Экранопланы: пора ставить точки над «и»

Н.Якубович
Николай Якубович К разговору об экранопланах на страницах «Авиапанорамы» я вынужден вернуться в третий раз. В данном номере журнала поводом послужило очередное сообщение, касающееся создания экраноплана А-050, причем в транспортно-пассажирском варианте.
Как говорилось ранее, обращает на себя внимание появление новой тенденции аппаратов этого типа с дополнительным крылом большого удлинения, что фактически превращает экраноплан в гидросамолет-биплан. Можно понять создателей пока еще экзотического транспортного средства, если эти машины предназначены для военных. Крыло малого удлинения позволит двигаться вблизи поверхности раздела двух сред с аэродинамическим качеством заметно выше, чем у «Орленка», и обеспечит не только скрытность перемещения от противника, но и вкупе с колесным шасси позволит выходить на необорудованный пологий берег.
В свою очередь крыло большого удлинения позволит без проблем и тоже с приемлемым значением аэродинамического качества летать на большой высоте. Но тогда встает вопрос: зачем такой «городить огород» для транспортно-пассажирского аппарата, предназначенного для эксплуатации судовладельцами, если на большой высоте они будут менее экономичны, чем самолеты, а вблизи водной поверхности будут мешать движению водоизмещающих судов?
В связи с этим любопытно сравнить самолет-амфибию Бе-200 с А-050, тем более что существует вариант последнего с такими же двигателями Д-436ТП. Но прежде, чем приступить к их сравнению, следует заметить, что изначально создателей экранопланов подкупила возможность достижения огромных значений аэродинамического качества. По прогнозам ряда исследователей, этот показатель мог достигать 30 и более единиц, как у рекордного планера. В этом случае экранопланы могли бы взять на себя заметную долю грузов и пассажиров, перевозимых не только водоизмещающими судами, но и самолетами.
Однако вскоре наступило просветление. Стало ясно, что экраноплан с точки зрения аэродинамики – «крепкий орешек», и одного энтузиазма для его создания мало, нужны широкомасштабные исследования, да и прогнозы по значительному увеличению аэродинамического качества не оправдались. Но к тому времени появился новый стимул – создание малозаметных на фоне моря, а потому менее уязвимых боевых кораблей, для которых экономичность была на втором месте, а на первом – способность скрытно подойти на необходимое расстояние к противнику, чтобы нанести по нему сокрушающий удар. И это сегодня, пожалуй, главное, что оправдает создание экраноплана военного назначения.
Что касается применения аппарата для транспортировки грузов и пассажиров, то здесь главным препятствием является высокая насыщенность акваторий мирового океана водоизмещающими судами, т.е. безопасность полета экраноплана.
Предпочтительными для этих целей являются небольшие аппараты типа «Иволги», способные обеспечить круглогодичную связь между отдаленными районами, особенно в Карелии и Зауралье. Но есть, например, еще одно направление – паромная переправа, связывающая Калининград с Санкт-Петербургом, и для этого вполне может подойти экраноплан грузоподъемностью около 100 тонн. Однако на это почему-то никто не обращает внимание. Пока же попробуем ответить на вопрос: что лучше – А-050 («журавль в небе») или реально существующая амфибия Бе-200 («синица в руках»)?

Полная версия статьи размещена в №5-2015

Проект экраноплана А-050

1 Комментарий для Экранопланы: пора ставить точки над «и»

  1. Китай договаривается с ЦКБ им. Алексеева о приобретении экранопланов

    Китай ведет переговоры с Россией о приобретении разрабатываемых морских экранопланов A-050. Они будут укомплектованы полностью российской авионикой и современным навигационно-пилотажным комплексом, разработанным НИИ авиационного оборудования (НИИАО), входящим в КРЭТ. Пекин ведет переговоры с нижегородским Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях им. Алексеева. Об этом сообщили в пресс-службе КРЭТ.

    В конце сентября КБ заявило о том, что уже завершен эскизный проект экраноплана новой серии А-050. Как сообщил «Интерфаксу-АВН» председатель совета директоров ЦКБ Георгий Анцев, «уровень подготовки проекта на сегодняшний день таков, что предприятие готово начинать строительство головного образца».

    По его словам, «А-050 имеет очень хорошие аэрогидродинамические характеристики, и экраноплан уже успешно прошел испытания в аэродинамической трубе и на гидроканале».

    «Известно, что морской экраноплан А-050 будет иметь взлетную массу 54 тонны. Он рассчитан на перевозку 9 тонн груза или 100 пассажиров на дальность до 5 тысяч километров при крейсерской скорости 350–450 километров в час. На экраноплане, возможно, будут установлены стартовые двигатели Р-195, как на штурмовике Су-25, и маршевые ТВ7-117СМ, как на самолете Ил-114», — пояснили в КРЭТ.

    Георгий Анцев отметил, что экраноплан А-050 будет оснащен полностью российской авионикой и современным навигационно-пилотажным комплексом, разработанным совместно с НИИ авиационного оборудования, входящим в КРЭТ.

    В КРЭТ напомнили,ч то «согласно международному определению, экраноплан – это многорежимное судно, которое летит с применением «экранного эффекта» над поверхностью, то есть на относительно небольшой высоте, до нескольких метров. Преимуществом экранопланов является тот факт, что они могут свободно эксплуатироваться на самых разных маршрутах. Кроме водной поверхности они способны передвигаться и над землей и снегом, а также базироваться на суше. Таким образом, экраноплан объединяет в себе лучшие качества самолета и корабля».

    Кстати, согласно международной классификации экранопланы относятся к морским судам: они рассматриваются не как самолеты, которые могут плавать, а как суда, которые способны летать.

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика