F-35 примеряет тактическое ядерное оружие

В.Антошин
Валерий Антошин,
редактор журнала «Авиапанорама», кандидат военных наук

F-35

В 2011 году ВВС США определили, что в ближайшие годы им необходимо иметь на вооружении около 1900 тактических истребителей. При этом истребители 4-го поколения постепенно будут заменяться новыми истребителями 5-го поколения, доля которых примерно к 2020 году в боевом составе должна увеличиться уже в 3 раза. И если парк истребителей F-22A вскоре будет модернизироваться, то истребители F-35 все еще продолжают проходить летные испытания, которые, похоже, растянутся еще лет на 5, а то и больше. Тем не менее, ВВС США отводят истребителю F-35 важную роль в перевооружении самолетного парка на машины нового поколения. В ближайшие 10 лет он должен стать основным носителем тактического ядерного оружия в ВВС США и НАТО. На авиабазе ВВС США Эглин в конце февраля 2012 года в рамках подготовки к программе обучения летного состава начаты пробные полеты на самолетах F-35А и подготовка к их эксплуатации.
В предыдущих статьях нашего журнала, посвященных истребителям F-35, мы уже отмечали, что разработчик семейства этих новых истребителей 5-го поколения (фирма «Локхид Мартин») прилично «промахнулась» как со сроками разработки программы, так и с ее качеством, а уж тем более со стоимостными показателями. Разработка истребителей продолжается, испытания опытных образцов идут с отставанием более чем на 2 года, программа полетов по количеству летных часов (интенсивности испытательных полетов) как бы выполняется, а кое-где даже превышала план в 2011 году. А вот оценка процесса летных испытаний по завершенным контрольным точкам, проведенная в 2011 году, показала, что объем испытаний по самолету F-35B составил лишь 9 % от плана, а для F-35A и F-35C соответственно 11 и 32 %. С такими темпами выполнить план переоснащения ВВС США новыми истребителями быстро не получится.
А как быть с союзниками США по НАТО? Те ведь уже вложили в программу разработки новых истребителей не один миллиард долларов. Некоторые ждут и надеются, другие бурно обсуждают повышение цен на самолеты F-35 (например, Канада, Норвегия). Австралийские друзья США уже закупили вместо этого новые F-18Е/F и считают, что спокойно дождутся в 2020-е годы истребителей F-35. Норвегия же в 2014 году вынуждена начать программу модернизации своих устаревших истребителей F-16 с целью продления срока их эксплуатации еще на 10 лет. Поставка первых двух истребителей F-35 для ВВС Норвегии ожидается в 2018 году с опозданием на 2 года. Им еще предстоит пройти приемочные испытания, после чего эти истребители будут использоваться для подготовки пилотов. Реально принятие самолета на вооружение можно ожидать не ранее 2020 года, а завершение поставок всех заказанных для ВВС Норвегии самолетов ожидается лишь в 2023-м. Такие же проблемы со сроками поставок истребителей возникли практически у всех союзников и друзей США, которые могут столкнуться с серьезным дефицитом боевых самолетов для своих ВВС, если программа F-35 продолжит «хромать» и дальше.

В ходе испытательных полетов самолетов
F-35В выявлены следующие дефекты:
— залипание привода заслонки верхнего воздухозаборника подъемного вентилятора;
— не отвечающая требованиям заслонка вспомогательного воздухозаборника;
— преждевременный износ опорной балки привода заслонки подъемного вентилятора;
— отрыв заслонок сопла стабилизации крена во время полета;
— износ заслонок поворотного сопла;
— растрескивание створки ниш основных опор шасси;
— чрезмерный перегрев ведущего вала подъемного вентилятора;
— перегрев муфты привода вала подъемного вентилятора во время обычного (горизонтального) полета;
— перегрев отсека сопла стабилизации крена.
Выявленные дефекты на самолете F-35С:
— чрезмерные колебания передней опоры шасси во время буксировки (выруливания);
— неудовлетворительно продолжительное время уборки шасси;
— перегрев электро-гидростатической системы привода;
— необходимость полного перепроектирования конструкции тормозного гака. Ни один истребитель в ходе восьми тренировочных
полетов с имитацией посадки на палубу авианосца не сумел зацепиться выпускным гаком за трос аэрофинишера. Очередной этап испытаний назначен на начало 2013 года;
— конструкция захвата носового шасси самолета за пусковое устройство палубной катапульты не обеспечивает надежное удержание истребителя при работе его двигателей на взлетном режиме;
— потеря связи инерциальной навигационной системы и GPS приемника c приборной панелью пилота во время взлета с палубной
катапульты;
— нестабильность работы нашлемных индикаторов.

А вот Великобритания сначала как-то засомневалась в надежности своих американских партнеров, хотя намерена даже участвовать в проведении летных испытаний опытных образцов. В Лондоне взяли быстрый старт, ликвидировали свои уже устаревшие «Харриеры», продав их американцам на запчасти, и думали, что вот-вот получат новые F-35В с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Но их королевскому флоту суждено и по сей день оставаться всего лишь «вертолетоносным», а получение новых истребителей ранее 2020 года очень туманно. А тут еще непоследовательность британцев в стремлении сэкономить подпортила картину. По договору фирма «Локхид Мартин» должна была поставить Англии истребители КВВП F-35В, но британцам вдруг вздумалось заменить их палубными истребителями F-35C, тогда, мол, появится возможность выходить в море и выполнять необходимые «миротворческие» задачи совместно с американскими авианосцами. Когда же специалисты проанализировали новое предложение властей, то оказалось, что это обойдется «в копеечку», так как потребует дополнительных ассигнований, связанных с проведением дорогостоящих доработок, установок новых катапульт и т.д. В итоге в середине 2012 года Великобритания захотела вновь вернуться «на круги своя», к уже привычному F-35B, но официального документа по этому вопросу пока не опубликовано.
То же самое можно говорить и о других «друзьях» США. Все они будут, конечно, волноваться, спорить, но вынуждены ждать завершения испытаний опытных истребителей и поставок серийных машин, так как другого варианта у них нет.
В 2011 году ВВС США перешли на новый этап программы F-35: поставлены 6 тренировочных истребителей на авиабазу Эглин, по программе летных испытаний достигнут налет 1000 часов для самолета F-35A, который за год совершил 450 испытательных полетов, выполнена первая успешная дозаправка истребителя в воздухе от заправщика КС-10. В ноябре 2011 года завершена сборка первого самолета F-35B для Великобритании, которая планировала участвовать в проведении летных испытаний трех опытных экземпляров самолета (из них два истребителя F-35B и один F-35C). В апреле 2012 года первый F-35B уже совершил полет на базу Эглин. Будет ли Великобритания участвовать в испытаниях F-35C – станет ясно только после официального заявления английских властей об окончательном выборе типа палубного истребителя.
Недостатки, выявленные в ходе летных испытаний опытных образцов самолета:

  1. Высокий уровень одновременно выполняемых работ в процессах производства, разработки и испытаний F-35 привел к серьезным проблемам в реализации программы в целом. В частности, подготовка к началу проведения испытательных полетов в центре подготовки летного и технического состава к эксплуатации и обслуживанию перспективного истребителя (авиабаза Эглин, шт. Флорида) проводится на недоработанных самолетах. Фирме-разработчику предстоит перепроектировать некоторые конструктивные элементы истребителя и внести изменения во все модификации самолета, что требует значительного дополнительного финансирования.
  2. В 2011 году проведен лишь ограниченный объем летных испытаний программного обеспечения «систем выполнения боевых задач» (mission systems). По плану «Локхид Мартин» разработка программного обеспечения для самолета F-35 будет завершена не ранее 2015 года, поэтому окончательная доводка, интеграция и летные испытания наиболее важных комплексных элементов данных систем еще только предстоит.
  3. В октябре 2011 года проведены первые испытательные полеты F-35В с палубы десантного корабля. За 19 дней проведено 72 цикла (укороченный взлет – вертикальная посадка) при продольном ветре до 16 м/с и боковом ветре до 5 м/с. Однако обнаруженные дефекты ставят под сомнение оперативное использование данной модификации самолета в ближайшем будущем. Надежность и ремонтопригодность самолета остается недостаточной. Очередной этап испытаний запланирован на август 2013 года.
  4. Выполнена полная проверка на системном уровне первого испытательного самолета.
    Результаты теста показали надежность систем управления полетом и электроснабжения самолета и их способность при необходимости изолировать поврежденные узлы и агрегаты. Испытания с применением оружия показали, что бортовая система генерации инертных газов не способна обеспечить защиту топливных баков самолета от взрыва при повреждении средствами ПВО во время выполнения боевых задач. Данная система и топливные баки подлежат доработке с последующими дополнительными испытаниями.

Отмеченные недостатки, выявленные в ходе летных испытаний, регулярный перенос сроков реализации программы истребителя F-35 опять привлекли внимание к ней руководства ВВС США и Конгресса. Очередная их оценка параметров программы разработки, проведенная в начале 2012 года, представлена в табл. 1.

Таблица 1. Изменение показателей программы самолета F-35 по годам

2001 2003 2007 июнь 2010 март 2012
Количество самолетов:
опытных 14 14 15 14 14
серийных (для США) 2852 2443 2443 2443 2443
Стоимость, $ млрд:
разработки 34,4 44,8 44,8 51,8 55,2
закупки 196,6 199,8 231,7 325,1 335,7
военного строительства 2,0 0,2 2,0 5,6 4,8
Всего: 233,0 244,8 278,5 382,5 395,7
Стоимость образца, $ млн:
закупочная программная 81 100 113 156 161
средняя закупочная 69 82 95 133 137
Сроки поставок и серийного
производства:
год поставки первого боевого самолета 2008 2009 2010 2010 2011
год принятия на вооружение 2010–2012 2012–2013 2012–2015 2019–2020
(оценка)
полномасштабное
серийное производство
2012 2013 2013 2016 2019

На фоне всей этой финансовой картины неудивительно выглядят цифры относительной стоимости самолета F-35. Без учета затрат на разработку цена самолета составляет: F-35A — 83,4$млн, F-35В – 108,1$млн, F-35С – 93,3$млн. Еще более впечатляющим представляется стоимость летного часа этого нового истребителя: F-35А – 35 200$, F-35В – 38 400$, F-35С – 36 300$.
Почему же американцы так держатся за программу F-35? Причин тут несколько. Во-первых, как уже писал наш журнал, самолеты F-35 призваны заменить, в том числе, старые американские истребители F-16 во многих странах мира, а это очень лакомый кусок. Во-вторых, американцы не хотят подорвать свой престиж передовой авиационной державы. А в-третьих, они намерены заменить свои стремительно стареющие F-15 и F-16, которые являются носителями тактического ядерного оружия (бомбы В61-3/4/10), новыми F-35, вооруженными модернизированными и более точными В61-12. Кроме этого, уже в рамках НАТО также есть носители тактического ядерного оружия, это самолеты «Торнадо», которые тоже могут быть заменены на самолеты F-35. Поэтому ВВС США всячески продвигают программу F-35, вкладывая и вкладывая в нее миллионы долларов, и в то же время проводят очередную модернизацию истребителей F-15 и F-16 для продления их ресурса еще, как минимум, лет на 10. За это время они предполагают «довести до ума» истребитель F-35, оснастить его всем необходимым для применения тактических ядерных бомб, обучить летный и технический состав как в своих ВВС, так и в ВВС своих союзников по НАТО. ВВС США планируют завершить работы по оснащению и сертификации истребителей F-35 Block IV необходимым оборудованием в районе 2020 года. Хранение ядерных бомб В61-12 планируется организовать в уже существующих в Европе 6 хранилищах, расположенных на территории 5 стран: Бельгия, Германия, Италия, Нидерланды, Турция.
И все-таки некоторые вопросы остаются. Самые крупные союзники США по НАТО, а это Германия, Великобритания и Франция, с одной стороны, поддерживают своего заокеанского партнера, а с другой – проводят несколько независимую политику. В ВВС Германии носителем ЯО являются самолеты «Торнадо», в перспективе его заменят новые «Еврофайтеры», хотя Германия почему-то пока не планирует оснащать их тактическим ЯО. Во Франции есть свои самолеты «Рафаль», вооруженные КР с ЯБЧ, а что касается Великобритании, то на ее территории вообще нет складов тактического ЯО. При этом очевидно, что инструмент участия европейских стран в этих операциях определяется специальными документами НАТО, а главную роль, как всегда, играют США, которые держат в своих руках и ядерное оружие, и большую часть его носителей, стремясь размещать все это, конечно же, в Европе. А о том, что в случае конфликта страны, с территории которых это оружие может быть применено, будут «подставлены» их главным союзником, все пока молчат.

Таблица 2. Основные характеристики тактических ядерных бомб В61 США

Обозначение Носитель Мощность, Кт Количество
В61-3 F-15E, F-16C/D, F-16A/B(мод), Торнадо 0,3, 1,5, 60, 170 200 в резерве, около 90 в Европе
В61-4* F-15E, F-16C/D, F-16A/B(мод), Торнадо 0,3, 1,5, 10, 50 200 в резерве, около 90 в Европе
В61-10 F-15E, F-16C/D, F-16A/B(мод), Торнадо 0,3, 5, 10, 80 100 в запасниках
В61-12
(разрабатывается на базе В61-4)
В-2, F-15E, F-16C/D, F-16A/B(мод), Торнадо, F-35 0,3, 1,5, 10, 50 Около 400

Прим.*) Всего произведено 660 бомб В61-4, к 2012 году в запасниках оставалось около 200 ед.

Список использованной литературы

  1. FAS. Federation jf American Scientists issue brief. June, 2011
    The B61 Life-Extension Program: Increasing NATO Nuclear Capability and Precision Low-Yield Strikes.
  2. GAO-12-437, June 2012. United States Government Accountability Office «Joint Strike Fighter».
  3. F-35 Total Costs Soar to $1.5 Trillion Lockheed Defends Program. Colin Clark, March 30, 2012.
  4. F-35 Joint Strike Fighter. Congressional Report – Analysis. «Phoenix Think Tank», Steve Gtjrge, 11 Jan 2012.
  5. The Nuclear Matter Handbook. 2011 Year.
  6. FAS. U.S. Nuclear Strategy After the 2010. Nuclear Posture Review. Hans M. Kristensen. August 10, 2012.
  7. FAS. Special Report N3, May 2012. Non-Strategic Nuclear Weapons. Hans M. Kristensen.
  8. Weapons File 2009. Air Armament Center.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика