Самолетам новых поколений достойное техническое обслуживание

Георгий Герман,
кандидат технических наук, старший научный сотрудник, заслуженный военный специалист РФ
Сергей Ловчиков,
генеральный директор ЗАО НПП «ИДС МАЯК»
В апреле 2013 г. на пресс-конференции Президента РФ Владимира Путина представитель инженерно-авиационной службы Липецкого авиацентра поинтересовался, когда на вооружение ВВС РФ поступит боевая техника новых поколений. Президент ответил, что новые самолеты, отвечающие всем современным требованиям, поступят в ближайшее время, но при этом, несмотря на перспективные наработки авиационной промышленности, есть вопросы, над которыми нужно еще работать.
Одним из таких вопросов является несоответствия высокого уровня сложности бортового оборудования перспективных боевых самолетов существующему уровню обеспеченности авиационных частей современными средствами их технического обслуживания.

Т-50

Результаты проведенных в 2005-2012 гг. в ряде исследовательских организациях МО РФ научно-исследовательских работ (НИР) по проблемам развития авиационной техники показали явное несоответствие разрабатываемых новых боевых комплексов существующему уровню имеющихся средств их технического обслуживания. Это несоответствие поставило вопрос о разработке и представлении на согласование с организациями МО РФ и промышленности проектов «Концепции развития системы информационно-диагностических средств обслуживания воздушных судов ВВС РФ» [НИЦ ЭРАТ (г. Люберцы) 4 ЦНИИ МО РФ, 2011 г., в н.в. — НИЦ (г. Люберцы) ЦНИИ ВВС МО РФ]  и «Концепция развития средств технического обслуживания авиационных комплексов» [ГЛИЦ имени В.П. Чкалова, 2012 г.]. Основные положения этих концепций рассматривались на совместных с авиационной промышленностью научно-технических конференциях (НТК):
— «Проблемы интеграции средств наземного контроля самолетов фронтовой авиации новых поколений и пути их решения» (Решение НТК от 18.05.2011 г., статья «Унификация средств контроля: проблемы и возможности», «Авиапанорама» №4-2011);
— «Приоритетные направления разработки и испытаний средств технического обслуживания летательных аппаратов. Проблемные вопросы и пути их решения» (Решение НТК от 29-30.08.2012 г.).
На НТК отмечалось, что одним из приоритетных направлений совершенствования системы средств технического обслуживания авиационных комплексов, является разработка и внедрение информационно-диагностических средств обслуживания, интегрирующих в себе функции:
— автоматизированных средств контроля;
— средств настройки и регулировки компьютеризированных бортовых систем управления;
— средств информационной поддержки процедур технического обслуживания авиационного комплекса.

Информационно-диагностические средства (ИДС) при решении задач контроля должны обеспечивать углубленный контроль функционирования, диагностику и прогнозирования технического состояния авиационного комплекса по видам бортового оборудования (силовая установка и связанные с ней системы, комплексы авиационного и радиоэлектронного оборудования, система управления вооружением и т.п.), заменяя при этом все существующее многообразие контрольно-проверочной аппаратуры по типам систем и оборудования авиационного комплекса.
Для проведения настроек и регулировок компьютеризированных бортовых систем управления ИДС должны обеспечивать максимальную автоматизацию таких работ с заменой существующих специализированных и чаще всего неавтоматизированные пульты настроек.
Для реализации информационной поддержки процедур технического обслуживания авиационного комплекса на протяжении всего его жизненного цикла ИДС должны обеспечивать:
— информационную поддержку принятия решений по результатам контроля технического состояния авиационного комплекса (в виде «Экспертной системы принятия решений»);
— автоматизированное ведение и использование учетно-отчетной документации о текущем техническом состоянии авиационного комплекса, а также об объемах и результатах его обслуживания (в виде «Электронного формуляра);
— автоматизированное обучение инженерно-технического персонала правилам обслуживания авиационного комплекса (в виде «ИЭТР» — интерактивного эксплуатационно-технического руководства);
— формирование единых баз данных (БД) о техническом состоянии пака эксплуатируемых комплексов для последующей передачи этих БД в информационно-диагностические центры обеспечения эксплуатации авиационной техники по состоянию.
Наибольших успехов в решении указанных задач достигнуто применительно к самолетам фронтовой авиации (ФА). На рис. 1 представлена структура перспективной системы ИДС ФА ( Автор В. Коковин)

Перспективная система информационно-диагностических средств  технического обслуживания самолетов фронтовой авиации

В настоящее время разработаны и внедряются в эксплуатацию унифицированное информационно-диагностическое средство «АРМ ДК-30(СД) серия М» для обслуживания силовых установок самолетов типа Су-27, Су-30, Су-34 и Су-35 (рис. 2,  Главный конструктор  В. Коковин).
Концептуальные основы разработки и результаты внедрения ИДС «АРМ ДК -30(СД) серия М» были изложены в с статьях:
— «Диагностика настоящего и будущего – индивидуальный подход» («Авиапанорама» №4-2007);
— «Эксплуатация самолета будущего должна начинаться сегодня» («Авиапанорама» №5-2008);
— «Для самолета в целом, для самолета индивидуально» «Авиапанорама» №3-2009);
— «ИПИ-технологии в эксплуатации авиатехники – от концепции к практике» («Авиапанорама» №2-2010).
— «Интеллектуальная техника требует интеллектуального обслуживания» («Авиапанорама» №5-2011).
Опытный образец унифицированного ИДС «АРМ ДК-30(СД) серия М» демонстрировался на авиасалоне МАКС-2013 в павильоне ОАО «Концерн КЭМЗ».p2
В настоящее время в соответствии с «Концепцией развития системы информационно-диагностических средств обслуживания воздушных судов ВВС РФ» ведутся работы по созданию аппаратно-программных средств информационно-диагностического центра обеспечения эксплуатации силовых установок самолетов фронтовой авиации по техническому состоянию («От информационно-диагностических средств к информационно-диагностическому центру», «Авиапанорама» №2-2010).
Работа по совершенствованию системы средств технического обслуживания авиационных комплексов новых поколений ведется, но, к сожалению, без должного внимания со стороны промышленности к новым требованиям, выдвигаемым со стороны научно-исследовательских и испытательных учреждений ВВС РФ. Для обеспечения выполнения этих требований необходимо в ближайшее время завершить работы по формированию, согласованию и утверждению Концепции развития средств технического обслуживания боевых авиационных комплексов с учетом современных информационных технологий. Основные положения такой концепции должны войти в новые редакции общих тактико-технических требований ВВС (ОТТ ВВС) и федеральных авиационных правил инженерно-авиационного обеспечения (ФАП ИАО). При этом было бы целесообразно вернуться к эффективной ранее практике военно-научного сопровождения научно-исследовательскими организациями ВВС РФ опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию современных средств технического обслуживания авиационной техники.

Только общими усилиями предприятий промышленности и организаций ВВС РФ может быть обеспечено достойное соответствие высокой эффективности применения боевых авиационных комплексов и технических возможностей средств их обслуживания.

Фото Виктора Друшлякова

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика