Самолеты сами не летают. Принцип «обучение на практике» в интенсификации подготовки авиаспециалистов ВВС

Г.Харитонов
Георгий Харитонов,
доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР
В соответствии с военной реформой 2009–2012 годов Вооруженные силы России должны стать высокомобильными, высокопрофессиональными, оснащенными современным вооружением и военной техникой. В ВВС планировалась поставка более 700 самолетов всех типов, свыше 100 современных вертолетов. При этом в ВВС сокращено свыше 50 тыс. офицерских должностей. С учетом недавнего исключения прапорщиков из новой структуры ВС, сложностей с контрактной службой и с годичным сроком службы солдат-призывников это до предела обостряет уже существующие проблемы подготовки авиационного персонала, в частности, специалистов инженерно-авиационной службы практически всех категорий. Например, экстенсивные меры в подготовке авиамехаников стали неприменимы уже с перехода с трех- на двухгодичный срок службы по призыву – увеличение продолжительности обучения в школах младших авиаспециалистов перестало соответствовать затратам. И с усложнением авиатехники абсолютное большинство операций технической эксплуатации воздушных судов легло на плечи офицеров и прапорщиков.

Опыт ввода в строй выпускников военных учебных заведений свидетельствует о том, что они, как правило, не готовы не только к самостоятельной работе, но и к самостоятельной подготовке. Причина состоит в том что, во-первых, выпускники не знают, что такое достаточный уровень глубины своих знаний (например, изучать авиационную технику «до молекулы» или достаточно знать состав системы).  Поэтому каждому молодому специалисту необходимо в обязательном порядке обеспечить изучение по своей специальности хотя бы одного боевого авиационного комплекса до необходимого уровня знаний.  Во-вторых, серьезной проблемой в подготовке специалистов является необходимость восприятия обучающимися все возрастающего потока информации в течение ограниченного промежутка времени.  Новые разработки образцов авиатехники обусловливают появление новых научных дисциплин, расширение номенклатуры научно-технических изданий, резкое возрастание общего информационного обмена, увеличение степени рассеивания информации. Уже давно превышен предел физических возможностей человека в части самостоятельной переработки даже располагаемой информации и все заметнее проявляется феномен ее «сознательного непотребления».

Поэтому основой учебного процесса на современном этапе является его всемерное обеспечение и техническое оснащение с целью повышение качества обучения и приобщения широкого круга лиц к учебной информации в удобное для них время, независимо от территориальной разобщенности путем дистанционного обучения.

Условием высокой производительности на всех рабочих местах в военной авиации является широкий диапазон умений и знаний, которые исполнители должны накапливать через различные сочетания обучения и практики. Официальное обучение (училище, университет, академия и т. п.) должно сочетаться с обучением на рабочем месте (обучение без отрыва от работы). Официальное обучение проводится в соответствии с официальными программами занятий и с помощью персонала, обязанностью которого является обучение. Обучение на рабочем месте можно определить как запланированную программу обучения, предназначенную для подготовки специалиста к выполнению функций по заданной военно-учетной специальности военной авиации, в то время как это лицо в действительности работает по этой специальности. Обучение на рабочем месте, в сущности, олицетворяет собой принцип «обучение на практике» под руководством опытного наставника, а при дистанционном обучении – кураторов.

Практические занятия на аэродроме в условиях максимально приближенных к боевым в наибольшей степени способствуют совершенствованию как одиночной подготовки, так и боевому слаживанию подразделений.  Обучению личного состава непосредственно на авиатехнике, как правило, предшествует изучение различных дисциплин в определенной последовательности на теоретических и практических занятиях в учебных классах. Определить перечень изучаемых дисциплин, установить соотношение между объемом знаний и уровнем навыков – весьма сложная задача. Сложность ее решения связана с тем, что изменение требований к уровню подготовки авиационных специалистов приводит к изменению затрат всех видов ресурсов, к изменению  сроков  и интенсивности обучения.

Исследования в области обучения и профессиональной подготовки личного состава ИАС направлены на поиск путей повышения технической квалификации и привития контролирующих или руководящих способностей. Для успешного решения этой задачи необходимо, прежде всего, найти ответы на следующие вопросы: Что надо учитывать при обучении?  Как организовать обучение? Чему обучать? Как обучать? Как оценивать результаты обучения и подготовки различных категорий личного состава? Ответы на эти вопросы содержатся в работах 13 ГНИИ МО РФ.

Современное бортовое вооружение и оборудование с высокой степенью интеграции различных систем с программным обеспечением требуют иного подхода к их эксплуатации по сравнению с аппаратурными системами. Достаточно сказать, что любые изменения в аппаратурных системах могут потребовать значительно больше изменений в программах для бортовых ЦВМ. Для эксплуатации цифровых систем современных летательных аппаратов личному составу авиационных частей требуется более высокая квалификация и глубокие знания по цифровой технике.

Авиационное вооружение, авиационное и радиоэлектронное оборудование, закрепленные традиционно за соответствующими специалистами ИАС, теряют свою индивидуальность и становятся подсистемами внутри общей системы летательного аппарата. Все больше и больше размываются границы между специальностями ИАС, с одной стороны, и в то же время растут и укрепляются взаимосвязи между специалистами АВ, АО и РЭО на базе взаимосвязанных задач и применения общих систем встроенного контроля и индикации, с другой стороны. Для того чтобы оценить работоспособность своей системы, современный специалист ИАС любой специальности должен уметь управлять несколькими системами, за которые несут ответственность специалисты других смежных специальностей. При эксплуатации современных  прицельнонавигационных компонентов эти требования к знаниям и умениям значительно возрастают.

Задачи летного и инженерно-технического состава в процессе эксплуатации военной авиатехники различны. Например, летный экипаж должен хорошо знать работу авиатехники в условиях организованного противодействия, а специалист инженерно-авиационной службы должен хорошо уметь обнаруживать и устранять неисправности. Однако ряд навыков при работе с авиатехникой  необходимы и той и другой категории личного состава. Поэтому  необходима очень тщательная оценка требований к обучению вообще и к эксплуатационно-технической документации, в частности. Эту задачу самостоятельно не могут решить ни промышленность, ни ИАС. Промышленность не располагает детальными знаниями методов (принципов) эксплуатации авиатехники, практически реализуемых в авиационных частях,  пропускной способности учебного процесса, объема учебного времени, уровня подготовки личного состава, деталей структуры авиационных частей и т.п. С другой стороны, на ранней стадии эксплуатации авиационной техники личный состав военной авиации не знает деталей построения  и комплексирования оборудования, математического обеспечения, а также не обладает всеми необходимыми навыками управления функциональными комплексами. Необходима тесная связь инженерноавиационной службы и промышленности для того, чтобы разработать общую программу обучения и определить структуру эксплуатационно-технической документации и других учебных материалов.

Необходимость интегрированного подхода к эксплуатации современной военной авиатехники также обусловливает потребность в новой структуре курсов обучения личного состава авиационных частей. Значительное внимание должно быть уделено изучению встроенных систем контроля. Необходимо добиться такого положения, чтобы летный и инженерно-технический составы твердо верили в эти системы. Эту задачу нельзя решить, если авиационные специалисты не будут твердо знать математическое обеспечение функциональных комплексов, взаимосвязь входящих в них систем и решаемые задачи. Схемное изучение отдельных блоков и систем при этом не исключается, но переходит на второй план. Следует  больше задавать тем на самостоятельное изучение математического обеспечения и цифровой техники. Программы обучения летного и инженерно-технического составов должны способствовать глубокому изучению как боевых режимов, так и режимов технического обслуживания авиатехники.

В процессе привития практических навыков в управлении сложными системами и комплексами необходимо обращать внимание на приобретение детальных знаний по визуальной индикации в динамических и статических режимах работы авиатехники. На приборах бортового вооружения и оборудования индицируются многие разнообразные данные, зависящие от режимов работы систем. Изменение данных на одном приборе связано с изменениями на других. Проблема обучения заключается в том, как наглядно и динамично продемонстрировать различные режимы работы, а также дать подробное объяснение изменений визуальных данных. Трудности возникают и потому, что во время полета приборы работают в динамических режимах, которые не просто воспроизвести на земле без применения вычислительной техники. Инженерно-технический состав, как правило, имеет дело с индикацией  статических режимов. Эти обстоятельства вызывают досадное непонимание друг друга при разговоре летчика и специалиста инженерно-авиационной службы. Отсюда вытекает необходимость выделения определенной доли учебного времени для совместного обучения летного и инженерно-технического составов с использованием тренажно-моделирующих средств и виртуальных тренажеров.

Опыт изучения сложных систем показывает, что руководитель теоретических занятий должен быть также и руководителем практических занятий. Эти две задачи так тесно связаны, что они не могут быть разделены без ущерба учебному процессу. Для изучения сложных  систем недостаточно иметь саму технику и наглядные пособия. Необходимы  вычислительные машины и программы, позволяющие изучать динамические режимы работы, создавать различного рода тесты для определения уровня знаний обучающихся, повышать эффективность  самостоятельной поэкипажной и индивидуальной подготовки. Индивидуальная подготовка, проводимая таким образом, позволит рассчитывать на более эффективный рост необходимого мастерства по сравнению с подготовкой поэкипажно. Она вселяет большую уверенность обучающимся в своих индивидуальных способностях.

Новые методы (принципы) и средства эксплуатации, новые стратегии технического обслуживания и ремонта военной авиатехники разрабатываются с целью доведения до минимума одной или нескольких функций, таких как суммарные трудозатраты, времена подготовок и работ или общая стоимость работы. Однако задача на этом не заканчивается, так как надо еще ответить на вопрос о том, как результаты теоретической оптимизации довести до непосредственных исполнителей работы. Так как речь идет о современных методах и средствах, то для передачи инструкций техникам и механикам может быть применена схема, работающая в реальном масштабе времени. Техники и механики могут получать заранее оптимизированные инструкции от бортового самолетного компьютера, дистанционная наземная система может координировать работу нескольких исполнителей, работающих над одним заданием, или нескольких бригад исполнителей, работающих над многими заданиями.

Возможна также реализация концепции использования видеокон¬ференц-связи для предоставления иллюстраций и технических инструкций с помощью миниатюрных телевизионных приемников, прикрепленных к жесткому шлему исполнителя работы. Такая система может использовать также речевую интерактивную двухстороннюю связь с устройством предоставления данных. Cистема может координировать действия нескольких исполнителей.

Интенсивность эксплуатации военной авиатехники в мирное время обусловливается главным образом двумя элементами: с одной стороны, необходимостью поддержания высокой боеготовности путем систематических тренировок личного состава, с другой – обеспечением запаса ресурса авиатехники.

Оба эти явления противоречат друг другу. В данном случае должен ставиться вопрос об оптимальной интенсивности эксплуатации и использовании специальных тренажеров для личного состава ИАС.

Обучение и подготовка на рабочем месте является компонентом системы средств, обеспечивающих производительность в области технической эксплуатации военной авиационной техники. Этот компонент отличается от традиционных и компьютерных систем обучения и подготовки. Компонент обучающей поддержки представляет пользователю возможности моделирования, проведения практических занятий и других видов деятельности, предназначенных для того, чтобы специалист на опыте познавал необходимый учебный материал перед выполнением непосредственно задания. Обучающая поддержка может использовать стандартные компьютерные системы, интерактивное видео, которое является эффективным средством поведенческого моделирования и специального обучения. Например, старший расчета по подвеске средств поражения под самолет может наблюдать правильное выполнение этой процедуры подъема опасного груза непосредственно перед выполнением задания. После просмотра процедуры он может просмотреть ее еще раз, останавливая видео в нужном месте. Процесс обучающей поддержки может также представить старшему расчета имитируемый опасный объект, подлежащий подвеске на самолет.

Интерфейс пользователя должен позволять пользователю свободно перемещаться от одного объекта к другому (обратиться к интерактивной документации за справкой, к экспертной системе за советом), а затем вернуться к имитации для ее завершения.

В учебном процессе должно быть учтено использование подобных средств повышения производительности инженерно-технического состава.
По мере того как технологии становятся все более сложными, возрастает потенциал аварийных ситуаций по причине ошибок человека. Решение  проблемы человеческих ошибок зависит, в частности, от изучения уроков прошлого. Необходимо уметь постоянно и систематически изучать тенденции несчастных случаев при технической эксплуатации военной авиатехники.

Планирование обучения младших авиационных специалистов в ближайшем будущем необходимо проводить с учетом таких ограничивающих фильтров, как количество личного состава, инфраструктура системы обучения и бюджетные средства. Кроме того, необходимо учитывать и внешние факторы, например, предполагаемая рождаемость в стране.

Поэтому без изменения концепции обучения:

  • пределы пропускной способности системы обучения младших авиационных специалистов могут быть достигнуты очень быстро. Новые замыслы в постановке обучения в ближайшем будущем уже не смогут быть реализованы путем количественного увеличения требований к личному составу и к учебно-материальным средствам;
  • увеличение срока обучения сокращает срок службы непосредственно в частях и в конечном итоге обучение перестает соответствовать затратам;
  • постоянно повышающиеся требования к обучаемым и преподавателям при их средних способностях едва ли могут быть выполнены;
  • применяемые учебно-материальные средства морально и физически устарели.

Из сказанного следует, что проблема не столько в пропускной способности обучения, а в том, что процесс обучения нельзя сколь угодно усложнять и удлинять. Отсюда вытекают два очевидных требования:

  • специальная техническая профессиональная  и военная подготовка должны быть ориентированы на предстоящую деятельность специалиста или его выполняемые функции;
  • дополнительная техническая или военная подготовка должна осуществляться только в том случае, если изменится деятельность или функции специалиста.

Обучение младших авиационных специалистов-контрактников следует построить таким образом, чтобы профессиональное обучение давало бы возможность получить гражданскую специальность.  В результате этого количество желающих поступить на военную службу или остаться на сверхурочной службе может увеличиться.

Подготовка офицера ИАС как руководителя должна базироваться на следующем определении термина «руководство»: руководство есть искусство оказания такого влияния на людей, при котором будет заслужено их повиновение, доверие и лояльное сотрудничество при достижении общей цели. Навыки в руководстве технической эксплуатацией военной авиатехники значительно быстрее приобретаются, если офицер ИАС периодически проходит специальный курс обучения. Кроме того, офицер ИАС должен пройти специальный курс обучения для исполнения функций руководителя обучением личного состава. Офицер ИАС должен быть подготовлен к действиям в нештатных ситуациях в мирное время. Этим обеспечивается гарантия его личной боеготовности.

В обязанности офицеров ИАС всех уровней входит обеспечение мер защиты окружающей среды, авиационной техники и обслуживающего персонала от несчастных случаев. При обращении с опасными веществами и отходами необходимо построить обучение так, чтобы весь личный состав ИАС был осведомлен о степени опасности того материала, который он использует в своей практической деятельности или с которым будет иметь дело. В план обучения необходимо включить вопросы классификации, закупки и приобретения, экономии и минимизации потребления, хранения опасных веществ и материалов, меры безопасности при обращении с ними.

При проведении командно-штабных учений офицеру ИАС необходимо уметь добиваться реализма отображения инженерно-авиационного и материально-технического обеспечения (ИАМТО) в изучаемых боевых действиях.

Если на командно-штабных учениях факторы инженерно-авиационного и материально-технического обеспечения реалистически не проигрываются, то участники учений могут получать превратные представления о реальной роли, возможностях и ответственности инженерно-технического состава военной авиации. В результате ИАМТО может в значительной мере недооцениваться или переоцениваться, или просто считаться достаточным и тем самым не проявится его сильное ограничивающее влияние на основные свойства и возможности военной авиации.

В данной статье представлен далеко не полный перечень проблем, возникающих при организации обучения на рабочем месте в современных условиях.

Так, например, одной из наиболее трудных задач обучения и подготовки на рабочем месте является обеспечение требований физической сноровки и мыслительной деятельности специалистов ИАС.

3 Комментариев для Самолеты сами не летают. Принцип «обучение на практике» в интенсификации подготовки авиаспециалистов ВВС

  1. Всецело согласен с основными положениями, хотя многие писаны с известных учебников и попросту устарели. Думается надо было поднять не эти мелочные и многие притянутые за уши вопросы, а такие актуальные — кто будет обучать, кого и на какой мат. базе и по каким стандартам.
    Далеко ходить не буду. У вас же в 13-м институте уже специалистов не осталось, все ушли либо в коммерцию, либо в КБ, либо ждут билета счастья, подрабатывая на стороне. Зато весь тыл у вас на научных должностях, при этом повыкидывали молодых ребят, даже с учеными степенями, за штат, не говоря уже о маститых специалистах. Ваш зам. по науке на всех углах говорит о вступлении в НАТО, а до него который исполнял обязанности вообще не воспринимал работы, идущие в разрез зарубежным стандартам, поскольку, наверное, подрабатывал в соответствующих организациях. Более того, в рамках сервисного обслуживания АТ, я вообще не понимаю, почему в статье идет речь про ИАС.
    Про учебные заведения в масштабах страны вообще молчу…

  2. Эта статья из прошлого века.Если бы она вышла из-под пера автора лет 15 назад, то была бы актуальна и представляла бы интерес.А сейчас, после прочтения статьи, создается впечатление, что автор спустился с небес,а не из 13 ГНИИ. Являясь сотрудником военного института, он, к великому сожалению, не знает, что в Министерстве обороны разрушена система образования и профессиональной подготовки специалистов. В настоящее время выпускники военных ВУЗов получают дипломы и ищут себе работу на гражданке.Вот тебе и «обучение на рабочем месте в современных условиях».

  3. Прочитав введение, подумал, что в статье будут рассмотрены какие-то новые проблемы, появившиеся в области обучения в связи с реформой ВС и предложены подходы к их решению. Оказалось, это просто краткий обзор давно известных вопросов… Немного разочаровался… Согласен с предыдущими комментариями, в подобной статье нужно было поднимать совсем другие вопросы.

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика