40 лет первому международному космическому проекту «Союз» — «Аполлон»

Союз-Аполлон. Космическая перезагрузка

«Союз»-«Аполлон». Космическая  перезагрузка

15 июля 1975 года с космодрома «Байконур» и с мыса Канаверал были запущены  корабли «Союз» и «Аполлон». 40 лет назад ученые и космонавты объединили две  страны, разведенные холодной войной. О том, как готовился легендарный проект  ЭПАС, чем жили обе страны до и после окончания космической гонки, а также о том,  что дал человечеству этот полет, кроме знаменитых сигарет, — в специальном  проекте ria.ru.

Проект ЭПАС

Конец 60-годов XX века. Холодная война. И вот потепление на самом высоком  уровне — в космосе. Американский президент Ричард Никсон предлагает Советскому  Союзу перейти «от эпохи раздоров к эпохе переговоров». В СССР предложение  принимают, и начинаются консультации по будущим совместным советско-американским  космическим полетам.

Бескомпромиссное космическое соперничество между СССР и США началось еще в  1957 году, когда Союзом был запущен первый искусственный спутник Земли  «Спутник-1». США отправили свой вариант четыре месяца спустя: в феврале 1958  года компанию «Спутнику» составил «Эксплорер-1». Следующий ход вновь был за  Москвой: 19 августа 1960 года в космос отправились собаки Белка и Стрелка (они  же Альбина и Маркиза). Ответом США стал запуск аппарата с шимпанзе Хэмом на  борту в 1961 году.

12 апреля 1961 года, день полета Юрия Гагарина. Первого человека в космос  отправил СССР. Теперь впереди была только Луна. Первым аппаратом, достигшим ее,  стала опять же советская станция «Луна-2» еще в сентябре 1959 года, но в июле  1969 года американцам все же удалось опередить СССР. Экипаж «Аполлона-11» во  главе с командиром Нилом Армстронгом высадился на поверхность спутника Земли. С  таким багажом успехов в космической гонке обе страны подошли к началу  1970-х.

24 мая 1972 года в Москве было подписано соглашение о сотрудничестве в  использовании космического пространства в мирных целях. Речь шла об  исследованиях в области медицины, биологии и метеорологии, изучении природной  среды и околоземного космического пространства, Луны и планет. Но самое главное:  запланирован совместный полет пилотируемых космических кораблей «Союз» и  «Аполлон».

Генеральный  секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и президент США Ричард Никсон во время  официальной встречи у Белого дома. Июнь 1973 года

В декабре 1974 года СССР запустил «Союз-16» (командир Анатолий Филипченко,  бортинженер Николай Рукавишников). Это был репетиционный, подготовительный  полет. Космонавты провели испытания систем стыковки и сброса давления в отсеках  корабля.

Однако помимо политических разногласий, которые в рамках проекта были  отодвинуты в сторону, оставались и чисто технические вопросы. СССР и США к тому  времени параллельно разработали системы стыковки, несовместимые друг с другом.  Были проблемы в самой механике, использовались разные частоты и кодировки  сигналов. Кроме того, в «Союзе» было обычное давление и обычная, схожая по  составу с земной, атмосфера. У американцев же — пониженное давление (примерно  одна треть привычного) и высокое содержание кислорода. То есть при стыковке  возникли бы неизбежные проблемы: расстройство систем циркуляции воздуха и  кондиционирования, а также, естественно, декомпрессионная (кессонная) болезнь у  космонавтов, которая могла привести к параличу или даже смерти.

Чтобы уменьшить разницу атмосфер, в «Аполлоне» решено было немного поднять  давление, а в «Союзе» снизить и увеличить содержание кислорода. Был создан  специальный переходный отсек, пребывание в котором позволило бы избежать  декомпрессии.

Еще одна проблема, с которой столкнулись бы, к примеру, советские космонавты,  это потенциальная опасность пребывания на «Аполлоне» в обычных скафандрах (при  высоком содержании кислорода они могли загореться). В результате в СССР был  разработан специальный полимер, из которого создали термостойкую ткань для новых  космических костюмов.

Президент  АН СССР Мстислав Келдыш выступает на юбилейном заседании, посвященном 500-летию  со дня рождения Н. Коперника. Февраль 1973 года

Исторический запуск кораблей «Союз-19» и «Аполлон» состоялся 15 июля 1975  года. В экипаж «Союза-19» входили Алексей Леонов (командир) и Валерий Кубасов  (бортинженер), на «Аполлоне» летели Томас Стаффорд (командир), Вэнс Бранд (пилот  командного модуля) и Дональд Слейтон (пилот стыковочного модуля).

При подготовке к полету экипажи активно изучали языки, в том числе и  технический жаргон. В ходе занятий выяснилось, что и тем и другим легче  взаимодействовать, когда члены экипажей говорят не на родном языке, а на  выученном. Поэтому было решено, что во время полета американцы будут говорить  по-русски, а русские — по-английски.

17 июля корабли успешно состыковались, космонавты приветствовали друг друга  на двух языках, а Леонов со Стаффордом пожали друг другу руки в шлюзовом отсеке  — знаменитое «рукопожатие в космосе». Космонавты побывали в обоих кораблях,  обменялись флагами и сувенирами, проводили научные эксперименты, а позже  побеседовали напрямую с президентом США Джеральдом Фордом. На вопрос главы  Белого дома, чем они питаются на орбите, последовал шутливый ответ: «No beer, no  crabs, но еда в целом OK – разнообразная».

Кстати, на тему еды-питья в разговоре с космонавтами обеих стран потом шутил  и Леонид Брежнев, принимая у себя экипажи и команды ученых уже после завершения  полета. «Когда я за вами наблюдал, интересно это все, конечно, было. И думаю:  сейчас бы им селедочки и поллитра. Раз! Но нельзя вам, наверное».

Леонид Ильич вообще в тот день на редкость много шутил, улыбался, активно  общался с журналистами, восхищенно похлопывал по плечу космонавтов: «Герои!»

«Так хотелось бы знать, как вы там летали, — спрашивал их Брежнев, — как  кувыркались и какими смешными мы там выглядели для вас, когда вы были наверху,  крошечными». И затем добавил, что полет «Союз – Аполлон» и вообще то, что делают  советские и американские ученые и космонавты, это шедевр. «По телефону можно  говорить через космос, телевизор смотреть через космос, за этим огромное  будущее. А что будущее сулит, я пока не знаю, и Келдыш не знает. Науке нет  предела».

Экспериментальный  проект «Аполлон»-«Союз». Экипажи космических кораблей: справа (второй ряд)  Алексей Леонов, командир корабля «Союз-19», летчик-космонавт СССР, Герой  Советского Союза и Валерий Кубасов (справа), первый ряд), бортинженер,  летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, и американские астронавты: Том  Стаффорд, Дик Слейтон и Вэнс Бранд. Март 1975