Авиаагрегатостроение в русле современных тенденций

Максим Боровик,
временный генеральный директор
ОАО «Концерн «Авиационное
оборудование»
В целях реализации Указа Президента РФ от 10.07.2008 г. № 1052 и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.11.2008 г. № 873 в составе Государственной Корпорации «Ростехнологии» сформирована Холдинговая Компания (интегрированная структура) ОАО «Концерн «Авиационное оборудование», ориентированная на организацию и координацию работ в области авиационного агрегатостроения.

Макет МС21 на МАКС 2011

Максим Боровик
Максим Боровик

Тенденцией современного авиастроения является смещение компетенций по разработке  бортовых систем  и агрегатов от авиастроителей-финалистов  к поставщикам бортовых систем. Мировой рынок бортового оборудования и авиаагрегатов представляет собой  группы крупных игроков – системных интеграторов, являющихся непосредственными поставщиками одной или нескольких интегрированных бортовых систем для авиастроителей-финалистов. Системные интеграторы являются гарантами исполнения обязательств, участвуют в финансировании необходимых разработок, обеспечивают послепродажное обслуживание. К этой группе относятся такие компании как Hamilton Sundstrand, Honeywell, Liebherr, Intertechnique, Zodiac, Goodrich  и др. Как центры компетенций и кооперации, они выстраивают необходимые технологические цепочки и формируют группы доверенных  поставщиков и субподрядчиков, обеспечивая среди них должный уровень качества и эффективности.

Это позволяет находить решения по оптимизации показателей весовых и энергетических характеристик, улучшать ценовые параметры систем. Кроме того, уменьшение количества поставщиков позволяет авиастроителям-финалистам снижать риски и сроки разработки, а также повышать управляемость новых проектов.

В настоящее время единственной российской интегрированной структурой в агрегатостроении является ОАО «Концерн «Авиационное оборудование», объединяющее 37 предприятий. Головное предприятие Концерна – ОАО «АКБ «Якорь» – лидер в области разработки и производства электрооборудования для самолётов, вертолётов, объектов специальной техники и автономной электроэнергетики. Существенно возросший объем его НИОКР составляет ныне более 30% от общего объема работ предприятия, а в ближайшей перспективе планируется увеличить его долю до 50%.

В целях создания центров технологической компетенции, исключения дублирования производственных процессов и оптимизации корпоративной структуры, Концерном начат процесс реструктуризации, который планируется завершить к концу 2014 г.

Не менее важную роль на рынке авиаагрегатов играют компании, не входящие в Концерн с примерно таким же объемом производства бортового оборудования. При этом большинство предприятий, вне зависимости от форм собственности и принадлежности к холдинговым структурам, испытывают ряд общих для  отрасли проблем:

  • технологическая отсталость;
  • отсутствие необходимых компетенций по разработке и производству интегрированных бортовых систем;
  • отсутствие единой с авиастроителями-финалистами системы проектирования и управления проектом (gate-система);
  • разорванные технологические цепочки поставщиков и субподрядчиков;
  • неспособность нести финансовые гарантии исполнения обязательств;
  • отсутствие качественной послепродажной поддержки производимой продукции.

Эти факторы существенно ограничивают конкурентоспособность предприятий отрасли и не позволяют авиа­строителям-финалистам в полной мере опираться на российских поставщиков при реализации перспективных программ.

Задачей Концерна в программном периоде является переход к современным мировым моделям  создания технологической и производственной базы, необходимой для успешного развития российской авиастроительной отрасли. Для этого требуется сформировать на базе российских разработчиков и производителей авиаагрегатов группы системных интеграторов,  соответствующих следующим требованиям:

  • поставки всей интегрированной бортовой системы, а не только отдельных ее компонентов;
  • полного цикла производства указанной системы (исследования, разработка, испытания и производство);
  • мировых стандартов качества производственных, конструкторских  и технологических процессов;
  • гарантии исполнения обязательств, в том числе финансовых, в полном объеме в установленные сроки;
  • поставки продукции на мировой рынок;
  • наличия послепродажной поддержки поставляемой продукции.

Механизмом выбора и формирования системных интеграторов является участие предприятий подотрасли в перспективных программах российской авиационной промышленности, реализуемых «Объединенной авиастроительной корпорацией», холдингом «Вертолеты России», «Объединенной двигателестроительной корпорацией», при  выполнении следующих условий:
— определение поставщиков бортовых систем для перспективных программ российской авиационной промышленности на основании открытых тендеров;
— предоставление российским компаниям технических требований на системы бортового оборудования и  агрегаты, также характеристик систем иностранного производства, установленных на перспективных воздушных судах;
— допуск иностранных компаний до участия в открытых тендерах исключительно в партнерстве с российскими предприятиями – производителями аналогичных систем;
— гарантии иностранных компаний  по локализации критических технологий или всего производства на российских предприятиях.

Государственная поддержка предприятий – победителей  тендеров на участие в перспективных программах осуществляется в виде безвозвратного и возвратного бюджетного финансирования и направлена на реализацию проектов, критически важных для предприятия. При этом направленность проектов, по которым осуществляется государственная поддержка, будет непосредственно зависеть от статуса предприятия-победителя тендера:

  1. Российская компания – самостоятельный участник тендера. Государственная поддержка проектов, направленных на увеличение эффективности производства, внедрение новейших технологических процессов и инновационных решений.
  2. Российская компания, возглавляющая  партнерство с иностранной компанией. Государственная поддержка проектов, направленных на обретение ключевых технологий или локализацию производств, необходимых для самостоятельной поставки бортовых систем.
  3. Российская компания в партнерстве, возглавляемом иностранной компанией.  Государственная поддержка проектов, направленных на локализацию производств, критических для поставки данных бортовых систем.

Реализация данного механизма государственной поддержки создаст для подотрасли условия, при которых наиболее перспективные российские предприятия получат опыт сотрудничества с западными производителями,  доступ к современным технологиям, финансовые и технологические возможности для создания современных эффективных производств, критических для выпуска конкурентной продукции, стимул к  укрупнению и кооперации для повышения конкурентоспособности в тендерах.

Координаторами процесса формирования центров компетенции проектирования и производства систем бортового оборудования должны выступить ОАО «Концерн «Авиационное оборудование» совместно с заинтересованными профильными институтами и отечественными заказчиками.

В кооперации с ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Вертолеты России» и ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» развернута работа по освоению передовых зарубежных технологий, созданию конкурентоспособных агрегатов и формированию на  их базе систем и комплексов авиационного оборудования для перспективной авиационной техники.

ОАО «Концерн «Авиационное оборудование» и ФГУП «НИИ СУ» необходимо сформировать технический облик базового комплекта бортового оборудования (самолетного и вертолетного) на основе унифицированных комплектующих систем и агрегатов, легко адаптируемых для различных типов воздушных судов.

Для формирования научно-техни­чес­кого задела и создания базового комплекта необходимо освоить критические технологии разработки и производства входящих в него систем.

Координатором  процесса освоения технологий и формирования задела должно выступить ОАО «Концерн «Авиационное оборудование», включающее крупнейших производителей бортовых систем и агрегатов, и создать на базе имеющихся научных ресурсов необходимые центры компетенции.

В рамках данного процесса Концерну необходимо:

1)         Непосредственно осуществлять необходимые работы по разработке и созданию ряда критических агрегатов и технологий.
2)         Привлекать к формированию задела не входящие в Концерн предприятия, являющиеся разработчиками и производителями отдельных бортовых систем и агрегатов.
3)         Осуществлять взаимодействие с отраслевыми научными центрами, проводить мониторинг и координацию НИР и ОКР по конкретным направлениям, участвовать в формировании и реализации Национального плана развития науки и технологий в авиастроении.
4)         Осуществлять постоянную координацию процесса создания критических агрегатов и технологий с авиастроителями-финалистами  и государственными органами.

В программном периоде авиационному агрегатостроению предстоит пройти в своем развитии стадии стабилизации (2012–2015 гг.), консолидации (2016–2020 гг.) и рентабельности (2021–2025 гг.).

Стратегическая цель Концерна – вывод российского авиационного агрегатостроения на современный мировой уровень, доминирование на отечественном авиационном рынке и конкурентное участие в мировом авиационном рынке.

Задачи,  реализуемые Концерном:

— координация и реализация единой научно-технической, финансовой и организационной политики в области разработки, создания и производства изделий авиационной техники;
— диверсификация деятельности предприятий Концерна путём использования их научно-технического потенциала в смежных рынках;
— расширение и углубление компетенций предприятий Концерна с целью выхода на авиационный рынок в качестве системного интегратора, являющегося разработчиком и/или поставщиком одной или нескольких бортовых систем и принимающего на себя комплексные гарантийные обязательства и обеспечивающего послепродажное обслуживание.

Критические технологии создания систем базового комплекта бортового оборудования

1.             Системы генерации электроэнергии

  • Освоение в производстве и широкое использование в конструкции электрических машин магнитно-градиентных металлических наноматериалов и редкоземельных магнитов.
  • Разработка и освоение в производстве высокоскоростных газовых/магнитных подшипников, с рабочим диапазоном угловых скоростей 50 000–70 000 об/мин.
  • Возобновление производства высокопрочного кобальтового сплава типа 48КНФ для элементов ротора генератора.
  • Разработка высокотемпературных роторных диодов, допускающих линейные ускорения до 35 000g.
  • Расширение номенклатуры и повышение качества полиимидных материалов моточных проводов.
  • Внедрение композитных материалов на основе высокопрочного углеродного пластика для бандажа и корпусных деталей.

2.             Системы распределения электроэнергии

  • Разработка и освоение производства силовых полупроводниковых приборов с максимальными значениями токов до 1000–1500 А и напряжения до 800–1200 В.
  • Освоение серийного производства герметичных корпусов для линейки силовых микроэлектронных приборов.
  • Создание «интеллектуального» полупроводникового силового транзистора, т.е. объединяющего в себе силовой ключ и схему управления.
  • Освоение производства полупроводниковых приборов с использованием карбида кремния, что позволит поднять предельную рабочую температуру в 1,5–1,8 раз (по сравнению с кремнием) и соответственно уменьшить массу и габариты систем охлаждения электронных блоков.

3.             Топливные системы

  • Разработка и освоение производства электроприводных центробежных насосных агрегатов.
  • Разработка и освоение производства гидротурбоприводных насосных установок.
  • Разработка и освоение производства высокооборотных, высоконапорных пластинчатых топливных насосов.
  • Разработка и освоение производства турбоприводных насосов с системами регулирования.
  • Разработка и освоение производства турбоприводных насосных агрегатов с приводом от набегающего потока воздуха для питания аварийных электро-и гидросистем.
  • Разработка и освоение производства центробежных насосных агрегатов с гидродинамическим преобразователем крутящего момента для подачи топлива в системы управления авиационных двигателей.

4.             Гидравлические системы

  • Разработка и освоение производства силовых электрогидростатических рулевых приводов.
  • Разработка и освоение производства электрогидравлических и гидромеханических приводов.
  • Разработка и освоение производства электрогидравлических распределительных механизмов и устройств.
  • Разработка и освоение производства электрогидравлических усилителей мощности.
  • Разработка и освоение производства высоконапорных шестеренчатых насосов.

5.             Вспомогательные силовые установки

  • Разработка линейки электроприводных агрегатов перспективной ВСУ.
  • Разработка высокооборотных электрических машин.
  • Разработка и освоение в производстве высокоскоростных газовых подшипников, с рабочим диапазоном угловых скоростей 50 000 – 70 000 об/мин.
  • Создание технологии разработки абразивных инструментов для изготовления деталей авиационных двигателей из титановых и жаропрочных сплавов с точностью до 1 мкм и гарантией от «прижогов» за счет эффекта заострения зерен на скоростях свыше 120 м/с.

6.             Системы кондиционирования воздуха

  • Разработка и освоение производства четырехколесного турбохолодильника.
  • Создание высокопроизводительного малогабаритного электрического компрессора.
  • Создание центробежного компрессора на газовых опорах.
  • Разработка цифровых прецизионных резонансных датчиков.
  • Разработка малогабаритных электропневмоклапанов.
  • Технологии нанесения износостойких, антифрикционных покрытий.
  • Разработка высокотемпературного никелевого теплообменника с большим ресурсом.
  • Разработка высокооборотного турбокомпрессора с гибридными подшипниками.

7.             Аварийные кислородные системы и системы нейтрального газа

  • Создание автономных кислорододобывающих и азотодобывающих систем высокой производительности.
  • Создание высокопроизводительного малогабаритного электрического компрессора.
  • Освоение технологий производства мембран с заданными характеристиками газоразделения.

8.             Противообледенительные системы

  • Разработка и освоение в производстве малогабаритных конденсаторов большой емкости.
  • Освоение серийного производства высоковольтных тиристоров 14–16 класса на напряжение до 1600 В.
  • Запуск производства индукторов на гибком пленочном основании.

9.             Шасси

  • Создание электрогидравлических и электромеханических приводов стоек шасси.
  • Внедрение в конструкцию шасси элементов из композитных материалов.
  • Освоение технологии производства кевларовых тормозных механизмов.
  • Разработка электрических мотор-колес.

ОАО «Концерн «Авиационное оборудование»
105318, Москва, ул. Ибрагимова, д. 29, стр. 31
Тел./факс: +7 (495) 989-29-39
E-mail: concern@avia-equipment.ru

http://avia-equipment.ru/

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика