Научные школы ВВИА – в обновленном Петровском дворце.«Научные чтения по авиации, посвящённые памяти Н.Е. Жуковского»

Виталий Харьков
доктор технических наук, профессор,
почётный профессор ВВИА
им. проф. Н.Е.Жуковского,
почетный работник высшего
профессионального образования РФ
В период с 16 по 17 апреля 2015 года в Москве была проведена XII Всероссийская научно-техническая конференция «Научные чтения по авиации, посвященные памяти Н.Е.Жуковского».

конференция в Петровском путевом дворце

Открытие конференции и пленарное заседание были проведены под руководством председателя оргкомитета конференции профессора С.П. Халютина в Петровском путевом дворце (Ленинградский проспект, 40), где до 1998 г. размещались командование и административные службы ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского.
На пленарном заседании были заслушаны обстоятельные доклады по различным проблемным направлениям создания современной авиационной техники, проблемам отраслевой авиационной науки и ракетно-космической промышленности. Большой интерес вызвал доклад представителя Института проблем механики РАН им. А.Ю. Ишлинского академика РАН В.Ф. Журавлева, который остановился на новых принципах построения инерциальной системы, позволяющей обходиться без гироскопов и блоков интегрирования уравнений Пуассона, совмещая в себе одновременно и функции датчика кажущегося ускорения. С не меньшим вниманием слушали доклады действительного члена Российской академии ракетных и артиллерийских наук, профессора А.И. Аюпова и представителя концерна «Вега» профессора В.И. Меркулова. Первый из докладов был посвящен р—аскрытию проблем создания и внедрения беспилотных летательных аппаратов, а второй — анализу научно-технических проблем разработки авиационных систем радиоуправления.
В докладе, представленном Центральным институтом авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, был проведен сопоставительный анализ зарубежных и отечественных разработок в области авиационного двигателестроения. Рельефно показано, что за прошедшие годы отсутствие необходимого финансирования не позволило научно-исследовательским институтам совместно с предприятиями отрасли в полной мере создать научно-технический задел, необходимый для разработки двигателей нового поколения, и не удалось внедрить современную методологию создания газогенераторов, обеспечивающую сокращение сроков и стоимости их разработки авиационных двигателей. Как отмечено в докладе, все это привело к существенному — более чем на одно поколение (15…20 лет) — отставанию в развитии отечественного двигателестроения от мирового уровня, соответствующим потерям в развитии авиации страны и ее экспортном потенциале.
Весьма интересным и полезным был материал, подготовленный специалистами ИПХФ РАН (г. Черноголовка) и представленный на пленарном заседании доктором химических наук, профессором Ю.А. Добровольским. Он подробно проанализировал не только проблемы создания перспективных источников энергии для авиации, но и показал конкретные достижения института в данной области, позволяющие в ближайшее время создать малозаметные беспилотные ЛА на электрической тяге.
Живой интерес у аудитории вызвал доклад, представленный Государственным летно-испытательным центром им. В.П. Чкалова. В нем сделана попытка в историческом аспекте проанализировать проблемы в развитии науки и высокотехнологичных отраслей промышленности, которые возникли в начальный период становления Российской Федерации, а также как на фоне тех проблем возникли современные проблемы развития авиационной науки, авиационной и ракетно-космической отраслей промышленности. В частности, в докладе было отмечено, что в 1993 году по решению Правительства РФ была создана международная комиссия, которая решала судьбу российской науки.
В комиссию входило 47 человек, представлявших 16 стран (США, Англию, Францию, Германию, Италию и т.д.). При этом в составе комиссии не оказалось ни одного специалиста от России и стран, входивших ранее в состав СССР. По-видимому, устроители комиссии полагали, что в своем отечестве пророков нет и быть не может.
Члены комиссии за высокую оплату подготовили оценочный доклад под названием «Научно-техническая и инновационная политика Российской Федерации».
Основным разделом доклада были «Выводы и рекомендации». Главный вывод состоял из четырех слов «научный потенциал России чрезмерен». Рекомендовалось сократить его вдвое, поскольку «в условиях кризиса страна не может позволить себе содержать организации такого размера и типа, которые она унаследовала от СССР». Т.е. представители стран НАТО выразили трогательную заботу о России в условиях созданного при активной роли этих стран кризиса.
Наши организаторы эту рекомендацию перевыполнили: до 1998 года число ученых сократилось с 1224 тыс. до 417 тыс. -человек. Причем наибольшее число сокращенных ученых оказалось по техническим, физико-математическим, химическим, биологическим, геолого-минералогическим и другим естественным наукам. Юридические, экономические и другие гуманитарные науки практически не тронули. Число конструкторских бюро (ОКБ) сократили в два с половиной раза — с 937 до 381, проектных институтов — более чем в 5 раз — с 593 до 108.
Несколько позже глава Администрации Президента РФ направил Правительству РФ директиву о недопустимости «лоббирования» отечественной авиационной промышленности и, в частности, о приостановке работ по самолету Ту-204 (несмотря на то, что данный самолет прошел все виды испытаний и началось его серийное производство). Этой же директивой было предписано: в ближайшие пять лет не взимать пошлины с покупаемых за рубежом гражданских самолетов…
Далее в докладе прозвучало то, что все отмеченное выше явилось как бы основанием для последующего разрушения отечественной авиационной науки и промышленности, и не только авиационной, но и ракетно-космической.
В ходе дискуссии существенное внимание было уделено вопросам комплексной организации работ как непременному условию успешного становления отечественного авиастроения и всестороннему анализу преград на пути его развития. Прозвучала критика в адрес Объединенной авиастроительной корпорации, с начала образования которой под разными предлогами идут проволочки по тем отечественным самолетам, которые крайне необходимы для страны. Успешно продолжаются закупки иностранной техники. Так, наряду с самолетами фирмы Boeing (по подписанному и оплаченному контракту в 2015 году только по линии государственной корпорации «Ростех» в Россию должно поступить 27 самолетов) в эксплуатацию на отечественных авиалиниях продолжают поступать самолеты фирмы Airbus, франко-итальянские самолеты типа ATR-72. На местных авиалиниях Чукотки осваивается канадский самолет DHC.
Вместе с тем Президент России при посещении Казанского авиационного завода им. Горбунова был очень удивлен, что прошедший все виды испытаний и десять лет тому назад включенный в целевую программу на серийное производство полностью отечественный самолет Ту-334 до сих пор так и не выпускается серийно. 18 ноября прошлого года он также выразил недоумение по поводу того, что самолет Ил-114-300 даже после замены навязанных конструкторскому бюро им. С.В. Ильюшина зарубежных двигателей отечественными двигателями типа ТВ7-117СМ не пошел в серию. А ведь у данного самолета календарный срок службы составляет 30 лет при назначенном ресурсе (начальном!) 30 000 летных часов. Эти показатели, как и топливная эффективность, существенно выше тех, которые характерны для самолета ATR-72 и даже для Ан-140-100.
После пленарного заседания работа конференции проводилась по шести секциям, на которых было заслушано 85 докладов.
Заседания проводились в отеле «Аэростар» и в ОАО «Бортовые аэронавигационные системы».
Наибольшее число докладов было заслушано на секциях «Авиационная электроэнергетика» (17 докладов, председатели секции — доктора технических наук, профессора А.В. Левин, С.А. Харитонов, С.М. Мусин), «Перспективные бортовые радиоэлектронные комплексы и системы» (15 -докладов, -председатели секции — доктора технических наук профессора Г.С. Кондратенков, О.В. Васильев, А.В. Гайденков), «Летательные аппараты и их силовые установки» (15 докладов, председатели секции — доктора технических наук, профессора В.Н. Котовский, А.И. Желанников и А.И. Евдокимов).
Много основополагающих докладов было заслушано на секциях «Баллистика, вооружение и робототехнические системы. Информационно-управляющие системы» (15 докладов, председатели секции доктора технических наук, профессора Ф.П. Миропольский, М.И. Каневский и В.М. Ветошкин).
Нетрадиционными и весьма перспективными материалами были насыщены доклады, прочитанные на секциях «Системы управления, навигации и наведения» (14 докладов, председатели — доктора технических наук, профессора Ю.Б. Кулифеев, В.Н. Буков, А.В. Чернодаров) и «Комплексы беспилотных летательных аппаратов, современное состояние и перспективы развития» (9 докладов, председатели — доктора технических наук, профессора С.М. Мужичек, О.Н. Корсун, А.М. Бронников). Подробно с программой конференции можно ознакомиться по адресу: http://vntkzhukovskogo.ru/dl_files/vntk_2015_program.pdf.
В целом, несмотря на серьезные трудности организационного плана, которые вынесли на своих плечах основные организаторы конференции, которая, как и аналогичная конференция 2014 года http://aviapanorama.ru/2014/05/xi-nauchnye-chteniya-po-aviacii-posvyashhyonnye-pamyati-n-e-zhukovskogo/, прошла на редкость организованно и показала, что в России еще сохраняется ядро научных школ, которые были сформированы в стенах ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского. Это ядро достойно сохранения и развития — оно является национальной гордостью России, и им пренебрегать преступно.
Следует отметить, что проведение конференции всероссийского масштаба было бы невозможно без спонсорской поддержки таких авиационных организаций, которые душой болеют за сохранение научного наследия ученых ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского и большого числа их учеников, продолжающих свою деятельность на территории России и стран СНГ. Это: Московская городская Дума в лице депутата Святенко И.Ю., «НПП «Топаз», НПО «Мобильные информационные системы», НПО «ОКБ им. М.П. Симонова», «Бортовые аэронавигационные системы», «МИЭА», «Авиационные тренажеры», ГосНИИАС, «Концерн «Вега», «Сарапульский электрогенераторный завод», «Экспериментальная мастерская НаукаСофт». Достаточно полные сведения о данных организациях можно найти в сборнике докладов конференции, подготовленном и опубликованном «Издательским домом Академии им. Н.Е. Жуковского».
В заключение нельзя не отметить, что наряду со многими прославленными профессорами, упомянутыми выше, более 80% докладчиков на этой конференции — молодые ученые, являющиеся вторым и третьим поколением последних лет существования научных школ ВВИА им проф. Н.Е.Жуковского. Научная школа развивается, несмотря на помехи и преграды на ее пути.

1 Trackbacks & Pingbacks

  1. «Вариант инновационного развития экономики страны вполне осуществим» | Авиапанорама

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика