Неделя авиакосмических технологий

С.Филипенков
Сергей Филипенков
редактор журнала
«Авиапанорама»,
кандидат медицинских наук,
доцент
Во Дворце культуры и техники Московского авиационного института (ДКиТ МАИ) с 18 по 21 ноября прошла Международная неделя авиакосмических технологий Aerospace Science Week (ASWeek), в которой приняли участие молодые специалисты предприятий аэрокосмической промышленности, преподаватели, научные сотрудники, аспиранты, а также студенты из Армении, Бразилии, Белоруссии, Ирана, Китая, Казахстана, Украины. Помимо студентов и аспирантов МАИ, на неделю авиакосмических технологий были приглашены московские школьники. Знаменательно, что в рамках ASWeek столько внимания было уделено подрастающему поколению. Крайне важно зародить интерес к авиации и космосу у школьников старших классов, чтобы было кому принять эстафету. В их лице у российской авиакосмической промышленности сохранится перспектива роста в ХХI веке. Остается надеяться, что встречи с учеными, космонавтами и летчиками-испытателями оправдали надежды любознательной молодежи, что, возможно, поможет ей определиться с выбором профессии.

radioastron

Перед зданием дворца и в холле студенты вместе с преподавателями выставили макеты новых разработок и модели авиакосмических устройств, выполненных в рамках проектов и стартапов. Всего в выставке приняло участие более 400 экспонентов из России и государств СНГ, а также из Бразилии, Ирана и Китая. Например, был продемонстрирован малогабаритный бортовой навигационно-посадочный комплекс «Трилистник», отображающий оперативную информацию о параметрах движения (координатах, скорости, углах ориентации), а также решающий навигационные задачи ориентации по сигналам от систем глобального позиционирования ГЛОНАСС/GPS. Он предназначен для использования в движущихся системах самого различного назначения (автомобильный, морской, авиационный транспорт, робототехника). Также на выставке было представлено оригинальное транспортное средство для передвижения акванавтов в легководолазном снаряжении, выполненное по типу подводного аппарата проницаемого типа.
На открытие выставки и для выступления на Международной неделе приехал заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Олегович Рогозин. Он уделил внимание экспозиции образцов перспективной техники, представленным на выставке, и очень внимательно выслушал молодых разработчиков, иногда задавая им вопросы. Так, его заинтересовала модель летательного аппарата с аэродинамическим несущим комплексом, аэродинамическая компоновка которого предназначена для дозвуковых самолетов нового поколения. Молодые разработчики сообщили, что увеличить подъемную силу в режимах взлета и посадки позволила инновационная разработка системы управления приповерхностным воздушным потоком.
В ходе недели ASWeek участники постоянно обменивались профессиональными достижениями и экспертными оценками перспектив авиационной и ракетно-космической промышленности (РКП), а также делились опытом работы профильных предприятий, вузов и НИИ России. Состоялся целый ряд научных мероприятий, в том числе Международная конференция «Авиация и космонавтика» и Межотраслевой конкурс научно-технических работ и проектов «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики». Данный конкурс и конференция проводятся ежегодно и собирают большое количество заинтересованных молодых специалистов и учёных, а также гостей из-за рубежа, небезразличных к судьбам российской авиации и космонавтики. В 2014 году конкурс прошёл уже в 6-й раз, а конференция стала 13-й по счету.
Целями проведения недели ASWeek в этом году стали:
— обмен опытом между профильными научными, производственными предприятиями и вузами авиакосмического комплекса, ближнего и дальнего зарубежья;
— стимулирование притока молодёжи в науку и производство;
— повышение качества подготовки специалистов для выcокотехнологичных секторов экономики России.
Церемония открытия Международной недели состоялась в Большом зале ДКиТ МАИ. Вступительное слово произнес ректор А.Н. Геращенко. Затем выступил вице-премьер Правительства России Д.О. Рогозин, по словам которого, главной задачей развития авиационной промышленности станет обеспечение безопасности страны, в том числе и военной. Другой задачей будет внедрение технологий полезных для всей экономики страны и переход отрасли на самоокупаемость. Вице-премьер отметил исключительную важность проведения недели авиакосмических технологий.
«И авиация, и космонавтика автоматически тянут за собой развитие самых разных отраслей, будь то новые материалы или агентивные технологии, двигателестроение, радиоэлектроника и т.д. Все это, в сущности своей, высокие технологии, без которых Российская Федерация не сможет обойтись. К сожалению, было время, когда профессия инженера, конструктора, технолога, как высококвалифицированного специалиста, оказалась не нужной. Сейчас мы начинаем поднимать голову, несмотря на то, что нас пытаются сдавить санкциями, уничтожить наше экономическое развитие. К нам пришло понимание того, что великая держава создается не только армией и флотом, не только нефтью и газом, но и также высокоразвитой промышленностью. Промышленность – это не станки – это люди, это научные школы и кафедры», – заявил Рогозин. По его словам, за последние три года вырос конкурс в технические вузы. «По итогам 2014 г., 6 человек на место, в принципе, это неплохо. Я хочу, чтобы вы понимали, что сегодня Россия просто обречена на развитие собственных высоких технологий. Ведь это визитная карточка большой и уважающей себя страны», – заявил зампред правительства.
Обсуждая вопрос о том, есть ли будущее у авиации, космонавтики, двигателестроения, Рогозин заявил: «Безусловно, есть… По боевой авиации мы двигаемся наступательно. Сейчас у нас начинает развиваться транспортная авиация, нам нужен самолет, который сможет поднять более 100 т нагрузки. Также создаются новые двигатели. Кроме того, после долгих дискуссий наконец-то открыты работы Ил-112 и Ил-114».
Сегодня российское правительство начинает отвоевывание рынка авиационных перевозок внутри страны. «К сожалению, на рынке авиамагистралей Россия потеряла 80%. Поэтому развитие боевой, фронтовой, армейской авиации обязательно должно вывести на серьезные позиции и решения, связанные с гражданско-пассажирской авиацией», – заключил Рогозин.
Обращаясь к космосу, вице-премьер сказал, что космодром Восточный открывает для России новую задачу определения дальних перспектив в области пилотируемой космонавтики. «Надо определиться, куда мы собираемся направлять наши взоры, для чего собираемся создавать сверхтяжёлую ракету, космический буксир, будет ли лунная программа?» – пояснил Дмитрий Рогозин. «Нужно создать новый проект национальной пилотируемой станции», – предположил вице-премьер. По словам Рогозина, для создания космической техники нового поколения необходимо решить 3 следующие задачи: во-первых, необходимо полностью обеспечить военную безопасность страны путем воссоздания всей орбитальной группировки военного и двойного назначения. Во-вторых, сделать космос полезным для экономики страны, т.е. вывести на орбиту космические аппараты собственного изготовления, которые смогут решать самые важные задачи. Третья задача – наука, т.е. создание таких уникальных вещей, которые делают Россию великой космической державой.
Завершая свое выступление, Дмитрий Рогозин напомнил, что сегодня мы стоим на пороге принятия важных решений. «Куда мы идем? Какими этапами движемся к намеченной цели? Сколько потребуется финансирования? Есть ли у нас необходимые технологии, чтобы перейти к этому? И все это, в конечном счете, упирается в один самый важный вопрос – вопрос людей – есть ли у нас молодые и талантливые люди, способные получить образование внутри своей страны и наверстать то упущенное, что является провалом 90-х годов? Я считаю, что при должной организации дела данная задача выглядит вполне решаемой», – заключил вице-премьер.
По окончании церемонии открытия «маёвской» недели, в рамках проведения первого «Дня авиации» состоялось пленарное заседание, на котором обсуждались актуальные проблемы авиационной науки и техники. Учёные, аспиранты, студенты пытались вместе найти ответы на вопросы, связанные с развитием авиационной промышленности России и обсудили перспективы освоения новых технологий. Мировая авиационная индустрия стремительно движется вперед, что требует новаторских идей и конструктивных решений, которые могут поспособствовать развитию авиастроения в стране в тех же масштабах серийного производства летательных аппаратов, которые имели место в СССР. Одной из основных задач становится также успешное продвижение изделий российского авиапрома не только на внутреннем, но и на международном рынке, где сейчас конкурируют европейский концерн Airbus и американский Boeing. День авиации был ознаменован немаловажным для МАИ подписанием соглашений о сотрудничестве с компанией «Даурия Аэроспейс» и с открытым акционерным обществом «НПК «РЕКОД».
В завершение «Дня авиации» состоялся мастер-класс для школьников, студентов, аспирантов и молодых специалистов, которые смогли пообщаться с летчиками пилотажной группы «Стрижи». После демонстрации фильма о высшем пилотаже, летчики с гордостью рассказали о своих боевых самолетах МиГ-29, а также ответили на вопросы. Присутствующие в зале коллеги из турецкой пилотажной группы проявили неподдельный интерес к российским лётчикам и вступили с ними в оживлённую дискуссию о профессионально важных качествах летчика-испытателя и об особенностях летного труда.
19 ноября главной темой форума стала космонавтика. Пленарное заседание, посвящённое «Дню космоса», продолжалось два с половиной часа. За это время участники обсудили самые различные проблемы, начиная с проекта Федеральной космической программы по созданию новых ракет носителей и автоматических космических аппаратов, кончая пилотируемыми полетами на Луну и Марс с целью создания долговременных баз на их поверхности. На пленарном заседании выступили: статс-секретарь, заместитель руководителя Роскосмоса Денис Владимирович Лысков; первый заместитель генерального директора ФГУП ЦНИИ Маш Федор Флоренцевич Дедус – с докладом «Космический инженер сегодня»; заместитель генерального директора ОРКК по персоналу и социальной политике Алла Александровна Вучкович – с докладом «Первоочередные задачи подготовки кадров для ракетно-космической промышленности»; руководитель НТЦ ОАО РКК «Энергия» Александр Викторович Марков – с докладом «Проведение научных исследований на Российском сегменте МКС»; ректор Сколковского института науки и технологий Эдуард Кроули – с докладом «Планы и перспективы США по международному сотрудничеству в области космических исследований»; заместитель директора НИИ ПМЭ МАИ, эксперт Национальной космической технологической платформы Сергей Александрович Сырин – с докладом «Механизмы и инструменты интеграции отраслевого прогноза в долгосрочный»; начальник отдела ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша» Александр Сергеевич Ловцов – с докладом «Электроракетные двигатели – составная часть космических энергодвигательных комплексов будущего».
Д.В. Лысков сообщил о планах Федеральной программы, выполнение которых невозможно без привлечения новых идей и талантливых специалистов, что требует от Роскосмоса проведения политики привлечения молодых кадров, чему и способствует конференция в МАИ. «Перед Роскосмосом на данный момент стоят масштабные и амбициозные задачи в рамках новой федеральной программы, выполнение которых невозможно без привлечения новых идей и талантливых специалистов. Именно поэтому Роскосмос проводит планомерную политику привлечения молодых кадров, чему способствует и конференция в МАИ. Сегодняшнее мероприятие – это эффективный формат обмена мнениями и опытом, где любой молодой сотрудник может найти оперативную отдачу», – отметил Лысков.
«В рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые будут проводить научные институты Роскосмоса, в 2014-2015 годах объём финансирования составит 340 млн рублей. Такая динамика будет только увеличиваться. В Федеральной космической программе на 2016-2025 годы большой блок отводится фундаментальным вопросам и научным программам», – сообщил Лысков. По мнению Дениса Владимировича, «День космоса» – это самый удобный формат для обмена мнениями и опытом, при котором любой студент и молодой сотрудник может оперативно найти ответы у специалистов на все интересующие его вопросы развития РКП и космонавтики.
Идею заместителя руководителя Роскосмоса развил Ф.Ф. Дедус, который рассказал об истории головного института отрасли – ФГУП «ЦНИИМаш», о направлениях его деятельности, о собственной кафедре, совместных проектах ЦНИИМаш и МАИ. Особый акцент Федор Флоренцевич сделал на перспективах сотрудничества выпускников ВУЗа и ЦНИИМаш.
Заместитель генерального директора Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) по персоналу и социальной политике А.А. Вучкович, занимавшая ранее такую же должность в Объединенной авиационной корпорации (ОАК), озвучила полностью аналогичную ОАК стратегию развития ОРКК. «Все предприятия ракетно-космической отрасли до 2015 года должны войти в состав по мере их акционирования. В результате в корпорации будут работать около 190 тыс. человек… Сейчас, по поручению президента России, разрабатывается стратегия развития ОРКК, которая должна быть утверждена к концу года. Часть этого документа составит кадровая стратегия корпорации, которая будет завтра утверждаться на правлении ОРКК», – сказала Вучкович.
По ее словам, в корпорацию в 2015 году войдут 80 предприятий и филиалов по всей стране, но сейчас 40% персонала ОРКК сосредоточено в Москве и Подмосковье. Вучкович сообщила, что ОРКК сейчас сотрудничает более чем с 80 российскими вузами, у нее есть 14 опорных вузов. То, что положат в основу кадровой стратегии ОРКК, «потом будет перетекать в комплексный план мероприятий по обеспечению ракетно-космической промышленности высококвалифицированными кадрами», – добавила Вучкович. «Это еще одно поручение, которое мы имеем от президента. Такой комплексный план мы сейчас разрабатываем совместно с Роскосмосом», – уточнила замглавы корпорации.
Приглашённый профессор из Америки, ректор Сколковского института науки и технологий Эдвард Кроули в ходе своего доклада заметил, что ни одна страна, даже США, в одиночку не сможет освоить дальний космос, поэтому Международная неделя Aerospace Science Week позволила сделать новый шаг в направлении сотрудничества и может в будущем стать примером того, как учёные и инженеры всего мира способны действовать сообща, чтобы создавать авиакосмическую технику.
В течение «Дня космоса» участники конференции осмотрели выставку проектов и стартапов в ракетно-космической области. Они пообщались с Героем России, лётчиком-космонавтом Ф.Н. Юрчихиным и космонавтом-испытателем Н.В. Тихоновым. С борта российского сегмента Международной космической станции участников приветствовала выпускница МАИ, космонавт-испытатель Елена Олеговна Серова. В Малом зале Дворца культуры и техники МАИ прошли оживлённые дискуссии, горячие споры. Специалисты предприятий авиакосмической отрасли осознали, что сотрудничество с вузами – обязательное условие успешного развития инноваций в нашей стране. Но при этом для развития РКП необходимо налаживать сотрудничество в изучении Луны и Марса с передовыми в области космонавтики странами, а также обмениваться опытом со специалистами из развивающихся стран.
20 ноября в Большом зале прошел «День двигателестроения», который показал новые инженерно-технические разработки российских двигателистов. Первым выступающим стал заместитель директора по качеству и инновационным технологиям ОАО «Объединённая двигателестроительная корпорация» Феликс Анатольевич Шамрай. Он начал свою речь с благодарности организаторам недели, отметив, что именно МАИ является сердцем и душой авиационной отрасли, а само мероприятие помогло собрать учёных для обсуждения актуальных проблем авиации. Своё выступление он посвятил национальному проекту, началом которого может быть объединение профильных вузов, непосредственно связанных с авиационной промышленностью при разработке инновационных технологий. Каждый университет станет заниматься тем, в чём он силён и в чём специализируется. Ф.А. Шамрай подчеркнул, что только совместными усилиями можно создать инновационный продукт, который будет востребован на мировом рынке разделения труда. Второй этап проекта – формирование центров разработки новой техники совместно с университетами, где талантливые инженеры смогут реализовывать свои идеи.
Согласился с Ф.А. Шамраем и продолжил заседание декан 2-го факультета МАИ «Двигатели летательных аппаратов» Алексей Борисович Агульник. Он отметил важность национального проекта разработки двигателей и отметил, что российское двигателестроение должно развиваться по собственному пути без оглядки на Запад. По его мнению, Россия не может опираться на опыт зарубежных стран не только по причине геополитической конфронтации, но и из-за географических особенностей нашей Родины, расположенной в северных широтах и простирающейся на 1/8 всей суши, имея 9 часовых поясов. Из-за огромности территории жители большинства областей России чувствуют себя совершенно отрезанными и забытыми. Для внутренних авиарейсов необходимо разработать новый гражданский самолёт, способный взлетать и садиться на необорудованную взлётно-посадочную полосу и преодолевать большие расстояния при минимальном расходе топлива, что снова позволит объединить всю страну. Для этого нужна современная винтомоторная авиация общего и местного назначения.
Об успехах в разработке двигателей 6-го поколения рассказал заместитель главного конструктора «ОКБ имени А.Люльки» Василий Юрьевич Критский. Он подчеркнул, что время двигателей 5-го поколения подошло к концу и необходимо бросить все силы на разработку двигателя 6-го поколения. Было отмечено, что нынешний двигатель 5-го поколения, установленный на ПАК ФА (Т-50), был изначально создан так, чтобы его можно было интегрировать в двигатель 6-го поколения. В.Ю. Критский подчеркнул, что новейшие двигатели 6-го поколения всё ещё находятся в разработке и призвал присутствующих студентов и молодых специалистов участвовать в этом процессе, чтобы вывести боевую авиацию России на новый уровень.
Завершили заседание проректор по инновационной -деятельности ФГБОУ МГТУ «СТАНКИН» А.А. Кутин с докладом «Пути снижения себестоимости высокотехнологических изделий машиностроения», а также выступления представителей ОАО «Сатурн» и ОАО «Авиадвигатель» с призывами к выпускникам МАИ серьёзно заняться авиадвигателями 6-го поколения. После перерыва специалисты переместились в конференц-зал МВК МАИ, где состоялся круглый стол по двигателям 6-го поколения. Одной из основных задач авиационной промышленности стало повышение конкурентоспособности российской авиационной техники и её продвижение на мировом рынке, что должно стать приоритетом не только для промышленности, но и для чиновников из правительства РФ. Авиастроение стремительно набирает темпы и идёт вперёд, а это требует от молодёжи внедрения инновационных идей в двигателестроение. В «День двигателестроения» прошли также секционные заседания конкурса «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики» и Международной конференции «Авиация и космонавтика».
21 ноября заключительный день Международной недели был посвящён развитию радиоэлектроники и телекоммуникаций. Он прошёл в Малом зале ДКиТ МАИ, где состоялось пленарное заседание. Его участники заслушали выступление заместителя генерального директора ОАО «Росэлектроника» А.В. Брыкина на тему «Стратегия развития холдинговой компании ОАО «Росэлектроника» на период до 2020 г.». Он отметил, что холдинг заинтересован в выпускниках и молодых специалистах из МАИ, рассказал о перспективах работы на профильных предприятиях ОАО «Росэлектроника».
Большой интерес вызвал доклад генерального директора ЗАО ЗНТЦ А. А. Ковалёва на тему «Зеленоградский нанотехнологический центр – инфраструктурная площадка для разработки и производства современной ЭКБ». В пленарном заседании также принял участие директор УНПЦ факультета МАИ «Радиоэлектроника летательных аппаратов» К.Ю. Гаврилов с докладом на тему «Разработки УНПЦ ФРЭЛА МАИ в области сверхширокополосной радиолокации». Доцент кафедры радиофизики Казанского федерального университета Р.Р. Латыпов рассказал о своем опыте работы по формированию современных научно-учебных лабораторий по направлению «Радиоэлектроника».
В заседании приняли участие молодые учёные, студенты, аспиранты. Диалог со специалистами отрасли получился оживлённым и полезным. В тот же день было подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «Росэлектроника» и Московским авиационным институтом (национальным исследовательским университетом), а также завершился региональный этап Всероссийского конкурса прорывных проектов в области информационных технологий «IT-Прорыв». Конкурс был ориентирован на студентов, аспирантов и молодых исследователей в возрасте до 24 лет. Целью конкурса стало развитие интеллектуального потенциала и конкурентоспособности отечественных разработок в области информационных технологий. Наиболее талантливые работы 15 конкурсантов были отмечены дипломами.
Финалом Международной недели стала также экскурсия в Музей истории международного аэропорта Шереметьево, фонды которого насчитывают более 2000 экспонатов по истории и деятельности аэропорта, начиная с 1958 г. В экспозицию включены: генеральный план и знамя предприятия, старинные авиа/метеоприборы, сувенирный ключ от Шереметьево-2 (ныне терминал F) и легендарная цифра «2» с фасада терминала, исторические документы и фотографии. Экскурсанты смогли побывать в Центре управления аэропортом. Так в музее завершилась Международная неделя авиакосмических технологий, которая имеет немаловажное научное и практическое значение (подробности см. на сайте http://aeroweek.ru/).

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика