«Военно-транспортная авиация находится на подъеме»

Сергей Вальченко,
кор. «Интерфакса-АВН» специально для «Авиапанорамы»
О сегодняшнем дне и перспективах развития Военно-транспортной авиации ВВС России в интервью «Авиапанораме» рассказывает ее командующий генерал-лейтенант Виктор КАЧАЛКИН.

– Виктор Тимофеевич, этот год юбилейный для Военно-транспортной авиации. 1 июня ей исполнится 80 лет. Как она создавалась?
– Свою историю Военно-транспортная авиация ведет с 1931 года. В марте того года руководство Рабоче-Крестьянской Красной армии приняло решение о создании опытного воздушно-десантного отряда на базе Ленинградского военного округа. 1 июня 1931 года его формирование завершилось. То есть были созданы парашютно-десантные силы и средства их доставки. Поэтому 1 июня принято считать Днем ВТА.
Вначале средствами доставки десанта были тяжелые бомбардировочные эскадрильи на самолетах ТБ-1 и легкие самолеты Р-5.
В дальнейшем Военно-транспортная авиация, естественно, получила развитие. Сегодня ВТА – это одно из крупнейших авиационных объединений Военно-воздушных сил России на тяжелых транспортных самолетах, выполняющее оперативные и стратегические задачи в интересах государства. Военно-транспортная авиация расширяется. Растут ее роль и соответствующие возможности.
Сегодня Военно-транспортная авиация представлена одной авиационной базой первого разряда, дислоцированной в Твери. В состав этой авиабазы входит несколько авиационных групп, которые базируются в Таганроге, Пскове, Оренбурге и Сеще.
На вооружении ВТА тяжелые стратегические самолеты Ан-124 «Руслан», тяжелые военно-транспортные самолеты Ан-22, средние военно-транспортные самолеты Ил-76. Кроме того, имеется вспомогательная авиация на самолетах Ан-12 и Ан-26. Общий парк самолетов ВТА исчисляется сотнями машин.
По итогам 2010 года общий налет ВТА составил более 23 тысяч часов. Было перевезено порядка 150 тысяч тонн грузов и более 50 тысяч человек. Что касается взаимодействия с ВДВ – основным родом Вооруженных сил, с которым мы работаем, то здесь показатели тоже выросли по сравнению с прошлыми годами. Практически каждое учение проходит на сложном тактическом фоне, с десантированием личного состава и боевой техники ВДВ.
Напомню, что с декабря 2009 года в состав ВТА из ВДВ переданы отдельные военно-транспортные эскадрильи на самолетах Ан-2. Основная задача этих подразделений – первоначальная парашютно-десантная подготовка личного состава ВДВ.
Сегодня ВТА успешно решает поставленные задачи. Мы готовимся к выполнению новых задач, например, учим экипажи использовать самолеты для тушения лесных пожаров. Растет общий налет. Мы постоянно готовим молодежь. Уровень подготовки, натренированности летного состава увеличивается. Поэтому я считаю, что Военно-транспортная авиация находится на подъеме, и первые 80 лет своей истории встречает достойно.

– Авиапарк ВТА давно не обновлялся. Какие планы по перевооружению на новую технику?
– Благодаря пристальному вниманию к Военно-транспортной авиации со стороны руководства Министерства обороны, главного командования ВВС, наша авиация сегодня боеспособна. Можно видеть рост возможностей ВТА и в Государственной программе вооружений до 2020 года.
Развиваемся мы по нескольким направлениям. Во-первых, это глубокая модернизация существующего парка. Она уже идет. Модернизироваться будут самолеты Ил-76 в вариант Ил-76МДМ. Будут также модернизированы самолеты Ан-124 в вариант Ан-124-100. Несколько этих самолетов уже находятся в Ульяновске на глубокой модернизации.
Что касается поставки новой техники, то это самолеты Ан-70 и Ил-76МД-90А. Мы ожидаем появления первых новых машин в 2014 году. В более отдаленной перспективе ждем поставок самолетов Ан-124-300, чье производство должно быть организовано на Ульяновском авиазаводе.
В общей сложности речь идет о десятках самолетов, которые ВТА должна получить до 2020 года.

– А легкие военно-транспортные Ил-112В ВТА нужны?
– Объем задач, которые должны будут выполнять в ВТА самолеты Ил-112В, не такой большой. Но нам этот самолет нужен на замену самолетов Ан-26. Мы нуждаемся в новой, перспективной технике.

– Стало модно закупать технику для российской армии за рубежом. Например, французский «Мистраль», израильские беспилотники. А ВТА не нужны новейшие западные военные транспортники А400?
– А зачем нам самолет А400? Это прототип самолета Ан-70. Это самолеты одного ряда. Зачем нам А400, если у нас будет Ан-70, который мы совместно разрабатываем с ближайшим соседом – Украиной.
С другой стороны, давно говорят о совместном российско-индийском производстве средних военно-транспортных самолетов МТА. Но пока все только на уровне проекта.

– Вы упомянули о тушении лесных пожаров. Такая задача появилась у ВТА после жаркого лета 2010 года?
– В прошлом году были большие беды в связи с жарой и высокой пожароопасностью. Задачи по тушению лесных пожаров выполняли силы и средства МЧС. Тогда же руководством страны была поставлена задача задействовать Министерство обороны, в частности, Военно-транспортную авиацию для оказания помощи МЧС в тушении пожаров.
В это году МЧС выделило нам летчиков-инструкторов и штурманов, и мы обучали свой летный состав выполнению этой задачи. Кроме того, нам были предоставлены специальные выливные емкости для установки на противопожарных самолетах. Мы получили два комплекта такого оборудования.
Подготовлены десять экипажей, которые способны выполнять эту задачу на наших самолетах Ил-76. Естественно, только самолеты нужно дооборудовать, должны быть поставлены выливные авиационные приборы, чтобы можно было заправлять их пламегасящей смесью.

– В каких учениях экипажи ВТА примут участие в 2011 году?
– Планируются учения стран Организации Договора о коллективной безопасности. Мы тоже будем там представлены. Будем десантировать личный состав ВДВ.
Также планируется проведение оперативно-стратегического учения «Центр-2011». Мы тоже там будем задействованы большим количеством самолетов. Кроме того, обеспечение учения, подготовка к нему тоже не обойдутся без привлечения сил и средств Военно-транспортной авиации.

– Экипажи ВТА выполняют полеты за пределы России?
– В последние десятилетия Военно-транспортная авиация применяется для перевозки национальных контингентов, участвующих в миротворческих операциях под эгидой ООН и других международных организаций. Например, в рамках миротворческой операции ООН в Судане наши военно-транспортные самолеты перевозят миротворцев и грузы, обеспечивают ротацию российского контингента. В Чаде тоже была наша авиационная группа, и ВТА помогала ей функционировать.
Военно-транспортная авиация России по решению руководства страны не раз привлекалась к работам по ликвидации последствий техногенных катастроф и природных катаклизмов в других странах. Например, при землетрясениях в Китае, Гватемале или после цунами в Индонезии наши экипажи оказывали помощь терпящим бедствие.

– Товарищ командующий, позвольте не праздничный вопрос. Вы, наверняка, слышали о неприглядной истории в Липецком авиацентре, где с офицеров начальство вымогало часть премиальных денег. Как с этим вопросом в ВТА?
– Я считаю, что у нас этого нет и не должно быть. Потому что личный состав сознательный, понимает, что такое премирование и за что его дают. Поэтому у нас все на сознательной основе. В Военно-транспортной авиации удостоены премирования офицеры нескольких авиачастей.
Конечно, этот факт, если он найдет свое подтверждение, из ряда вон выходящий. Отношение к нему отрицательное.

1 Комментарий для «Военно-транспортная авиация находится на подъеме»

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика