Г.М. Зараковский – основоположник отечественной авиационной эргономики

 

В истории отечественной авиации и космонавтики немало выдающихся конструкторов авиационной и космической техники, летчиков и космонавтов, испытателей, инженеров и других специалистов, чьими идеями и делами гордится страна. К их числу по праву можно отнести профессора, доктора психологических наук Г.М. Зараковского, специалиста в области инженерной психологии и психологии труда, основоположника отечественной авиакосмической  эргономики.  О его вкладе в обеспечение профессиональной надежности летного состава и космонавтов и безопасности  полетов за счет учета психофизиологических характеристик и возможностей человека при проектировании авиакосмической техники рассказывает ученик и последователь Г.М. Зараковского доктор медицинских наук,  профессор Александр Меденков.

1

Г.М. Зараковский. Доктор психологических наук, профессор

 Не всем в жизни удается работать и общаться с людьми уникального интеллекта и особого склада ума. В Государственном научно-исследовательском испытательном институте авиационной и космической медицины мне посчастливилось работать под началом такого человека. Это был профессор, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук Георгий Михайлович Зараковский.

В первое время, безусловно, я не осознавал в полной мере значимость этого события, как и научные талант и прозорливость своего руководителя. В то время в институте можно было встретить космонавтов Е.В.Хрунова, Ю.Н. Глазкова и В.Г. Лазарева, директора Института медико-биологических проблем О.Г. Газенко, его заместителя А.М. Генина, Ю.А. Сенкевича и других выдающихся ученых и специалистов, занимавшихся проблемами подготовки и осуществления космических полетов. На конференциях и заседаниях ученого совета обсуждались проблемы, имевшие отношение ко многому из того, о чем можно было услышать по радио или увидеть в теленовостях.

Однако быстрое включение в экспериментально-исследовательскую работу отдела, привело к пониманию важности и ответственности происходящего вокруг меня по инициативе или с участием Г.М. Зараковского.

На повестке дня в те годы были проблемы создания автоматизированных систем управления и авиакосмической техники, не уступающих по своим тактико-техническим характеристикам зарубежным образцам. Еще «дышали» программы по сохранения приоритетов страны в космических устремлениях. Все это требовало конкретных ответов на вопросы обеспечения космических полетов большой продолжительности, освоения новых возможностей орбитальных полетов для исследования земной поверхности и контрольных наблюдений. В это же время реализовывались масштабные планы по автоматизации управления видами и родами вооруженных сил в целом и авиационными частями, соединениями и объединениями, в частности. Решение этих проблем предполагало определение эффективного уровня автоматизации операторской деятельности и распределение функций между человеком и техником при рациональном использовании бюджетных средств и ресурсов. Помочь конструкторам решить эти проблемы оказались способны специалисты в области инженерной психологии и психологии труда. Востребованность в их рекомендациях привела к развитию инженерно-психологических исследований в авиации.

В институте ведущим специалистом в области авиационной инженерной психологии и психологии труда был Г.М. Зараковский. На должность начальника отдела он пришел из Военно-медицинской академии, где в лаборатории психофизиологии военного труда занимался исследованиями процессов подготовки и принятия решений, изучал влияние на работу операторов их функционального состояния, психофизиологических характеристик, уровня подготовки, мотивации и личностных качеств.

Г.М. Зараковский разработал методологию анализа профессиональной деятельности с выявлением ее логико-вероятностной структуры при проектировании сложных технических систем и, прежде всего, авиационных комплексов и их бортового оборудования. Его метод психофизиологического анализа с представлением пространственно-временной и логической структуры преобразования информации получил широкое распространение и стал основой психофизиологической оптимизации алгоритмов работы и  управляющих действий и определения методов и способов обучения, подготовки и оценки готовности авиационных специалистов к решению задач деятельности.

Под руководством Георгия Михайловича проводились уникальные эксперименты и исследования в интересах учета психофизиологических характеристик и возможностей человека при проектировании и эксплуатации авиационной и космической техники, отборе и подготовке летчиков, космонавтов и авиационных специалистов. При его непосредственном участии разрабатывались принципы проведения инженерно-психологических исследований в авиации, изучались процессы обнаружения, идентификации и опознания целей в маловысотных полетах, выявлялась операциональная структура деятельности и оценивалась вероятность решения задач в зависимости от особенностей внимания, памяти и мышления, психического состояния и профессионально важных качеств человека-оператора.

2

Г.М. Зараковский ставит  задачи сотрудникам отдела

 Изучение закономерностей восприятия и преобразования информации позволило разработать рекомендации по повышению эффективности визуального обнаружения замаскированных объектов в условиях дефицита времени. Исследования особенностей умственных действий при переработке наглядно-образной информации послужили основой для обоснования инженерно-психологических требований к перспективным тактическим индикаторам. Изучение операциональной структуры распознавания сигналов в зависимости от  вероятностной структуры их поступления стало основой существенного повышения качества идентификации ложных сигналов в условиях помех. Определение психофизиологических особенностей регуляции двигательной активности человека-оператора позволило обосновать принцип интеграции элементов информационной модели и моторного поля в оперативные единицы информации при создании многофункциональных клавиатур.

В этот период времени особо ярко проявилась способность Г.М. Зараковского предвидеть пути внедрения инженерно-психологических рекомендаций при проектировании систем отображения информации и органов управления авиакосмической техники. Он обосновал и организовал проведение исследований, целью которых стала разработка системной методологии инженерно-психологического проектирования средств и алгоритмов работы летчиков, авиационных специалистов и космонавтов. Итогом результатов многочисленных исследований психофизиологических возможностей человека в интересах распределения функций в системе летчик-самолет и в автоматизированных системах управления авиацией стала разработка руководства по инженерной психологии Военно-воздушных сил (РИП-77 ВВС). Это руководство явилось настольной книгой для разработчиков авиационной и космической техники. Его положения включались в тактико-технические требования и подлежали обязательной проверке на стадиях эскизно-технического проектирования и в процессе испытаний и эксплуатации образцов техники.

3

Г.М. Зараковский, М.М. Власова, Н.М. Михайлин. Готовится эксперимент.

Сотрудники отдела Г.М. Зараковского принимали активное участие в государственных и войсковых испытаниях новых образцов авиационной техники, проводили инженерно-психологическую оценку систем отображения информации и органов управления, разрабатывали рекомендации по устранению недостатков оборудования и обеспечению безошибочности и своевременности решения задач летчиком, экипажем, расчетом смены или лицами группы управления полетами. В процессе испытаний выяснилось, что выполнение требований инженерной психологии не всегда обеспечивает качество работы авиационных специалистов. Недостатки системы жизнеобеспечения, условия пребывания на рабочих местах, продолжительность работы, воздействие других факторов способствовали развитию у авиационных специалистов преждевременного утомления и снижению психофизиологической надежности их профессиональной деятельности.

В связи с этим принципиальное значение имели результаты обобщения Г.М. Зараковским материалов исследований влияния различных факторов на функциональное состояние человека-оператора и разработка методологии формирования и поддержания работоспособности летно-подъемного состава и авиационных специалистов. По его инициативе проведены исследования по обоснованию методов системного проектирования не только средств и алгоритмов профессиональной деятельности, но и определения условий деятельности, учитывающих воздействие на человека-оператора комплекса факторов: среды, продолжительности работы, напряженности умственного и физического труда и других. Он изучал динамику работоспособности, поведения и психического состояния человека-оператора в условиях вынужденного бодрствования, выявлял различия в механизмах физиологического обеспечения деятельности при мотивации достижения и избегания, изучал особенности психофизиологической регуляции функционального состояния летного состава и космонавтов для оптимизации режима их труда и отдыха. Материалы исследований широко использовались для создания методов и способов оценки и регуляции работоспособности авиационных специалистов в интересах обеспечения психофизиологической надежности их профессиональной деятельности.

Проведенный под руководством Г.М. Зараковского анализ причин ошибочных и несвоевременных действий летного состава, лиц группы управления полетами, специалистов по управлению воздушным движением и других авиационных специалистов показал, что их профессиональная надежность во многом зависит от функционального состояния, уровня мотивации и функциональной готовности. Для исключения аварий, авиационных происшествий и инцидентов по вине человеческого фактора необходим системный подход к обеспечению психофизиологической надежности человека-оператора, а инженерно-психологическое проектирование средств и алгоритмов работы должно быть составной частью комплексных мероприятий по обеспечению безопасности полетов.

Мне довелось неоднократно присутствовать на заседаниях ученого совета, где разворачивались жаркие дебаты по этому вопросу. Некоторые выступающие считали, что необходимости в системном учете требований авиационной инженерной психологии и медико-технических требований к системам жизнеобеспечения летчика и космонавта нет. Все эти направления имеют четкие разграничения, не нуждающиеся во взаимном учете и  взаимосвязи.  При этом утверждалось, что разработка такой методологии, показателей и критериев оценки разрабатываемых комплексов и систем, в принципе, невозможна.

4 Г.М.Зараковский выступает с новой научной идеей

Г.М. Зараковский выступает с новой научной идеей

 В этой связи надо отдать должное уверенности Г.М. Зараковского в правильности избранного направления действий. По его инициативе к  исследованиям были привлечены практически все научно-исследовательские и образовательные учреждения Военно-воздушных сил, в том числе центры переучивания летного состава на новую технику. Координируя эти исследования, Г.М. Зараковский активно привлекал их участников к взаимодействию, постановке комплексных работ, совместному обсуждению результатов и определению направлений их внедрения. Все это способствовало не только повышению эффективности и практической направленности исследований, но и широкому распространению идей и методологии системной организации проектирования и эксплуатации военной авиационной техники. По инициативе Г.М. Зараковского были спланированы и проведены многофакторные эксперименты  по изучению влияния совместного действия комплекса различных факторов, позволившие разработать модели прогноза профессиональной надежности человека-оператора.

Методология учета психофизиологических возможностей летчика при разработке средств отображения информации, органов управления, алгоритмов работы, системы обеспечения  жизнедеятельности и определения параметров среды получила нормативно-правовое подкрепление. Было подготовлено и введено в действие руководство по эргономическому обеспечению создания и испытаний авиационной и космической деятельности (РЭО ВАТ и КТ). Основой эргономического проектирования авиационной техники стал анализ деятельности с позиций учета психофизиологических характеристик и возможностей человека с использованием моделей, расчетных данных и априорных методов оценки возможных алгоритмов работы человека-оператора с различными системами отображения информации при изменении нагрузки и условий деятельности. Г.М. Зараковский разработал и эффективно использовал на практике операционно-психофизиологический метод расчета и оценки загрузки человека-оператора.

5

Г.М. Зараковский докладывает о выполнении плана НИР

 В результате исследований и разработок Г.М. Зараковского и его сотрудников в 1980-х годах в стране был организован учет психофизиологических характеристик и возможностей человека при проектировании его профессиональной деятельности в авиации и космонавтике. Он предусматривал анализ структуры процессов восприятия, переработки информации и осуществления управляющих воздействий человеком оператором при разном уровне автоматизации его профессиональной деятельности. Материалы этих исследований предназначались для использования при разработке средств и алгоритмов деятельности, организации взаимодействия операторов, их отбора и обучения.

Существенными представляются результаты изучения Г.М. Зараковским профессионально важных качеств военных специалистов в целях их отбора, профессиональной ориентации, подготовки и тренировки. Он оценивал возможности использования психофизиологических показателей для профессионального психологического отбора с учетом индивидуальных различий операторов, разработал основные положения концепции профессионального отбора на военную службу и стал одним из авторов методического руководства по проведению психологического отбора в военные училища летчиков ВВС, методик и пособия по психофизиологическому отбору военных специалистов. Психофизиологические исследования структуры профессиональной деятельности, выделение ее особенностей в зависимости от целей, задач и  условий  труда, а также определение его специфики и напряженности легли в основу единой классификации военных профессий. Тем самым был   обеспечен выход на уровень системной оценки содержания и учета специфики разных видом и типов профессиональной деятельности при  проведении военного профессионального психологического отбора.

Важным направлением научно-практической деятельности Г.М. Зараковского является обобщение им данных о практической полезности и эффективности учета психофизиологических характеристик и возможностей человека. Он разработал  методологию информационного обеспечения и системной психофизиологической оптимизации операторского труда.  Под его руководством были проведены работы по выявлению, систематизации и обобщению зависимостей, характеризующих влияние на эффективность профессиональной деятельности и функциональное состояние человека недостаточного учета его психофизиологических характеристик и возможностей.

6 Г

Г.М. Зараковский на чествовании в связи с 50-летием со дня рождения

 Результатом этих исследований стали модели, связывающие эффективность профессиональной деятельности со спецификой решаемых человеком-оператором задач, уровнем подготовки, условиями труда и воздействующими факторами. Разработаны модели, позволяющие определять профессиональное долголетие летного состава  в зависимости от тех или иных факторов и определять мероприятия для его продления. Основу этих моделей составляли базы и банки данных о психофизиологических характеристиках и возможностях человека-оператора и влиянии на его работоспособность различных факторов. Впервые в мире была создана система учета человеческого фактора в интересах развития отечественной авиации и космонавтики, позволяющая управлять и регулировать процессы проектирования и эксплуатации авиакосмической техники в зависимости от имеющихся человеческих ресурсов, условий и состояния экономики страны.

Система эргономического обеспечения проектирования, испытаний и эксплуатации авиационной и космической техники и учета человеческого фактора в авиации и космонавтики, у истоков создания которой стоял Г.М. Зараковский, вызвала нескрываемый интерес за рубежом. При определенном отставании в авионике авиационных комплексов и уровне автоматизации систем управления боеготовность отечественной авиации соответствовала мировому уровню. На международных авиационных конгрессах и конференциях доклады по системному учету психофизиологических возможностей человека при комплексном проектировании средств алгоритмов  и условий деятельности летчика всегда получали одобрение и положительную оценку. За рубежом по этой причине вследствие потери летчиком пространственной ориентировки в условиях, так называемого, неблагоприятного стечения обстоятельств имели место десятки авиационных катастроф истребителей нового поколения.

По окончании военной службы Г.М. Зараковский в 1987-2014 гг. руководил психофизиологическими и эргономическими исследованиями во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики и возглавлял в нем специализированный ученый совет по защите диссертаций.

Результаты изучения им влияния различных факторов на работоспособность человека-оператора стали основой разработанной им концепции психофизиологического потенциала личности и обоснования необходимости оценки функционального состояния человека-оператора с учетом его психофизиологического потенциала, отражающего соответствующие резервы и ресурсы. В дальнейшем это положение получило развитие в определении психофизиологического потенциала популяции как фактора его устойчивости в условиях глобальных изменений природной среды и климата. Предложив это понятие по результатам изучения и комплексной оценки социально-психологических последствий глобальных изменений природной среды, Г.М. Зараковский сформулировал и основные идеи его использования. Рискованные социально-психологические ситуации он рассматривал как проявление популяционного стресса и разработал методологию оценки популяционного потенциала на основе личностно-типологического подхода.

Г.М. Зараковский скончался 25 августа 2014 года, совсем немного не дожив до 90-летия со дня рождения, которое будет отмечаться 26 марта 2015 года. Глубокое понимание им закономерностей трудовой деятельности и динамики функционального состояния человека-оператора в процессе профессиональной деятельности в различных условиях и обстоятельствах ее осуществления, позволило ему подняться на уровень интеграции представлений о психологических и нравственных основах жизни людей, оценки ее качества, определения путей и направлений развития личности, общества и государства. Он показал уникальные возможности структурной и инновационной перестройки реального сектора экономики за счет привлечения дизайнеров, психофизиологов и эргономистов к созданию крупных высокотехнологичных производств и к повышению их эффективности посредством определения рационального уровня автоматизации и контроля технологических процессов.

Он разработал и предложил показатели, методы и критерии оценки качества жизни, включающие психологические составляющие, и показал важность системного учета психофизиологических характеристик и возможностей человека труда в реализации программ инновационного развития экономики страны. Результаты теоретических и практических исследований и разработок Г.М. Зараковского и его методологические подходы к оценке качества жизни населения с учетом психологических факторов легли в основу доктрины государственного регулирования качества жизни населения России.

Г.М. Зараковский был руководителем отечественной школы анализа, оценки и проектирования трудовой деятельности на основе знания и учета психологии и психофизиологических возможностей человека. Являясь авторитетным ученым в области психологии труда, психофизиологии, авиационной и космической медицины, он имел отношение к подготовке и защите свыше пятисот диссертаций: являлся официальным оппонентом, готовил отзывы,  участвовал в обсуждении диссертационных работ. Он видел главное, отмечал важное и ценное, предвидел перспективы исследований. Его замечания, по сути, были советами и поддержкой начинающим ученым, формировали мотивацию на продолжение научных исследований и разработок. Школа общения с Г.М. Зараковским учила оставаться верным научным принципам, заповедям и традициям. Его личностные качества служили недосягаемым примером для подражания. По сути, он стоял у истоков создания и эффективного функционирования отечественной школы авиакосмических инженерных психологов.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Г.М. Зараковский на встрече с сотрудниками отдела. 2011 г.

 Достаточно сказать, что в разное время под началом Георгия Михайловича работали, формировались или проходили свое становление в качестве исследователей такие известные отечественные ученые, как О.Т. Балуев, В.А. Бодров, М.М. Власова, Н.Д. Завалова, В.И. Копанев, В.В. Лапа, М.В. Поляков, В.А. Пономаренко, А.Н. Разумов, О.Н. Рыбников, П.С. Турзин,  Л.С. Хачатурьянц и многие другие.

8

Г.М. Зараковский, В.А. Бодров, А.А. Меденков. Соратники в науке и жизни

 Суть человеческой жизни он рассматривал как процесс  самореализации заложенного в человеке природой и развивающегося после рождения психофизиологического потенциала жизни и жизнедеятельности, развития и репродукции, познания мира и его преобразования в целях удовлетворения своих и общественных потребностей. В последние годы Георгий Михайлович занимался теоретико-философскими проблемами взаимоотношений человечества и космоса. При этом полагал, что развитие авиационной и космической техники находится на острие инновационного процесса и в авангарде глобального прогресса.

 9

Г.М.Зараковский. С любовью к людям

Нет сомнения в том, что творческое наследие Георгия Михайловича Зараковского будет изучаться, анализироваться и использоваться в качестве основы для дальнейшего развития инженерной психологии и психологии труда. Его научно-практический вклад в создание отечественной системы эргономического обеспечения создания и эксплуатации авиационной и космической техники заслуживает того, чтобы его имя навсегда осталось в истории авиации и космонавтики России.

 

 

3 Комментариев для Г.М. Зараковский – основоположник отечественной авиационной эргономики

  1. Благодарю Александра Алексеевича Меденкова за возможность познакомиться с другой частью жизни и деятельности Георгия Михайловича, о которой его ученики и коллеги из ВНИИТЭ мало знали.
    Георгий Михайлович Зараковский — фантастически прекрасный человек из «старой гвардии» интеллигентов, редкий умница, специалист не только в области авиационной эргономики, но и в области социальных проблем общества, в области качества жизни, дизайна.
    Он смело брался за решение любых проблем, четко ставил цели, верно намечал задачи и пути.
    А еще он был человеком с потрясающе коммуникабельным характером, общение с ним превращалось в увлекательное путешествие в мир знаний и всегда доставляло радость. Это был руководитель, о котором можно только мечтать.

    С глубоким уважением и признательностью к Георгию Михайловичу и благодарностью судьбе, которая дала возможность добрый десяток лет работать вместе с таким поистине великим человеком!
    Ирина Пенова

  2. Статья очень теплая, хорошая.
    Отмечаю отдельную неточность. Не из крючкотворства, она очень была важна даже в плане эргономических направлений и я бы сказал, системы ценностей. «В это же время реализовывались масштабные планы по автоматизации управления видами и родами вооруженных сил…» Никогда не ставилась задача автоматизации управления ни видами, ни родами ВС. Эта идея была конкретизирована. Разрабатывались АСУ оружием и АСУ войсками. В высшем звене «фронт-ставка» они, конечно, объединялись, но в столь общем виде, что наши попытки сделать там совсем понятный интерфейс привели к утрате содержательности. Оба эти класса АСУ очень были разные, здесь не буду развивать эту тему.
    Статья, по существу, является аналитическим обзором всей истории развития авиационной эргономики. Конечно, некоторые причинно-следственные интерпретации и обобщения весьма полемичны, но их можно обсуждать отдельно от статьи-посвящения. А в целом, автору спасибо за нелегкий и объемный труд. И за благодарную память, что в наше расчетливое время встречается нечасто.
    Магазанник Валерий Дмитриевич

  3. Спасибо большое, Александр Алексеевич! Очень добрая, хорошая статья. Мне повезло, Георгий Михайлович был научным руководителем моей диссертации. На самом деле он не столько рукводил, сколько раскрывал тот потенуциал, который видел в своих учениках. Я думаю, что все люди, которых свела жизнь с Георгием Михайловичем, будут долго помнить его с теплом и любовью.
    Галина Степанова

1 Trackbacks & Pingbacks

  1. От сути человеческой к сути надежной техники | Авиапанорама

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика