Влияние перегрузки можно компенсировать

В.Абрамов
Владимир Абрамов P-51 Mustang – один из наиболее эффективных истребителей Второй мировой войны. Специалисты были настолько впечатлены его скоростью и маневренностью, что он стал легендой Западного фронта. 6 марта 1944 года, в ходе массированного налета английской бомбардировочной авиации на Берлин, эскортные истребители Mustang сбили 81 германский истребитель, потеряв лишь 5 самолетов. Превосходство в бою было обеспечено не только летно-техническими характеристиками истребителя, но и надежной защитой его летчика от перегрузки с помощью противоперегрузочных костюмов (ППК). Это было одно из первых массовых применений ППК в мировой практике в условиях скоротечного боя. А как же эволюционировали средства защиты летчика от перегрузки за прошедшие 70 лет? Обеспечивают ли они сейчас защиту в должной мере? Ведь растущие возможности пилотируемого сверхманевренного самолета неумолимо ведут к росту уязвимости, к снижению надежности главного звена в составе боевого авиационного комплекса – летчика

Испытания ППК-3Р120М на ЦФ-8 летчиком- испытателем П.Н.Власовым

Download PDFСкачать статью в формате PDF

Эта статья представлена на сайте в виде отдельно-скачиваемого файла в формате PDF. Нажмите на эту ссылку чтобы скачать файл на свой компьютер.

1 Комментарий для Влияние перегрузки можно компенсировать

  1. Статья небезынтересная, но очень спорная. Хотя разумное зерно в этом предложении есть, т.к. в годы Второй Мировой летчики-истребители как можно туже затягивали на животе ремень перед вылетом.
    Почему компенсировать перегрузку нельзя просто изменив положение тела летчика относительно суммарного вектора инерциальных сил?
    Известно, что в конце Второй Мировой Войны в ЛИИ отрабатывали отклоняемую спинку кресла для маневрирования с большими перегрузками на Ла-5.
    Это же делали немцы, которые затем положили летчика внутри кабины навзничь на живот, чем снизили лобовое сопротивление из-за уменьшения диаметра поперечного сечения фюзеляжа и достигли переносимости перегрузок в 14 ед на время до 60 с. В 1960-х у нас в стране при размещении лежа на спине под углом 78-80 градусов к вектору инерциальных сил достигли переносимости перегрузки 26 ед, а в 1970-х на тех же принципах разрабатывалось кресло изменяемой геометри, успешно прошедшее лабораторные испытания.
    Другой универсальный вариант компенсации высоких перегрузок методом полного погружения предлагал К.Э. Циолковский и его также предполагали применить немцы на своих перспективных реактивных истребителях конца Войны (залив кабину водой и погрузив в нее по шею пилота). В лабораторных исследованиях на центрифуге метод полного погружения испробовал в США биофизик Gray полностью погрузившись в воду и дыша под избыточным давлением в легких при перегрузках до 31 ед. В 1980-х у нас под руководством А.С. Барера провели аналогичные исследования, но без избыточного давления в легких и столкнулись с проблемами дыхания при больших перегрузках.
    Следует заметить, что и сейчас серийно выпускается германской фирмой гидравлический противоперегрузочный костюм Libella, опирающйся на тот же принцип, но имеющий минимальный объем заполнения жидкостью и не требующий соединения с бортом самолета. Однако, пневматический противоперегрузочный костюм с автоматом давления как компенсатор перегрузок — это хорошо, но без него все же летать комфортнее и управлять самолетом легче.

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика