На авторотацию надейся, но с парашютом дружи

Е.Матвеев
Евгений Матвеев,
кандидат технических наук

Я не великий специалист в средствах спасения, а тем более в парашютах. Однако долгое соседство с вертолетчиками и парашютистами позволило сделать некоторые наблюдения, которыми могу поделиться. Итак, наиболее распространенным средством спасения вертолетчиков долгие годы остается парашют. Лишь относительно недавно на боевых вертолетах Ка-50/52 появились катапультные кресла с отстрелом лопастей несущих винтов. К большому сожалению, громкие катастрофы «Акул» и «Аллигатора» лишь подтвердили простую аэродромную истину – вертолетчики любого ранга и опыта (пока) не готовы воспользоваться катапультой. Благодаря специфике работы вертолетчики во все времена «дружили» с парашютистами, но прыгать особенно не рвались, даже за деньги. В то же время, несмотря на занятость, работы на авиационной технике, «бросали» их с утра до вечера. Начинали крутиться задолго до начала работы, часов в 5 утра. Бывало, парашютист не успевал приземлиться, а использованный парашют уже отстегивал. Кричал и махал руками: «Новый давай!» Надевал – и опять в вертолет. И так раз десять за день. Летом вертолетчики, в наказание, каждый день «бросали попрыгунчиков» (так на стоянке называли ненасытных парашютистов), но сами – не любили прыгать. На мой вопрос «почему?» отшучивались – зачем ноги ломать?
В отличие от самолета, вертолет выполняет полеты на малых высотах и обладает уникальными возможностями выполнения посадки на авторотации без работающих двигателей, поэтому пилоты, как правило, тянут до последнего. На моей памяти из прошлой вертолетной жизни было несколько случаев, когда экипажи по разным причинам были вынуждены бросить винтокрылую машину. Все заканчивалось благополучно. И это несмотря на сложность прыжка из «бетономешалки», готовой перемолоть любого еще в воздухе. Правда, были и единичные случаи гибели – досадная случайность (в ночных условиях, уже на земле, упал на валун и сломал шейные позвонки), явные нарушения правил (непристегнутые ремни и т.п.) или чрезмерная самоуверенность.
Расскажу один случай из жизни про самоуверенность. Был у нас ПДС-ник (начальник парашютно-десантной службы), стройный, красивый старший лейтенант, про таких сегодня говорят, креативный парень. Постоянно придумывал всякие воздушные фокусы. Решил установить рекорд по числу отцепленных парашютов за один прыжок. Изготовил специальную подвесную систему, на которой спереди пристегивались 4 или 5 (сегодня уже и не помню) запасных парашютов. Идея заключалась в том, чтобы, последовательно раскрывая и отстегивая запасные парашюты, приземлиться на основном. Это в теории. А в жизни все получилось комом. Обычный парковый день начинался необычно – парашютными прыжками. Вертолет последовательно поднимался в небо, бросал и бросал парашютистов, а командир все время торопил. После очередного прыжка, надевая новую систему, наш ПДС-ник в сердцах бросил: «Загоняли…» И поднялся по стремянке в кабину. Вертолет легко оторвался от земли и стал набирать высоту. Мы замерли в ожидании. Показалась черная точка. Первый парашют раскрылся как обычно. Но почему-то никак не оцеплялся. Было видно, белый купол захлестнулся, а парашютист пытается его отстегнуть. Высота стремительно уменьшалась. Весь полк в один голос закричал: «Режь (стропы)!» А он так и свистел до земли. Глухой удар и пустота. Никогда себе не прощу, что тогда, на стремянке, не сумел остановить. Потом, внимательно рассматривая ту подвесную систему, обнаружили, что шпилька, на которую был застегнут злополучный парашют, согнута (удар в момент раскрытия был такой силы, что прочность металла оказалась недостаточной). Согнутая шпилька не позволяла открыть карабин, чтобы отстегнуть замок. Язычок карабина все время упирался в согнутую шпильку, и никакая сила не смогла бы его утопить. А он все отстегивал и отстегивал… до земли. Самоуверенность – страшная сила.
Потом был Афганистан, который убедительно подтвердил эффективность парашютов в системе спасения жизней не только вертолетчиков, но и пассажиров. Когда в 1984–1985 гг. в ДРА появились «Стингеры», вертолетчики стали и пристегиваться, и прыгать. Парашюты спасли многие жизни. В целом, парашют – надежное средство спасения – шанс на спасение, которым еще нужно быть готовым воспользоваться. Спасение в значительной степени зависит от уровня подготовки прыгающего. В современном мире, когда цена жизни каждого человека неимоверно возрастает, вертолетчикам нужны самые современные средства спасения, доведенная до автоматизма готовность и отработанные навыки использования. Учитесь прыгать!

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика