«Рысачок»: шансы стать российским «везделетом» есть»

Н.Якубович
Николай Якубович Вопрос о замене Ан-2 был поднят О.К.Антоновым полвека назад, и для этого он предложил сначала «везделет «Пчелку», затем по требованию МГА превратил ее в Ан-28, который отдали полякам, и, наконец, — Ан-38. Последний освоили в серийном производстве, но до эксплуатанта он так и не дошел.
Зато Ан-28 пользуется спросом, но лицензия на него вместе с документацией — продана. Так что Россия осталась без самолета для местных авиалиний. И тут на свет появился никому не ведомый «варяг» (он — не чужеземец, поэтому надо другое слово) по имени «Рысачок», созданный в компании «Техноавиа» под руководством В.П. Кондратьева. Самолет отечественный, но, видимо, это и стало главной причиной, что на него ополчились чиновники, причем не зарубежные, а свои, российские, как будто обласканные зарубежными авиапроизводителями. Им, видите ли, не понравилось, что он сделан из металла, а не из иностранного пластика. Самолет не выгоден, дорог в эксплуатации, закричали они в один голос, не приведя доказательств.
Да, использование композиционных материалов повышает весовую отдачу самолета. Но это на столь маленьком самолете не так заметно, как на А-380. Более того, еще никто публично не сказал, что столь прогрессивные конструкции в случае повреждения планера можно ремонтировать без ущерба для их прочности. Нет ни одного примера!
На этом фоне продолжается эксплуатация Ан-2, и никто не кричит, что он убыточен, а в Китае продолжается выпуск металлического Ан-24. И ведь покупают, даже за рубежом!
В последнее время вновь поднялся спрос и на чешский цельнометаллический самолет L-410. То есть у «Рысачка» есть, хотя и морально устаревший, но хорошо освоенный в производстве и эксплуатации опасный конкурент.
Кстати, до введения санкций к «Рысачку» проявили интерес американцы, причем их совершенно не беспокоило, что он не «пластмассовый».
Зато Минпромторг усиленно ратует за австрийский «Диамонд», а кто его в глаза видел?
Да никто, какой-то «кот в мешке», причем явно не приспособленный для эксплуатации в суровых климатических зонах России. Да и хотелось бы увидеть полный анализ результатов сравнения этого «Диамонда» и «Рысачка», на который ссылаются в Минпромторге, но его нет!
На этом фоне 21 июля 2014 года Президент РФ Владимир Путин, будучи в Самаре, подробно ознакомился с региональным самолетом «Рысачок», который планирует выпускать ведущее предприятие ракетно-космической отрасли «Прогресс», в прошлом — крупный авиационный завод страны. В целом самолет произвел приятное впечатление на главу государства. «Надо делать, — произнес президент. — Чтобы свои были». Эти слова Владимира Путина следует рассматривать как задание промышленности. При этом руководителю и главному конструктору Научно-коммерческой фирмы (НКФ) «Техноавиа» Вячеславу Кондратьеву придется принимать непростые решения по замене зарубежных комплектующих изделий отечественными. Прежде всего, это касается силовой установки и авионики.
В итоге, в Минпромторге пошли на компромисс: на первом этапе нишу региональных самолетов займет «Рысачок», а в 2017-м пойдет в серию «Диамонд».

Полностью статья опубликована в электронной версии номера    5(107)-2014.

                                 Фото Виктора ДРУШЛЯКОВА

Рысачок

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика