Спокойное время закончилось!

Авторские статьи О роли Главного и зональных центров планирования потоков воздушных судов в рациональном распределении воздушного пространства

Валерий ШЕЛКЛВНИКОВ3

5 и 10 июня текущего года в районе ответственности Евроконтроля произошла кратковременная потеря радиолокационной информации в воздушном пространстве Австрии, Германии, Чехии и Словакии. Данные о местоположении самолетов, направлении, высоте и скорости пропали с экранов радаров гражданских диспетчерских служб. Причина, в общем-то, банальная – проводились военные учения НАТО с применением средств радиоэлектронной борьбы.

И заметьте – произошло это в воздушном пространстве Европы, одном из самых загруженных в мире. Расследование фактора опасности проводят Европейская организация по безопасности воздушной навигации (Eurocontrol) и Европейское агентство авиационной безопасности (EASA).

Подробнее в материалах:
12.06.2014 Потеря радиолокационных данных;
16.06.2014 Причиной пропадания самолетов с экранов радаров стали военные учения.

Свою точку зрения по этому поводу высказал В. Шелковников, возглавлявший в 1980-1982 годах гражданский сектор Главного центра ЕС УВД СССР.

— Случай, который произошел в районе ответственности Евроконтроля, говорит о том, что взаимодействие гражданских и военных органов планирования воздушного движения не организовано должным образом как того требует «Руководство по мерам безопасности, принимаемым в связи с военной деятельностью, потенциально опасной для производства полетов гражданских воздушных судов» (Документ ИКАО 9554).

Мне вспоминается подобный случай из далекого прошлого.
1982 год. Только-только начал функционировать один их крупнейших в Европе Московский центр автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД).
Разгар «холодной войны». Главный инспектор министерства обороны СССР, заместитель министра, дважды Герой Советского союза, маршал К. С. Москаленко планирует масштабные военные учения в Московском и Ленинградском военных округах. Участвуют многие виды вооруженных сил, планируются перехваты воздушных судов, испытание новейшей системы постановки радиолокационных помех, двухчасовое закрытие аэропортов Московского аэроузла и аэропорта Пулково, международных воздушных трасс в воздушном пространстве СССР.

В течение недели военный и гражданский секторы Главного центра ЕС УВД согласовали вопросы обеспечения безопасности полетов и минимизации экономических потерь для гражданской авиации. Согласование зашло в тупик. Мы официально внесли наши возражения и доложили министру гражданской авиации СССР, маршалу авиации Б.П. Бугаеву. Москаленко доложил министру обороны, маршалу Д.Ф.Устинову о том, что «граждане», так он пренебрежительно отнесся к нам, срывают план повышения обороноспособности страны.

Арбитром стал мудрый министр обороны Дмитрий Федорович Устинов, поручивший в течение недели найти решение с минимальным ограничением для гражданской авиации.

В результате была исключена конфликтность самолетопотоков военных и гражданских воздушных судов, аэропорты и международные воздушные трассы не закрывались. Высокопрофессиональные радиоинженеры МЦ АУВД и Минобороны нашли решение по исключению потери радиолокационной информации на многочисленных экранах гражданских радиолокаторов.

Идет 21 век. Международная обстановка неспокойная. Десятилетнее затишье полетов военных самолетов закончено. Верховный главнокомандующий поставил реальные задачи по повышению обороноспособности страны. В небе становится тесно. Поэтому резко поменялись и требования к использованию воздушного пространства Российской Федерации.

***

Появившиеся в средствах массовой информации сообщения о том, что 14 марта текущего года в московской воздушной зоне произошло опасное сближение Airbus A319 авиакомпании Air France — KLM с российским стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем Ту-95 было опровергнуто официальными органами. С этим придется согласиться. Но нельзя согласиться с тем, почему на этапе предварительного планирования Главный и зональный центр планирования потоков не обеспечили рациональное распределение самолетопотоков, в результате чего Ту-95 без бортовой системы предотвращения столкновений (БСПС) оказался в конфликте с гражданскими воздушными судами, следующими по международным воздушным трассам? Надо облегчать работу диспетчеров, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением.

По моему мнению, ответственность Главного центра планирования потоков воздушных судов, да и зональных центров тоже, должна быть исключительно высокой, а проверки их деятельности должны быть чаще и скрупулезнее.
Спокойное время закончилось!

Валерий ШЕЛКОВНИКОВ.  02.07.2014.

Последние события подтверждают название статьи.

Первого июля 2014 года в небе над Ленинградской областью проводится двухстороннее учение сил противовоздушной обороны​ ​(ПВО​)​ и авиации Западного военного округа (​ЗВО​)​, а противолодочные корабли Северного флота провели учение в Баренцевом море.
Подробнее:
В небе над Ленинградской областью проводится двухстороннее учение сил ПВО и авиации ЗВО;
Противолодочные корабли Северного флота провели учение в Баренцевом море.

3 июня 2014 года. У берегов Болгарии стартовали международные учения НАТО «Breeze 2014».

4 июня 2014 года. Минобороны РФ: масштабные учения сил Черноморского флота начались в акватории Черного моря;
— 5 июля 2014 года. В акватории Черного моря продолжается учение разнородных сил Черноморского флота. Позиция Консультативно-аналитического агентства » Безопасность Полетов»

Надо помнить. 04 октября 2001 года при выполнении полета из аэропорта Tel Aviv/Ben Gurion (Израиль) в аэропорт Новосибирск/Толмачево (Россия) над акваторией Черного моря на международной воздушной трассе ракетой был сбит самолет ТУ-154 авиакомпании «Сибирь» с пассажирами. В этот день министерство обороны Украины проводило военные учения, которые должны были быть организованы в строгом соответствии с «Руководством по мерам безопасности, принимаемым в связи с военной деятельностью, потенциально опасной для производства полетов гражданских воздушных судов» (Документ ИКАО 9554: на английском и русском языках).

http://www.aviasafety.ru/the-information/articles/st20140702

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика