдения, а также наблюдения для Иркутского бюро погоды и для Красноярского отделения. Штат увеличивается до семи человек. Образование наблюдателей – от 4 до 9 классов, стаж работы в метеорологии составлял от 2 месяцев до 2 лет.
Метеостанция составляла сообщения о состоянии погоды по расписанию или по запросам для вылета, а также предупреждения об опасных для авиации явлениях погоды. Все составляемые сообщения передавались по телефону для обслуживания авиалинии Москва – Владивосток.
В апреле 1938 г. началось изучение руководств по производству метеорологических и аэрологических наблюдений, а также международного кода по составлению авиателеграмм. С 1939 г. ежедневно в 08.00 ч производится выпуск шар-пилотов, обеспечивающих исследования вышележащих слоев атмосферы для рейсовых самолётов. В том же году на острове Телячий (о.Молокова) открывается гидропорт для обслуживания гидросамолётов. Для АМСГ гидропорта, в секторе Службы погоды, составлялись 2 синоптические карты за 7 и 19 часов, составляемые к 08.00 и 14.00 ч. В 09.00 по всем авиабазам рассылался прогноз погоды на текущий день, в 15.30 – анализ утренней карты и прогноз по маршрутам Красноярск –Абакан и Красноярск – Подкаменная Тунгуска.
С 1940 г. в штате АМСГ «Красноярск-аэропорт» находятся три синоптика. Производятся круглосуточные наблюдения, приём сводок погоды и прогнозов, консультации экипажей осуществляются по телефону. Обслуживаются авиалинии Красноярск – Усть-Орда и Красноярск – Новосибирск. Телеграммы погоды и прогнозов радистом АМСГ отправляются в Новосибирск, Иркутск, Москву, а также в отделение Красноярск-погода. Пилоты обеспечиваются прогнозами на бланках АВ-5. Для «высотно-скоростных полётов» производятся ночные выпуски шар-пилота.
В мае 1941 г. инспектор ГМО отметил: «Работу считаю удовлетворительной. Обслуживание аэропортов поставлено хорошо и командование работой довольно».

КРАСНОЯРСК

В Красноярске сухопутный аэродром гражданской авиации расположился на левом берегу Енисея, на горе. «Поросшее жухлой травой поле с непременным атрибутом тех лет — полосатой «кишкой» на высоком шесте. Здесь 4 июня 1925 года сел первый самолёт «Сибревком» системы «Юнкерс». А уже весной следующего года была проложена первая северная трасса из Красноярска в Туруханск. Весь полёт туда и обратно из-за непогоды и различных неполадок занял 37 дней» (очерки о ветеранах гражданской авиации Красноярья «Над Енисейским меридианом», 1989 г.).

17 мая 1932 г. для обслуживания авиации была открыта метеостанция «Красноярск-аэропорт» при Красноярском бюро оповещений. Первым нее начальником была Мария Шумайлова, имевшая образование 7 классов женской гимназии. В подчинении у неё находился наблюдатель. Несмотря на столь малочисленный штат, станция была оснащена необходимым оборудованием. «На метеоплощадке установлено три будки: из которых одна психрометрическая, вторая с термографом и третья с гигрографом. Все будки установлены с соблюдением необходимого между ними расстояния. Всё окрашено в белый цвет. Дверки будок обращены на Север. Термометры в своих показаниях верны». Скорость и сила ветра у поверхности земли измерялись по флюгеру, слабый ветер «по ощущению». Облачность определялась по международному атласу облаков, «вид облачности определяется правильно». Давление на аэродроме измерялось по барометру Мюллера, регулярно проходящему поверку; количество выпадающих осадков — по дождемеру (дождемерным вёдрам). Для обеспечения полётов производилось 3 наблюдения за день.

С 1945 г. начинается развитие сети аэрологических станций. Использование карт барической топографии и изучение специалистами-метеорологами влияния местных физико-географических условий на развитие атмосферных процессов позволяло улучшить качество составляемых прогнозов. Первоначально полёты производились на малых высотах (300-500 м по руслу Енисея), с выходом на авиалинии Ан-2 и Ил-14 высота полётов достигла 3-4 км, с выходом Ил-18 — 8-9 км, Ту-154, Ил-62 и Ил-76 — 10-12 км. Поэтому потребовались сведения (фактические и прогностические) о метеоусловиях от земли до этих высот и по маршрутам значительной протяженности.

В 1980 г. открылась авиаметеостанция Красноярск (Емельяново), и авиаметеостанция Красноярск-аэропорт, находящаяся в городе, была переименована в АМСГ Красноярск-Северный. В 1986 г. оба подразделения были объединены и получили наименование АМЦ Красноярск.

ЕНИСЕЙСК

По распоряжению Главного управления Севморпути в г. Енисейск в июне 1934 г. была подготовлена площадка для обслуживания самолетов. 19 июня гидросамолет «Дорнье» совершил посадку на Енисее в районе будущего гидропорта. Прием самолетов осуществлял начальник гидропорта. Он сам отсчитывал давление, температуру, определял скорость и направление ветра. Перевозка грузов и почты, а затем и пассажиров осуществлялась на гидропланах «Каталина», Г-2, Ша-2, Г-1, позднее на летающих лодках ПР-2. Создается метеорологическая группа, в штат принимаются радисты, устанавливаются дополнительные метеоприборы для измерения количества осадков, солнечной радиации.

В 1939 г. в Енисейске образован 232-й авиаотряд легкомоторной авиации, состоящий из 30 самолетов СП-1 и У-2. Наблюдения за погодой были ежечасные. В 1941 г. весь летный состав авиаотряда отбыл на фронт, вместе с ним и начальник метеостанции Михаил Кабаков.

В 1952 г. на метеоплощадке были установлены дождемеры, вытяжные и почвенные термометры, определители испарения. Наносились 4 синоптические карты, 6 кольцевых карт, карты барической топографии. Прогнозы погоды пилотам выписывались на каждый вылет, независимо от времени полета и только от руки, простым карандашом. В 1955 г. станция перенесена в здание аэропорта, где и находится до сих пор. В 1964 г. была организована аппаратная. Сводки стали принимать по телетайпам. Работа велась круглосуточно.

В 1966 г. начальником станции стал Тимофей Лаврищев. На старте 164, где работал диспетчер, как и на ближнем приводном радиомаркерном пункте (БПРМ), наблюдателей не было. В плохую погоду на старт выезжал техник для наблюдений за видимостью, на БПРМ — за облачностью, т.к. на нем были установлены измерители высоты облаков (ИВО). С 1968 г. наблюдения на старте производят только в дневное время, лишь в 1975 г. устанавливают круглосуточные наблюдения. В 1984 г. введен в действие дополнительный старт. Установлены приборы в помещении и на метеоплощадке.

ПОДКАМЕННАЯ ТУНГУСКА

Начало освоения Сибири, ее природных богатств относится к 1927 г. Именно тогда стали прокладывать воздушную линию вдоль великой реки Енисей к Северному Ледовитому океану. Это была знаменитая полярная трасса Красноярск — Дудинка. Как говорил в то время начальник Главного управления Севморпути Марк Шевелев, будучи сам пилотом: «Енисей — прямая дорога к сердцу Арктики». Первые полеты проходили через необжитые территории. Летали часто без радиосвязи, не имея при себе достоверных карт, метеоданных. Пилотам то и дело приходилось вступать в борьбу с суровой стихией — подстерегали туманы и метели, обледенение и низкая облачность, и если приходилось идти на вынужденную посадку, то делали это во многом наугад: требовалась постоянная информация о состоянии погоды.

Поэтому 1 сентября 1933 г. открылась и дала первые сводки о погоде метеостанция Подкаменная Тунгуска. Расположилась она на правом берегу реки Енисей в поселке одноименного названия в здании почты Наркомата связи на возвышенной ровной площадке, которая с запада окаймлялась густым низкорослым ельником, а на восток опускалась крутым склоном к реке Подкаменная Тунгуска. Летом — на воду, зимой — на лед садились соответствующие сезону самолеты: «Дорне-Валь», Г-1, Г-2, «Каталина», Ли-2. В конце войны на трассе появились трофейные «Юнкерсы».

Первым начальником метеостанции по совместительству стал председатель сельсовета Федор Шадрин. Для передачи сведений о погоде пользовались сначала радиотелеграфом Главсевморпути, запасная связь — наркомовская, потом появилась своя. Сначала на станции работали местные жители с 5-6 классами образования, срочно обученные приезжавшими инспекторами. С 1935 г. начинают появляться специалисты, окончившие, в основном, курсы радистов-метеорологов в Игарке либо московские курсы полярных работников. Растет штат, растет качество наблюдений, появляются новые приборы, объем работ расширяется — кроме наблюдений за погодой, ведутся шаропилотные наблюдения. Расширяется сеть гидропостов. Расстояния до них: от 25 км (Ворогово) до 600 (Байкит и Сым). Способ передвижения для сбора данных зафиксирован в техническом акте за 1946 г.: лошадь, катер, пароход, самолет и в самую далекую точку Сым — оленья упряжка. С 1941 г. в штат станции введены две единицы синоптиков.

В 1946 г. начинается строительство взлетной полосы и нового здания аэропорта в поселке Бор на левом берегу Енисея. Строительство вели заключенные Норильлага. С вводом в строй полосы начались постоянные интенсивные полеты самолетов. Их метеообслуживание взяла на себя АМСГ Подкаменная Тунгуска под руководством Красноярского управления Гидрометслужбы. С этого времени развитие службы пошло быстрыми темпами. Приехали специалисты с высшим и среднетехническим образованием, повысилось оснащение станции. Конечно, имелось немало трудностей: невысокая (на фоне зарплат работников экспедиций) зарплата, удаленность от благ цивилизации. Тем не менее, основной костяк со своими традициями и профессионализмом сохранялся.

ИГАРКА

Наблюдения за погодными условиями в городе Игарка начались еще в 1929 г., когда Главным управлением Севморпути для научных и -оперативных целей была открыта заполярная метеостанция Игарка. В 1935 г.была основана АМСГ 2-го разряда при Игарскомгидропорте. Прогностическое обслуживание авиацииначалосьИгарскимсинбюро в 1948 г. В 1951 г. по указанию гидрометслужбыметеорологическаястанция была переведена на сухопутный аэродром на острове Полярный (левый берег Игарскойпротоки, в 1,8 км от города Игарка).

В процессе освоения северных территорий возрастало количество обслуживаемых вылетов, уже впервое полугодие 1955 года оно составило 1232 самолето-вылета. С развитием авиационной техникипредъявлялись все большие требования к точности прогнозов, измерений для целей производстваполетов. Почти с момента своего зарождения Игарка была связана авиалиниями с Красноярском,Туруханском, Дудинкой, Волочанкой, Нордвиком, Норильском. Временные эпизодические полетыпостепенно превратились в регулярные авиаперевозки, маршруты которых и концу 1980-х годов раскинулисьпо всему Советскому Союзу.

ВАНАВАРА

28 июля 1935 г. была открыта авиалиния Красноярск — Подкаменная Тунгуска — Байкит — Ванавара на самолете МБР-2 (командир — полярный летчик Ян Липп). Одномоторный МБР-2 садился только на воду (летающаялодка). Полет проходил на высоте 300-500 м над Енисеем до Подкаменной Тунгуски, затем по реке Подкаменная Тунгуска до Байкита и Ванавары. В военное и послевоенное время летали гидросамолеты «Каталина» — летом приводнялись на воду, а зимой садились на лед. Полеты были эпизодические.

В начале 1950-х гг. полеты стали регулярнее, выполнялись на самолетах По-2, Як-12, Ли-2, Ан-2.

К концу 1950-х в Ванаваре была построена сухопутная взлетно-посадочная полоса (ВПП) длиной 600 м. В 1958 г. одновременнос вводом аэропорта в эксплуатацию для обслуживания полетов была организована оперативная наблюдательная группа (ОГ), входившая в состав Красноярского УГМС. Основной штатбыл укомплектован двумя метеонаблюдателями. Оперативная группа Ванавара располагалась на первом этаже здания аэровокзала. Из оборудования в рабочейкомнате был установлен толькортутно-чашечный барометр СР-А.

Было построено водородохранилище и начаты регулярные выпуски шаров-пилотов. Наблюдения за ними велись с помощью теодолита. На метеоплощадке были установлены: психрометрическая будка, 2 флюгера — с легкой и с тяжелой доской, теодолит. Немного позже поступили приборыдля определения нижней границы облаков и измерения характеристик ветра (ДМС-49). Информация о погоде передавалась по связи гражданской авиации на АМСГ Кежма, которая осуществляла прогностическое обеспечение полетов в аэропорту Ванавара до начала 1980-х гг. Аэропорт Ванавара работал только в светлое время суток.

В связи развитием геологоразведочных работ на территории Чунского района увеличились пассажирские, грузовые авиаперевозки. В 1980-х гг. началось активное строительство грунтовой ВПП и здания двухэтажного совмещенного здания стартово-диспетчерского пункта. 1 ноября 1977 г. состоялся первый технический рейс Як-40 из Красноярска. Метеоплощадку перенесли к торцу ВПП с МК 60, где были размещены психрометрическая будка, теодолит, мачта анеморумбометра М-63, приборы ИВО. Вдоль ВПП установлены щиты-ориентиры. С этого времени ОГ Ванавара начала работать по регламенту аэропорта Ванавара и обслуживать полеты воздушных судов: круглогодично — Ан-2, Ми-4, Ми-8 и Ми-6, в зимний период — Як-40, Л-410, Ил-14, Ан-26, Ил-76 (с 1980 г.). Прогностическое обеспечение стала осуществлять АМСГ Тура. В этом же году были прекращены шаропилотные наблюдения.

В 1983 г. была сдана в эксплуатацию искусственная ВПП аэропорта Ванавара, и аэропорт стал принимать воздушные суда 3 и 4 класса круглогодично, а в зимний периоди Ил-76. В мае 1985 г. на базе оперативной группы организовано АМСГ 4-го разряда Ванавара как оперативное наблюдательное подразделение Среднесибирского УГМС.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика