Ульяновск уверенно наполняет свой бренд

Н.Якубович
Николай ЯКУБОВИЧ 4-е расширенное заседание Комиссии по вопросам развития авиации общего назначения

ulyanovsk

11 октября помощник Президента РФ Игорь Левитин провел в Ульяновске 4-е расширенное заседание Комиссии по вопросам развития авиации общего назначения. Открывая заседание, председатель Комиссии Игорь Левитин подчеркнул, что Ульяновская область является наиболее подходящим центром для разговора на подобные темы.

Основной темой мероприятия было производство, сертификация и поддержание летной годности воздушных судов (ВС) авиации общего назначения. Кроме этого, обсуждались вопросы транспортной безопасности и ограничения использования воздушного пространства.

В заседании участвовали: полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, губернатор – председатель Правительства Ульяновской области С.И. Морозов, вице-президент Общероссийской общественной организации «Объединенная федерация сверхлегкой авиации» И.В. Никитин, заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России А.Г. Шнырев, председатель правления Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан – владельцев воздушных судов В.В. Тюрин.

Первое слово было предоставлено полпреду Михаилу Бабичу, отметившему, что сейчас идет обсуждение площадок для производства в РФ ближнемагистральных самолетов.

«Такими площадками, – cказал он, – могут стать Самарская, Оренбургская и Ульяновская области. Для самолетов «Диамонд» рассматриваются и территории за пределами ПФО. Но мы, конечно, будем стараться сделать так, чтобы максимальные авиационные компетенции оставались сосредоточены здесь, у нас – и не просто в ПФО, а именно в Ульяновской области, поскольку созданная здесь особая экономическая зона дает отдельные преференции и возможности, также кадровый потенциал сконцентрирован здесь…

Полтора года назад мы полушутя-полусерьезно объявили Ульяновскую область авиационной столицей, а сегодня можем сказать, что за это время проделан очень большой путь для того, чтобы этот бренд наполнить реальным практическим содержанием».

По словам полпреда, авиаотрасль для ПФО является системообразующей, поскольку в Поволжье сосредоточено не только около 65% отечественного авиастроения, но и имеется хорошая система подготовки кадров.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов отметил на совещании:

«Для нас очень важен состоявшийся сегодня разговор, ведь сейчас существует реальная проблема – межрегиональные рейсы, которых становится все больше. Должны обслуживать воздушные суда, произведенные на территории России. В нашей области есть все необходимое для этого. К тому же государство как раз выделяет порядка 8 миллиардов на развитие портовой экономической зоны. В течение двух лет эти деньги не просто будут освоены, на них будет создана особая инфраструктура для того, чтобы самолеты для межрегиональных перевозок производились здесь. Нам уже удается «приземлить» у себя новые проекты, например госкорпорация «Ростехнологии» намерена разместить в Ульяновской области авиазавод».

Следует отметить, что сегодня значительно оживилась деятельность завода «Авиакор» благодаря развертыванию серийного производства грузовых самолетов Ил-76МД-90А и топливозаправщика на его базе. Как отметил губернатор, в настоящее время на «Авиакоре» трудится около 10 000 человек, восстановлено училище гражданской авиации, которое к 2005 году практически перестало функционировать. А в создании Портовой особой экономической зоны заинтересованы около 100 компаний.

Не забыл губернатор сказать и о создании Национального авиационного музея. Об этом в стране говорят не одно десятилетие, но пока воз и ныне там. В то же время не следует забывать, что это весомый аргумент для привлечения молодежи в авиацию.

В своем выступлении заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации А.Г. Шнырев поднял вопросы об упрощении выдачи сертификатов летной годности на новые и ранее выпущенные летальные аппараты, но под постоянным контролем государства и о проведении инспекции воздушных судов на различных этапах их эксплуатации.

Первый заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета А.В. Филатов сообщил, в частности, что за время, прошедшее с предыдущего совещания в Краснодаре (см.  http://aviapanorama.ru/2013/06/razvitie-maloj-aviacii-absolyutno-kompleksnyj-vopros/), Авиационным регистром подготовлен проект Порядка проведения работ по валидации типа самолетов весом до 5700 кг и вертолетов весом до 3180 кг зарубежного производства, предназначенных для эксплуатации в авиации общего назначения.

Как следует из доклада заместителя директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса РФ И.В. Никитина, в настоящее время в РФ выпускается меньше легких ВС, чем в дореволюционной России, а конструкторских бюро, разрабатывающих подобную технику, в 50 раз меньше, чем в Англии. В госреестре зарегистрировано около 3000 легких ВС, в то время как их потребность составляет 12 000-13 000. Одним из препятствий для роста авиапарка является отсутствие отечественных маломощных поршневых двигателей, а цены на импортные «Ротоксы» подскочили с 14 000 до 18 000 рублей за счет таможенных сборов. К тому же двигатели легких самолетов работают преимущественно на очень дорогом авиабензине, ввозимом в нашу страну из-за рубежа. В связи с этим приходится возвращаться к необходимости восстановления производства отечественного авиабензина.

В унисон с сообщением Филатова последовал доклад управляющего директора по авиационным проектам госкорпорации «Ростехнологии» А.И. Федорова. Слушая его выступление, невольно вспоминаешь известное выражение: «Заграница нам поможет!». По его мнению, спасение АОН заключается в быстрейшем строительстве нового авиазавода для производства самолетов семейства вместимостью от 9 до 19 человек. А как же отечественные КБ, неужели они не способны на это. Ну, наступил на грабли ЭМЗ имени Мясищева с «Гжелью», с кем не бывает. Так ведь можно еще все исправить, главное нужно – грамотно разработать требования к самолету, провести экспертизу предложенного проекта, а затем строить.

А у нас получается все шиворот навыворот. Объявили конкурс на учебный самолет для гражданской авиации и без всяких объяснений скоропалительно сделали ставку на проект «Рысачок». Самолет построили, а заказчик отвернулся и купил австрийский «Диамонд». Но ведь «Рысачок» создан в соответствии с требованиями заказчика и вдруг такой поворот. Потребовался самолет большей вместимости, и «Рысачок» доработали, как просили, но   опять путь ему преградил «Диамонд». А теперь еще и завод под него надо сооружать. Но, простите, рядом находится саратовский авиазавод, в цехах которого гуляет ветер. Не проще ли его восстановить и наладить под выпуск этих «супердиамондов».

Только непонятно, чем «Диамонды» так хороши, что нам до них не дотянуться?

Правда, у г-на Федорова есть ответ и на этот вопрос. Освоим иномарки и приступим к строительству своих самолетов. Но ведь все современные технологии, освоенные за рубежом известны и у нас. Чего нам не хватает? Их оборудования? Давайте закупим.

Я немного затянул, но хочется высказаться, тем более, что перед вылетом в Москву прогулялся вокруг 50-местного «Бомбардье». Меня поразила простота подхода к созданию самолета. Все сделано с одной целью, чтобы самолет приносил авиакомпаниям как можно большую прибыль. Прежде всего шасси очень низкое с колесами, как у скутера. Это можно было сделать только при условии, что самолет будет эксплуатироваться с исключительно гладких с искусственным покрытием аэродромов. А у нас кругом нищета с разваливающимися аэродромами.

Кресла и проход ужаты до предела (но шаг кресел хороший), потолок низкий, багажные полки прямо над головой и непривыкшие к этому сервису пассажиры то и дело стукались о них головами. А в туалете, как в мышеловке. Не в восторге я и от уровня шума в салоне, а мы все кричим, что наши машины очень шумные. А качество внешней отдели? Наметанный глаз сразу увидел ее шероховатости. Но зато самолет прибыльный. Только прибыль эта течет мимо нашего кармана. Так стоит ли преклоняться перед заграницей и не пора ли вспомнить уроки прошлого? Но я отвлекся.

В.Д. Демин рассказал о деятельности Московского авиационного института по созданию и производству современных легких ВС. По сути, студенческое конструкторское бюро сегодня превратилось в полноценное предприятие с замкнутым циклом производства от конструирования до сертификации (!) летательных аппаратов.

На совещании прозвучали и другие доклады, в том числе о нормативной базе и о создании новых летных площадок, а также о восстановлении прежней аэродромной сети.

В ходе совещания Ульяновская область внесла ряд предложений в проект резолюции по итогам заседания комиссии. Среди них: инициативы о включении Всероссийского форума малой авиации, который проводился в регионе в прошлом году, в федеральный календарь мероприятий; о внедрении в учебные программы авиационных вузов курсов переподготовки специалистов по вопросам проектирования и сертификации ВС общего назначения, о субсидировании затрат производителей самолетов АОН на участие в профильных зарубежных выставках в составе объединенной российской экспозиции.

В заключение помощник Президента РФ Игорь Левитин сказал: «Так как сегодня разговор шел о производстве авиационной техники, и вообще спектр вопросов в плане работы нашей комиссии на 50% состоит из решения именно этих проблем, логично, что ульяновский кластер стал той площадкой, которую мы для этого выбрали. У нас также есть сегодня хорошая возможность посмотреть, как регион планирует стимулировать предприятия авиационной отрасли».

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика