Ядро научных школ достойно сохранения и развития. «Научные чтения по авиации, посвящённые памяти Н.Е.Жуковского»

Г.Шибанов
Георгий Шибанов,
доктор технических наук
профессор,
заслуженный деятель науки
и техники РФ
В период с 17 по 18 апреля 2014 года в Москве была проведена XI Всероссийская научно-техническая конференция «Научные чтения по авиации, посвященные памяти Н. Е.Жуковского».
Открытие конференции и пленарное заседание прошли под руководством председателя оргкомитета конференции профессора С.П.Халютина в Петровском путевом дворце (Ленинградский пр., 40), где ранее размещалось командование и административные службы ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского. При открытии конференции были заслушаны приветствия от Совета ветеранов ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, от находящихся на орбитальной МКС космонавтов М.Тюрина, А.Скворцова и О.Артемьева, а также генерального конструктора ОАО «Камов» действительного члена РАН С.В.Михеева и действительного члена РА РАН генерал-полковника А.И.Аюпова.

XI Всероссийская научно-техническая конференция «Научные чтения по авиации, посвященные памяти Н.Е.Жуковского»

На пленарном заседании было заслушано семь докладов, в которых были проанализированы состояние, проблемы и возможные перспективы развития авиации, продемонстрированы достижения ОКБ им. А.И. Микояна в области управления самолётов на сверхкритических углах атаки с показом 8-минутного фильма такого типа управления лётчиком-испытателем М.Беляевым. Большое внимание было уделено вопросам комплексной организации работ как непременному условию успешного становления отечественного авиастроения и всестороннему анализу преград на пути такого развития в лице так называемых государственных корпораций, выступающих в роли управляющих коммерческих структур типа ОАО и ООО, настроенных  на получение максимальной прибыли. Были высказаны предложения  о необходимости, ликвидации таких структур, восстановления статуса Генеральных конструкторов авиационной техники и создания единственного государственного органа управления авиационной деятельностью в лице Министерства авиации России. Рекомендовано в авиационных системах и комплексах будущего использовать лишь материалы, создаваемые на основе отечественного сырья.

Предложено на правительственном уровне запретить использование в бортовых радиоэлектронных системах и комплексах (навигационных, связных, прицельных, РЛС, БЦВМ и т.д.) комплектующих элементов зарубежного производства.

Особую тревогу у участников конференции вызвало то обстоятельство, что мы продолжаем усиленными темпами покупать зарубежную авиатехнику, в том числе и бывшую в употреблении, а наряду с этим поставили  заслон своим перспективным разработкам и открыли широкую дорогу для западных благодетелей в плане перетягивания российских системных программистов, математиков, лучших из лучших специалистов в якобы российские фирмы, работающие на правах филиалов Boeing,  Airbus,  Lockheed Martin, Microsoft  и др. Например, более 20 лет работает ОКБ фирмы Boeing под крылом официальных властей России, которым, нашими специалистами проведена серьёзная модификация практически всех находящихся на эксплуатации самолётов этой фирмы и почти с нуля разработан самолёт Boeing 787 Dreamliner.

С 2003 года функционирует инженерный центр ЕСАR (Engineering Center Airbus Russia), который стал полноценным ОКБ фирмы Airbus. Этот центр ведёт работы по всем программам Airbus, за исключением военно-транспортного А400М. Все расчёты на прочность по самолётам А380, А330, А320 выполнялись специалистами России. Без участия этих специалистов не было бы грузовых самолётов типа A330GMF, A320NEO, A321NEO. Все сложнейшие прочностные расчёты композитных фюзеляжей самолёта А350 и найденные на их основе новые конструктивные решения принадлежат нашим молодым учёным и конструкторам. Генеральный директор ECAR А.Кирейцев не без гордости заявляет, что «по уровню качества мы успешно конкурируем с европейскими компаниями» … «по уровню сотрудников и по уровню ответственности нам доверяет Airbus».

Следует заметить, что оплата труда в этих центрах Boeing и Airbus превосходит в 2,5-4 раза оплату труда аналогичных специалистов в чисто российских ОКБ (им. Микояна, Туполева, Ильюшина, Яковлева  и др.), но в 3-4 раза меньше, чем в базовых ОКБ  данных фирм. Т.е. имеет место явная эксплуатация наших интеллектуальных ресурсов и одновременно отток их из российских ОКБ.

Уклон в сторону зарубежной авиационной техники гражданского назначения был чётко определён при Ельцине Б.Н. и поныне продолжается с неизменным успехом. Нельзя не вспомнить указания Ельцина Б.Н. правительству России о срочном введении в действие Постановления, по которому задним числом было записано: «Принять решение о полном освобождении сроком на 5 лет от обложения таможенными пошлинами, сборами и налогами самолётов Boeing и McDonnell Douglas DC-10, ввезенных на территорию Российской Федерации в 1994-1995 годах и эксплуатируемых на внутренних и международных авиалиниях».

В это же время зам. руководителя Администрации Президента РФ А.Лифшиц даёт указание правительству: «Прошу учесть высказанную Президентом позицию при формировании политики регулирования рынка отечественных и зарубежных авиатранспортных средств». Данная позиция исходит из того, что, «к сожалению, в последнее время наметилась крайне опасная тенденция бездумного лоббирования интересов отечественного авиастроительного комплекса со стороны правительственных структур, заключающаяся в попытке во что бы то ни стало начать эксплуатацию недоработанного во всех отношениях нового российского лайнера Ту-204 (кстати, к тому времени данный самолёт был полностью сертифицирован и Гос. НИИ ГА был рекомендован к серийному производству. Прим. автора). В соответствии с вышеизложенным просим поддержать позицию о недопустимости серийного запуска самолёта Ту-204 на российские авиатрассы и продолжения доктрины приобретения в лизинг передовых образцов зарубежной авиатехники. Просим согласиться с нашим предложением и дать соответствующие указания правительства РФ». Таким образом, Ельцин и Лифшиц  проложили беспошлинную дорогу на российский рынок фирмам Boeing, а затем  и Airbus, в то время как 22 наших авиазавода были приватизированы через подставные фигуры западными фирмами, за что  г-н Чубайс по совокупности за успешную приватизацию предприятий других отраслей промышленности получил от правительства США орден.

Ряд делегатов конференции выразили свою озабоченность по поводу не прекращающегося до настоящего времени лоббирования зарубежной техники высокопоставленными чиновниками России.  Приведённые примеры вызвали в зале нескрываемое возмущение делегатов.

После пленарного заседания работа конференции проводилась по шести секциям, на которых было заслушано 98 докладов.

Заседания проводились в отеле «Аэростар», в ОАО «Бортовые аэронавигационные системы» и во ФГУП «НИИСУ».

Наибольшее число докладов было заслушано на секциях «Перспективные бортовые радиоэлектронные комплексы и системы» (24 доклада, председатели секции: доктора технических наук, профессора Кондратенков Г.С., Васильев О.В., Гайденков А.В.) и «Системы управления, навигации и наведения» (20 докладов, председатели: доктора технических наук, профессора Кулифеев Ю.Б., Харьков В.П., Чернодаров А.В.).

Много основополагающих докладов было заслушано на секциях «Летательные аппараты и их силовые установки» (17 докладов, председатели секции: доктора технических наук, профессора Котовский В.Н., Желанников А.И. и Евдокимов А.И.) и «Баллистика, вооружение и робототехнические системы. Информационно-управляющие системы» (15 докладов, председатели секции: доктора технических наук, профессора Миропольский Ф.П., Каневский М.И. и Ветошкин В.М.).

Нетрадиционными и весьма перспективными научно-техническими решениями были насыщены доклады, прочитанные на секциях «Авиационная электроэнергетика» (13 докладов, председатели секции доктора технических наук, профессора Левин А.В. и Халютин С.П.) и «Комплексы беспилотных летательных аппаратов» (9 докладов, председатели секции: доктора технических наук, профессора Мужичек С.М., Корсун О.Н., Бронников А.М.).

В целом, несмотря на серьёзные трудности, которые вынесли на своих плечах основные организаторы конференции доктора технических наук, профессора Халютин С.П. и Харьков В.П. данная конференция прошла на редкость организованно и показала, что в России ещё сохраняется ядро научных школ, которые были сформированы в стенах ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского. Это ядро достойно сохранения и развития – оно является национальной гордостью России и им пренебрегать преступно.

Следует отметить, что проведение конференции всероссийского масштаба было бы невозможно без спонсорской поддержки авиационных организаций, которые душой болеют за сохранение научного наследия учёных ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского и большого числа их учеников, продолжающих свою деятельность на территории России и стран СНГ. Перечислим эти организации поимённо: Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации (НИИСУ), ОАО ОКБ «Сокол», ЗАО НПО «Мобильные информационные системы», ЗАО «Научно-производственное предприятие «Топаз», ОАО «Бортовые аэронавигационные системы», ОАО «Камов», группа компаний «Доступные бассейны», экспериментальная мастерская «Наука Софт».

Достаточно полные сведения о данных организациях и доклады, представленные на пленарном и секционных заседаниях, опубликованы в сборнике докладов конференции, выпущенном Издательским домом Академии имени Н.Е. Жуковского. Это  издательство фактически является  единственным органом печати, способным обеспечить авиационную отрасль большой номенклатурой (боле 500 наименований) учебников, монографий, справочников и других научных изданий, авторами которых выступают основатели и последователи научных школ, сформированных в стенах ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского и имеющих мировое признание. К сожалению, все они в настоящее время вынуждены функционировать внештатно. Таким образом, наряду с  другими проектами (см., например, №4-2013 журнала «Авиапанорама». Прим. ред.), Издательский дом Академии имени Н.Е. Жуковского сохраняет научный потенциал ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, являясь, образно говоря, живым носителем ее бренда.

В заключение нельзя не отметить, что наряду с прославленными докторами технических наук, профессорами Аюповым А.И., Васильевым О.В., Гайденковым А.В., Гулевичем С.П., Левиным А.В., Корсуном О.Н., Кутаховым В.П., Оболенским Ю.Г. Халютиным С.П., Харьковым В.П., Чернодаровым А.В. и другими на конференции выступило со своими весьма интересными докладами более 80% молодых учёных, являющихся вторым и третьим поколением последних лет существования научных школ ВВИА им проф. Н.Е. Жуковского. Научная школа развивается несмотря на помехи и воздвигнутые на её пути преграды.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика