История 13 ГОСНИИ ЭРАТ ВВС – НИЦ ЭРАТ в наградах и памятных знаках

Василий ПОНОМАРЁВ начальник отдела НИЦ ЭРАТ, кандидат технических наук, старший научный сотрудник

Дмитрий ДОРОХОВ начальник управления НИЦ ЭРАТ, кандидат технических наук, доцент

ПОСВЯЩАЕТСЯ ветеранам 13 ГосНИИ ЭРАТ ВВС

nic

В канун 71-й годовщины со дня образования НИЦ ЭРАТ (г. Люберцы), анализируя этапы большого пути научно-исследовательской организации, авторы, которых объединяет давняя любовь к авиации (на двоих – 71 год службы и работы в ВВС), решили показать историю института с несколько необычной точки зрения – с точки зрения фалеристики (учения о наградах) [1].

Краткая историческая справка

Зарождение и становление нашей организации выпало на суровые начальные годы Великой Отечественной войны [2]. Тяжёлая обстановка на фронтах характеризовалась острой нехваткой самолётов, большим количеством самолётов с неисправностями и боевыми повреждениями. Полевые авиаремонтные части с трудом справлялись с решением задачи своевременного восстановления самолётов по причине большого объёма работ и нехватки квалифицированных ремонтных кадров. Государственный подход к решению проблемы исправности и восстановления авиационной техники позволил создать научно-экспериментальную базу, обеспечивающую разработку научно обоснованных методов эксплуатации и ремонта авиационной техники (АТ), практических рекомендаций для войск и авиационной промышленности, повышение квалификации работников ремонтных органов ВВС, освоение ремонта поступающей на фронт новой АТ. 3 июля 1942 г. Постановлением СНК СССР № 14213/РС создана Научно-экспериментальная база (НЭБ) по ремонту материальной части ВВС КА. 29 октября 1942 г. издан приказ № 1 начальника НЭБ ВВС о формировании базы с дислокацией на станции Павшино Московской области. Этот день принято считать датой образования института. 31 октября 1944 г. директивами ГШ КА №№ 10/314257, 10/314258, 10/314259 НЭБ переименована в Центральную научно-экспериментальную базу (ЦНЭБ) по ремонту материальной части ВВС КА. В августе 1945 г. ЦНЭБ ВВС перебазируется в г. Калининград Московской области (станция Подлипки). Учитывая то, что ЦНЭБ была создана практически с нуля, впечатляет огромный объём работ, выполненных за годы Великой Отечественной войны:

  • 280 тематических работ по разработке технологий ремонта, предложений по модернизации АТ;
  • 147 бюллетеней и указаний по организации эксплуатации и ремонта АТ:
  • ремонт 116 самолётов и 484 авиационных двигателей:
  • около 200 выездов на ремпредприятия с целью оказания практической помощи;
  • 24 образца технологической оснастки для ремонта АТ и др.

За качественное и самоотверженное выполнение работ большое количество сотрудников базы награждено орденами и медалями СССР. 8 февраля 1947 г. согласно Директиве ГК ВВС КА № 334585 ЦНЭБ ВВС перебазируется в город Люберцы. На рис. а, б, в приведены образцы углового штампа и гербовых печатей ЦНЭБ тех лет. Следует обратить внимание на допечатанное внизу штампа условное наименование базы – военная база № 77, гербовой печатью которой опечатывались документы ЦНЭБ ВВС. На рис. г приведена эмблема ЦНЭБ тех лет.

Образец углового штампа ЦНЭБ ВВС КА (ВС)Образец гербовой печати ЦНЭБ ВВС КА (ВС)Образец гербовой печати ЦНЭБ ВВС КА (ВС)Образец эмблемы ЦНЭБ ВВС КА (ВС)

а, б, в, г. Образцы углового штампа, гербовых печатей и эмблемы ЦНЭБ ВВС КА (ВС)

31 августа 1957 г. Постановлением Совета Министров СССР № 1050-478 ЦНЭБ была преобразована в Научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС (НИИ ЭРАТ ВВС). Заслуги НИИ ЭРАТ ВВС в области широкомасштабных исследований с целью решения ряда проблем эксплуатации и ремонта АТ ВВС были высоко оценены Правительством СССР. 8 декабря 1962 г. Постановлением Совета Министров СССР № 1236-517 НИИ ЭРАТ ВВС преобразован в 13 Государственный Научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС (13 ГосНИИ ЭРАТ ВВС). Институт имел в то время условное наименование – войсковая часть 75360. 3 февраля 1976 г. Приказом Председателя ВАК СССР при ГосНИИ ЭРАТ создан Диссертационный совет по присуждению ученых степеней кандидата технических наук. В декабре 2000 г. Приказом заместителя Министра образования РФ в институте создан докторский Диссертационный совет. С момента создания в 1976 году до 2012 года диссертационным советом бессменно руководил доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР генерал-майор Харитонов Г.П. 4 декабря 1990 г. институту присвоено наименование 13 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны СССР (эксплуатации и ремонта авиационной техники) – 13 ГНИИ МО СССР (ЭРАТ)). 29 декабря 2001 г. Директивой Министра обороны РФ институт переименован в 13 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (по системам эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники (ВВТ) – 13 ГНИИ МО РФ. В ходе реорганизации военно-научного комплекса Вооруженных Сил Приказом Министра обороны РФ от 24 мая 2010 года и Директивой Генерального штаба от 20 августа 2010 года № 314/10/3175 с 1 декабря 2011 года 13 ГНИИ МО РФ реорганизован в Научно-исследовательский центр эксплуатации и ремонта авиационной техники – НИЦ ЭРАТ (г. Люберцы) и в качестве структурного подразделения включен в состав 4 ЦНИИ Минобороны России. Начальниками НЭБ ВВС – 13 ГосНИИ ЭРАТ ВВС – 13 ГНИИ МО СССР (ЭРАТ) – 13 ГНИИ МО РФ – НИЦ ЭРАТ в разные годы были полковник Нусберг Ю.И., генерал-майор Петриковский С.И., генерал-лейтенант Мезинов А.И., генерал-майоры Черепов Т.Г., Марков И.В., генерал-лейтенант Винокуров А.В., генерал-майор Шуст В.Ф., генерал-лейтенанты Тихомиров А.М., Баталов А.К., генерал-майоры Таранин В.М., Назаров А.М., Крутилин А.Г., полковник Зотов В.А.

Награды института

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1978 года за большую научно-исследовательскую работу в деле развития и освоения техники и вооружения в связи с 60-летием  Вооружённых Сил СССР институт награждён орденом Трудового Красного Знамени. Орден Трудового Красного Знамени № 1053339 и Боевое Знамя вручены 13 ГосНИИ ЭРАТ ВВС Главнокомандующим ВВС главным маршалом авиации Кутаховым П.С. Ниже приведены фотографии орденской книжки и коробки ордена, страниц орденской книжки (рис. а, б, в).

Орденские коробка и книжкаОрденская книжкаОрденская книжка

а, б, в. Орденские коробка и книжка

Фотографии Грамоты Президиума Верховного Совета СССР приведены на рис. а, б, в ниже, Протокола вручения наград – на рис. г.

Грамота Президиума Верховного Совета СССР о награждении института Грамота Президиума Верховного Совета СССР о награждении института Грамота Президиума Верховного Совета СССР о награждении института Грамота Президиума Верховного Совета СССР о награждении института

а, б, в, г. Грамота Президиума Верховного Совета СССР о награждении института и Протокол вручения наград

Боевое Знамя воинской части Вооружённых Сил СССР есть символ воинской чести, доблести и славы, оно является напоминанием каждому военнослужащему Вооружённых Сил СССР о его священном долге преданно служить Советской Родине, защищать её мужественно и умело, отстаивать от врага каждую пядь родной земли, не щадя своей крови и самой жизни (Указ Президиума ВС СССР от 30.07.1975 г.) Боевое Знамя воинской части Вооружённых Сил СССР состоит из двустороннего полотнища, древка и шнура с кистями. Полотнище знамени прямоугольное, размерами: по длине – 145 см, по ширине – 115 см, изготовлено из сложенного вдвое красного шелкового фая и по краю обшито с трех сторон золотистой шёлковой бахромой. На лицевой стороне полотнища в центре нашиты серп и молот из цветного шёлка размером по высоте 36 см. По верхнему и нижнему краям полотнища вышит золотистым шёлком лозунг: «За нашу Советскую Родину». Высота букв надписи – 7,5 см. На оборотной стороне полотнища в центре – аппликация: пятиконечная звезда из шёлка цвета бордо с вышивкой золотистым шёлком по краям и цветным шёлком в виде лучей – по поверхности звезды, имеющей размер между противолежащими вершинами 56 см. Под звездой золотистым шёлком вышиты номер и наименование воинской части. Фотографии Грамоты Президиума Верховного Совета СССР о вручении Знамени приведены на рис. а, б, в.

Грамота Президиума Верховного Совета СССР о вручении Знамени институту Грамота Президиума Верховного Совета СССР о вручении Знамени институту Грамота Президиума Верховного Совета СССР о вручении Знамени институту

а, б, в. Грамота Президиума Верховного Совета СССР о вручении Знамени институту

На фотографиях приведенных ниже показаны лицевая сторона Знамени с прикреплённым орденом Трудового Красного Знамени и орденской лентой с розеткой (рис. а). Оборотная сторона Знамени (рис. б), орден крупным планом (аверс и реверс) (рис. в, г) и орден с розеткой и лентами (рис. д). На рис. е хорошо виден способ крепления ордена к Знамени – колодка с винтом, гайкой.

Боевое Знамя института Боевое Знамя института размещение Ордена на Знамени

размещение Ордена на Знамени размещение Ордена на Знамени способ крепления ордена к Знамени – колодка с винтом, гайкой

а, б, в, г, д, е. Боевое Знамя института, размещение Ордена на Знамени

16 октября 1992 г. за большой вклад в развитие отечественной авиации, обеспечение боевой готовности, надёжности АТ Указом Президиума Верховного Совета РФ Институт награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РФ. Группам сотрудников института дважды присуждалась Государственная премия СССР: в 1972 г. – за разработку и внедрение научных основ и методов инженерно-авиационного обеспечения (11 научных сотрудников) и в 1979 г. – за комплекс научных методов и технических средств установления причин отказов и аварий авиационной техники (10 научных сотрудников). Золотой медалью ВДНХ награждено 12 научных разработок, серебряной медалью ВДНХ – 44 научные разработки, бронзовой медалью ВДНХ – 60.

1 Комментарий для История 13 ГОСНИИ ЭРАТ ВВС – НИЦ ЭРАТ в наградах и памятных знаках

1 Trackbacks & Pingbacks

  1. Подготовка научных кадров – не царское это дело | Авиапанорама

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика