Россия должна решить задачу полета на Марс. ХXXVI Королёвские чтения по космонавтике.

С.Филипенков
Сергей Филипенков
начальник сектора авиакосмической медицины
ОАО «НПП «Звезда»,
кандидат медицинских наук
24–27 января в МГТУ им. Н.Э.Баумана прошли ХXXVI Академические чтения по космонавтике, посвященные памяти С.П.Королева, Б.Е.Чертока, М.К.Янгеля и других выдающихся отечественных ученых – пионеров освоения космического пространства. Они состоялись в Учебно-лабораторном корпусе МГТУ. Российская Академия Наук и Федеральное Космическое агентство – традиционные организаторы «Королевских чтений».

Джеско фон  Путткамер о марсианском  проекте С.П.Королева

Чтения открыли ректор МГТУ А.А. Александров и выпускник МГТУ, академик РАН В.П. Легостаев. Они предложили почтить память бессменного председателя оргкомитета, соратника и заместителя Сергея Павловича Королёва, академика РАН Бориса Евсеевича Чертока, скончавшегося 14 декабря2011 г. Четвертый том издания ROCKERTS AND PEOPLE его книги, вышедшей в США в конце2011 г., с опозданием представили главный историк NASA Билл Бэрри и главный редактор издания книги, ведущий специалист по советской космонавтике – Асиф Сиддики, а также сотрудник представительства NASA в Москве Елена Марокко. Специальный проект НАСА по переводу и американскому изданию четырехтомника «Ракеты и люди» продолжался 10 лет. В2010 г. на 34-х чтениях представители NASA презентовали 3-й том лично Б.Е. Чертоку, и были очень расстроены, что так и не успели издать последний том при жизни автора. Еще большее огорчение доставила NASA российская таможня, задержавшая ввоз полного комплекта из четырех книг в Россию, поэтому главному историку пришлось передать личный экземпляр четырехтомника, который он привез с собой, Виктору Павловичу Легостаеву и секретарю чтений Алле Константиновне Медведевой.

Проекты автоматических КА для фундаментальных научных исследований были представлены в докладах ведущих специалистов ФГУП «Научно-производственное объединение
им. С.А. Лавочкина» В.В. Хартова, К.М. Пичхадзе, И.Б.Мартынова, В.А. Воронцова, М.Г. Лохматовой. После более чем 20-летней паузы Россия пытается реализовать новые космические проекты по фундаментальным научным исследованиям с помощью автоматов: исследование планет и малых тел Солнечной системы; астрофизические и астрономические исследования; изучение Солнца и солнечно-земных связей. В2011 г. были запущены два ИСЗ: «Электро-Л» для гидрометеорологии; «Спектр-Р» («Радиоастрон») для исследования Вселенной в радиодиапазоне электромагнитного излучения. В соответствии с Федеральной космической программой «ФКП-2015», рассчитанной на реализацию до2015 г., предприятием создаются орбитальные астрофизические обсерватории для исследования электромагнитного излучения Вселенной в рентгеновском,  гамма- и ультрафиолетовом диапазонах. Соответственно, КА «Спектр-РГ» будет запущен в 2013 г., а «Спектр-УФ» – в 2014-м. Все КА созданы НПО Лавочкина на одной орбитальной платформе «Навигатор», которая станет основой перспективных ИСЗ и автоматических межпланетных станций (АМС). После доработки, разработанные для АМС «Фобос-Грунт» космические платформы (маршевая двигательная установка, перелетный модуль, возвращаемый и спускаемый аппараты) станут основой перспективных КА для планетных исследований. В настоящее время имеется значительное количество заказов на миниатюрные, попутные ИСЗ для решения научных задач. НПО Лавочкина разработало малоразмерную платформу «Карат», а созданный на её основе спутник «Зонд-ПП» уже готов к запуску в виде попутной полезной нагрузки (ПН). Генеральный конструктор и генеральный директор НПО им. Лавочкина Виктор Владимирович Хартов сделал доклад «Современные и перспективные российские автоматические космические комплексы для фундаментальных научных исследований. К 75-летию НПО им. С.А. Лавочкина».

В этом году исполняется 75 лет ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина», которое до конца 1950-х создавало самолеты, самые известные из которых ЛА-5, ЛА-7, ЛА-250. Затем был период зенитных управляемых ракет, а также межконтинентальной крылатой ракеты «Буря». С1965 г. предприятие стало головным по созданию автоматических КА, обеспечивших СССР приоритет по целому ряду космических исследований. Это «Луна-16» с первой в мире автоматической доставкой на Землю лунного грунта, «Луна-17» с мобильной исследовательской лабораторией «Луноход-1», космические станции «Венера-7» и «Марс-3», первыми осуществившие мягкие посадки на планеты, КА «Вега-1» и «Вега-2», доставившие аэростатные зонды в атмосферу Венеры и передавшие на Землю изображение ядра кометы Галлея. Впервые в мире на предприятии были созданы орбитальные обсерватории «Астрон» и «Гранат».

В своем выступлении Виктор Владимирович несколько раз возвращался к аварии АМС «Фобос-Грунт». Руководитель НПО благодарен Роскосмосу за создание представительной комиссии специалистов по расследованию аварии АМС. Он отметил: «Роскосмосу удалось собрать очень хороший коллектив независимых экспертов. Ребята работают в праздничные дни, по выходным, вечерами. Нам очень важны результаты. Жаль, что такие бригады специалистов работают не до запуска, а только когда, как говорится, гром грянет. На мой взгляд, нужен механизм, позволяющий организовать проверки в процессе подготовки и создания космического аппарата». НПО Лавочкина проведет серьезную работу над ошибками, допущенными в ходе реализации подготовки к запуску АМС «Фобос-Грунт», сошедшей с орбиты и сгоревшей в атмосфере Земли 15 января. «Задача доставки грунта со спутника Марса – Фобоса по-прежнему актуальна. Российские ученые и представители Академии наук считают, что в ближайшие 10 лет никакими другими международными программами эту задачу не решить. Поэтому мы рассчитываем на проект «Фобос-Грунт-2». У нас нет другого пути: Россия должна решить задачу полета на Марс», – заявил Хартов. Далее он сказал: «Во многом неудача миссии «Фобос-Грунт» была вызвана тем, что в ней использовалось новое оборудование и системы…это горе, беда нашей фирмы, трагедия в своем роде. Проект «Фобос-Грунт» – это был прыжок в 30 лет, но он не удался. Станция собиралась на основе новых разработок. Это очень сложный проект. Фактически три новых аппарата в одном. То, что мы потерпели фиаско, нарушит логику развития других программ, в частности, полета на Луну, так как на лунных аппаратах должны были применяться технологии, прорабатываемые на Фобос-Грунте». При этом глава НПО заявил, что Луна становится приоритетным направлением. В частности, по «ФКП-2015» разработаны сразу два проекта – «Луна-Глоб» и «Луна-Ресурс». В развитие этой программы предлагаются проекты «Луна-Ресурс 2» и «Лунный полигон». «Луна-Ресурс 2» предусматривает создание унифицированной посадочной платформы, лунохода с большим радиусом действия, взлетной ракеты с Луны, возвращаемого аппарата, средств загрузки и хранения образцов лунного вещества. В состав «Лунного полигона» войдут многофункциональные научные станции для фундаментальных и прикладных научных исследований. «Россия планирует осуществить несколько миссий АМС к Луне, после чего можно приступить к реализации пилотируемого полета на естественный спутник Земли», – сказал Хартов.

Первым по времени реализованным проектом исследования Луны будет российско-индийская программа «Луна-Ресурс». Согласно подписанным с Индией соглашениям предусматривается, что к Луне отправится космический аппарат, состоящий из двух модулей. Орбитальный аппарат индийской разработки останется на окололунной орбите, на высоте200 км; а второй модуль – российский посадочный аппарат – совершит мягкую посадку на поверхность естественного спутника Земли и доставит на нее индийский луноход массой до100 кгс научной аппаратурой. Индийская организация космических исследований уже определилась с составом ПН, которая отправится к Луне на борту индийско-российской АМС «Чандраян-2». Для запуска комплекса будет использована индийская ракета GSLV Mk 2. Стартовая масса АМС составит 2,65 т, из них масса орбитального аппарата – 1,4 т, а 1,25 т придется на посадочный модуль и луноход. Старт ракеты GSLV Mk 2 с АМС «Чандраян-2» с индийского космодрома Шрихарикохта, расположенного на юге страны, запланирован на2013 г. Второй лунный проект будет исключительно российским – это программа «Луна-Глоб». АМС полетит с космодрома Байконур не ранее2015 г. Как сказал Хартов: «в ходе этой миссии на поверхность Луны опустится российский аппарат, который возьмет пробы грунта для исследования на месте. Для первых двух миссий выбраны районы посадки – это северный и южный полюс Луны».

По заявлению главного конструктора, первые миссии «Луна-Ресурс» и «Луна-Глоб» – «это повторение тех шагов, которые когда-то уже реализовал Советский Союз, но навыки осуществления подобных проектов были утеряны в последние годы». После реализации первых двух проектов должны последовать международные проекты «Луна-Грунт-1» и «Луна-Грунт-2», с доставкой лунного грунта на Землю. По словам Хартова, в связи с аварией АМС «Фобос-Грунт» проекты лунных миссий «Луна-Ресурс» и «Луна-Глоб» будут подвергнуты ревизии, т.к. конструкция унифицированной платформы и состав аппаратуры лунных АМС во многом основан на технических решениях, использованных для станции «Фобос-Грунт». Следует ожидать сдвигов вправо в реализации всех лунных программ, так что о конкретных сроках реализации программ «Луна-Грунт-1» и «Луна-Грунт-2» вообще говорить не приходится.

В течение десятилетия Роскосмос планирует послать АМС к спутнику Юпитера – Ганимеду. По мнению главного конструктора НПО Лавочкина, это «любопытная миссия, возможность отправки которой изучается сейчас нами совместно с Европейским космическим агентством (ЕКА)…будет, видимо, совместный проект». По словам Хартова, сначала ЕКА рассматривало вариант отправки аппарата на другой спутник Юпитера – Европу. Однако руководство ЕКА в условиях финансового кризиса смутила дороговизна проекта исследования Европы. «Последние данные показывают, что на Европе сверхжесткая радиация, и пока не созданы приборы, которые могли бы там работать. Поэтому была выбрана другая цель – Ганимед», – заключил Хартов.

Помимо заявления об отправке миссии на Ганимед, глава НПО Лавочкина рассказал, что ученые Института космических исследований (ИКИ) не отказались от планов получить грунт с Фобоса, поэтому они рассчитывают на финансирование дублирующего проекта – «Фобос-Грунт-2», который обойдется не в 5 млрд, а в 3 млрд рублей. Развитием проекта «Фобос-Грунт» станет также разработка нескольких КА для исследования Марса. КА «Марс-Нэт» развернет сеть малых исследовательских станций на поверхности планеты. КА «Марс-Грунт» будет предназначен для исследования поверхности планеты с забором грунта. КА «Лаплас» проектируется для изучения спутника Юпитера Европы с посадкой на её поверхность. В перспективных планах НПО Лавочкина предусмотрено также создание КА «Интергелиозонд» для исследования Солнца и солнечно-земных связей, а также проектирование КА «Резонанс». Далее Хартов рассказал, что у Роскосмоса имеются планы исследования Меркурия, комет и астероидов, в том числе, с размещением на астероиде 99942 Апофис передатчика. Астероид сблизится с Землей в 2029 году.

В настоящее время создается АМС «Венера-Д» («Д» означает «длительная» экспедиция с увеличенным сроком активного существования на планете). АМС будет состоять из маршевой двигательной установки, орбитального аппарата и посадочного модуля с долгоживущей станцией. Проект «Венера-Д» входит в «ФКП-15». На официальном сайте Роскосмоса указано, что АМС «Венера-Д» полетит к «утренней звезде» в 2016–2018 гг. В её разработке участвуют НПО Лавочкина, ИКИ и другие институты РАН. Предполагается, что сохранится существующая кооперация по созданию КА, включая орбитальный аппарат и его системы, а также маршевую установку. При проведении работ по АМС использован научно-технический задел по посадочному аппарату от советских АМС «Венера» и «Вега», а также унифицированная платформа, которая модернизирована в соответствии с новыми требованиями. Базой для орбитально-перелетного модуля «Венера-Д» будет КА «Фобос-грунт», системы которого прошли цикл наземной экспериментальной отработки. Масса полезной нагрузки АМС «Венера-Д» составит170 кг, а общая масса заправленной АМС – 1,2 т. Срок ее активного существования – 1 год. «Венера-Д» будет запущена с помощью РН «Союз-2».

Параллельно был организован представительный круглый стол «50 лет планетных космических исследований: взгляд на прошлое, настоящее и будущее». Он посвящен 250-летию открытия М.В. Ломоносовым атмосферы Венеры и полувековому юбилею запусков АМС «Венера-1» и АМС «Марс-1». Участвовали академики В.П. Легостаев, М.Я. Маров, Л.М. Зеленый, руководитель НПО Лавочкина В.В. Хартов, а также представители ИКИ РАН, Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Исследовательского центра имени М.В. Келдыша, РКК «Энергия» им. С.П.Королева, НПО им. С.А.Лавочкина, ЦНИИмашиностроения, составители карты Венеры, создатели приборов для исследований Марса и Фобоса, ветераны ракетно-космической отрасли, студенты и преподаватели МГТУ им. Н.Э. Баумана и других вузов, участники проекта «Венера – запасная планета». Была обсуждена история планетных исследований, рассмотрены их современные проблемы, пути и методы их решения; особенности исследований Венеры, Марса и его спутников; успехи сравнительной планетологии; особенности работы КА на межпланетных траекториях и околопланетных орбитах, а также при прохождении атмосферы и дрейфе в ее слоях, при посадке на поверхность и проникновении вглубь – под поверхность планеты; перспективы реализации пилотируемых экспедиций на Марс и его спутники или в окрестности Венеры и верхние слои ее атмосферы.

НПО имени Лавочкина совместно с учеными из Института астрономии Академии наук (ИНАСАН) и ИКИ РАН в настоящее время занимается разработкой, миссии к астероиду Апофис. «Космический аппарат в этом проекте практически аналогичен КА «Фобос-Грунт». К сожалению, финансирование выделяется только на научно-исследовательские разработки и дата запуска пока не определена», – заявил на круглом столе руководитель ОКБ НПО Лавочкина Максим Борисович Мартынов. Специалисты ИКИ также высказали мнение о необходимости отправки в 2012 году миссии к Апофису, чтобы установить, столкнется ли он с Землей. Сам полет займет 330 суток, после чего аппарат сможет дать возможность определить орбиту астероида с точностью, которая позволит выяснить, угрожает ли он нашей планете. Директор ИКИ РАН, академик Лев Матвеевич Зеленый предполагает, что проект «Фобос-Грунт» будет продолжен как «Фобос-Грунт-2», т.к. является уникальным. «В рамках его реализации проделана очень большая работа, затрачен громадный труд ученых, разработчиков, внедрены инновации. Нельзя из-за неудачи с запуском отказываться от всех этих наработок. Об этом говорится в письме, с которым Академия наук обратилась к руководству Роскосмоса», – сообщил ученый. По его словам, РАН предлагает осуществить новую миссию к Фобосу. Для этого необходимо построить еще одну АМС. «Мы говорим сейчас о 2018-м годе», – уточнил академик.

Обобщая итоги круглого стола, можно сделать вывод, что основной вклад России в исследовании планет – это результаты полетов к Венере. Исследования Венеры остаются единственным направлением планетных исследований, в котором Россия 250 лет имеет передовые позиции. В советский период силами НПО Лавочкина были созданы автоматические КА серии «Венера», решавшие приоритетные задачи впервые в мире. Тогда к Венере было запущено 18 автоматических КА и 10 АМС осуществили посадку на поверхность планеты. С тех пор другими странами не совершено ни одной удачной мягкой посадки автоматических КА на поверхность Венеры. После блестяще осуществленной международной программы «Вега» по комплексному исследованию Венеры (кроме посадочных аппаратов, в атмосфере работали аэростатные зонды) и кометы Галлея, специалистами НПО Лавочкина в традиционной кооперации со смежными организациями и институтами РАН прорабатывались проекты дальнейшего исследования Венеры с максимальной унификацией основных блоков и модулей КА. Однако из-за экономической ситуации, сложившейся в России, космические исследования Венеры полностью прекратились 25 лет назад.

За тот же период миссии NASA по проектам Discovery были отклонены Конгрессом США из-за их высокой стоимости и того, что они лишь повторяли уже осуществленные в СССР сценарии. В настоящее время в США готовится проект Flagship по исследованию Венеры с помощью спутников планеты, посадочных аппаратов, аэростатов, которое планируется в 2020-х. Значительно быстрее можно реализовать полет АМС «Венера-Д», который по научным задачам не будет просто повторением предыдущих, а станет следующим шагом в изучении ближайшей к Земле планеты. В противном случае успех проекта Flagship обесценит наше лидерство и перечеркнет усилия России в этой области, а Венера потеряет лестный титул «русской планеты».

В этом году наиболее оживленно было на секциях, посвященных истории, где ученые и ветераны ракетно-космической техники анализировали итоги научного творчества таких пионеров освоения космического пространства как М.К. Тихонравов, М.В. Мясищев и В.Н. Челомей. Целое заседание было выделено специалистам ОАО «ВПК «НПО машиностроения». Они осветили историю создания под руководством академика В.Н. Челомея силами ОКБ-52 (ЦКБМ/НПО машиностроения) лунных ракетно-космического комплексов, состоявших из универсальной ракеты УР-500 и лунного корабля ЛК-1, предназначенного для облета Луны, а также комплекса УР-700 и посадочного корабля ЛК-700, решавшего задачу реализации пилотируемой лунной экспедиции по прямой схеме – с посадкой корабля на поверхность Луны. Отдельно были рассмотрены проблемы испытаний возвращаемого аппарата, летавшего в беспилотном варианте как ИСЗ «Космос-881; -882; -997; -998; -1100, -1101» и эксплуатации ракетно-космического комплекса «Алмаз», эволюционировавшего от орбитальной пилотируемой станции «Алмаз» военного назначения до полностью автоматической станции «Алмаз-Т», ставшей первой отечественной платформой для радиолокационного дистанционного зондирования Земли из космоса. Кроме того, транспортный корабль снабжения комплекса «Алмаз», летавший в беспилотном варианте в качестве ИСЗ «Космос 929; -1267; -1443» стал основой для создания модулей орбитального космического комплекса «Мир» и функционально-грузового блока МКС.

С дискуссионным докладом «Человек летит на Марс: обзор исследований полетов за 60 лет» выступил сотрудник Центра исследования человека и управления полетами (Human Exploration & Operations Mission Directorate, HEOMD), соратник Вернера фон Брауна доктор наук – Джеско фон Путткамер (Jesco von Puttkamer). Он уже участвовал в работе предшествующих чтений, по просьбе Б.Е Чертока, когда рассказал о работах по американской лунной программе. В настоящем выступлении он изложил историю освоения Марса от первых проектов межпланетного корабля, разработки Вернера фон Брауна и С.П. Королева до современных американских, европейских и российских проектов пилотируемой межпланетной экспедиции.

Подробнее с докладами, представленными на всех 22 секциях Королевских чтений, можно ознакомиться в интернете на сайте http://www.ihst.ru/~akm/36.htm

Пленарное заседание во Дворце культуры МГТУ продолжилось воспоминаниями о главном конструкторе КБ «Южное» (КБЮ), дважды Герое Социалистического Труда, лауреате Ленинской и Государственной премий академике Михаиле Кузьмиче Янгеле («Авиапанорама» №6-2011 г.). Для разработки космических аппаратов (КА) решением М.К. Янгеля в составе КБЮ было создано конструкторское бюро «КБ-3», которое в 1965 г. возглавил Вячеслав Михайлович Ковтуненко (его 90-летие было отмечено секционным докладом специалистов КБЮ – Ф.П. Санина и О.А. Чаплиц). Именно В.М. Ковтуненко был инициатором работ по превращению боевых ракет в гражданские ракеты-носители (РН), для запусков искусственных спутников Земли (ИСЗ). В 1961 г., при разработке изделия 63С1 («Космос») была создана вторая ступень, которая устанавливалась на Р-12, и начаты летные испытания двухступенчатого носителя. Это первый пример конверсии в ракетной технике. В КБ-3 был также создан унифицированный спутник, на борту которого имелась универсальная система управления и телеметрии, поэтому с КБЮ охотно работали многие отечественные и иностранные заказчики. Страна-заказчик лишь присваивала свои имена, например, «Ореол», «Бхаскара», «Океан», «Сич». В 1969–1991 гг. была осуществлена широкомасштабная комплексная программа «Интеркосмос», которая выполнялась силами КБЮ совместно с академиями наук соцстран и с участием научных организаций Франции, Индии, Швеции, Австрии. Снимаемые с боевого дежурства ракеты Р12 и Р14 были использованы как РН «Космос» и РН «Космос-2» для более чем 70 различных типов КА военного, научного и народно-хозяйственного назначения. Идеи М.К. Янгеля, его методы работы и найденные технические решения сегодня помогают ГП «КБ «Южное» оставаться флагманом ракетной отрасли Украины, успешно работать на мировом рынке космических услуг, участвовать в реализации международных проектов «Морской старт», «Наземный старт», «Днепр», «Циклон-4», «Египсат», «Вега», «Таурус-2» и др.

Небезынтересным был доклад ветерана ОАО «РКК «Энергия» им. С.П.Королева», заместителя главного конструктора по летной отработке ракеты «Энергия» – Вячеслава Михайловича Филина  «Ракета-носитель «Энергия». Вехи создания, основные достижения. К 25-летию первого полета». В 1975 г. в головном КБ велись работы по проекту комплексной ракетно-космической программы, которая предусматривала создание унифицированного ряда ракетных летательных аппаратов (РЛА) для задач высадки пилотируемой экспедиции на Луну и обслуживания постоянно действующей лунной базы. Главным инициатором этого направления был Генеральный конструктор В.П. Глушко. Необходимость создания многоразовой космической системы (МКС) как средства сдерживания потенциального противника была доказана в аналитических исследованиях, проведенных под руководством М.В. Келдыша в Институте прикладной механики АН СССР в период 1971–1975 гг. Было показано, что США, используя многоразовую транспортную космическую систему (МТКС) «Спейс Шаттл», получали решающее преимущество в нанесении точечного ракетно-ядерного удара по жизненно важным объектам при пуске из грузового отсека «Шаттла» крылатых ракет и бомб с ядерным зарядом, во время пикирующего спуска над Москвой с последующим возвращением космического самолета на низкую околоземную орбиту. Колоссальный труд и средства в размере почти 13 млрд рублей не были затрачены впустую при создании ракеты «Энергия». В результате её двух успешных пусков в 1987–1988 гг. США решили ограничить масштабы работ по Стратегической оборонной инициативе (СОИ). Исследования в этом направлении велись и у нас, но втягивание СССР в ассиметричную гонку по размещению лазерного оружия в космосе для противодействия СОИ грозило расходами, превышающими 50–60 млрд старых, неденоминированных рублей!По свидетельству первых лиц нашего государства того периода, сам факт обладания ракетой сверхтяжелого класса, способной реализовать задачи по развертыванию в космосе средств противоракетной обороны при отсутствии аналогичного носителя у США, стало решающим аргументом в ходе переговоров Горбачева и Рейгана. Виток военной гонки в космосе, способный разрушить нашу экономику, тогда удалось предотвратить. Приоритетность разработки отечественной МКС, аналогичной по своим характеристикам системе «Спейс Шаттл», была признана Министерством общего машиностроения (МОМ) и Министерством обороны (МО). Ими была поставлена задача «исключить возможную техническую и военную внезапность, связанную с появлением у потенциального противника МТКС «Спейс Шаттл» – принципиально нового технического средства доставки на околоземные орбиты и возвращения на Землю значительных масс полезных грузов».

Работы были развернуты выходом Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 17.02.76 № 132-51 о создании МКС «в составе разгонной ступени, орбитального корабля, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системы, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплекса и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращением с орбиты грузов массой до 20 т». Этим же постановлением Заказчиком МКС было определено МО СССР, а МОМ было назначено головным по созданию МКС, в частности, разработка МКС поручалась НПО «Энергия». Решением военно-промышленной комиссии № 349 (от 18.12.76 г.) была утверждена кооперация соисполнителей. НИОКР велась в соответствии с ТТТ Заказчика.

Постановлением Совета Министров № 1006-323 (от 21.11.77 г.) были утверждены этапы и мероприятия по созданию МКС. В соответствии с постановлением на рассмотрение Межведомственной экспертной комиссии в марте 1978 г. был представлен технический проект МКС «Буран». Именно тогда называлась система «Энергия-Буран», т.к. имя «Энергия» ракете прямо перед первым стартом дал генеральный конструктор В.П. Глушко. Ракета собиралась, транспортировалась и запускалась со специального стартово-стыковочного блока. Модульная часть блоков первой ступени была унифицирована с модульной частью первой ступени РН «Зенит» разработки КБ «Южное». Облик системы в целом и РН «Энергия» сформировался к июню 1979 г. Была предложена пакетная схема, в которой четыре боковых ракетных блока первой ступени были расположены вокруг центрального блока второй ступени с асимметричным расположением ПН. Пакетная схема компоновки выбиралась из условия обеспечения универсальности РН. Помимо орбитальных кораблей предполагалось выведение в космос самых разнообразных платформ большой массы. За счет изменения количества блоков первой ступени и модификации блока второй ступени предусматривалось создание РН в широком диапазоне грузоподъемности от 10 до 200 т. НПО «Энергия» вело проектные проработки по созданию следующей РН сверхтяжелого класса «Вулкан» с использованием 8 увеличенных по длине боковых блоков. Были также разработаны варианты применения 2 блоков первой ступени РН «Энергия» в ракете «Энергия-М» и двух укороченных блоков первой ступени вместо твердотопливных ускорителей в европейской ракете «Ариан-5».

В декабре 1982 г. на космодроме Байконур была проведена сборка пакета РН –экспериментального изделия 4М. В мае-июне 1983 г. на макете была выполнена программа динамических испытаний. В 1984–1986 гг. на экспериментальном изделии 4МКС отработана технология заправки ракеты криогенными компонентами и их слива, как в штатных, так и в нештатных ситуациях. В мае 1986 г. проведены огневые испытания второй ступени в составе стендового изделия 5С. В связи с успешным выполнением программы наземной экспериментальной отработки и наличием отставания в изготовлении первой летной РН и орбитального корабля (ОК-КС «Буран»), руководство НПО «Энергия» выступило с предложением о начале летных конструкторских испытаний (ЛКИ) с использованием экспериментального изделия 6С, предназначавшегося для проведения следующего этапа огневых стендовых испытаний. В качестве ПН вместо орбитального корабля было решено использовать демонстрационный макет перспективной лазерной установки, названный «Скиф-ДМ». После детального обсуждения вопроса Госкомиссия по летным испытаниям, несмотря на особое мнение представителя Заказчика, поддержала НПО «Энергия» и дала разрешение на пуск экспериментальной РН, получившей индекс 6СЛ, под ответственность НПО «Энергия».

Первый пуск ракеты «Энергия» был осуществлен 15 мая 1987 г. в 21 ч 30 мин мск. Успешный полет РН «Энергия» доказал возможность перехода к ЛКИ многоразовой космической системы с орбитальным кораблем. Таким образом, создавалась опередившая свое время универсальная РН «Энергия» сверхтяжелого класса, по сей день не имеющая аналогов в мировом ракетостроении по своим техническим возможностям. Она могла бы определить на длительную перспективу развития отечественного ракетостроения и стать базой для создания ряда РН. «Энергия» могла бы применяться для выведения КА массой до 100 т на промежуточную орбиту ИСЗ; для выведения КА (орбитальных кораблей или навесных полезных грузов на крупногабаритные платформы) на рабочие высокоэнергетические орбиты при дооснащении ракеты разгонным блоком, размещаемым в грузовом транспортном контейнере.

Создание комплекса «Энергия-Буран» явилось самой масштабной программой в истории РКК «Энергия» и отечественной космонавтики, т.к. кооперация соисполнителей насчитывала 1206 предприятий и организаций из почти 100 министерств и ведомств СССР. Были задействованы крупнейшие научно-производственные центры России, Украины и других республик. Создание «Энергии» было немыслимо без активного и творческого участия многочисленных коллективов КБ, НИИ, заводов, воинских частей и других организаций СССР. По отработке РН были проведены испытания на 232 экспериментальных установках и на 30 прочностных сборках. Объем работ по созданию материальной части был эквивалентен изготовлению 4-х полных комплектов штатной ракеты. Значительные ресурсы вкладывались в дооснащение и реконструкцию заводов, объектов испытательной базы. Годовые объемы выделяемого финансирования на программу достигли к 1985 году 1,3 млрд рублей. Ход выполнения работ находился под постоянным контролем высшего руководства страны.

Накопленный опыт создания РН сверхтяжелого класса может быть с большим технико-экономическим эффектом использован Россией, как при создании новых средств выведения, так и в других областях техники. Но сегодня результаты грандиозной и успешно реализованной программы, к большому сожалению, оказались невостребованными. Среди основных причин, кроме внутриполитических, следует особо выделить одну техническую – параллельно с созданием МКС не велись работы по адекватным ее возможностям ПН двойного назначения. Оказалось, что комплексное решение такой масштабной задачи было просто не под силу экономике нашей страны. Свою негативную роль сыграла также позиция ряда руководителей МОМ. Повторилась история с первым сверхтяжелым носителем Н-1. Ориентированная на единственную целевую задачу ракета «Энергия», после потери актуальности ее решения стала обременительной для чиновников от техники. Тему закрыли, а средства списали.

О начале и завершении советской лунной программы сделал доклад заслуженный ветеран РКК «Энергия», ведущий конструктор по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для экспедиции на Луну и «Энергия-Буран» – Владимир Евграфович Бугров. Он отметил, что основной ее задачей был облет Луны, а не высадка космонавта на ее поверхность. Проектные работы по пилотируемой лунной программе датируются 1961 годом, что подтверждают черновики проектных документов ОКБ-1, представленные докладчиком. Бугров рассказал о непосредственном участии С.П. Королева в разработке лунного проекта и о его отношении к составным частям лунного комплекса и о намерениях их дальнейшего перспективного использования. Отмечены основные проблемы, возникшие при разработке лунной экспедиции, в том числе представлена история создания пилотируемого корабля «Союз», как составной части лунной программы. Докладчиком прослежена эволюция программы облета Луны и объяснены истинные причины ее прекращения. Автором дана комплексная оценка работ по высадке на Луну периода 1964 –1974 гг. Он рассказал о технических проблемах, возникших при подготовке лунного комплекса «Н1-Л3» на Байконуре и способах их решения, отметив большое значение опыта работ, полученного при создании лунного комплекса, для улучшения работы ОКБ-1, получившего наименование ЦКБЭМ. Особо отметил положительную роль главного конструктора, академика В.П. Мишина. Отрицательный опыт, накопленный при проектировании и испытаниях ракетно-космического комплекса «Н1-Л3», имел большое значение для достижения высокой надежности комплекса «Энергия-Буран» и создания необходимой стендовой базы, внедренной усилиями главного конструктора комплекса И.Н.Садовского и генерального конструктора НПО «Энергия» В.П.Глушко.

3 Комментариев для Россия должна решить задачу полета на Марс. ХXXVI Королёвские чтения по космонавтике.

  1. Статья интересная и познавательная. Видим, что планы по исследованию Луны, Марса, Юпитера есть. Правда, даже реализация этих планов не позволит догнать США в области межпланетных исследований. Но не факт, что Россия сможет создать эти АМС,запустить их и успешно выполнить намеченные исследования. Для этого явно небходимо соответствующее финансирование и реформирование космической отрасли в т.ч. и НПО Лавочкина.

    • Догнать США?Мы их намного опережаем.США уже соревнуются не с нами,а с Китаем.В 2011 году у США 18 запуском,у Китая — 19.У нас 34.

  2. Интересный авторский обзор наших достижений и неудач в этой области.Очень хорошо, что Россия помнит имена наших заслуженных ветеранов, работавших в ракетно-космической сфере и отдает им должное.И что мы не сворачиваем проекты, а продолжаем космические программы, в том числе и межгосударственные.

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика