МАКС-2011 как деловая площадка состоялся!

С.Филипенков
Сергей Филипенков, ведущий научный сотрудник ОАО «НПП «Звезда», кандидат медицинских наук По показателям деловой активности МАКС 2011 года, прошедший с 16 по 21 августа в городе Жуковском, превзошел предыдущие российские авиасалоны. Участниками стали 842 компании из 40 стран, в том числе, Германия была представлена 41 компанией, Франция – 36, США – 20 компаниями. На статических площадках был показан 241 летательный аппарат. 91 самолет и вертолет приняли участие в летной программе.Если учесть мировой кризис и падение темпов авиационного производства во всем мире, то число экспонатов и участников гораздо больше, чем на берлинском авиасалоне ILA и на всех азиатских выставках авиации. Но до Ле Бурже нам еще далеко, т.к. в текущем году в пригороде Парижа были представлены 2100 компаний, причем во Франции отмечено удвоение числа участников по сравнению с тем же авиасалоном двухлетней давности. В Жуковский столь многочисленные экспоненты пока не едут, несмотря на то, что подъездная дорога к аэродрому «Раменское» уже построена. Салон МАКС-2011 впервые провели «Ростехнологии» и «Рособоронэкспорт», которые изначально нацелены на покупателя вооружений из развивающихся стран. Суммарная стоимость заключенных на авиасалоне сделок, включая опционы, соглашения и протоколы о намерениях, составила около 16 млрд долларов. Существенно возросла доля заказов гражданской и космической техники. Однако крупнейшие соглашения явились лишь обновлением ранее подписанных документов, тогда как общий объем новых сделок составил всего $3,7 млрд.

Itogi MAKS2011

Поскольку МАКС-2011 объявлен юбилейным, вспомним историю авиасалонов в России: первая международная авиационная выставка состоялась ровно 100 лет назад в Михайловском манеже Санкт-Петербурга. Первая общедоступная, но не международная, выставка авиационной техники в городе Жуковском прошла 18–19 августа 1990 г. на площади в 2000 м2 перед инженерным корпусом ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского. Её посетило 100 000 жителей города, сотрудников ЦАГИ и Лётно-исследовательского института (ЛИИ), а также специалистов ведущих авиационных институтов и конструкторских бюро Москвы. Выставка сопровождалась полетами летчиков-испытателей ЛИИ над Москвой-рекой в традиционный для СССР день Воздушного Флота, отмечаемый с 1932 г. парадами на аэродроме в Тушине. Как обычно, перед перелетом в Москву летчики ЛИИ шлифовали свое мастерство в небе Жуковского накануне дня авиации. Великолепное сочетание выставочных возможностей города Жуковского с блестящей летной программой летчиков ЛИИ при показах авиационной техники стало характерной чертой будущих российских авиасалонов.

Первая международная авиационно-космическая выставка в новой России состоялась как «МосАэроШоу-92» 11–16 августа 1992 г. Она также прошла на базе ранее совершенно закрытого аэродрома ЛИИ имени М.М. Громова. С тех пор 6-дневный период работы статической экспозиции выставки сохранился до настоящего времени вместе с завораживающими глаз показательными полетами над аэродромом и Москвой-рекой.

С 1993 г., в соответствии с указанием Президента, основным местом проведения международных авиационно-космических салонов была избрана территория ЛИИ. В тот год выставка получила официальное название и статус Международного авиационно-космического салона «МАКС». В наследство от СССР осталось столь много новейшей авиационной и космической техники, что МАКС-1993 проходил одновременно на трех площадках, а именно: в Жуковском, на Ходынском поле и в выставочном комплексе Красной Пресни в Москве.

За годы существования «МАКСа» оргкомитетом авиасалона была проведена большая подготовительная работа по созданию на базе ЛИИ выставочной инфраструктуры, отвечающей требованиям международного уровня и построены современные павильоны общей площадью до 24 500 м2, а также введены в строй 160 000 м2 открытых выставочных площадей, построены 24 шале и пресс-центр для ведения переговоров общей площадью 2400 м2. Организаторами выставки традиционно выступали Федеральное агентство по промышленности, Правительство Москвы и
ОАО «Авиасалон». В этом году они передали головную роль Минпромторгу и ОАО «Транспортно-выставочный комплекс «Россия» в соответствии с распоряжением №1275-р правительства о проведении с 16 по 21 августа юбилейного авиасалона в г. Жуковский Московской области на аэродроме «Раменское».

Главные цели и задачи проведения МАКС на протяжении прошедшего 20-летия оставались неизменными. Прежде всего, это демонстрация отечественных технических достижений, во вторую очередь, – это насыщение внутреннего рынка России современной высокотехнологичной продукцией из Европы и Америки, а также заключение взаимовыгодных контрактов по экспорту/импорту авиационной техники или реализация совместных бизнес-проектов в кооперации с зарубежными партнерами.

В работе 1-го авиасалона МАКС-1993, проходившего в течение 6 дней с 31 августа по 5 сентября, приняли участие 178 предприятий из стран СНГ и 82 иностранные фирмы. При этом число посетителей выставки в 4 раза превысило показатели 1990 г. и достигло 400 000 человек. Мировой статус авиасалона был впервые наглядно подтвержден участием президентов России и высшего руководства страны в программе МАКС-1997 и МАКС-1999. С тех пор авиасалон в городе Жуковском достойно занял третье место среди европейских форумов, наряду с салонами в Ле-Бурже и Фарнборо.

Именно деловые и научные мероприятия сделали программу МАКС-2011 наиболее выдающейся и насыщенной по сравнению с аналогичными программами других авиасалонов мира. Основные события деловой программы прошли в первые четыре дня, когда было организовано 41 научно-практическое мероприятие конгрессного типа, 25 научных семинаров и симпозиумов, 29 пресс-конференций и пресс-брифингов, круглых столов, большая часть которых проведена с участием международных компаний. Общее количество официальных мероприятий превысило 50, но только 30 из них были исходно запланированы в официальной программе МАКС-2011, а остальные оперативно организованы в рамках салона при участии Министерства транспорта России и Европейского космического агентства, Правительством Москвы и ОАО «Вертолеты России». Традиционно отмечались специальные дни «Вертолетов России», фирмы «Туполева» и «День Москвы». Благодаря усилиям организаторов дополнительно состоялось 42 презентации научно-технических проектов и программ в области авиастроения, истории авиации и общественных наук. В целом, как сама общая сумма заключенных соглашений – около $16 млрд, так и количество иностранных предприятий участников стали абсолютными рекордами по сравнению с предыдущими салонами «МАКС» в Жуковском.

10-й салон привлек огромный интерес как профессионалов, так и любителей авиации. В первые три дня МАКС-2011 его посетителями стали более 110 тысяч участников научно-технических форумов и гостей выставки, занимающихся авиационно-космической техникой профессионально. Итоговое число посетителей выставки всеми любителями российской авиации в последующие дни составило 550 тыс. человек. К сожалению, оно не превысило показателей 2001 г., поскольку в дни свободного посещения разразилась непогода, что отразилось не только на посещаемости, но и на сокращенной летной программе. При этом необходимо отметить, что начиная с МАКС-1993 до сегодняшних дней, авиасалон в Жуковском сделал гигантский шаг вперед в своей экономической составляющей, увеличив ее на порядок.

В этом году салон отметил свое 18-летие огромной суммой подписанных на авиасалоне сделок, включая опционы, соглашения и протоколы о намерениях. Предварительные финансовые итоги юбилейного авиационно-космического салона подвел 20 августа гендиректор ОАО «Авиасалон» Владимир Борисов, который заявил, что общая сумма заключенных контрактов превысила рекорд МАКС-2009. В том числе, стоимость контрактов, заключенных предприятиями Объединенной авиастроительной компании (ОАК), впервые составила $7,5 млрд. ОАК прорекламировала подписание контрактов на выпуск более чем 100 самолетов. Однако сейчас трудно всерьез воспринимать сроки реализации подписанных контрактов на поставку 78 пассажирских лайнеров МС-21 на сумму в $7 млрд, т.к. пока самолет существует лишь в виде макета крыла для прочностных испытаний, отдельных узлов, чертежей и компьютерных 3D-моделей. Тем более что утрачены профессиональные рабочие и инженерные кадры на производстве, а также утеряны передовые советские технологии. ОАК все еще не возобновила производство давно, еще в СССР освоенных Ан-124 и Ил-76. А Минобороны затянуло согласование с ОАК контракта 2011 года на покупку 24 корабельных истребителей МиГ-29К и 65 учебно-боевых Як-130 до первой декады октября 2011 г.

В своем выступлении на торжественном открытии юбилейного 10-го салона 17 августа 2011 года премьер-министр В.В. Путин особо отметил, что этот «авиасалон – особенный, потому что он проходит в год 100-летия отечественного авиапрома и в год 50-летия полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос». В ходе посещения МАКС-2011 в павильоне «Роскосмоса» Главе Правительства РФ В.В. Путину, а позднее и секретарю Совета Безопасности РФ Н.П. Патрушеву показали стенд спутниковой системы ГЛОНАСС и в режиме он-лайн продемонстрировали, какие территории страны охватывает ГЛОНАСС в настоящее время. В.В. Путин и Н.П.Патрушев ознакомились с геопорталом «Роскосмос» и новейшим чипсетом Глонасс/GPS, а также поинтересовались результатами сеанса связи с уже замолчавшим в настоящее время спутником «Электро-Л». Премьер В.В. Путин ознакомился с макетом проектируемой перспективной транспортной космической системой (ПТКС) и макетом кабины будущего корабля «Русь», где расположены 6 кресел-ложементов для космонавтов. Президент — генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота рассказал журналу «Авиапанорама», что новый корабль способен совершать полеты не только к МКС, но станет «путешествовать на Луну».

ПТКС ближайшего будущего будет выводить в космос космический корабль, почти вдвое больший по массе, чем современный «Союз». Его спускаемый аппарат рассчитан на шестерых членов экипажа, причем четверо могут быть туристами. Существенное отличие новой кабины: кресла членов экипажа размещены не в один ряд, а стоят друг напротив друга. После отмены проекта крылатого варианта космического корабля «Клипер», обладавшего высоким аэродинамическим качеством, РКК «Энергия» очередной раз победила в тендере на эскизный проект перспективного пилотируемого космического корабля традиционной конической формы. Предусматривается создание нескольких его модификаций, предназначенных для полетов на земную и окололунную орбиту, ремонта космических аппаратов, а также для сведения с орбиты вышедших из строя спутников и крупных фрагментов космического мусора.

В 2015 г. начнутся летные испытания ПТКС, и новый космический корабль стартует в беспилотном варианте с космодрома «Восточный». В 2018 г. первый пилотируемый корабль совершит полет на международную космическую станцию (МКС). В 2020–2040 гг. планируется пилотируемый облет Луны и Марса. Пилотируемый космический корабль нового поколения будет приземляться в десять раз точнее «Союза» за счет применения парашютно-реактивной системы посадки. Планируется, что парашют будет раскрываться на нижнем участке спуска и работать вместе с реактивными двигателями спускаемого аппарата, рассчитанного на многократное применение.

В рамках МАКС-2011 Фондом «Сколково» и ОАО РКК «Энергия» подписано соглашения о Международном космическом центре (МКЦ) по реализации стратегии инновационного развития космической промышленности. В подписании участвовали президент – генеральный конструктор РКК «Энергия» В.А. Лопота и президент Фонда «Сколково» В.Ф. Вексельберг. Соглашением предусмотрено создание в инновационном центре «Сколково» международного модуля Научно-исследовательского института космических технологий (НИИКТ) и поиск внебюджетных источников финансирования. По соглашению в срок до 1 февраля 2012 г. представляется концепция развития НИИКТ, а к 2020–2025 г. количество сотрудников НИИКТ РКК «Энергия» в Сколково должно составить не менее 200 человек. Договаривающиеся стороны соинвестируют строительство НИИКТ в Сколково, а также создадут лабораторно-производственную и учебную базу МКЦ в г. Королёве. При подписании соглашения В.А. Лопота заявил: «Инновационный центр в Сколково видится оптимальным местом для размещения международного модуля МКЦ в силу самой идеологии проекта «Сколково», предусматривающей создание среды, обеспечивающей междисциплинарный и международный характер исследований, направленный на взаимодействие иностранных и российских ученых и бизнесменов, инвесторов, студентов, мировых и российских корпораций… для организации финансирования МКЦ на коммерческой основе и для подготовки высококлассных специалистов нового поколения, необходимых нам для МКЦ».

Под эгидой Федерального космического агентства в МАКС-2011 приняли участие 27 предприятий ракетно-космической промышленности, что на 11 больше, чем два года назад. Помимо ведущей ракетно-космической корпорации ОАО РКК «Энергия» им.  С.П. Королева, участниками салона стали ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика Решетнева», НПО им. Лавочкина, ОАО «Государственный ракетный центр им. Макеева», Центр им.М.В. Хруничева, ОАО «Российские космические системы», ракетно-космический центр ЦСКБ «Прогресс», ГНЦ «Исследовательский центр имени М.В. Келдыша» и многие другие. Предприятия показали более 200 макетов и натурных образцов космической техники.

В шале Федерального космического агентства состоялись консультации между парламентскими группами по космосу России и Франции. В ходе встреч обе стороны обсудили межпарламентское сотрудничество в сфере космоса. Представители французской стороны проинформировали о текущей ситуации в области планирования и организации космической деятельности на космодроме Куру во французской Гвиане, а также на национальном и общеевропейском уровнях. По завершении переговоров французская делегация ознакомилась с объединенной экспозицией Федерального космического агентства и предприятий ракетно-космической промышленности в павильоне.

НПО Лавочкина представило макеты космических аппаратов «Спектр-Р», «Спектр-РГ», «Спектр-УФ», «Фобос-Грунт» и КА «Электро-Л», а также разгонный блок «Фрегат». На стендах ГКНПЦ им. Хруничева посетители ознакомились с макетами ракет-носителей «Протон-М», «Ангара 1.2», «Ангара 3», «Ангара 5», «Ангара 5П», «Рокот» и «Космос-3М». ОАО «Научно-исследовательский институт физических измерений» продемонстрировал натурные образцы датчикопреобразующей аппаратуры и систем измерения, контроля, мониторинга и аварийной защиты.

ОАО «Российские космические системы» представило руководству страны новый чипсет «ГеоС 3», который планируется использовать в навигаторах ГЛОНАСС, устанавливаемых на автомобилях. Данный чип поступит в продажу в первом квартале 2012 г. Он совмещает две навигационные системы – ГЛОНАСС и GPS. Чипы «ГеоС 3»можно использовать в камерах и фотоаппаратах. Они будут потреблять энергии в три раза меньше, чем находящиеся сейчас в массовом применении чипы «ГеоС 1М», поэтому новым чипом уже заинтересовались российские и зарубежные компании, разместившие заказы.

Исследовательским центром им. М.В. Келдыша были представлены электроплазменные двигатели нового поколения, а также электрокомпозитные элементы для турбин и сопел космического корабля будущего. Генеральный директор Центра им. М.В. Келдыша академик РАН Анатолий Коротеев сообщил в интервью журналу «Авиапанорама» о том, что к концу 2012 г. будет завершен эскизный проект космического корабля с ядерной энергетической установкой мегаваттного класса на борту. Причем, в текущем году будут закончены проектные работы по созданию эскиза реакторной установки. По словам Коротеева, представленные на МАКС-2011 модели электроплазменных двигателей были разработаны в разное время, однако сейчас специалисты Центра в состоянии обеспечить более высокий уровень мощности, необходимый для перспективного проекта. Основной проблемой проекта на сегодняшний день является разработка холодильно-излучающей установки, которая является самым напряженным блоком ядерной энергоустановки. Помимо холодильника-излучателя специалисты Центра выбрали органо-жидкостную композицию для работы в условиях вакуума и открытого космоса, которая обеспечит радиационную устойчивость в условиях пилотируемого полета. Наземная отработка космического корабля с ядерным двигателем запланирована на 2014 г., к 2015 г. испытательные работы по электроплазменным двигателям будут завершены. Коротеев также сообщил о том, что в рамках существующего проекта на протяжении текущего года будет подготовлена модель электрогенератора, оборудованного бесконтактным мотором, а физико-математическая модель и модели турбокомпрессора будут готовы в 2012 г.

ОАО «Информационные спутниковые системы имени М.Ф. Решетнева» представило передовые достижения и разработки отечественных спутников, а именно: макеты перспективного навигационного космического аппарата «Глонасс-К», спутника-ретранслятора «Луч-5А» и современного телекоммуникационного аппарата AMOS-5, создаваемого специалистами предприятия для израильского оператора спутниковой связи. Центром экспозиции стала полномасштабная модель спутника «Космос-СХ» – первого российского аппарата дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), который создан на предприятии и предназначен для осуществления мониторинга сельскохозяйственных угодий на всей территории России, прогнозирования урожайности и предсказывания природных явлений, способных нанести ущерб агропромышленному комплексу страны. Заказчиком этого космического аппарата выступает Министерство сельского хозяйства.

При всей внешней зрелищности и праздничности космической экспозиции МАКС-2011 стал зеркалом состояния отечественной авиационной и космической промышленности со всеми её достижениями и проблемами. С настойчивой рекламой будущих пилотируемых полетов на Марс, стартующей в ноябре автоматической космической станцией «Фобос-грунт» и уже потерянными один за другим спутниками системы ГЛОНАСС и дальней цифровой связи «Электро-Л».

Военные самолеты были представлены из боевого состава авиации ВВС следующими летательными аппаратами: популярный в мире Су-30МК; все еще испытываемый, но участвующий в заграничных тендерах Су-35; Су-27 в ассортименте с разными двигателями; «МиГи», в том числе корабельный МиГ-29К. Присутствовали стратегические бомбардировщики России Ту-160 и Ту-95 в соседстве со столь же солидным самолетом дальнего обнаружения и управления А-50. В противоположном ряду наискосок стояли распахнутый Ан-124-100 «Руслан» и транспортный Ил-76. После показа специалистам, через три дня, транспортные самолеты улетели работать и на их место выкатили Ту-144. Отдельные представители современной молодежи с удивлением узнавали, что в Советском Союзе летал рейсовый сверхзвуковой пассажирский самолет, похожий на «Конкорд». Он стоял напротив А-380, повесив острый нос, и горевал по временам, когда российское небо бороздили отнюдь не «Эрбасы» и «Боинги».

ОКБ им. Миля представило три совершенно новых вертолета. Легкий учебный Ми-34С стоял рядом с модернизированным Ми-2. Ми-34 с тонированным стеклом и композитным корпусом смотрелся гораздо современней, хотя стоил дешевле представленного на МАКС-2011 европейского вертолета того же класса, так называемой «Агусты». Новинкой стал и Ми-38 с новыми двигателями, вспомогательной силовой установкой и гидросистемой для разгрузочно-погрузочных работ. Еще одной новинкой стал вертолет Ми-26Т2. В отличие от обычного Ми-26 с экипажем из 5 человек, Ми-26Т2 пилотируют всего двое. У этой новой модификации вертолета испытания еще продолжаются и впереди сертификация.

Самарское ЦСКБ «Прогресс», производящее ракеты-носители, представило легкий двухмоторный турбовинтовой самолет «Рысачок», который принимает на борт до 13 пассажиров. Из Усмани в Липецкой области прибыли маломерные двухместные самолеты «Сигма-Классик» с мощностью двигателя 100 л.с. Экономичный, малошумный, с хорошим обзором самолет стоит в базовой комплектации всего 2,5 млн рублей. Посетивший МАКС-2011 глава МЧС Сергей Шойгу сразу же заинтересовался «Сигмой» и высказал пожелание купить для нужд министерства 10 летательных аппаратов (ЛА). Кроме того, три «Сигмы» были заказаны частными лицами. Зарубежные производители авиации общего назначения (АОН) тоже представили свои ЛА на российский рынок. В частности, американский производитель самолетов Cessna Aircraft выставил свою самую популярную в мире модель Cessna 172. Их уже произведено более 43 тыс. При этом, несколько десятков куплены частными лицами и летают по России, а американцы хотели бы продавать их в гораздо больших количествах. Всего на МАКС-2011 был представлен 241 ЛА.

Помимо ВВС Германии, Франции и Италии на МАКС-2011 прилетела представительная авиагруппа ВВС США, показавшая на статической стоянке 10 хорошо известных и далеко не новых ЛА, включая бомбардировщик B-52 Stratofortress и штурмовики A-10 Thunderbolt II, причем истребители F-15 участвовали в показательных полетах. Специально для российских любителей американской экзотики прилетела целая эскадрилья старинных машин серо-голубого цвета и один почти белый разведчик «Орион». Стало очевидно, что в США сохраняют в рабочем состоянии раритеты холодной войны, созданные в 1950-е, но летающие до сих пор. Разодетая в пух и прах российская молодежь рвалась фотографироваться с американцами, одетыми в простые комбинезоны и кепи защитного цвета.

Европейский аэробус Airbus A-380, как и американский «лайнер мечты» Boeing-787, уже отметились в этом году презентацией в Ле-Бурже, но не нашли заказчика в России из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры у российских аэропортов. Однако их технические новации вызвали живейший интерес у Премьер-министра РФ и отечественных специалистов, выстроившихся в очередь на осмотр интерьера лайнеров на статической стоянке. Отнюдь не величиной, а маневренностью и бесшумностью поражал полет гиганта А-380. Грохотом и пролетом на минимальной высоте впечатляли американский F-15 и французский Rafale (Рафаль), носившиеся туда-сюда над зрителями, переворачиваясь на лету. Однако наблюдатели летной программы отнеслись к таким гонкам прохладно, поскольку увидели гораздо более сложные фигуры высшего пилотажа, которые выполняли российские Т-50, Су-30, МиГ-35 и МиГ-29 ОВТ. В завершающий день 21 августа летчик-испытатель ОКБ Сухого Сергей Богдан принял решение прекратить взлет Т-50. Ранее, 17 августа, прервать полет МиГ-29 пришлось летчику-испытателю РСК «МиГ» Михаилу Беляеву. Но эти инциденты, благодаря взвешенным решениям и опыту летчиков-испытателей, не испортили впечатления от грандиозного шоу.

Главными премьерами летных показов стали полеты двух истребителей Т-50 (называемых перспективным пилотируемым авиационным комплексом фронтовой авиации ПАК ФА), а также отечественных авиалайнеров Sukhoi Superjet-100 и Ту-204СМ. По среднемагистральному самолету МС-21 уже проведено технологическое переоснащение ульяновского завода «Авиастар». Объем финансирования создания самолета в текущем году составил 18,5 млрд рублей, в том числе, 11 млрд – средства из бюджета, а оставшаяся сумма – это внебюджетные источники. Самолет будут производить в трех следующих вариантах: первым появится МС-21-200 для перевозки 150 пассажиров на расстояние до 3500 км, затем МС-21-300 для перевозки 181 пассажира на 5000 км и МС-21-400, рассчитанный на перевозку 212 пассажиров на расстояние до 5500 км. Сертификацию по российским нормам предполагается завершить в 2015 г., по международным – в 2016 г. Ожидается, что в 2015-2017 годах новые среднемагистральные самолеты будут показаны сначала на статической стоянке МАКС, а позднее в летной программе.

На салоне МАКС-2011 был показан только прототип двигателя, который проходит испытания в составе летной лаборатории ЛИИ, а также продемонстрировано композитное крыло для МС-21, испытания которого уже завершены в ЦАГИ. Но именно эти успешные испытания стали для лизинговых авиакомпаний побудительным мотивом к заключению контрактов на самолет. На перспективный МС-21 в период МАКС-2011 были заключены твердые контракты на 50 самолетов с дочерним предприятием госкомпании «Ростехнологии» – лизинговой компанией «Авиакапитал-Сервис» и на 28 самолетов – с лизинговой компанией «Ильюшин Финанс». Стоимость обоих контрактов превышает $6 млрд. В рамках этих же контрактов предусмотрены опционы еще на 57 самолетов МС-21, стоимость которых составляет более $3,5 млрд. Помимо потока заказов на МС-21, есть крупные контракты на самолеты SSJ-100, в оснащении которых бортовым оборудованием и двигателями участвовали в основном зарубежные партнеры. Они заключены с авиакомпаниями PT Sky Aviation на 12 самолетов, «ЮТэйр» – на 24 самолета и «Газпромавиа» – на 10 самолетов. В рамках авиасалона были также подписаны соглашения о намерениях на поставку еще 50 самолетов SSJ-100 с авиакомпаниями «Ямал», «Авиалинии Кубани», а с авиакомпаниями «Таджик Эйр» и «Кыргызстан» были подписаны соглашения о намерениях. Каталожная стоимость твердых контрактов – $1,5 млрд. Вместе с предварительными соглашениями стоимость договоренностей по SSJ-100 – $3 млрд.

Опыт создания с нуля современного отечественного авиалайнера Sukhoi Superjet-100 свидетельствует о том, что даже самому преуспевающему ОКБ Сухого на инновации в России требуется не менее 10 лет, при том условии, что двигатели, бортовая авионика, системы жизнеобеспечения пилотов и пассажиров – зарубежные. По этим причинам львиная доля прибыли от производства самолетов SSJ-100 будет осваиваться инофирмами. Не случайно, наряду с заказами на самолеты, ОАК и ряд предприятий, входящих в корпорацию, подписали с зарубежными фирмами соглашения, направленные на развитие технологий производства элементов самолета из композитных материалов, которые должны обеспечить конкурентные преимущества самолетам России на внутреннем рынке. Каталожная стоимость этих контрактов с иностранными предприятиями превысила $6 млрд. Если же посчитать, как это делает глава ОАК Михаил Погосян, опционы и соглашения о намерениях, которые, вероятно, будут реализованы в ближайшие два года до следующего салона МАКС-2013, то общее количество ожидаемых корпорацией заказов составит 230 самолетов. Стоимость дополнительного пакета опционов и предварительных соглашений оценивается сумму свыше $ 8,5 млрд.

Компания ОАО «Вертолеты России» объявила об успешном подписании двух контрактов на поставку вертолетов Ми-171, в том числе 40 машин законтрактовала авиакомпания «ЮТэйр» и 39 – авиакомпания «Газпромавиа». Стоимость соглашения сторонами не раскрывается, как коммерческая тайна, но она может превышать $0,5 млрд. Хорошо заработали на МАКС-2011 зарубежные производители авиационной техники. Например, российская компания «Ильюшин Финанс Ко» и канадская Bombardier Aerospase подписали соглашение о приобретении трех самолетов Bombardier CS100 и семи CS300 с опционом еще на 10 лайнеров CSeries, каталожная стоимость такого контракта превышает 0,6 млрд долларов. Кроме того, компания «Ильюшин Финанс Ко» подписала предконтрактное соглашение о поставке трех украинских самолетов Ан-158 с опционом еще на три лайнера в интересах авиакомпании Cubana de Aviacion. Одновременно российская авиакомпания «Волга-Днепр» и украинское госпредприятие «Антонов» подписали соглашение на модернизацию 10 самолетов Ан-124-100, эксплуатируемых российским перевозчиком. Ими же было подписано соглашение о совместном продвижении на рынке рамповых транспортных самолетов Ан-178, финансовая сторона которого еще не определена.

На МАКС-2011 была озвучена информация о планах «Аэрофлота» закупить 25 самолетов Ан-140 у Самарского авиазавода «Авиакор», который уже заключил соглашение о сотрудничестве с ОАО «Рособоронэкспорт», включающее пункт о дооборудовании Ан-140 в соответствии с требованиями иностранного заказчика. В настоящее время собранный Ан-140 стоит около $20 млн. Как сообщил журналу «Авиапанорама» зам. начальника управления «Рособоронэкспорта» Константин Грек, «Авиакор» поставит на экспорт в течение 10 лет до 70 самолетов марки Ан-140, причем экспортные поставки первых 6 машин могут состояться в 2014 г. Пока же на «Авиакор» размещен заказ только на 10 самолетов Ан-140 для ВВС, и это единственный на сегодняшний день твердый заказ на эту машину. В производственном заделе на «Авиакоре» находится 5 машин Ан-140, но для безубыточного производства необходимо строить не менее 15 самолетов в год и вложить для технического перевооружения авиазавода около 2 млрд руб. Стоит заметить, что на Самарском авиазаводе пока построено всего 3 машины Ан-140 за весь период 2005–2010 гг. Сейчас второй производственной программой Самарского авиазавода является достройка Ту-154. В заделе осталось всего 4 самолета, 2 из которых будут поставлены силовым структурам. Так что главным проектом для «Авиакора» становится выпуск Ан-140 и представители Самарского завода заявили, что ими намечен серийный выпуск не менее 6 самолетов Ан-140 в следующем году.

АО «Мотор Сич», ГП «Ивченко-Прогресс», ГП «Антонов» и группа компаний «Волга-Днепр» подписали техническое задание о модернизации самолетов Ан-124-100 «Руслан». АО «Мотор Сич» и ТАНТК им. Бериева подписали соглашение о сотрудничестве и контракт о поставке 12 двигателей Д-436ТП для самолетов Бе-200. В рамках деловой программы МАКС-2011 представители АО «Мотор Сич» приняли участие в конференции «Внедрение в коммерческую эксплуатацию регионального самолета Ан-148-100В».

Европейская корпорация Airbus и российская авиакомпания «Трансаэро» подписали меморандум о приобретении восьми самолетов A320neo. Предварительная стоимость сделки оценена в $730 млн. Для облегчения продажи собственной продукции Airbus подписал еще один меморандум о взаимопонимании с компанией «ВЭБ-Лизинг», что обеспечит сотрудничество в сфере финансирования и лизинга аэробусов, включая обмен опытом, экспертизой и информацией в области финансирования авиатехники. Airbus и российская корпорация «ВСМПО-Ависма» подписали меморандум о взаимопонимании и стратегическом сотрудничестве в производстве/поставке российской продукции с высокой добавочной стоимостью и совместной разработке проектов титановых элементов и конструкций летательных аппаратов. Кроме того, «ВСМПО-Ависма» подписала соглашение на поставку титана европейской корпорации Airbus и американской фирме Goodrich.

Важной составляющей юбилейного салона МАКС-2011 стала обширная научная программа, включавшая международный конгресс, а также научно-технические и практические конференции, симпозиумы, семинары и круглые столы с международным участием. Они проведены при содействии основных государственных учреждений, регулирующих организаций Европейского сообщества (ЕС), руководителей министерств и ведомств России, ведущих предприятий российской и зарубежной авиационно-космической отрасли.

На базе инженерного корпуса ФГУП «ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского» и в Доме ученых ЦАГИ в период с 15 по 19 августа состоялись Международный научно-технический симпозиум «Авиационные технологии ХХI века», международный семинар «Перспективные направления авиационных исследований», 11-я российско-китайская конференция «Фундаментальные задачи аэродинамики, динамики полета, прочности и безопасности полета ЛА» и международная конференция «Перспективные концепции ОрВД». Анализ текущего состояния и перспектив развития авионики воздушных судов гражданской авиации, предназначенных для выполнения функций ОрВД, выполнила 3-я международная конференция «Авионика организации воздушного движения: CNS/ATM Авионика». На территории ЦИАМ в Москве также прошел Международный семинар «Проблемы авиационного двигателестроения». Все они проводились при поддержке руководителей Минпромторга России, представителей НП «Союз авиапроизводителей», РАН, ФГУП «ГосНИИАС», ФГУП «ЦИАМ», DLR (Германия), CAE (КНР), Германо-российского экономического альянса, комиссии Евроконтроля, ASD. С обзорными докладами по проблемам авиастроения на конференциях выступили генеральный директор ЦАГИ – Б.С. Алёшин, исполнительный директор ЦАГИ – С.Л. Чернышев, директор научного Центра ОАК – В.А. Каргопольцев, директор ИТПМ СО РАН – В.М. Фомин, генеральный директор ФГУП ГосНИИАС – С.Ю. Желтов, научный руководитель ФГУП ЦИАМ – В.А. Скибин, генеральный директор ФГУП ВИАМ Е.Н. Каблов, советник по науке и технологиям представительства ЕС в России – Hallen Manuel, директор аэрокосмических исследований DLR – Horst Huners, вице-президент CAE – Hua Jun, вице-президент Cytec Engineered Materials Inc Сarmelo – Lo Faro.

Огромное внимание было уделено вопросам безопасности, экологическим аспектам эксплуатации ЛА и формированию аэродромной инфраструктуры в крупных городах мира. В выступлениях сотрудников Германского авиационного института «DLR» Janina Scheelhase, Philipp Bergeron, H.Lohse-Busch, P.D.Ciampa, E.Nicke был представлен европейский взгляд на экологическую и экономическую целесообразность дальнейшего совершенствования авиационных требований по шумам, вибрации и загрязнениям атмосферы, в том числе прогнозирование выбросов вулканического пепла при извержениях. Оживленную дискуссию вызвали доклады ведущих сотрудников ЛИИ В.Т. Дедеша, Р.Х.Тенишева, С.Н. Киосе, Э.Г. Павловой и других по методике оценки условий и границ образования конденсационных следов в полетах самолетов на различных трассах и возможности их использования для снижения парникового эффекта, а также выступление Б.Б. Коровина, О.Н. Былинкиной, М.В. Кузьмина об особенностях виброактивности турбореактивных двигателей ТРДДФ в эксплуатационных условиях. Эти доклады наглядно продемонстрировали научному сообществу, что в России разработаны не имеющие аналога в Европе методы термодинамического расчета конденсации спутного следа на высотах 9–13 км и оценки его влияния на парниковый эффект в зависимости от типа двигателей. Теоретические расчеты получили точное экспериментальное подтверждение как для  авиалайнеров фирмы «Боинг» от В-737 до В-777, так и для аэробусов из линейки А-319, А-320, А-321, А-330 и российских самолетов Ту-154 и Як-42. Эти результаты, так же как вибрационные данные испытаний двигателей нового поколения, оказались востребованными в Европе и Америке.

Актуальность конференций и семинаров ЦАГИ в настоящее время очень высока, поскольку разработка и повышение конкурентоспособности гражданского самолетостроения возможны только при создании фундаментального научно-технического задела и внедрения наукоемких технологий в рамках международной кооперации. На семинарах были обсуждены прогнозы развития авиации, приоритеты фундаментальных и прикладных научных исследований с целью инновационного развития технологической базы авиастроения, а также представлены перспективные международные проекты ЦАГИ и DLR, ЦАГИ и CAE в области авиационной промышленности. Кроме того, ЦАГИ выступил организатором объединенной экспозиции центров авиационной науки России на территории выставки МАКС-2011, где на 400 м2 выставочной площади наряду с ЦАГИ демонстрировали свои научные и технологические достижения семь ведущих институтов страны, а именно ФГУП «ВИАМ», ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», ЛИИ им. М.М.Громова, ФГУП «СибНИА им. С.А.Чаплыгина», ФГУП «ГосНИИАС», ФКП «Гк НИПАС» и ФГУП «ОНПП «Технология». Главная идея объединенной экспозиции воплотилась в центральной части павильона, где показано единое комплексное решение приоритетных направлений развития авиастроения в виде технологий изготовления и испытания структуры крыла из композитного материала и созданных на их основе коммерческих продуктов – перспективного самолета XXI века и гиперзвукового ЛА.

Целью данного объединения, по заявлению генерального директора ЦАГИ Б.С. Алешина, стало собирание научных сил отечественной авиации и демонстрация наиболее выдающихся разработок отечественных ученых, а также напоминание о том, что только совместными научными усилиями можно достичь существенных сдвигов в развитии авиастроения России. «ЦАГИ как одному из институтов будущего Национального исследовательского центра удалось консолидировать на одной площадке ресурсы восьми крупнейших авиационных центров страны, благодаря чему посетителям и участникам международного салона будет представлен реальный срез возможностей и потенциала российских научных организаций», – отметил Б.С.Алешин.

Значительным событием стал 4-й Европейский конгресс по транспортной авиации, организованный при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, ГК «Ростехнологии» совместно с «Германо-Российским экономическим альянсом». Всего прибыло около 100 высокопоставленных делегатов из учреждений Евросоюза в Брюсселе и Европейского агентства по безопасности полетов. Одной из главных тем Конгресса стали перспективы модернизации российских самолетов Ил-76, Ил-96, а также Ан-124-100, Ан-158 (178) и других самолетов украинского ГП «Антонов», с которым у российского авиапрома налажены партнерские связи, а также вопросы базирования на российских аэродромах американских самолетов С-5 и С-130. И это неслучайно: рамповая военно-транспортная авиация относится к той области высоких технологий, где у России и Украины остаются неоспоримые конкурентные преимущества перед зарубежными фирмами.

В конгрессе участвовали 1-й заместитель Председателя ВПК Правительства РФ  Ю.И. Борисов, генеральный директор ОАО «20 Центральный проектный институт» О.И. Батасов, директор корпоративного научного Центра ОАК В.А. Каргопольцев, генеральный конструктор ГП «Антонов» Д.С. Кива, исполнительный президент авиакомпании «Волга-Днепр» В.А. Габриель, директор Института кибернетики и проректор Томского университета М.А. Сонькин и другие отечественные специалисты. Совместно с представителями Европы и США они обсуждали послекризисное состояние рынка транспортной авиации России, емкость которого оценена зарубежными партнерами величиной в $80 млрд. Были детально рассмотрены перспективы развития инфраструктурного обеспечения России современной аэродромной техникой и оборудованием, а также обсуждались предложения зарубежной авиатранспортной техники на российском рынке. В частности, европейскими участниками предлагается расширить парк российской авиации с помощью переделки на Воронежском авиазаводе в транспортные ЛА, исчерпавшие ресурс, но имеющие экономичные двигатели, авиалайнеры европейской корпорации Airbus А-320 и А-321, а также использовать самолеты американской компании Boeing Inc. или украинского ГП «Антонов».

С такими предложениями в докладе и в дискуссии многократно выступал вице-президент компании Boeing Inc. по маркетингу Randy Tinseth, а также многочисленные представители Европейского оборонного агентства EDA, Европейского транспортного агентства EATF, президент и генеральный конструктор ГП «Антонов» Д.С. Кива. В перерыве Дмитрий Семенович Кива сообщил журналу «Авиапанорама», что в апреле предприятие посетил министр обороны России Анатолий Сердюков, который заявил, что самолет Ан-140Т с рампой подходит военным, поэтому в ГП «Антонов» уже ведутся работы по доработке рамповой модификации Ан-140 – машины Ан-140Т – как легкого военно-транспортного самолета.

Основной проблемой российской транспортной авиации, все еще сохраняющей свои передовые технические позиции благодаря наличию парка самолетов Ту-204 и Ан-124, остается крайне значимый вопрос об инвестициях в отрасль. Именно по причине происходящей модернизации российской авиации, с учетом огромных бюджетных вливаний в этот сегмент, потянулись руководители крупнейших зарубежных авиастроительных фирм и члены различных Еврокомиссий. Европейский конгресс по транспортной авиации «Гражданская авиация: перспективы рынка и обеспечение безопасности полетов» и международный семинар «Организация системы управления безопасностью полётов на предприятиях-разработчиках и производителях авиационной техники России и ЕС» были проведены с участием руководителей Министерства транспорта РФ, членов Совета Федерации и Федерального Собрания РФ, представителей ЕС, а также союза авиакосмической промышленности Германии.

На пленарном заседании в Доме ученых ЦАГИ представители международных организаций, российского и германского парламента, ЕАSА, EDA, NATO обсудили развитие рынка транспортной авиации, национальные и международные вопросы регулирования этой сферы, её инфраструктуры и инновации самолетостроения. Со своим видением российско-европейского партнерства выступили следующие официальные лица: председатель правления Германо-Российский Экономический альянс Lutz Beyer, председатель парламентской группы Бундестага по авиации и космосу Klaus-Peter Willsch, глава департамента логистики НАТО Bruno Cantin, вице-президент CAE-Daniel von Bernuth, глава отдела сертификационной политики EASA Ralf Erckmann, глава маркетинга оборонного отдела корпорации Airbus Iаn Elliott, офицер Европейского оборонного агентства EDA Dimitrios Moutsiakis, атташе ВВС Германии Joern Lehmann, директор центра Люфтваффе по мобильным силам Marco Dahlhaus, вице-президент компании Air Bridge Cargo Wolfgang Meier, управляющие аэропортами Dierk Nдther (Airport Leipzig/Halle) и Dietmar Schrick (BDLI, Berlin), руководитель инженерной интеграции фирмы Rolls Royce  Uwe Fuss и др.

Одновременно, при участии руководителей Министерства транспорта РФ, в конгресс-центре МАКС-2011 прошел круглый стол по теме «Развитие наземной инфраструктуры грузовых авиатранспортных перевозок», а также научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития аэропортов в России», организованная выставочной компанией «Мир-Экспо» совместно с международной специализированной выставкой аэропортовой индустрии «Аэропортэкс». Целью всех этих мероприятий была популяризация зарубежных достижений, а также совершенствование отечественной техники аэропортостроения, продвижение новых методов эксплуатации и услуг в сфере обслуживания аэродромных, аэровокзальных комплексов с прилегающими территориями. С точки зрения западных производителей летательных аппаратов, технологий аэродромного сервиса и оборудования, Россия – это лакомый и емкий евразийский рынок сразу в двух частях света.

Многие из научно-практических семинаров и симпозиумов за почти два десятилетия их существования в рамках МАКС стали традиционными платформами профессионального диалога, деловых и производственных контактов, ознакомления с практическими достижениями в области разработки, производства и обслуживания авиационной техники, охватывающими исключительно важную инновационную информацию.
Например, в рамках авиасалона состоялась третья по счету международная конференция и международная выставка MEGATECH-2011, знакомящие с современными, высокотехнологичными приборами и методами неразрушающего контроля ЛА, особенностями их применения как на этапе строительства воздушных судов, так и при эксплуатации воздушных транспортных средств. Мероприятие проведено с участием Российского общества по неразрушающему контролю и технической диагностике, Московской торгово-промышленной палаты.

Союз производителей композитов при поддержке Союза авиапроизводителей и совместно с выставочной компанией «Мир-Экспо» с успехом провели 2-ю научно-практическую конференцию «Композитные материалы в гражданском и военном авиастроении» и конференцию «Инновационные материалы и технологии (ИМТ)». Одновременно прошла выставка композитных материалов, призванная активизировать интерес российских промышленных потребителей к внедрению инновационных материалов, оказать содействие экспонентам в расширении клиентской базы для увеличения продаж и тем самым способствовать окончательному преодолению кризисных явлений в авиационно-космической отрасли. На данных конференциях и выставке представлены последние достижения ведущих предприятий композитной отрасли, предназначенные для авиационной промышленности. Основными темами обсуждения были новые технологии проектирования и производства изделий из композитов в авиастроении; современные материалы и оборудование для производства изделий из композитов; физико-механические характеристики, радиопрозрачность, ультралегкость, срок службы композитных материалов и их основные преимущества перед традиционно используемыми материалами; опыт применения и внедрения композитных материалов в конструкциях, деталях и узлах летательных аппаратов. Профессиональному научному и деловому промышленному сообществам были наглядно представлены новинки в следующих областях: композиты, защитные покрытия; полиуретаны, алюминий в авиастроении, техническая керамика; уплотнительная техника и материалы; технологии неразрушающего контроля и диагностики; промышленные газы; термообработка и жаропрочные материалы; САПР и технологии быстрого прототипирования; сертификация и экспертиза.

В так называемый Парламентский день состоялся круглый стол «Деловая авиация и авиация общего назначения (АОН): совершенствование законодательства и обеспечение инфраструктуры», посвященный вопросам создания условий для безопасного, эффективного развития гражданской и экспериментальной авиации с помощью совершенствования законодательства путем приведения его к международным стандартам. Кроме того, прошел научный форум деловой авиации и АОН.

К МАКС-2011 была подготовлена обширная программа Правительства Москвы («Авиапанорама», №3-2011). «Космическая и авиационная отрасль чрезвычайно важная составляющая Москвы, – заявил на авиасалоне заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов. – Нам важно обеспечить предприятиям данных отраслей лидерство и хорошую конкурентоспособность на мировом рынке». По словам Шаронова, на территории столицы располагается 40% крупнейших предприятий страны по разработке и внедрению инновационных технологий в этой отрасли. Одними из наиболее ярких мероприятий программы стали круглый стол на тему «Экономические аспекты развития авиационно-космической отрасли» под руководством первого заместителя директора Института экономики  РАН Д.Е. Сорокина, а также читательская конференция, на которой присутствовали авторы широко известных книг по авиации – заслуженные летчики-испытатели, начавшаяся презентацией книги летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза А.А. Губарева «Космос начинается на земле. Эпизоды» (ее анонс дан в «Авиапанораме» № 1-2011).

В рамках программы «Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодежи МАКС-2011» с участием ректоров авиационных вузов, представителей законодательной и исполнительной власти РФ состоялся круглый стол «Инновационная инфраструктура. Взаимодействие вузов для создания инфраструктуры для авиационно-космической отрасли», а также международная научно-практическая конференция «Современные наноматериалы в авиастроении и технологии их обработки» и конференция «Молодежное инновационное предпринимательство и научная деятельность в авиационно-космической сфере». Одновременно, в рамках «ВН и АТТМ МАКС-2011», прошли презентации проектов студентов и учащихся техникумов с награждением победителей межвузовского студенческого конкурса инновационных проектов в номинации «Полет мысли: Авиация и космонавтика». После конфликта на Кавказе в России вдруг появилось очень много разработчиков и производителей легких беспилотных летательных аппаратов. Их создают даже студенты авиационных ВУЗов и техникумов.

По традиции, в первый день МАКСа территорию салона в рамках проекта «МАКСята», возглавляемого Ольгой Мартынюк («Авиапанорама», №5-2009), посетили юные изобретатели из Многопрофильного Конструкторского бюро, а также ребята из Общероссийской детской общественной организации «Малая Академия наук «Интеллект будущего». Ее юные участники разработали инновационный образовательный проект «Виртуальный музей космонавтики силами молодёжи и детей всего мира». Довольные ребята покидали выставку, наполненные новыми идеями. В свои 14 лет они уже разрабатывают проекты, например: «Воздушно-космическая система с роторной посадкой» или «Использование фторопласта-4  в шарнирах раскрывающихся в космосе конструкций». Не требует доказательства то, что такого рода проекты способствуют становлению творческой личности, создают мотивацию для более осознанных и результативных занятий научно-исследовательской и научно-технической деятельностью, сохраняют преемственность отечественной научной школы.

Еще до завершения работы МАКС-2011 генеральный директор ОАО «Авиасалон» В.Ю. Борисов заявил: «Мы можем уверенно сказать, что МАКС как деловая площадка состоялся». Успешное завершение деловой программы МАКС-2011 подтвердило готовность инфраструктуры и объектов, переданных из ведения ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова» в ОАО «Транспортно-выставочный комплекс «Россия», к проведению выставочных и конгрессных мероприятий международного уровня. Следующим крупнейшим событием, проведение которого запланировано с 27 июня по 1 июля 2012 года, станет Второй Международный Форум «Технологии в машиностроении».

А к МАКС-2013 в Жуковском должны произойти грандиозные изменения – их сформулировал в своем докладе на открытии МАКС-2011 В.В. Путин: «Надеюсь, к следующему авиасалону «МАКС-2013» здесь появится и новое здание штаб-квартиры Российской объединённой авиастроительной корпорации, а также другие объекты Национального центра авиастроения. Кроме того, считаю целесообразным создать здесь, в Жуковском, и музей истории авиации».

3 Комментариев для МАКС-2011 как деловая площадка состоялся!

  1. Полезная информация. Но, очень мало о научных достижениях в области авиации и космонавтики. Или их почти нет?

  2. Интересная и содержательная статья, которая дает четкое представление не только об итогах МАКС 2011 и позволяет заглянуть в историю его проведения. Спасибо.

  3. Интересная и дающая большой объем информации статья. Да, особо больших достижений в авиации и космонавтики пока нет (кроме возможно Т50),но, побывав на МАКС-2011, видишь, что работа в нужном направлении идет. Если государство будет уделять усиленное внимание проблемам развития авиации и космонавтики, то на следущих МАКСах увидим новые достижения.

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика