ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ И ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ РОССИИ

А.Лашков

Сентябрь

1 сентября 1948 года (65 лет) – сформировано управление Московского района противовоздушной обороны I категории (на базе управления Северо-Западного округа ПВО).

6 сентября 1898 года (115 лет) – на Х съезде русских врачей и естествоиспытателей в Киеве заслушан обзорный доклад экстраординарного профессора Московского университета по кафедре прикладной математики, члена-корреспондента Императорской Академии наук Н.Е. Жуковского «О воздухоплавании». В докладе были подведены итоги работ русских ученых над проблемой летания за период 1873–1898 гг. и высказана идея активного развития в России летательных аппаратов тяжелее воздуха (с двигателем).

6 сентября 1903 года (110 лет) – исполняющий должность начальника отдела управления электротехнической частью Главного инженерного управления подполковник В.А. Семковский, осуществлявший опыты с воздушными змеями, доложил руководству инженерного ведомства, что поднятием змеем антенны беспроволочного телеграфа на высоту 100 метров обеспечивается радиопередача «на расстоянии 40 миль в том направлении, при котором до сих пор не удавалось получить депеш».

8 сентября 1948 года (65 лет) – планерист-спортсмен В. Павлов на двухместном планере с пассажиром установил мировой рекорд скорости полета по замкнутому кругу на 100 километров – 60 км/ч.

8 сентября 1953 года (60 лет) – Постановлением Совета Министров СССР принят на вооружение двухместный барражирующий истребитель-перехватчик Як-25 с РЛС «Изумруд» (РП-1).

9 сентября 1913 года (100 лет) – русский военный летчик поручик П.Н. Нестеров на Сырецком военном аэродроме под Киевом впервые в мире осуществил на аэроплане типа «Ньюпор-IV» (постройки московского завода «Дукс») замкнутый круг в вертикальной плоскости – «мертвая петля». По словам отважного летчика, это было сделано ради расширения маневренных возможностей аэроплана.

10 сентября 1908 года (105 лет) – состоялся полет первого русского военного (учебного) дирижабля мягкой системы «Учебный» конструкции штабс-капитана А.И. Шабского. Дирижабль объемом 1200 м3, с двигателем в 16 л. с., был построен на базе Учебного воздухоплавательного парка (г. Санкт-Петербург) под руководством механика А.Е. Гарунта.

10 сентября 1918 года (95 лет) – в результате проведенной Казанской операции войсками 5-й советской армии и Арской группы 2-й армии РККА во взаимодействии с Волжской военной флотилией полностью освобождена Казань. Действия сухопутных и речных сил были активно поддержаны с воздуха. За период боев под Казанью красные летчики произвели 301 боевой вылет, сбросив на противника более 150 бомб (свыше 1,6 тонн), тысячи стрел и десятки тысяч листовок.

11 сентября 1918 года (95 лет) – первое применение в Красной армии змейкового аэростата на наблюдения на речных судах (Волжская военная флотилия). В дальнейшем этот опыт был использован в Днепровской и Камской военных флотилиях.

15 сентября 1918 года (95 лет) – завершилась оборона г. Баку (в т. ч. в воздушной сфере) вооруженных сил Диктатуры Центрокаспия от турецко-азербайджанских войск.

16 сентября 1963 года (50 лет) – на командном пункте ВВС Революционных Вооруженных Сил Кубы проведено показное занятие с участием советских военных специалистов по вопросам организации боевого управления в угрожаемый период времени.

20 сентября 1918 года (95 лет) – в соответствии с приказом главкома всеми силами Республики № 9 при Штабе ГК для руководства боевой деятельностью авиации на фронтах было сформировано Полевое управление авиации и воздухоплавания действующей армии – Авиадарм. С 22 сентября его возглавил комиссар Главвоздухофлота А.В. Сергеев.

22 сентября 1998 года (15 лет) – под руководством главнокомандующего ВВС РФ проведена одна из первых командно-штабных тренировок по взаимодействию органов управления, дежурных сил и средств ПВО, входящих в состав объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников СНГ при выполнении ими задач боевого дежурства.

24–25 сентября 1938 года (75 лет) – установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полета. Самолет АНТ-37 «Родина» конструкции П. Сухого (экипаж: командир В.С. Гризодубова, второй пилот П.Д. Осипенко, штурман М.М. Раскова) совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва – Дальний Восток (Керби, район Комсомольска-на-Амуре) по прямой – 5908,610 километров и по маршруту – 6450 километров. Весь путь был пройден за 26 часов 29 минут.

24 сентября 1943 года (70 лет) – начало проведения Днепровской воздушно-десантной операции («Букринский десант»), одной из крупнейших в годы Великой Отечественной войны. Операция не достигла поставленных целей, однако десантники активными действиями оттянули на себя большую группировку немецко-фашистских войск и нанесли ей значительные потери в живой силе и технике. По советским данным, было уничтожено до 3000 чел. противника, 15 эшелонов, 52 танка, 6 самоходных орудий, 18 тягачей и 227 автомашин.

26 сентября 1988 года (25 лет) – в ходе очередного вылета на перехват нарушителя воздушного пространства Демократической Республики Афганистан советским истребителем в районе безлюдного плато (75 км северо-западнее Шинданда) был сбит иранский самолет.

28 сентября 1943 года (70 лет) – Постановлением ГОКО № 4214сс определено к 5 октября сформировать Донбасский корпусной район ПВО и передислоцировать Воронежский корпусной район ПВО в Курск, переименовав его в Курский корпусной район ПВО.

30 сентября 1933 года (80 лет) – стратостат «СССР-1» (командир экипажа Г.А. Прокофьев) установил новый мировой рекорд, поднявшись на высоту 19000 метров.

Сентябрь 1913 года (100 лет) – в ходе маневров войск Киевского военного округа военный летчик 11-го корпусного авиаотряда поручик П.Н. Нестеров, применив смелый маневр своего летательного аппарата возле борта аэроплана «противника», заставил последнего ретироваться.

Сентябрь 1913 года (100 лет) – введение временного запрета (по линии Морского ведомства) на полеты иностранных летательных аппаратов в районе Финского залива.

Сентябрь 1918 года (95 лет) – сформирован единый орган руководства воздушными силами белых армий Сибири и Дальнего Востока. Управление воздушного флота войск Приморской области преобразовано в Полевое управление авиации и воздухоплавания (ПУАВ) Сибирской армии (начальник – подполковник С.А. Бойно-Родзевич) под юрисдикцией Временного Сибирского правительства.

Сентябрь 1943 года (70 лет) – специальным постановлением Государственного Комитета Обороны в штаты отдельных полков связи воздушных армий введено по две наземные радиолокационные станции.

Сентябрь 1963 года (50 лет) – вывод личного состава 213-го истребительного авиаполка и 425-го отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения ИА ПВО (группа советских войск на Кубе) с территории Острова Свободы на родину.

Сентябрь 1993 г. (20 лет) – приказами главнокомандующего Войсками ПВО введены в действие уточнения (дополнения) к Боевым уставам Войск ПВО.

Сентябрь 2008 года (5 лет) – два российских стратегических бомбардировщика Ту-160 впервые в истории отечественной авиации осуществили дружеский визит в Латинскую Америку (Венесуэла), выполнив задачи по воздушному патрулированию в акватории Карибского моря.

 

Составитель. А. Лашков

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика