Для учета человеческого фактора требуется ФЦП

Соб. инф. 7-я НПК «Человеческий фактор в авиации и космонавтике: эффективность учета»

cf8

В конце августа 2013 г. состоялась научно-практическая конференция «Человеческий фактор в авиации и космонавтике: эффективность учета». Конференция проводилась при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Возглавил работу конференции ее бессменный инициатор и руководитель профессор Московского авиационного института, действительный член Международной академии астронавтики и Международной академии авиационной и космической медицины, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, профессор А.А. Меденков.
Вопросы актуальности учета человеческого фактора (ЧФ) при разработке и эксплуатации авиационной и космической техники в интересах повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке авиационно-космических услуг были в центре внимания участников настоящей конференции. На шести предыдущих конференциях обсуждали вопросы учета человеческого фактора, важность которого в авиации и космонавтике  оспорить невозможно. В конференциях участвовали представители многих организаций, образовательных учреждений и предприятий аэрокосмической отрасли, в том числе МАИ, Московского ОКБ «Марс», Инженерного центра «ОКБ им. А.И. Микояна», НИИ авиационного оборудования, Института психологии РАН, Государственного научно-исследовательского испытательного института военной медицины, ГНЦ «Институт медико-биологических проблем» РАН, ЛИИ им. М.М. Громова, МВЗ им. М.Л. Миля, Межгосударственного авиационного комитета и многих других организаций и учреждений. С 2007 г. в конференциях регулярно участвует представитель нашего журнала, являющегося информационным партнером этих конференций (см. «Авиапанорама» № 3(63) -2007 г.).
На конференцию 2013 г., наряду с известными учеными и специалистами многих научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений и предприятий аэрокосмической отрасли, были приглашены представители профессий, связанных с эксплуатацией авиационной техники: летчики, авиационные специалисты, инструкторы, десантники и инженеры авиаремонтных предприятий, а также специалисты в области организации полетов и морально-психологической подготовки личного состава.
Программа конференции предусматривала обсуждение методологических вопросов учета человеческого фактора при разработке и эксплуатации авиакосмической техники, истории становления инженерно-психологических и эргономических исследований в авиации и космонавтике и  актуальных проблем учета психофизиологических характеристик и возможностей человека в интересах повышения надежности профессиональной деятельности летчиков и космонавтов и продления их профессионального долголетия.
При открытии конференции ее участники почтили память В.А. Бодрова, В.Г. Стеблецова, Н.И. Фролова, И.Д. Пестова, В.Д. Левченко, В.А. Полтавца и О.А. Орловой, активных участников предыдущих конференций.
На пленарном заседании в обзорном докладе  А.А. Меденкова с системных позиций рассматривались направления комплексного учета психофизиологических характеристик и возможностей человека в авиации и космонавтике.  Отмечалось, что вступление России в ВТО требует обеспечения конкурентоспособности отечественной авиакосмической техники на мировом рынке аэрокосмических услуг. В связи с этим в докладе представлялись данные об эффективности учета ЧФ при распределении функций в системе «летчик–самолет», создании системы отображения информации и органов управления летательными аппаратами, подготовке летного состава и космонавтов и оценке их готовности к полетам. На конкретных примерах было показано, что учет психофизиологических характеристик и возможностей человека существенно повышает надежность и эффективность функционирования системы «летчик–самолет».
В обстоятельном докладе М.Н. Хоменко были представлены результаты исследований сотрудниками Научно-исследовательского испытательного центра авиационно-космической и военной эргономики психофизиологических характеристик и возможностей летчика и влияния различных факторов авиационных и космических полетов на функциональное состояние, работоспособность и профессиональную надежность летчика и космонавта. Излагалась система учета возможностей организма человека при разработке летного снаряжения и средств защиты и обеспечения работоспособности летчика при действии быстро нарастающих, больших и длительных перегрузок в маневренном полете.  В докладе рассмотрены условия эффективного использования средств активной безопасности полетов за счет перехода в автоматический режим полета в случае потери летчиком работоспособности. Определены направления исследований в интересах создания авиационных комплексов нового поколения с использованием инновационных подходов, материалов и технологий и перспективы функционирования научно-исследовательского испытательного центра авиационной и космической медицины и эргономики в структуре Военно-воздушных сил России.
Безопасность полетов и профессиональная надежность летного состава во многом зависят от  взаимодействия  летчика со специалистами по управлению полетами и воздушным движением, от качества  обслуживания и ремонта авиационной техники. В обеспечении психофизиологической надежности летчика и  эффективного взаимодействия членов  экипажей летательных аппаратов важная роль принадлежит психологическому отбору, надежности используемых методов, показателям и критериям прогноза успешности профессиональной деятельности. В докладе В.Е. Косачева рассматривались проблемы профессионального отбора в авиации и космонавтике с изложением фактических данных его эффективности.  Показано, что используемые методы, показатели и критерии отбора должны систематически уточняться в связи с изменением и усложнением содержания и задач профессиональной деятельности летчика и космонавта и новых  условий ее осуществления. Повышению возможностей использования в авиации и космонавтике профессионального психологического отбора были посвящены также материалы исследований А.В. Евдокимова и М.Н. Рыбниковой по совершенствованию методологии применения субъективных тестов диагностики функциональных состояний человека-оператора в комплексных автоматизированных системах управления. На конференцию был также представлен доклад Н.В. Третьякова, посвященный психологическим проблемам  профессионального    взаимодействия членов экипажей воздушных судов. На основе материалов экспериментальных исследований им разработана технология комплектования экипажей многоместных самолетов с учетом психологической совместимости,  личностных и характерологических особенностей его членов.  Использование этой технологии в летной практике обеспечивает повышение эффективности выполнения полетного задания.
Актуальной проблемой учета ЧФ, по мнению Т.Б. Нестерович, является разработка методов и технологий оценки и использования социальных и организационных ресурсов повышения надежности деятельности за счет профессионального развития субъекта труда, его профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Ею предложена концепция анализа структуры и содержания социальных ресурсов в интересах обоснования направлений и технологий повышения эффективности профессиональной деятельности.
Большое внимание в работе конференции уделялось истории становления и развития системы учета человеческого фактора в авиации и космонавтике. Интерес вызвали воспоминания С.Г. Мельника и А.В. Шакулы о формировании в Военно-воздушных силах системы управления психофизиологическим состоянием летчика. Много нового содержалось в воспоминаниях первого авиационного врача палубной авиации А.А. Мастрюкова о медицинском обеспечении полетов самолетов вертикального взлета и посадки с палубы авианосца «Киев». Привлекла внимание участников конференции и систематизация результатов исследований, проводимых в ГосНИИ авиационной и космической медицины сотрудниками научного управления  в отделе Г.М. Зараковского в интересах профессиональной надежности специалистов военного сектора управления воздушным движением, лиц группы руководства полетами и расчетов смен командных пунктов управления авиацией. Ряд результатов исследований в этом направлении обобщил А.С. Гозулов, занимавшийся проблемами полунатурного и математического моделирования в интересах проведения  эргономических исследований в процессе создания автоматизированных систем управления воздушным движением. В продолжение обсуждения этой темы В.О. Соколов привел примеры обоснования и учета эргономических требований при разработке комплексов средств автоматизации управления авиацией, а Ю.Н. Глазков отметил важность учета эргономической составляющей при разработке авиационной и космической техники для обеспечения четкой организации работ по диагностике исправности бортового оборудования, ремонту и подготовке авиационной техники к полетам. На необходимость учета ЧФ при создании систем управления самолетом убедительно показал участникам конференции Ю.Г. Оболенский. Он считает учет ЧФ одним из важнейших принципов создания системы управления летательным аппаратом, обеспечивающим автоматическую диагностику ее состояния в полете и переключение каналов управления для обеспечения безопасности полета. Фактически пришла пора создания системы управления летательным аппаратом с искусственным интеллектом. И эффективность такой системы управления во многом зависит от использования преимуществ информационных технологий и человека оценивать ситуацию, принимать решения и осуществлять адекватные действия на основе интерактивного взаимодействия в системе «летчик-самолет».
Принцип интерактивного взаимодействия сегодня реализуется и при разработке технических средств обучения летчика для повышения эффективности освоения новой авиационной техники и подготовки к полетам. А.В. Пономаренко, В.М. Василец и В.М. Халтобин представили результаты использования такого взаимодействия в системе обучения летного и инженерно-технического состава корабельных самолетов МиГ-29К. Они же явились авторами  доклада о применении лазерной системы для визуализации внекабинной обстановки на тренажере палубного самолета МиГ-29К.
Практический интерес представили результаты разработки  М.Б. Меликовой методологии учета ЧФ при интеграции системы «летчик–самолет» с режимами помощи летчику. Представленные ее материалы свидетельствовали о важности стилевой интеграции перспективных систем «летчик–самолет».
На конференции рассматривались также проблемы разработки снаряжения, экипировки и систем жизнеобеспечения летного состава и авиационных специалистов. Закономерный интерес у участников конференции вызвали материалы  обоснования М.В. Дворниковым и А.А. Меденковым  актуальных направлений исследований в интересах повышения работоспособности летчика. На основании анализа результатов учета ЧФ в интересах повышения профессиональной надежности и работоспособности летного состава ими определены направления совершенствования защитного снаряжения летного состава на основе использования современных материалов и технологий оценки риска нарушения микроциркуляции в кровеносных сосудах и их коррекции при выполнении сверхдлительных полетов.
Об эффективности эргономического сопровождения разработки перспективной авиационной техники говорилось в сообщении А.В. Чунтула. Под его руководством на МВЗ им. М.Л. Миля разработана концепция создания и применения интегрированных бортовых интеллектуальных комплексов поддержки экипажа вертолета в штатных и особых ситуациях полета.
Новым направлением исследований в интересах повышения работоспособности летчика при выполнении продолжительных полетов на одноместных самолетах представляется автоматизация управления тепловым состоянием летчика в полете. Исследования, проведенные под руководством М.В. Дворникова, показали, что работоспособность летчика в полетах с гиподинамией существенно зависит от его теплового состояния и, особенно, при нарушении теплоотдачи. В этой связи, новые данные о механизмах регуляции теплоотдачи и технологии ускорения теплоотдачи в противоперегрузочных костюмах позволят продлить период функциональной готовности летчика к выполнению задания на протяжении продолжительного полета. В проведении исследований этого направления активное участие принимали молодые научные сотрудники С.Г. Гуськов, С.М. Дворников и Т.В. Матюшев.
Новый подход к созданию нового поколения защитного снаряжения для летного состава предложили М.В. Дворников, А.С. Куренков и В.Н. Чернуха  в докладе «Физиолого-гигиеническая, эргономическая и техническая эффективность кислородных систем гибридного типа». Они обратили внимание на необходимость обеспечения летного состава методическими пособиями, руководствами и литературой, и переиздания, в связи с этим, пособия по обучению летчика дыханию  под избыточным давлением.
На конференцию представлялись доклады, посвященные разным направлениям учета  человеческого фактора  в деятельности летного состава и космонавтов в интересах повышения их психофизиологической надежности. В свете ощущаемого в стране дефицита летных кадров возникает необходимость охраны их здоровья и продления профессионального долголетия, а также организации эффективной профориентации молодежи к выбору профессии летчика и космонавта.
В части восстановления функционального состояния летчиков и космонавтов после полетов интерес представили материалы А.В. Шакулы и его системное изложение концепции разработки и этапов создания и функционирования комплексной системы психофизиологической реабилитации летного состава. Обоснован комплекс диагностических и восстановительных методов эффективной коррекции функционального состояния летного состава с явлениями утомления, переутомления, эмоционально-вегетативной неустойчивости, функциональными заболеваниями сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, остеохондрозом и другими нарушениями. Использование этих методов позволило устранить соответствующие функциональные нарушения и  повысить на 20% резервные возможности организма для эффективного выполнения летной работы в течение 4 последующих месяцев. При этом период оптимальной работоспособности в годовом цикле профессиональной деятельности фактически увеличивался в 2 раза.
В части привлечения молодежи к авиации и к космической деятельности Е.В. Барыбиной, Е.А. Крюковой и Э.Ф. Хабибуллиной рассматривались возможности  формирования интереса у школьников к проблемам освоения космоса на уроках истории, литературы, физики, ботаники и биологии. При этом, по мнению Э.Ф. Хабибуллиной,  наибольший интерес у учащихся вызывают проблемы создания «космических оранжерей» на основе методов гидро- и аэропоники, что позволяет обсуждать на уроках и другие проблемы обеспечения жизни и деятельности человека в космосе. На конференции с большим вниманием слушали воспоминания участника Великой Отечественной войны А.П. Кузина, который поделился опытом воспитания и подготовки молодежи к армейской службе и защите Родины на основе учета мотивации и особенностей личности.
В обсуждении представленных докладчиками материалов исследований активное участие приняли летчики и авиационные специалисты. Летчик-снайпер В.А. Кощеев, командир эскадрильи фронтовых истребителей МиГ-29, отметил заинтересованность летного состава в научно-обоснованных рекомендациях, позволяющих повышать переносимость факторов полета и эффективность выполнения полетных заданий. Особое внимание он обратил на практическую значимость рекомендаций, направленных на сокращение сроков освоения новой техники и оценки готовности летчика к предстоящим полетам. Следуя таким рекомендациям, будучи командиром эскадрильи, он без потерь и серьезных инцидентов обеспечил подготовку летчиков эскадрильи к выполнению задач освоения новой техники с высоким качеством. А.В. Каневский на собственном опыте оценки воздушной обстановки при возникновении предпосылок к летным происшествиям подчеркнул важность готовности летчика к их возможному возникновению и специальной психологической подготовки летчика к адекватным решениям и  действиям. На примере многолетней службы летчика-инструктора С.М. Манягина, сыновья которого пошли в авиацию по стопам отца,  он показал необходимость сохранения преемственности для воспитания поколения летчиков, верных боевым традициям старшего поколения.  (А.В. Каневский в качестве редактора журнала «Авиапанорама»  с 2007 года принимает активное участие в работе конференции  http://aviapanorama.su/category/2007/62/ -Прим. ред.).
В этой связи А.И. Борисенко поделился опытом практической работы по организации морально-психологического обеспечения личного состава, в том числе для преодоления стрессовых ситуаций и психологических кризисов. Он положительно оценил работу психологов войскового звена, их вклад в формирование установок на преодоление трудностей военной службы, особенно в первоначальный период службы. На конкретных примерах им была показана важность научно-психологического обеспечения деятельности личного состава, мониторинга морально-психологического состояния военнослужащих и их подготовки к  преодолению боевого стресса. Потребность в таком обеспечении личного состава прозвучала и в выступлении А.В. Семычкина, имеющего большой практический опыт морально-психологического обеспечения  личного состава. На философские аспекты учета человеческого фактора как новой парадигмы  развития общественных отношений обратил Е.А. Съемщиков. Он подчеркнул, что учет психологии человека в процессе трудовой деятельности и при организации его жизнедеятельности может рассматриваться как составная часть обеспечения качества человеческой жизни.
Особенности практического применения методов психопрофилактики негативных последствий стресса сформулировала в своем выступлении Т.А. Афонская. На основе анализа эффективности различных методов и способов преодоления последствий стресса она предложила алгоритм выбора индивидуальных технологий психологической реабилитации, учитывающих особенности личности и ее самооценки. Л.В. Кочнева привела ряд примеров исследований и оценки развития личности и ее самосознания как основы выбора методов психолого-педагогического воздействия в целях формирования профессионально важных качеств и свойств личности.
При обсуждении на конференции представленных материалов исследований особое внимание было уделено методологическим проблемам исследования человеческого фактора, его биологических, физиологических и психологических составляющих. Н.Л. Шлыкова в своем представлении методологии изучения структуры психологической составляющей человеческого фактора показала важность учета регулирующей роли психологии человека на его поведение и способность управления психофизиологическим и функциональным состоянием в процессе   деятельности как в штатных, так и в экстремальных условиях и ситуациях.
В выступлении А.В. Бердова дан сравнительный анализ исследований по учету человеческого фактора, проводимых в России и в странах Запада. Отмечалось, что в конце 1990-х гг. за рубежом проявлялся повышенный интерес к отечественным исследованиям и методологии осуществления длительных орбитальных полетов на космических станциях, к средствам катапультирования и обеспечения пространственной ориентировки летчика  в маневренных полетах при воздействии быстро нарастающих больших и  длительных перегрузок. В последние годы  уже российские специалисты в области инженерной психологии и эргономики  проявляют повышенный интерес к исследованиям, проводимым за рубежом в интересах разработки летного снаряжения. Специалист в области оценки военно-политической обстановки и планирования операций, в том числе с участием авиации, Ю.В. Боровков обратил внимание участников конференции на необходимость совершенствования информационного обеспечения деятельности специалистов по учету человеческого фактора в авиации и космонавтике. Новые информационные технологии позволяют оперативно знакомиться с инновационными направлениями разработки методов, средств и технологий эффективного учета человеческого фактора в авиации и космонавтике.
В замечаниях и комментариях Г.В. Очеретяного, проходившего службу в воздушно-десантных войсках и участвовавшего в боевых действиях в Республике Афганистан,  прозвучали оценки влияния психологического состояния летного состава армейской авиации на эффективность выполнения боевых и поисково-спасательных операций. В частности, отмечались специфические требования к пилотированию вертолетов в условиях горно-пустынной местности и при полетах на малых высотах с облетом рельефа местности. В.С. Печкуров, имевших большой опыт парашютных прыжков с приземлением на пересеченную и гористую местность, привлек внимание участников конференции к необходимости организации в армейской авиации и воздушно-десантных войсках специальной подготовки десантников для оценки высоты и скорости приземления и формирования навыков управления спуском для обеспечения благополучной посадки независимо от условий приземления.
В развернувшейся на конференции дискуссии по актуальным проблемам учета ЧФ активное участие приняли В.М. Шишков, В.В. Иноземцев, А.А. Никулин, Т.Б. Нестерович, Н.А. Антипов, Лазаренко Л.Л., Т.В. Каневская, И.Е. Крюкова и другие специалисты-практики в области учета психологии и возможностей человека в профессиональной деятельности.
Конструктивному и деловому обсуждению проблем в области учета человеческого фактора в авиации и космонавтики способствовала подготовка  к конференции краткого биобиблиографического справочника о ее участниках и направлениях их исследований. Это создавало основу для установления личных контактов между участниками конференции и заинтересованного обсуждения проблем, представляющих интерес для сотрудничества, и рабочих контактов.
Участники конференции выступили с конкретными  предложениями по организации учета человеческого фактора при разработке и эксплуатации авиационной и космической техники нового поколения в интересах обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке аэрокосмических услуг. В частности, обоснована обязательность экспертизы учета эргономических требований при разработке авиакосмической техники и технических средств обучения и подготовки летного состава. Признана целесообразной разработка проекта федеральной целевой программы учета человеческого фактора во всех отраслях экономики страны. Определены направления учета человеческого фактора в авиации и космонавтике в интересах повышения профессиональной надежности летного состава и космонавтов и существенного снижения авиационных инцидентов и катастроф. Отмечена необходимость внедрения новых методов и технологий учета человеческого фактора в авиации и космонавтике. Предложено  обратить внимание на подготовку в стране специалистов в области инженерной психологии и эргономики в аэрокосмических университетах, в том числе по программам обучения бакалавров и магистров, и привлечения к исследованиям в этом направлении молодых преподавателей, аспирантов и студентов аэрокосмических образовательных учреждений.
При подведении итогов конференции отмечалась актуальность обсуждения на научных форумах проблем учета человеческого фактора при разработке и эксплуатации авиационной и космической техники в интересах повышения профессиональной надежности летного состава и космонавтов, продления их профессионального долголетия и повышения конкурентоспособности отечественной авиационной и космической техники на мировом рынке аэрокосмических услуг.

1 Trackbacks & Pingbacks

  1. ГЛИЦ им. В.П. Чкалова: испытания на безопасность | Авиапанорама

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика