Игорь Семенченко,
независимый эксперт в области малой авиации и безопасности полетов,
кандидат технических наук
Наиболее актуальные основы законопроекта

Основы Концепции законопроекта «О развитии малой авиации в Российской Федерации», изложенные ведущими экспертами и учеными, специалистами субъектов Российской Федерации в области организационной, правовой, административной, экономической, социальной, авиационной деятельности, а также других вопросов, находящихся в  компетенции Федерального центра и регионов субъектов Российской Федерации, физических и юридических лиц, ведомств и различных организаций в создании и дальнейшей модернизации  новой  отрасли – «Малой авиации».

Основы Концепции проекта федерального закона «О развитии малой авиации в Российской Федерации» подготовлены  по результатам научных исследований, выполненных работ ведущими  экспертными организациями и учеными, специалистами субъектов Российской Федерации в сфере изучения и обобщения научного и практического опыта создания, эксплуатации, применения малоразмерных летательных аппаратов (до 21 т); подготовки пилотов, летных экипажей, авиационных специалистов, специалистов обеспечивающих полеты летательных аппаратов, специалистов в области создания и управления инфраструктурой на территории субъектов Российской Федерации, центров обучения и переучивания авиационного персонала, специалистов в области правовой, финансовой, налоговой, страховой, банковской, и др. деятельности; обеспечения безопасности полетов, авиационной безопасности, поисково-спасательных работ, противодействия террористической деятельности; структур по учету, сертификации и лицензирования, а также авиационной деятельности граждан и различных организаций в области эксплуатации летательных аппаратов малой авиации в воздушном пространстве  над  территориями: Советского Союза, России, Восточной и Западной Европы, Австралии, США, Великобритании, Германии, Франции и других государств мира.

Кроме того, на основе полученных научно-практических результатов функционирования  малой авиации, реально создаются предпосылки для обеспечения развития экономики (создания региональных и  совместных предприятий, а это дополнительные рабочие места), социальной сферы,  многопрофильной инфраструктуры в любых, даже самых труднодоступных уголках территории России, привлечения в регионы инвестиций и навигационных сборов.

Нельзя не отметить и такую немаловажную деталь, сегодня в Российской Федерации не создано базовое законодательное поле  в области создания, развития, функционирования и обеспечения  авиационной деятельности  «Малой авиации». Такое положение приводит только к одному —  незаконно, ежесуточно, над территорией Российской Федерации поднимается более 2000 тыс. различных летательных аппаратов и около 200 из них ежесуточно оказываются в экстремальных условиях, когда гибнут люди с потерей летательных аппаратов.

Мы сегодня также констатируем, что в сфере авиационной деятельности и безопасности полетов действуют больше 2500 различных нормативных  правовых актов, которые, как правило, дублируют друг дуга или противоречат.

С учетом перечисленных выше основ, данная Концепция направлена на реализацию их в законодательной инициативе Совета Федерации, проекте федерального закона  «О развитии малой авиации в Российской Федерации»

2. Предмет правовой деятельности Федерального закона «О развитии малой авиации в Российской Федерации».

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы государственного регулирования развития малой авиации в Российской Федерации, являющейся самостоятельным видом авиации  (отраслью),  предназначенным для обеспечения и развития экономики, социальной сферы и инфраструктуры субъектов Российской Федерации,  многофункциональных транспортных воздушных коммуникаций, безопасности и обороны государства, а также для выполнения авиационных работ.

3. Определение малой авиации

Малая авиация Российской Федерации – самостоятельный вид авиации (отрасль), предназначенный для обеспечения потребностей граждан Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации в авиационных работах, развития промышленности и инфраструктуры в регионах, удовлетворения интересов и решения задач физических и юридических лиц , выполнения региональных и межрегиональных перевозок на территориях субъектов Российской Федерации, первоначальной подготовки и переподготовки авиационного персонала, а также для развития авиационного спорта и туризма в России.

К малой авиации относятся также воздухоплавательные летательные аппараты и беспилотная авиация.

4. Основные понятия, которые применяются в интересах данного закона «О развитии малой авиации в Российской авиации »

Впервые в Воздушном законодательстве Российской Федерации в проекте федерального закона «О развитии малой авиации в Российской Федерации» в  разделе «Общие понятия» дано исчерпывающее значение категорий, которые используются в законопроекте в виде понятий и несут в себе точно выверенные толкования всего спектра содержательного смысла, увязанного с документами ИКАО и российского законодательства.

5. Структура нового вида авиации (отрасли) «Малая авиация», изложенная в проекте федерального закона «О развитии малой авиации в Российской  Федерации»

 Создание структуры Федерального органа исполнительной власти на базе  «Росавиации» Минтранса России, является самым своевременным и оптимальным законодательным решением, в основе которого лежит правовая база, обеспечивающая  государственное регулирование малой авиацией (является давно назревшей потребностью). В этой связи, представляется необходимым скорректировать функции между уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в части всей деятельности и функционирования малой авиации на всем пространстве Российской Федерации. Если другими словами, то в данной законодательной инициативе можно рассматривать такую структуру в Федеральном агентстве воздушного транспорта Минтранса России (Росавиации) и его территориальных подразделениях,  которые  будут  осуществлять государственное регулирование в области авиационной деятельности, лицензирования, сертификации, обеспечения подготовки авиационного персонала и другим направлением деятельности малой авиации.

6. Цели и  задачи государственной политики в сфере развития малой авиации Российской Федерации.

Главными целями проекта федерального закона «О развитии малой авиации в Российской Федерации» являются реализация назревшихся объективных обстоятельств в сфере применения правоприменительной практики  в области обеспечения функционирования малой авиации в правовом поле, направленной на удовлетворение потребностей спроса населения на воздушные перевозки и авиационные работы, развитие  экономики регионов субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов, создание социальных условий для граждан и сферы услуг в системе использования инфраструктуры и многопрофильных  летательных аппаратов малой авиации. Повышение эффективности малой авиации за счет повышения безопасности, качества услуг и комфорта перевозимых граждан.

Внедрение в практику комплекса мер по упрощению процедур организации авиационной деятельности, переоснащения парка летательных аппаратов малой авиации отечественными, современными, высокотехнологичными  типами летательных аппаратов по всему спектру реализации авиационных работ и социальных задач в интересах экономики и удовлетворения граждан России.

7. Летательные аппараты малой авиации.

К летательным аппаратам малой авиации законопроектом относится:

  • летательные аппараты не более 21 т;
  • сверхлегкие и  легкие летательные аппараты;
  • паропланы и дельтопланы;
  • дельтамотопланы;
  • планеры и мотопланеры;
  • воздушные шары, аэростаты, дирижабли;
  • беспилотные летательные аппараты, в том числе и модели;
  • микросамолеты ( самолеты с максимальным геометрическим размером 15-20 см);

к летательным аппаратам малой авиации относятся серийные летательные аппараты и летательные аппараты нетиповой конструкции и др летательные аппараты, которые соответствуют критериям, применимых для летательных аппаратов малой авиации.

Акцентировано внимание на наиболее актуальных  основах правового обеспечения авиационной деятельности малой авиации, формирование ряда правовых норм, которые обеспечивают целый комплекс мер, направленных на качественное функционирование целой отрасли «малой авиации», социальной сферы граждан и  создание  многопрофильной и многофункциональной инфраструктуры, региональных и межрегиональных транспортных коммуникаций и условий для производства отечественных летательных аппаратов.

Принятие федерального  закона «О развитии малой авиации в Российской Федерации» является актуальным и назревшей необходимостью для всего государства и российских граждан. Мы готовы еще в очередной раз принять к рассмотрению все ваши предложения, рассмотреть их вместе с Вами и  наконец, прийти к одному единственному решению, о принятии  данного законопроекта.

В Совете Федерации уже сложилось устойчивое мнение большинства сенаторов, что данная законодательная инициатива, как от субъекта права законодательной инициативы, должна вноситься  в Государственную Думу от Совета Федерации, учитывая то, что данный законопроект имеет громадное социальное значение для страны и ее национальной обороны.

4 votes, average: 3,00 out of 54 votes, average: 3,00 out of 54 votes, average: 3,00 out of 54 votes, average: 3,00 out of 54 votes, average: 3,00 out of 5 (3,00 из 5, оценило: 4)
Loading...