Призрак F-35 бродит по миру

Валерий Антошин,
кандидат военных наук

F-35


Самолет F-15. В ВВС США сейчас насчитывается около 400 истребителей F-15C разработки фирмы Боинг, из которых 176 самолетов должны быть в этом году модернизированы с целью продления их срока эксплуатации. Программой модернизации предусмотрено оборудование самолетов новой БРЛС с АФАР AN/APG-63(V)3, что позволит одновременно отслеживать несколько целей и  наводить несколько ракет. Кроме этого, ВВС планируют модернизировать состоящие на вооружении 217 истребителей-бомбардировщиков F-15E, на которых будут установлены БРЛС с АФАР APG-82. По крайней мере, около 200 из них предполагается оставить в эксплуатации примерно до 2035 г. Самолеты этого типа эксплуатируются также в Саудовской Аравии (F-15S), Израиле (F-15I), Южной Корее (F-15K) и Сингапуре (F-15SG), а этим странам вскоре тоже может понадобиться модернизация авиапарка.

Еще в 2009 г. фирма «Боинг» предложила на рынок модернизированный истребитель F-15SЕ «Silent Eagle». Этот самолет имеет улучшенные характеристики заметности за счет использования радиопоглощающего покрытия и измененной конструкции хвостового оперения, оснащен электродистанционной системой управления, кроме того, вооружение самолета может размещаться в переоборудованных конформных топливных баках. В режиме полета «стелс» в баках размещается 2УР AIM-120 и 2xJDAM или 8xSDB. В обычном режиме подвешиваются нормальные топливные баки. В состав оборудования самолета входит новая БРЛС с АФАР AN/APG-63(V)3. Самолет рассчитан на зарубежных потребителей, которые уже закупали F-15 ранее.

Самолет F-16 практически не выпускается, так как покупатели в основном жаждут  новых истребителей F-35. Однако задержки с программой истребителя 5-го поколения оставляют некоторую надежду на возможный спрос на этого «ветерана», тем более даже США вынуждены запустить программу продления срока эксплуатации F-16. С этой целью начата очередная модернизация этих истребителей, после чего ресурс самолета F-16 будет продлен с 6000 до 8000 летных часов. Последние закупки этих истребителей состоялись в 2010 году, когда Румыния выразила желание приобрести достаточно старые 24 самолета F-16 «Блок 25» из состава ВВС США. Кроме этого, Ирак заявил о желании приобрести в ближайшее время 18 самолетов, а затем, возможно, к 2020 г. эта цифра возрастет в несколько раз. Похоже, что на большее фирме Локхид Мартин надеяться и не следует, время истребителя F-16 прошло, несмотря на то, что в последнее время самолет был оборудован и БРЛС с АФАР, и конформными топливными баками. Этот вариант предлагался даже Индии, но та выбрала современные европейские истребители 4-го поколения.

Многоцелевой истребитель F/А-18Е/F «Супер Хорнет» стал своеобразной «палочкой-выручалочкой» для авиации ВМС США, временно заменив задержавшийся на испытаниях новый истребитель F-35 и ликвидировав дефицит самолетов палубной авиации. ВМС США уже получили более 400 самолетов этой марки и постепенно заменяют им устаревшие F/A-18C/D «Хорнет». Самолет показал себя очень удачно во всех отношениях, а однажды обеспечил даже дозаправку в воздухе других тактических истребителей. Несмотря на это, самолет упорно не продавался в другие страны, и только в 2007 г. Австралия подписала контракт на закупку 24 машин для замены своих устаревших F-111. А причина была все та же – США не смогли вовремя обеспечить поставку Австралии истребителей F-35.

В настоящее время ВМС США планируют проведение работ по увеличению летного ресурса самолета с 6000 до 9000 часов, а также модернизации, аналогичной самолету F-15SE. Вооружение самолета планируется разместить внутри подвесного контейнера, что позволит снизить заметность самолета, а в состав бортового оборудования добавить БРЛС с АФАР и ИК систему наведения. Очередная модернизация двигателя позволит повысить его тягу на 20%, увеличится также и радиус действия, примерно на 10%, тем более что на самолете будут устанавливаться конформные топливные баки.

Индия в 2011 г. должна завершить тендер «сделки века», в ходе которого определится победитель конкурса на поставку индийской стороне 126 боевых истребителей 4-го поколения на сумму более $10 млрд. Пока Индия сделала выбор в пользу европейских производителей и намерена закупать либо французский «Рафаль», либо EF2000 «Тайфун». При этом одним из обязательных условий является поставка первой партии из 18 готовых самолетов, а сборка остальных должна осуществляться по лицензии на индийских заводах, т.е. Индия при этом получает доступ к новым технологиям. Это очень мудрое решение, поскольку просто закупка обошлась бы значительно дороже и означала бы отсутствие прогресса в авиации для индийской стороны. Окончательное решение по победителю тендера ожидается в ближайший месяц.

Не все страны Западной Европы закупают американские истребители. Несколько стран за последние годы приняли на вооружение такие самолеты собственной разработки, как EF2000 «Тайфун» (совместная разработка Великобритании, Германии, Италии и Испании), «Рафаль» (Франция) и JAS39 «Грипен» (Швеция).

Самолеты EF2000 первой партии имеют в основном возможности по борьбе с воздушными целями. Они поступили на вооружение авиации ПВО Великобритании, Германии и Италии. В период до 2013 г. будут выполняться поставки второй партии самолетов, имеющих улучшенные ударные возможности. Закупки завершающей третьей партии самолетов отменены. Самолеты второй партии имеют увеличенный радиус действия (за счет конформных топливных баков на верхней части фюзеляжа и подвесного топливного бака большей емкости) и оснащены РЛС с АФАР, лазерным целеуказателем в подвесном контейнере, новым вооружением.

МО Великобритании осуществляет исследовательскую программу по определению возможностей дальнейшего совершенствования самолета EF2000. Рассматриваются следующие направления модернизации: увеличение радиуса действия и массы боевой нагрузки за счет нового крыла с увеличенной толщиной, имеющего большую прочность, и увеличенные объемы для топливных баков; оснащение самолета оружием нового поколения; установка сопла с отклонением вектора тяги; улучшение ситуационной осведомленности летчика за счет использования нового поколения датчиков.

Консорциум «Еврофайтер» возлагает большие надежды на самолет «Тайфун», ожидая от Индии принятия окончательного решения по тендеру. Если Индия выберет этот самолет и сделка состоится, то консорциум готов начать следующий проект по разработке палубного варианта «Тайфуна». Исследования по нему ведутся уже несколько лет, и можно не сомневаться, что этот вариант будет Индии вскоре предложен. Ведь недалеко то время, когда Индия будет менять уже «Си Харриеры» для своих авианосцев. Интрига сохраняется.

Во Франции в настоящее время в состав семейства многоцелевого истребителя «Рафаль» входят самолеты следующих модификаций: в ВВС – одноместный «Рафаль»С и двухместный «Рафаль»В, в ВМС – одноместный палубный «Рафаль»М. В течение ближайших лет самолеты «Рафаль» будут модернизированы, на них планируется установить БРЛС с АФАР и увеличить тягу двигателя. По мере развертывания новых самолетов устаревшие самолеты типа «Мираж» постепенно будут сниматься с вооружения.

Италия. Планы этой страны заключаются в закупке 130 истребителей F-35В для замены самолетов АV-8B «Харриер», F-16A и АМХ. Начало поставок первоначально было запланировано на 2014 г., однако задержка программы отодвинула его за 2016–2017 гг. Первоначально планировалось, что Италия будет принимать участие в испытаниях опытных самолетов и даже в окончательной сборке серийных машин на своих заводах. В дальнейшем возможно увеличение количества закупаемых Италией самолетов F-35, каких точно модификаций, пока окончательно не определено, это будет зависеть от последствий с отказом от закупок по третьему траншу самолетов EF-2000 «Тайфун». Тем не менее, пока наибольший интерес итальянцы проявляют к самолетам F-35А и В.

Швеция. Самолет JAS39 «Грипен» разработан шведской фирмой Saab совместно с британской компанией «ВАЕ Systems» и состоит на вооружении ВВС Швеции, Южной Африки и Венгрии. С 2005 г. 14 самолетов этой марки Чехия взяла в лизинг на 10 лет. В феврале 2011 г. первую партию из 6 новых самолетов JAS39 С/D «Грипен» получил Таиланд, в скором времени ожидается прибытие в эту страну еще 6 истребителей. Из этих 12 машин будет сформирована первая эскадрилья для частичной замены устаревших самолетов F-5, которые эксплуатируются в Таиланде уже более 30 лет. Подготовка к получению новых самолетов для ВВС Таиланда началась в 2010 г., когда летный и технический состав проходили обучение в Швеции.

Реализуется план модернизации существующего модельного ряда выпускаемой авиационной техники с целью выдвижения ее на международный рынок. Шведы рассчитывают, что следующая модель истребителя «Грипен» может оказаться востребованной, например, Индией, которая осуществляет в настоящее время программу по вооружению страны авианесущими кораблями. Уже после2015 г. Индии может потребоваться от 50 до 100 многоцелевых истребителей морского базирования для замены устаревших «Си Харриеров».

Saab совместно с BAE Systems в настоящее время проводит исследования по созданию нового палубного истребителя. В качестве основы для разработки взят демонстрационный прoект многоцелевого истребителя JAS-39 Gripen NG (Next Generation), который является модификацией двухместного самолета JAS39B. Его испытания начаты в апреле 2011 г. Программа разработки палубного истребителя получила условное наименование Sea Gripen. Ожидается, что к 2013 г. фирма должна подготовить всю необходимую документацию для изготовления первого опытного образца самолета.

Планируется обеспечить готовность проекта к изготовлению первого опытного образца к 2013 г.

Проектом предусмотрено внесение определенных изменений в конструкцию самолета JAS39. Планируется усилить прочность стоек шасси и  заменить амортизаторы на способные выдерживать нагрузку при посадке самолета с вертикальной скоростью до 6,3 м/с. Также намечено увеличить прочность планера, что приведет к увеличению массы самолета на400 кг. В то же время данные изменения позволят сократить протяженность взлетно-посадочной полосы с 800 до300 мв совокупности с использованием катапульты и аэрофинишеров при эксплуатации с палубы авианосца. Ожидается, что самолеты типа Sea Gripen смогут базироваться на авианесущих кораблях с водоизмещением свыше 25 тыс. тонн. Разрабатываемый вариант Sea Gripen позаимствует у истребителя JAS-39 Gripen NG топливные баки с увеличенным на 38% объемом по отношению к серийно выпускаемым JAS-39 Gripen С, что обеспечит боевой радиус свыше 1250 км при увеличенной до 6000 кгмассе боевой нагрузки.

Самолет будет оснащен современным бортовым оборудованием, в состав которого должна войти БРЛС с АФАР ES-05 Raven-1000P и оптико-электронная система (IRST). Самолет сможет поражать воздушные и наземные цели, а также будет иметь возможность действовать совместно с группой БЛА, причем управление ими будет осуществляться либо непосредственно с самолета, либо транзитом с КП удаленного управления БЛА.

Новый шведский палубный истребитель будет предназначен для эксплуатации в широком диапазоне температуры окружающей среды
(от – 50°С до + 50°С), что обеспечит его использование как в арктических, так и экваториальных широтах, а также выполнять боевые задачи в сложных климатических и погодных условиях (снегопад, дождь, сильный боковой ветер) при ширине ВПП 17 м. Стоимость экспортного «Sea Gripen» может составить от 40 до $61 млн в зависимости от комплектации. Ожидается, что первая партия истребителей Sea Gripen для экспортной поставки будет готова к 2018 г.

Китай в начале2011 г. продемонстрировал всем свой новый истребитель J-20, пытаясь выдать его за истребитель 5-го поколения. Однако большинство зарубежных и российских экспертов считают, что Китай продемонстрировал общественности всего лишь прототип своего истребителя «якобы 5-го поколения», взяв за основу экспериментальный образец истребителя 4-го поколения. Поэтому в ближайшие годы Китай продолжит продавать свои самолеты лишь странам третьего мира, а свой истребитель 5-го поколения сможет создать где-то в 2020–2025 гг.

Китай явил миру и свой новый палубный истребитель J-15 (Рис.8). Сообщается, что свой первый полет этот самолет совершил 31 августа 2009 г., а взлет с рампы (стенд в НИЦ) совершил еще 6 мая 2010 г. Внешне самолет напоминает российский прототип палубного истребителя Су-33. Пока речь может идти о том, что появление уже двух летающих экспериментальных образцов палубного истребителя говорит о серьезных намерениях Китая по созданию палубной авиации в ближайшее десятилетие.

Все изложенное выше так или иначе связано с программой создания в США истребителя F-35. Одни страны очень надеялись купить этот самолет и обновить свой парк, другие, например, Китай, бросился догонять лидера и пытается создать свой истребитель 5-го поколения. Россия, как всегда, идет своим путем, спокойно разрабатывая Т-50 совместно с Индией и ожидая завершения разработки самолета F-35.

Однако этого финала придется ждать еще несколько лет, а участников процесса могут поджидать сюрпризы. Уже в начале 2011 г. американские союзники по НАТО были приятно удивлены новыми оценками стоимости программы F-35, озвученными в сенате США, а затем попавшими в прессу. По этим сообщениям, один из чиновников заявил на слушаниях, что оценка стоимости эксплуатации парка самолетов F-35 в течение жизненного цикла может составить около $1 трлн. Всего лишь одна фраза вызвала бурю эмоций у потенциальных покупателей самолета, которые спешно начали считать деньги и проводить свои оценки. Первой откликнулась Канада. По сообщениям американской прессы, представители этой страны испытывают естественное чувство досады. Расчеты канадских специалистов показали, что затягивание программы самолета может привести к тому, что Канада будет вынуждена закупать 65 истребителей F-35 после 2017 г. по цене около $450 млн. В числе основных факторов, которые вызывают тревогу канадских специалистов, отмечены:

•          значительное увеличение стоимости разработки программы;

•          отмена разработки альтернативного двигателя для самолета;

•          практическое сворачивание программы по варианту F-35B;

•          проблема интеграции американского самолета с национальными системами оружия страны-покупателя, что подтвердилось во время переговоров между США и Израилем;

•          возможное сокращение количества закупаемых самолетов;

•          беспрецедентное увеличение стоимости эксплуатации самолета;

•          изменения относительно времени проведения модернизации, ремонта и обслуживания самолета.

Тем не менее, другой союзник США по НАТО, Норвегия, готова покупать 56 самолетов F-35 с 2018 г., чтобы принять их на вооружение в 2019 г. Остальные, видимо, думают: деваться-то некуда, своей авиапромышленности нет, опыта тоже мало, кто будет проводить анализ, когда имеется всего лишь опыт эксплуатации американских истребителей F-16, по праву считающихся самыми ненадежными и аварийными.

Какое же решение будут принимать союзники США относительно истребителя F-35? Богатые страны, скорее всего, закупят их, стиснув зубы. Те, у кого денег мало, закупят альтернативный образец, например, F/А-18Е/F или его усовершенствованный вариант. А такие страны, как Канада, могут вообще не закупать, с кем им воевать-то, с Ливией, что ли, за свободу северо-американского континента?

США обеспокоены ситуацией с истребителем F-35, поэтому продолжают искать новые пути снижения его закупочной стоимости. В сенате США неожиданно появилось предложение продать истребитель даже Индии, где конкурс на закупку новых самолетов еще не завершен. При этом все этические соображения отброшены, было предложено осуществить сделку напрямую, только на правительственном уровне. А в Индии ожидают вынесения окончательного решения, кто же победит: «Рафаль» или «Тайфун»? А ведь два американца в этом тендере уже проиграли: это F-16 и F/А-18Е/F.

США, видимо, не зря продолжают программу разработки истребителя F-35. Перевооружаться надо, конечно, на новые образцы, а вот как они смогут решить проблемы со стоимостью самолета, покажет время. Может, они пойдут по пути Германии и Великобритании, которые урезают расходы на вооружение, а может, найдут новое, никому не известное решение. Одним из них может стать использование беспилотных летательных аппаратов (БЛА), которые уже в 2018 году могут появиться в составе палубной авиации ВМС США. Экспериментальные исследования в этой области в настоящее время проводятся в рамках демонстрационной программы UCAS-D. Армия США также заинтересована в использовании ударных БЛА и совместно с управлением перспективных исследований МО США проводит исследования по повышению точности поражения целей противника в процессе выполнения задачи НАП (непосредственная авиационная поддержка). Основная цель исследований – создание новой автоматизированной системы целеуказания следующего поколения для замены существующей голосовой системы связи между оператором передового авианаводчика и ЛА, который поражает цель. В настоящее время лучшим самолетом для выполнения задачи НАП считается американский штурмовик А-10. В последние годы некоторая часть этих самолетов была модернизирована. Это должно сократить время наведения самолетов и оружия на цель и снизить вероятность ошибки. Ожидается, что в результате для самолета, барражирующего на расстоянии около60 кмот переднего края, время поражения цели сократится с 30–60 до 6 минут. Первая фаза проекта начата в 2011 году и рассчитана на 4 года. В середине 2015 года ожидается проведение демонстрационных летных испытаний новой системы, в состав которой входят штурмовик А-10, несколько вертолетов и БЛА.

Но в любом раскладе ничего хорошего от возможного появления в Европе новых американских истребителей России ждать не приходится. В этом случае наше творческое сотрудничество с Индией в области создания истребителя пятого поколения может быть вполне адекватным ответом. А в перспективе не следует исключать традиционное сотрудничество с нашим давним другом Китаем, который начинал развитие своей авиации с освоения наших авиационных технологий, и в этом году согласился участвовать вместе с Россией в разработке широкофюзеляжных самолетов. Сотрудничество с этими двумя странами может способствовать созданию противовеса новым американским истребителям.

1 Trackbacks & Pingbacks

  1. Призрак F-35 бродит по миру | Авиапанорама

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика