О том, что превращает палубу в ВПП. Взлётно-посадочные системы авианосцев

Евгений Шолков
кандидат технических наук,
Виктор Друшляков
Авианосцы, возникшие в годы Первой мировой войны как вспомогательные корабли, призванные осуществлять авиационную поддержку флотов, уже к началу Второй мировой превратились в основную ударную силу в битвах на море. И в наши дни корабли этого класса являются основой надводной составляющей флотов ведущих морских держав. С момента зарождения авианосцев шел непрерывный поиск в создании и совершенствовании взлетно-посадочных систем этих кораблей, без которых, применение авиации с палуб авианосцев было бы невозможным или крайне затруднительным.
Военно-политическая обстановка в мире остается весьма сложной и напряженной. Россия, обладающая огромной территорией и запасами природных ресурсов, в том числе и в шельфовой зоне морей и океанов, ведет широкомасштабные работы по разведке этих ресурсов и их освоению.
Сегодня во всей остроте стал вопрос возвращения российских Вооруженных Сил и Флота в районы крайнего севера и Арктики, для защиты от потенциальных угроз и поддержания стабильности в этих регионах. Не менее актуальной является задача присутствия российского ВМФ и в других районах мира. О возобновлении и развертывании программы строительства авианосцев в России было объявлено в 2003 году, на первом международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. За прошедшие годы было разработано обоснование необходимости наличия таких кораблей в составе сбалансированного отечественного ВМФ, их оптимального количества, системы базирования и обеспечения.
Программа строительства авианосцев была доложена Президенту РФ и утверждена. Что касается начала реализации программы, то заявлено, что она может стартовать не ранее 2018 года. В настоящее время ведется детальная проработка облика будущих авианосцев и состава их авиакрыла. Само по себе возрождение российского флота и особенно проектирование и строительство таких высокотехнологичных кораблей как авианосцы, является огромной школой для российской военной и инженерной мысли. Чтобы быть эффективным инструментом сдерживания и военно-политической экспансии, авианосец должен обладать реальными боевыми возможностями и качествами.
В предлагаемой читателям журнала «Авиапанорама» серии статей, по истории и развитию взлетно-посадочных систем авианосцев, будет наглядно показан трудный и тернистый путь научно-технического прогресса в этой области. Будет рассказано об успешной титанической работе советских инженеров и конструкторов, вынужденных с нуля создавать в 1980-х годах взлетно-посадочные системы — паровые катапульты и аэрофинишеры, для первых советских полноценных авианосцев.

Продолжение, начало в №3-2014
«Китти Хок». Баррикада поднята

 

«ПОСЛЕДНИЙ ШАНС» УДЕРЖАТЬСЯ НА ПАЛУБЕ

Вся история мировой авиации свидетельствует, что наиболее ответственным этапом полета является посадка. Эта задача существенно усложняется при посадке на взлетно-посадочные полосы (ВПП) ограниченной протяженности или на движущуюся палубу авианосца. Проблема снижение риска в таких условиях привела к созданию специальных аэродромно-технических средств, сокращающих неконтролируемый пробег. Для наземных ВПП такая посадка чревата выкатыванием на необорудованное покрытие с ожидаемыми последствиями, а неконтролируемый пробег по палубе авианосца заканчивается уходом на второй круг или катапультированием пилота. Снижение аварийности в таких случаях достигается применением широкого класса тормозных систем, объединенных единым термином – аварийный барьер (aircraft arresting barrier – AAB). Специфика посадок на ВПП наземного базирования и палубы авианосцев определила направления технического прогресса в разработке аварийных систем посадки. Исторически первая потребность в аварийных барьерах возникла у энтузиастов посадок на плохо оборудованные дощатые настилы, размещенные на торговых или боевых кораблях.

 
Эта глава публикуется в №3-2015 журнала «Авиапанорама»

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика