Когда «всё под контролем» сознания

В.Козлов
Валерий Козлов,
доктор медицинских наук, профессор
Деятельность любого специалиста не исключает выполнение ошибочных действий, которые, как известно, приводят к негативным последствиям. Поэтому проблема профилактики ошибок всегда стояла и стоит очень остро. С этой целью разрабатываются различного рода рекомендации, как по совершенствованию подготовки специалистов, так и по оптимизации их деятельности. Нередко внедрение рекомендаций требует дополнительных финансовых затрат. И это не всегда воспринимается лояльно. Однако среди рекомендаций есть одна, которая исключительно проста по сути, еще проще по исполнению, а уж тем более не требует вложения финансов в свою реализацию. Это – «включить сознание».

Интересно, что в силу определенных причин (не медицинское и не психологическое образование и др.) эта рекомендация у некоторых вызывает улыбку, а у кого-то даже прямое непонимание и отторжение. И вины этих специалистов в таком отношении к данной рекомендации нет никакой. Они просто не представляют, что значит «включить сознание», почему, и когда это необходимо делать в обязательном порядке. Поэтому на происхождении и сути данной рекомендации остановимся подробно, тем более сам автор занимался изучением и внедрением данной рекомендации в авиационной практике.

Каждый знает, что в основе выполнения любой профессиональной деятельности лежат навыки. Понятие «навык» широко используется в производственной среде, однако, что из себя он представляет и как формируется, знают далеко не многие. А навык – всего лишь способ автоматизированного выполнения действия. Это значит, что специалист выполняет действие, не задумываясь о том, что делает, т. е. автоматически, без привлечения для контроля за ним сознания. Такое достигается после многократных повторений одного и того же действия, что, собственно, и приводит к формированию навыка. Суть последнего заключается в том, что не только отрабатывается исполнение действия, но и, что самое главное, происходит смена уровня регуляции, который становится ниже. Оказывается, что в процессе формирования навыка психическая регуляция действий передается от коры больших полушарий головного мозга, осуществляющих сознательный контроль за происходящим, сначала к подкорковым образованиям мозга, а затем даже спинному мозгу. Когда это состоится, то процесс формирования навыка завершается, и специалист легко выполняет определенное действие, не контролируя его сознанием. Образно говоря, руки и ноги четко работают при абсолютно свободном сознании.

Рассмотрим примеры. Все, кто что-то осваивал, особенно вождение автомобиля, помнят, как в первых поездках каждое действие требовало повышенного внимания, т. е. активного участия сознания. Прежде, чем что-то сделать, человек заранее это продумывал, а затем внимательно контролировал исполнение. Потом действия начинали выполняться быстрее и проще и, наконец, наступал момент, когда обучаемый без напряжения сознания мог легко выполнить все действия по вождению. Т.е. регуляция действий от коры головного мозга, обеспечивающей сознательный контроль, перешла к спинному мозгу, осуществляющему автоматическое их выполнение.

Становится понятным, что навыки – это благо и при освоении любой профессии всегда стремятся к их отработке. Но важно подчеркнуть другое: навыки эффективны только при сохранении условий, в которых они отрабатывались, и отсутствии выбора при их реализации! Изменение условий труда требует, как правило, другого действия, а не того, что выполнялось как навык ранее. Чтобы это требование выполнить, необходимо оценить изменившиеся условия и выбрать правильное, адекватное им действие. А сделать это можно, только используя сознание. Вот почему и появилась рекомендация «включить сознание». Данная рекомендация полезна и в ситуациях, когда требуется, в зависимости от обстоятельств, осуществить альтернативный выбор одного из навыков и его реализовать. Понятно, что бессознательный подход в таких случаях чреват ошибками.

Теперь рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда «включить сознание» требуется в обязательном порядке, иначе высока вероятность ошибок.

Первая ситуация. Она описана выше и связана с изменением условий, в которых отрабатывались навыки. Например (очень полезный для большинства читателей пример!), у водителя сформировался летний стиль вождения автомобиля, но внезапно выпал первый снег. Если водитель, не «включив сознания», этого не учел и не изменил стиль вождения (не увеличил дистанцию, не снизил скорость, не стал тормозить ступенчато и др.), то он станет активным участником «дня жестянщика».

Вторая ситуация. Одними органами управления выполняются две процедуры, что достигается разным объемом или последовательностью действий. Например, открытие дверей в самолете. Естественно, у специалиста имеются и два вида сформировавшихся навыков. Какая и когда выполняется процедура, а, следовательно, какой вид навыков реализуется, зависит от обстоятельств. В этих случаях обязательно следует «включать сознание», поскольку высока вероятность при бессознательном подходе перепутать процедуры и несанкционированно выпустить трап. Поэтому данная рекомендация служит одним из важных инструментов защиты у бортпроводников от собственных ошибок, приводящих к несанкционированному выпуску трапа.

Третья ситуация. У специалиста сформировался и закрепился в процессе практики навык, но при освоении другой авиатехники этот навык не может быть использован и требуется сформировать новый. Пока последний не отработан, специалист все делает под контролем сознания. Но вот наступает момент, когда новый навык сформировался, но еще как следует не закрепился и не «подавил» старый. Поэтому в этих условиях старый навык иногда (при отсутствии сознательного контроля) может проявиться и привести к негативному результату. Поэтому надо знать о возможности «отрицательного переноса навыка» и волевым усилием долго сознательно контролировать выполняемые действия, т. е. постоянно «включать сознание».

Четвертая ситуация. Если авиатехника имеет эргономический недостаток, когда можно перепутать органы управления (например, тумблеры, педали и др.), «включать сознание» при взаимодействии с ними обязательно. В противном случае перепутывания не избежать.

Пятая ситуация. Если действие исключительно важное и цена ошибки чрезвычайно высокая, то выполнять его необходимо при обязательном контроле сознания. Уместно вспомнить здесь о высокоавтоматизированных самолетах, где навыки просты и быстро формируются, но допущенная ошибка имеет очень высокую цену, поэтому работа со всеми органами управления должна осуществляться при «включенном сознании» и под контролем непилотирующего летчика.

Таким образом, изменение условий деятельности или наличие альтернативных навыков требует при выполнении действий обязательного «включения сознания». В противном случае не избежать ошибок и их негативных последствий.

Приведу пересказ со слов пассажирки, пострадавшей в авиакатастрофе в аэропорту Сургута 1 января 2011 г., опубликованный в «Новой газете» 07.01.2011.

«Самолет стоял. Люди уже разделись. Засунули свои норковые шубы в верхние ящики. Моя знакомая сидела в куртке рядом. Все уже пристегнулись. Когда завели двигатели, заорали «нанайцы», они сидели возле туалета и первые почувствовали дым. Сразу отрубился свет и стюардессы кричали «всем на пол». Запахло дымом. Моя знакомая оглянулась и увидела огонь. Пластик мгновенно весь загорелся. Наклонилась к полу и почувствовала, что потянуло свежим воздухом. Хотела уже ползти, но ей зажало ноги, потому что люди с задних кресел полезли прямо по головам впереди сидящих. По ней прошелся какой-то мужик. Короче, когда освободила ноги, полезла тоже через кресло на крыло, где открыли запасной выход (она удачно сидела – ряд рядом с крылом). Добравшись до выхода, её уже кто-то выдернул, а дальше с крыла её снял по лестнице работник аэропорта. Люди в панике прыгали с крыла, ломали ребра, ноги. Одна девушка выпрыгнула прямо из этого выхода на полосу. Кто-то потерял родственников. Кричал. Последние люди выходили уже с черными лицами. Паника. Шок. Отравились все абсолютно. Побежали сами в здание аэропорта. Кто босиком, кто раздетый…

Уже в здании аэропорта моя знакомая услышала взрыв. Смотреть не стала… А потом они все сидели в накопителе без еды до 18.00. Наша российская действительность: МЧС приехало поздно, скорых тоже не хватает. Не кормили. Дали только воды. Работники аэропорта выдали людям вещи, обувь, предложили зарегистрироваться на следующий рейс. Милиция переминалась с ноги на ногу и не знала, как взять со всех объяснительную. Главное ведь – бумажку!

Моя знакомая поехала домой поесть, а потом в больницу, потому что ноги пострадали. А по поводу погибшей хочу сказать, что если бы все выходили друг за другом, а не создавали пробки, вытаскивая свои шубы, ноутбуки и другие ценные вещи, возможно, бесценная жизнь женщины была бы сохранена».

Эта информация дает обильную пищу для размышлений многим ведомствам, должностным лицам и простым гражданам. А если вернуться к теме статьи, можно сказать, что действия в подобной, исключительно стрессовой ситуации регулируются качественно иными механизмами – тут у кого-то «включается» что-то ранее якобы отсутствовавшее, а у кого-то наоборот – «отключается» даже то, чем он руководствовался всю свою предшествующую жизнь. Но и «включается», и «отключается» всё то же сознание.

В заключение продемонстрируем целесообразность пользования рекомендацией «включить сознание» в повседневной жизни. Так, в быту без «включения сознания» не следует выходить из дома, чтобы позже не мучить себя вопросами: выключен ли утюг, телевизор и т.д. Не следует забывать о включении сознания с возрастом, когда меняется осанка, появляется сутулость и шаркающая походка. Чтобы не попасть во власть этих признаков старения, автоматически приобретаемых с годами, необходимо включить сознание и контролировать собственную осанку, положение плеч и подъем ног при ходьбе.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика