Indo Defence-2010: под знаком перемен

Сергей Вальченко,
кор. «Интерфакса-АВН» специально для «Авиапанорамы»
Международная оружейная выставка Indo Defence-2010, которая прошла в столице Индонезии Джакарте с 10 по 13 ноября, во многом отличалась от предыдущих. Если раньше эти выставки проходили на военно-воздушной базе вблизи столицы, то теперь экспозиции были развернуты в павильонах выставочного центра. «Демилитаризация», может быть, не лучшим образом сказалась на летной программе, зато добавила комфорта участникам и гостям. Но это далеко не единственная перемена из тех, что ждали в Джакарте российскую делегацию.

То вулканы, то Обама

Значительная часть российской делегации добиралась на индонезийскую выставку с приключениями, которые устроил вулкан Мерапи. Расположенный на острове Ява в 450 км от Джакарты, он встревожил своим извержением не только местных жителей. Поднявшийся после извержения на большую высоту вулканический пепел вынудил ряд крупных авиакомпаний ввести временный запрет на полеты в столицу Индонезии. Только за пару дней до открытия выставки все ограничения были сняты, и участники форума, хотя и с небольшой задержкой, на него попали.

Накануне открытия Indo Defence-2010 Джакарту накрыла еще одна «стихия» – визит большой американской делегации во главе с президентом США Бараком Обамой. Это явление уж точно рядовым не назовешь, по крайней мере, по эмоциональной окраске. Индонезийцы ждали его давно, практически с момента избрания Обамы президентом. Жители Индонезии считают главу США почти своим. И все потому, что в детстве он четыре года прожил в Джакарте вместе с матерью и отчимом.

В индонезийском обществе приезд Обамы встретили с энтузиазмом. Причем в самых разных кругах, начиная от правительственных и заканчивая обитателями трущоб, которых в 240-миллионной стране, к сожалению, хватает. Визиту земляка газеты посвящали целые выпуски, местное телевидение фиксировало каждый миг пребывания американского президента на индонезийской земле. И хотя все тот же вулкан Мерапи подсократил программу визита Обамы в Джакарту, его значение для развития американо-индонезийских отношений, наверное, трудно переоценить.

В Индонезии очень многие связывают этот визит с завершением периода охлаждения отношений США и мусульманской Индонезии, который наблюдался с конца 1990-х. В 1999 г. в связи с боевыми действиями индонезийской армии в Восточном Тиморе США ввели эмбарго на поставку вооружений в эту страну, в том числе запчастей для военных самолетов и вертолетов американского производства, которые стоят на вооружении ВВС Индонезии. При администрации Джорджа Буша взаимоотношения двух стран стагнировали на фоне общего кризиса в отношениях США и исламского мира, разразившегося после 11 сентября 2001 г.

И вот теперь, при Обаме, контакты самой большой мусульманской страны мира и США вполне могут получить новое дыхание. По крайней мере, президент США в Джакарте привел Индонезию, с ее религиозным и культурным многообразием, в пример мусульманским странам и даже Западу, которые подчас забывают, что «единство в многообразии». По его прогнозу, Индонезия выйдет на лидирующие позиции в XXI веке.

Как раз этот фактор бизнес-планам российской делегации, приехавшей в Джакарту, был способен помешать куда больше, чем вулканический пепел Мерапи.

Россия в свое время довольно успешно использовала разлад между бывшими союзниками для продвижения своей продукции военного назначения. В результате стали возможными относительно крупные контракты в области военно-технического сотрудничества. Например, на вооружении ВВС Индонезии в эти годы появились российские истребители Су-27 различных модификаций.

Made in Russia

Естественно, и «Рособоронэкспорт», и другие российские экспортеры военной продукции хотели бы сохранить положительный тренд российско-индонезийского ВТС. Тем более, что для этого было сделано немало. Еще во времена президенства Владимира Путина страны обменялись визитами на высшем уровне. Идя навстречу пожеланиям небогатого партнера, Россия выделила Индонезии миллиардный госкредит под закупку российских же вооружений. И финансовая схема уже начала работать.

Например, именно в счет этого кредита Индонезия приобрела в России 18 боевых машин пехоты БМП-3Ф стоимостью в $40 млн для оснащения береговых подразделений. Контракт будет выполнен до конца 2010 г. Учитывая повышенный интерес индонезийцев к легкобронированной технике, Курганмашзавод вместе с «Рособоронэкспортом» предложили им модернизированный БМП с более мощным двигателем. Кроме того, россияне готовы создать в Индонезии совместное предприятие по обслуживанию бронетехники отечественного производства.

По оценке официальных лиц российской делегации на Indo Defence-2010, шансы получить положительный ответ на эти предложения довольно высоки. Есть, правда, одно «но»: уж об очень небольшой сумме контракта здесь может идти речь.

Гораздо более «денежным» направлением является поставка авиатехники. Здесь, по оценке экспертов, Россия пока может надеяться, что Индонезия докупит к своим десяти самолетам Су-27 еще штук шесть истребителей этого класса. Но, скорее всего, это удовольствие Джакарта растянет года на четыре.

Еще один авиационный проект на индонезийском направлении – поставка местным ВВС учебно-боевых самолетов Як-130. Индонезия действительно проводит тендер на учебный самолет. Но безоблачными перспективы российского самолета, к сожалению, не назовешь. Непреодолимым препятствием на пути к победе может стать южнокорейский Т-50 «Золотой орел». Отнюдь не в силу каких-то летно-технических преимуществ южнокорейца, тем более, что их объективно нет. Просто на результатах этого тендера как раз и может сказаться тот самый фактор потепления отношений между Индонезией и США, знаком которого стал визит Обамы. Дело в том, что Т-50 не чисто корейский продукт, а, скорее, корейско-американский: в нем много американских комплектующих.

Организаторы тендера обещают объявить его итоги в ближайшие месяцы. Так что пока дуэль Як-130 и Т-50 продолжается.

В области военной авиации Россия вряд ли может что-то еще предложить Индонезии. А жаль. Потому что потребности в самолетах у государства с самым большим в мире количеством островов, конечно же, есть. По крайней мере, президент страны Сусило Бамбанга Юдойоно с большим интересом знакомился с представленным на стенде западноевропейского концерна EADS военно-транспортным самолетом А440М. Кстати, и деньги у страны на эти цели есть. Сообщалось, что в 2010 г. бюджет ВВС страны увеличен до 5–7 трлн рупий ($531,6 млн – $744,6 млн), по сравнению с 4 трлн рупий ($425,5 млн) в 2009 г.

В секторе гражданской авиапродукции ведущие российские фирмы – компания «Сухой» и корпорация «Иркут» – презентовали свои известные творения. Это региональные «Сухой Суперджет 100» и Ан-148, перспективный магистральный МС-21, а также самолет-амфибия Бе-200.

«Рособоронэкспорт» пытается «застолбить» в Индонезии еще одно, довольно денежное направление – поставку подводных лодок. Многоостровное государство в последнее время проявляет повышенный интерес к этому виду военно-морской техники, поскольку у некоторых ее соседей подлодки уже есть. В силу особенностей акватории Индонезии нужны небольшие подлодки. У российских судостроителей нужные проекты есть. Это дизель-электрические подлодки нового поколения проекта 1650 «Амур».

Удастся ли довести дело контрактов – вопрос открытый. Что касается соглашения, подписанного в Джакарте на Indo Defence-2010, то его, к сожалению, масштабным не назовешь. Речь идет о поставке авиационных ракет класса «воздух–воздух» для самолетов «Су». Стоимость контракта около $50 млн. Он также будет реализовываться в счет российского оружейного кредита.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика