Кризис отрасли. Заменит ли «Ангара» устаревающий «Протон-М»?

Н.Якубович
Николай Якубович В нашем журнале (№ 2-2013) было опубликовано интервью с руководителем «Роскосмоса» В. Поповкиным, где подчеркнуто, что ракетно-космическая отрасль является самой наукоемкой, но весьма сложной по управлению. К сожалению, недавнее событие, когда 5 июля была потеряна ракета-носитель «Протон-М», причем с несколькими спутниками глобальной навигационной системы, свидетельствует именно об этом. Действительно, потеря для страны в деньгах и в имидже отрасли весьма ощутима.
Любопытно, что СМИ настолько оперативно отреагировали на это событие, как будто были готовы к столь «потрясающему событию». И сразу же с их подачи все заговорили о системном кризисе. Хотя систематических отказов, которые можно было бы обобщить и сделать соответствующий вывод, способный исключить возникший в работе техники сбой, не наблюдалось. Можно согласиться, что налицо кризис системы, причем государственный, разрушивший управление отраслью и приведший к ее руководству эффективных мененджеров-управленцев, главной целью которых является только прибыль и рост денег на банковских счетах, а техническая сторона, научный и производственный потенциал (прежде всего, кадры) – это для них второстепенное явление.
Когда верстался номер, было официально объявлено, что «причиной ЧП стала неправильная установка датчика угловой скорости». А это как раз подчеркивает безответственность «эффективных управленцев», которые не так давно (по историческим меркам времени) приняли решение ликвидировать одно из важных звеньев технологического контроля производства, уничтожив как класс институт специалистов военной приемки – специалистов независимого контроля всех этапов работ по технически сложным объектам в ракетно-космической отрасли. Оказывается, это и стало «медвежьей услугой» в деле обеспечения безопасности и надежности функционирования отрасли.
Если до 1990-х молодежь активно шла в ракетно-космическую отрасль, то ныне туда приходят лишь единицы. В основном, из-за отсутствия общего престижа отрасли и низкой зарплаты. Впрочем, деньги есть, но их растаскивает эффективный менеджмент из-за отсутствия должного государственного контроля.
Так что кризис системы налицо. При этом создание новой ракеты-носителя «Ангара» отрасли в целом и государству может не помочь. Если страна будет не в состоянии свести к минимуму аварийные ситуации и риски, связанные с одной из самых надежных и полностью отработанных ракет «Протон», то неизвестно, с чем еще столкнутся испытатели при первых пусках «Ангары». Не потянет ли это за собой безмерные финансовые вливания из бюджета, как это произошло с авиалайнером «Суперджет-100»?
Чтобы это исключить, целесообразно и необходимо срочно вернуться к прежней форме управления отраслью, а также сделать так, чтобы ее сотрудники получали достойную зарплату и гордились своей профессией.
И все же, что нас ждет в будущем? Чем будущая «Ангара» будет отличаться от нынешнего «Протона»?

proton_m

Download PDFСкачать статью в формате PDF

Эта статья представлена на сайте в виде отдельно-скачиваемого файла в формате PDF. Нажмите на эту ссылку чтобы скачать файл на свой компьютер.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика