DARPA: научно-исследовательский «хищник»

Окончание. Начало в №№ 2, 3, 4-2012

Global Hawk

Бюджет DARPA на 2011 финансовый год, опубликованный на сайте Агентства http://www.darpa.mil/budget.html включал в себя 522 страницы с кратким описанием научно-технической тематики и размеров финансирования всех актуальных исследовательских программ DARPA.
Непосредственным процедурам контрактации НИОКР предшествует разработка программы исследований. По результатам взаимодействия с руководителем департамента, промышленными предприятиями, исследовательскими лабораториями и университетами, консультаций с представителями индустрии, ознакомления с существующими технологиями и достижениями в данной области менеджер программ объявляет процедуру запросов о представлении предложений по утвержденной проблеме (requests for competitive proposals — ТСР).
После окончания сбора предложений, менеджер программы формирует техническое задание на НИОКР (Broad Agency Announcement – BAA). При этом контракты заключаются преимущественно с негосударственными организациями – как правило, ими выступают крупные корпорации, частные университеты, инновационные предприятия и исследовательские группы. Менеджер программы, как правило, формирует и организует работу сразу по нескольким проектам в рамках своей программы.
В отличие от проблематики программы в целом, условия конкретного технического задания (BAA) являются закрытыми до момента объявления конкурса и не подлежат разглашению со стороны менеджера программы.
Здесь также стоит отметить большую самостоятельность менеджера программы. В рамках своих компетенций он самостоятельно принимает решения:

  • о допуске к участию в программе правительственных организаций, государственных исследовательских центров финансируемых в рамках программ Министерства обороны;
  • по обращению участника конкурса продлить срок проведения конкурса для тщательной подготовки заявки и формированию кооперации (команды);
  • о заявлении цены контракта или сбора предложений от участников конкурса;
  • по согласованию с победителем конкурса принимает решения о форме сотрудничества – государственный контракт, грант (субсидия), соглашение о совместных НИОКР или иной формы в зависимости от характера работы. Это позволяет заключать сложные с юридической точки зрения документы, предусматривающие участие в выполнении работ консорциумов, творческих коллективов и партнерств;
  • на основании представленных документов формировать политику в области интеллектуальной собственности по контракту – от условий неограниченных прав правительства на результат до полного отказа от прав на интеллектуальную собственность, полученную в рамках проекта (в соответствии с разделом 845 Закона о национальной обороне – section 845 the National Defense Authorization Act).

Процедура оценки заявок может занимать до 3–4 месяцев, после чего ведутся переговоры с победителем длительностью до двух месяцев. При этом большинство контрактов заключается на срок 1–3 года.
В последнее десятилетие DARPA провело кардинальные изменения в области проведения НИОКР. При поддержке Конгресса и Минобороны США DARPA проводит политику по адаптации практики проведения научно-исследовательских работ, существующей в коммерческой области. В настоящее время DARPA обладает несколькими специальными полномочиями (Special authorities), упрощающими бюрократические процедуры, распространенные на другие государственные, в частности оборонные, агентства. Упрощенный наем сотрудников (Experimental Personnel Authority, EPA) позволяет Агентству формировать состав управляющих проектами из коммерческих структур на временной основе, предлагая персоналу конкурентную заработную плату. До получения этого полномочия наем управляющих проектами осуществлялся согласно Interagency Personnel Act (IPA), позволяющий всем агентствам Министерства обороны нанимать лишь представителей некоммерческих организаций, таких как университеты. EPA, как и IPA, являются специальными исключениями по отношению к Civil Service rules – своду правил, установленных для государственных служащих, в частности, для сотрудников других государственных агентств.
Упрощенная форма заключения контрактов (Other transaction authority) – механизм, позволяющий более гибкое заключение контрактов с производственными и академическими организациями, чем это было бы возможно в рамках использования Federal Acquisition Regulations – FAR (Федеральное регулирование закупок), которым руководствуется большинство государственных агентств.
DARPA имеет полномочие на проведение специальных открытых конкурсов со значительным призовым фондом (Grand challenge), направленных на ускорение технических достижений. Являясь исследовательской структурой Министерства обороны, DARPA находится в подчинении Директора по оборонным исследованиям и технике, подчиняющегося в свою очередь замминистра обороны по обеспечению, технологиям и логистике в структуре секретариата министра обороны.
Приоритетные задачи DARPA поручаются подразделениями Министерства обороны, главными командованиями родов войск и т.д. Также Агентство разрабатывает их самостоятельно и во взаимодействии с другими ведомствами. Проблематика задач Агентства может конкретизироваться специальными предписаниями вышестоящего руководства (министра обороны, заместителя министра обороны по обеспечению, технологиям и логистике, директора по оборонным исследованиям и технике); запросами от командующих вооруженными силами и генерального штаба; в совместных дискуссиях с другими оборонными агентствами, разведывательными агентствами, другими государственными агентствами и организациями.
За последние сорок лет ДАРПА и его управленческие технологии позволили успешно решить значительное число стоящих перед Агентством задач. Запущенный в 1958 г. советский спутник – «запустил» ДАРПА, поэтому первые проекты агентства были тесно связаны с освоением космоса. Однако это было и причиной того, что ДАРПА чуть было не закрыли после создания НАСА (the National Aeronautics and Space Administration) и национального разведывательного офиса (National Reconnaissance Office). И только появление новых задач, связанных с появлением новых угроз со стороны СССР, прежде всего, создание межконтинентальных баллистических ракет, привело военно-политическое руководство США к решению о необходимости сохранения управления. В период с 1960 по 1970 гг. ДАРПА было головной организацией в программе разработки системы защиты от баллистических ракет. Только в 1968 г., когда было создано управление по защите сухопутных войск от баллистических ракет (Army Ballistic Missile Defense Agency (ABMDA)), эта задача была снята с ДАРПА.
В 1960 году реализация программы ДАРПА – AGILE позволила провести модификацию винтовки «Кольт AR-15» и создать на ее базе штурмовую винтовку, известную в настоящее время под названием М-16 – стандартную винтовку американской армии.
В начале 70-х годов управление начало разработку технологии создания самолета-невидимки, получившей название «Стелт». Исследования велись в рамках программы HAVE BLUE. В результате ее реализации уже в 1977 г. был продемонстрирован прототип тактического истребителя F-117, который с успехом впервые был применен при проведении операции «Буря в пустыне». После успешной демонстрации технологии создания тактического истребителя F-117 –HAVE BLUE, ДАРПА приступило к разработке на ее базе стратегического бомбардировщика В-2. Кроме того, технология «Стелт» была применена для строительства морских кораблей. Построенный в середине 80-х годов с ее использованием корабль, получивший название SEA SHADOW, так же, как и истребитель F-117, обладает низкой радиолокационной заметностью и в тоже время сохраняет высокие мореходные свойства.
Кроме того, ДАРПА принимало активное внимание в создании беспилотных летательных аппаратов (БЛА) «Предатор» и «Глобал Хок», которые были использованы при проведении операций в Афганистане и других частях света.
Работы по созданию БЛА «Глобал Хок» управление начало в 1970 г. Исследования проводились в рамках программы TEAL RAIN. Разработанный ДАРПА высотный разведывательный БЛА – «Глобал Хок» в 1998 г. был передан ВВС.
Работы по созданию БЛА «Предатор» были начаты в 1984 г., а уже в середине 90-х годов он поступил на вооружение. Однако наибольшую известность из разработок управления получила программа создания технологии «Интернет». Исследования, направленные на ее создание, были начаты в 1960–1970 гг. с разработки технологии ARPANet и связанным с ним сетевым протоколом TCP/IP. Кроме того, ДАРПА разработало пакетную коммутацию, которая является ключевым элементом в создании сети.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика